Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гераклит и зачатки диалектического способа мышления.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
У него утверждается диалектичность мыслей. Диалектика есть метод и сама реальность, основывающийся на противоречии, которое лежит в основе развития какой-либо реальности. Для него постулатом становится мысль, что мир изменчивым – невозможно войти в одну реку дважды, ибо всё течёт и развивается. Первоначало всего сущего есть огонь, мерно возгарающий и мерно потухающий. Эта изменчивость отсылает к войне и противостоянию. Само развитие чего-либо обязано столкновению противоположностей. Диалектика и утверждается на основе столкновении чего либо, на двойственности, на неком противоречии. Для Гераклита свойственно мифологическое мировосприятие. Речь идёт об образе огня, который он избирает. Огонь – мировая душа в целом, мировая душа космоса,, хаотического столкновения сил. Мировая душа есть огонь космоса как некое божество, и это божество как частица существует как человеческая душа. Мировой процесс цикличен, тобеж горение мирового огня придерживается цикла. Здесь появляется учение об экпиросис – сгорание бытия, когда оно пожирает само себя и приводит к тотальному разрушению природы как таковой. Но здесь фиксируется парадоксальность: через некоторый цикл огонь возгарается вновь от углей. Следственно, никогда это бытие не выгорает полностью, но речь идёт только о сугубо мифологическом представлении мира. Школа софистов Софисты – это учителя мудрости. Натурфилософская проблематика исчерпала себя. Возникает прямое недоумение в отношении философского познания. Софисты – то люди, которые впервые ориентировали мысль на человека. Поэтому мысль их связана с антропологическим поворотом философии. Я – человек. Софисты впервые предлагают акцентировать внимание на способности данности человеку окружающего мира – мир дан таким, каким я его вижу. Эта установка уходит в прошлое. Человек, воспринимая этот мир, видит его не таким как он есть, а конституирует его, вносит свои мысленные изменения. Метод и есть сама реальность. Здесь предметом становится видение этого мира. Софисты зарекомендовали себя парадоксально и противоречиво, преобладает негативное отношение. Они первые, кто догадались брать деньги за обучение философии. Обучение становится важным в деле взросления. Для софистов свойственна эристика – рассуждение, по форме носящее диалектический характер, направленное на достижение выгоды. Протагор и Горгий – софисты. Человек есть мера всех вещей – Протагор. Горгий становится фигурой, которая ассоциируется с агностицизмом. Он отрицает возможность познания. Агностицизм становится субъективизмом. Агностицизм – принципиальная непознаваемость этого мира. Обменяться истинами у людей нет никакой возможности. Софисты абсолютизирует релятивизм. Эта мысль субъективна и относительна. Абсолютизирование субъективизма и релятивизма – ошибка софистов. Выгода не философична. Сильные стороны софистики: - антропологический принцип и торжество меры, утверждающей реальность, которая творится в восприятии человека. Но здесь речь идёт не о единичном человека, а о человеческом роде. - отталкиваясь от идей конституирования мира категориями мышления мы не должны забывать, что законы логики, законы рассуждения не выводимы из деятельности какого-либо рода. Закон исключённого третье одинаков для всех. Сократ Сократ учится у софистов, он учится у софистов: выведения противника из себя. Сократ высказывает мысль: «Я знаю, что ничего не знаю». Этим он подкупает своих оппонентов, тех людей, с кем заводит беседу и диалог. Но задавая наводящие вопросы заставляют поверить в его великое знанию. Сократ открывает мир идей в преддверии платонизма. Мир абстракций, которые мыслятся в форме понятий. Эти абстракции выявляются в действии транцинденции. Концепция Сократа – этический рационализм. Он открывает мир идей только в области этики. Здесь обозначается драма Сократа – он выпил яд и умер. Этический рационализм проявляется в противостоянии традиций, противостоянии изживших себя верований, говорящим нам как жить в этом мире. Его обвиняют в безверии. Методом философии Сократа становится диалог, постоянное вопрошание, которое уточняет притязание Сократа на ту или иную истину. Результат диалога – истина. Сократ движет свой мыслью в диалоге. Апология – защитительная речь. Мойевтика – искусство родовспоможения. Методом Сократа становится именно мойевтика. Диалектика – момент философствования Сократа. Диалектика Сократа носит вспомогательный характер. Оно стоит для утверждения истины в форме понятия. Начинается рассуждение от противного. Его рационализм проявляется ещё в одном пункте: благо и добро, которые становятся на место традиции, оспариваемые в мыслях Сократа, связаны сугубо с разным, добро разумно, следовательно, оно не может быть неразумно. Человек, познавший добро, не может делать зло. Разум оказывается некой силой, которая полностью должна подчинить человека. Аристотель ответил на это: «Знание добра ещё не ведёт к исполнению и осуществлению этого добра в жизнь». Сократ ссылается не только на разум, он понушается на даймонию (демон).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.168 (0.009 с.) |