Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гераклит и зачатки диалектического способа мышления.

Поиск

У него утверждается диалектичность мыслей.

Диалектика есть метод и сама реальность, основывающийся на противоречии, которое лежит в основе развития какой-либо реальности.

Для него постулатом становится мысль, что мир изменчивым невозможно войти в одну реку дважды, ибо всё течёт и развивается. Первоначало всего сущего есть огонь, мерно возгарающий и мерно потухающий. Эта изменчивость отсылает к войне и противостоянию. Само развитие чего-либо обязано столкновению противоположностей. Диалектика и утверждается на основе столкновении чего либо, на двойственности, на неком противоречии. Для Гераклита свойственно мифологическое мировосприятие. Речь идёт об образе огня, который он избирает. Огонь – мировая душа в целом, мировая душа космоса,, хаотического столкновения сил. Мировая душа есть огонь космоса как некое божество, и это божество как частица существует как человеческая душа. Мировой процесс цикличен, тобеж горение мирового огня придерживается цикла. Здесь появляется учение об экпиросис – сгорание бытия, когда оно пожирает само себя и приводит к тотальному разрушению природы как таковой. Но здесь фиксируется парадоксальность: через некоторый цикл огонь возгарается вновь от углей. Следственно, никогда это бытие не выгорает полностью, но речь идёт только о сугубо мифологическом представлении мира.

Школа софистов

Софисты – это учителя мудрости.

Натурфилософская проблематика исчерпала себя.

Возникает прямое недоумение в отношении философского познания. Софисты – то люди, которые впервые ориентировали мысль на человека. Поэтому мысль их связана с антропологическим поворотом философии. Я – человек. Софисты впервые предлагают акцентировать внимание на способности данности человеку окружающего мира – мир дан таким, каким я его вижу. Эта установка уходит в прошлое. Человек, воспринимая этот мир, видит его не таким как он есть, а конституирует его, вносит свои мысленные изменения. Метод и есть сама реальность. Здесь предметом становится видение этого мира. Софисты зарекомендовали себя парадоксально и противоречиво, преобладает негативное отношение. Они первые, кто догадались брать деньги за обучение философии. Обучение становится важным в деле взросления. Для софистов свойственна эристика – рассуждение, по форме носящее диалектический характер, направленное на достижение выгоды.

Протагор и Горгий – софисты.

Человек есть мера всех вещей – Протагор.

Горгий становится фигурой, которая ассоциируется с агностицизмом. Он отрицает возможность познания. Агностицизм становится субъективизмом.

Агностицизм – принципиальная непознаваемость этого мира.

Обменяться истинами у людей нет никакой возможности.

Софисты абсолютизирует релятивизм.

Эта мысль субъективна и относительна.

Абсолютизирование субъективизма и релятивизма – ошибка софистов.

Выгода не философична.

Сильные стороны софистики:

- антропологический принцип и торжество меры, утверждающей реальность, которая творится в восприятии человека. Но здесь речь идёт не о единичном человека, а о человеческом роде.

- отталкиваясь от идей конституирования мира категориями мышления мы не должны забывать, что законы логики, законы рассуждения не выводимы из деятельности какого-либо рода. Закон исключённого третье одинаков для всех.

Сократ

Сократ учится у софистов, он учится у софистов: выведения противника из себя.

Сократ высказывает мысль: «Я знаю, что ничего не знаю». Этим он подкупает своих оппонентов, тех людей, с кем заводит беседу и диалог. Но задавая наводящие вопросы заставляют поверить в его великое знанию.

Сократ открывает мир идей в преддверии платонизма. Мир абстракций, которые мыслятся в форме понятий. Эти абстракции выявляются в действии транцинденции. Концепция Сократа – этический рационализм. Он открывает мир идей только в области этики. Здесь обозначается драма Сократа – он выпил яд и умер. Этический рационализм проявляется в противостоянии традиций, противостоянии изживших себя верований, говорящим нам как жить в этом мире. Его обвиняют в безверии.

Методом философии Сократа становится диалог, постоянное вопрошание, которое уточняет притязание Сократа на ту или иную истину. Результат диалога – истина. Сократ движет свой мыслью в диалоге. Апология – защитительная речь. Мойевтика – искусство родовспоможения. Методом Сократа становится именно мойевтика. Диалектика – момент философствования Сократа. Диалектика Сократа носит вспомогательный характер. Оно стоит для утверждения истины в форме понятия. Начинается рассуждение от противного.

Его рационализм проявляется ещё в одном пункте: благо и добро, которые становятся на место традиции, оспариваемые в мыслях Сократа, связаны сугубо с разным, добро разумно, следовательно, оно не может быть неразумно. Человек, познавший добро, не может делать зло. Разум оказывается некой силой, которая полностью должна подчинить человека. Аристотель ответил на это: «Знание добра ещё не ведёт к исполнению и осуществлению этого добра в жизнь».

Сократ ссылается не только на разум, он понушается на даймонию (демон).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.168 (0.009 с.)