Платон и Аристотель – рассвет философии античности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Платон и Аристотель – рассвет философии античности



Классика, вершина античной мысли. Она достигает тех результатов, дальше которых идти нет возможности. Платон, как ученик Сократа развивает концепцию идей. Он распространяет идеальность на всё бытие: каждый предмет, каждое явление, каждая вещь прообразом своим имеет идею.

Идея (по Платону) истина, существующая в бытие. Это образ, образец, эйдос.

Платон и концепция мира идей. Эта концепция выражена в мифе о пещере.

Миросозерцание есть основополагающая основа античной философии.

Умозрение – есть основополагающая установка античной мысли.

Атрибут – неотъемлемое качество или свойство либо предмета либо субстанции.

Акциденция – это случайное качество предмета субстанции.

Транцендент – переход за черту.

Субстанция является причиной самой себя.

Апория – логическое затруднение. Апория, как логическое затруднение, как невозможность без противоречия в пустоту множества и движения.

 

Социально-политические воззрения Платона и Аристотеля

Платон – объективный идеалист. Идея Платона не есть мысль. Концепция идеального государства.

Идея–благо – является фундаментальной, основополагающая.

Справедливость.

ПЛАТОН – ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИСТ

У Платона идея существует независимо от человека.

Антология Платона

 

Идея     Предмет   Материя


Идея – истина, сущая в бытие.

Идея, как чистое бытие, есть актуальность.

 

Предметы есть мерцающее бытие, некое несовершенство

 

 

Материя становится небытием.

Она есть потенциальность.

 

С точки зрения Платона наш мир есть мир предметов, он реальность действия Демиурга (некое божество). Он берёт потенциальную сторону бытия и соединяет её с материей. Так появляется мир предметов. Предметы оказываются бытийствующими, ибо они сопричастны бытия.

Материя, будучи нечто, оказывается небытием. В отличие от материалистов, Платон, ориентирован на мысль, что мы не можем почувствовать материальность, нам они представлены в виде неких форм. В чистом виде мы никогда не встречаемся с материей.

Антология Платона может быть проецирована на уровень познания. И здесь можно утвердиться в принципе идеи.

Гносеология Платона

Идея есть абсолютное совершенство. Человек, как воплощённая идея, вынужден познавать этот мир заново. Сама ситуация познания, любопытства теряет некое качество совершенства. Познание – есть припоминание. До воплощения идея человека, находясь в мире идей, обладает всей полнотой знания о всех возможных идеях. Воплощаясь, человек перезабывает. Человек находится в «выигрышном» положении к глупцам и богами. Философ – человек, не способный похвастаться абсолютными знаниями, но он вырисовывает как фигура, стремящаяся к этому пределу абсолютной полноты знаний. Мудрец – человек, стремящийся к постижению мира. Движение припоминания задействуется через движущую силу, называющуюся эросом. Эта сила заставляет нас побуждать, восходить к идеальности, абстрактности, она устремляет нас к пределу. Эрос побуждает нас подходить к абстрактности и понятийности идеи.

Проекция антологии и гносеологии на социальной сфере

Платон

У каждого явления есть свой прототип, свой идеал.

Концепция идеального государства.

Порядок в социальном устройстве идеального государства возможен только в том случае, если каждый представитель этого общества занимается тем делом, что ему свойственно по природе. Классы людей в идеальном государстве:

- ремесленники, крестьяне, торговцы

- воины

- мудрецы, философы, которые управляют государством.

Эти три класса людей выделяются в соответствие пробуждениями души. Каждый из нас обуревает определённого рода страстями. И здесь заостряется внимание на некой индивидуальности.

Учение о душе. Душа человека состоит из трёх составляющих:

1. Вожделеющая часть души       -      умеренность

2. Аффективная часть души        -      мужество

3. Разумность                                 -      мудрость

Исходя из этого учения Платон составляет классы людей. Вожделеющая часть души – ремесленники, крестьяне и торговцы. Воинам присуща аффективная часть души, хотя у них есть некая разумность и вожделение. Мудрецам и философам свойственна разумность, им соответствует добродетель.

Мудрецы, управляющие государством прежде всего утверждают свои полномочия в сфере воспитания педагогики.

Платонизм – первая философская концепция, основанная на сущности всего.

Философия Платона свойственно стремление к истине. Когда мы соизмеряем реальный мир с идеальным мы приходим к истине, носящей истинный и непреложный характер.

Идеальное государство – идеал, вырисовывающий всё государство с его несовершенствами.

Реальное социально-политическое устройство:

1. Тимократия – наименее худшая власть. Власть лучших, легитимное оказывается лучшим. Нет проблемы социальной поляризации – бедняки и знать проводят время вместе. Они разделяют одну и ту же игру. Они тонко замечают, что у лучших представителей есть жёны, которые снедают его тем, что он равняется с простолюдинами.

2. Олигархия. Более худшая власть. Правят те, у кого есть материальные средства. Пропасть между бедными и богатыми достигает апогея. Бедных это не устраивает и олигархия медленно вырождается.

3. Демократия. Ещё более худшая власть. Власть народа, или власть толпы (охлократия). Ничего не меняется, богатые и бедные меняются местами.

4. Тирания. Абсолютное зло в рамках социально-политического устройства. Абсолютная власть народного представителя. Для того, чтобы утвердиться во власти, тиран обращает гнев народа на внешнюю угрозу, то есть перманентная война.

Диалектика Платона

Диалектика есть способ различение «претендентов». Речь касается вопроса об истинности притязаний одних и ложности притязаний других. Диалектика есть искусство различения по родам и видам. В столкновении противоположностей приобретает свои качества. Слабость платонизма чувствуется киниками (отсайдеры от философии). Диалектика есть отыскание истины, или отсеивание ложных претендентов. Необходимо идеологическое постулирование мира сущности.

Философия Аристотеля

Аристотель – учёный муж, воспитатель Македонского. Он развивает платонизм. Для Аристотеля идея совершенно бесполезна в познании окружающего реального мира. Он предстаёт в качестве человека, ориентированного на естественнонаучную мысль.

Идея совершенно не связана с вещью. Идеи самой по себе наплевать на то, что творится с её воплощением, она находится в мире идей в абсолютном блаженстве. С точки зрения логики у Платона прописана логическая связь вещи с идеей, но не идеи с вещью. Вещь сопричастна с идеей, а идее совершенно безразлично, что происходит с вещью.

Исходя из сопоставления с миром идей мы никогда не познаем реальный мир. Здесь он пользуется логикой третьего человека, которая формально есть размышление, рассуждение, которое приводит к рассуждению и противоречию первого постулата. Есть идея человека, помогающая познать реального человека. Идея и реальный человек не связаны, это значит, что нет мира идей, как независимых от мира сущности. Соответственно в его философии речь идёт не об идее, а о форме. Нет никакого смысла полагать сущность предмета без самого предмета. Поэтому актуальность, выражаемая в образе идей у Платона, у Аристотеля становится формой. Идея, воплощённая в форме. Идея есть концепт. Она находится в самом предмете. Поэтому актуальность есть форма. Форма у Аристотеля есть полнота содержания, то, что лишено формы, сущности, не может быть названо актуальным.

С точки зрения Аристотеля есть не идея, а форма. Причём каждый предмет, или каждое явление этого реального мира, может быть истолкован как исходя из формы так исходя и из материи.

Бытие у Аристотеля представлено через ступенчатую модель.

 


 Форма всех форм (актуальность)

 

 

                                                                                  Умозрение

 

                                                            Материя (потенциальность)

Теория четырёх причин Аристотеля:

1. Формальная причина. Отвечает на вопрос «что?». формальные

2. Целевая причина. Отвечает на вопрос «зачем?»    причины

3. Действующая причина. Отвечает на вопрос «кем?»

4. Материальная причина. Отвечает на вопрос «из чего?».

Аристотель критикуя Платона, во-первых, реабилитирует реальным мир, мир предметов, ибо он призывает вернуться с высот на землю, во-вторых, он реабилитирует материю, делая её полноправной участницей в деле сотворения реальностей, она есть одна из причин сотворения этого мира.

Аристотель реабилитирует реальный имперический мир (мир предметов). Он упоминает наличие оформленности этого мира.

У Платона мы сталкиваемся с извечным воспроизводимым порядком вещей, он всегда тот же, он не изменен, как и сам порядок вещей. Диалектика Платона подразумевает не полагание противоположностей, но их предположение. Из этого следует, что у Платона утверждается неизменный порядок бытия. Для Аристотеля возникает фундаментальная проблема – проблема объяснения феномена становления. Он решает эту проблему через теории актуальности и потенциальности. Актуальность – это наличность, потенциальность – это вероятность, что в последствие станет наличным. Время хоть и трогает человека, но не затрагивает бытийность.

Перводвигатель – форма всех форм. Это не просто актуальность, это чистая актуальность, без всяких примесей бытия. Это абсолютное совершенство. Это божественный принцип, чистая идеальность, обращённая сама на себя. Он недвижим, он находится в покое, так как он есть последняя реальность и на него никто не давит, он божество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.01 с.)