Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учение Аристотеля о государстве↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Теорию государства он изложил в сочинении «Политика». 2. Социально-политическое учение Аристотеля опиралось на идею о том, что человек существо социальное, «политическое животное», живет в обществе, а регулирующим механизмом общества является государство. 3. Одна из задач государства ¾ обеспечение справедливости как общего блага. Это достигается воспитательными средствами. Аристотель считал, что государство не должно стремиться к воспитанию нравственно совершенных граждан, достаточно, чтобы граждане обладали основной добродетелью гражданина - умением повиноваться властям и законам ¾ Программа - минимум. Сам власть имущий должен быть нравственно совершенным ¾ Программа - максимум. 4. В учении о государстве Аристотель высказал некоторые положения, которые легли в основу современной теории политической власти: ¾ государство ¾ «форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством» (III, 1); политическое устройство ¾ «порядок, который лежит в основании распределения государственных властей» (VI, 1); политическое устройство опирается на власть закона, который является «теми основаниями, по которым властвующие должны властвовать и защищать данную форму государственного быта против тех, кто её нарушает» (VI, 1); ¾ власть делится на 3 части: законодательную, административную и судебную; ¾ основа государства ¾ гражданин; граждане - те, кто исполняет воинскую, административную, судейскую и жреческую функции (III, 1); ¾ патриархальная теория происхождения государства: государству предшествуют семья и селение - как его энтелехия (потенция - возможность); в семье заложены три формы отношений: «господин и раб, муж и жена, отец и дети», т.е. отношений «... господских, супружеских и родительских» (I, 2).; несколько семей со временем образуют селение[2];... из нескольких селений возникает государство;... власть в государстве - продолжение власти главы семьи (это власть монархическая; отсюда и первая форма политического устройства - патриархальная монархия); 5. Аристотель делил все государства на виды по формам правления: три правильных (монархия, аристократия и полития - республика) и три неправильных (тирания, олигархия и демократия - охлократия). 6. Аристотель дал определение каждому виду государства. 7. Лучшим видом государственной власти Аристотель считал аристократическую форму правления: при аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами; аристократия возможна лишь там, где личное достоинство ценится народом. Еще одна правильная форма правления - полития = власть большинства = республика: большинству присуща единственная общая всем добродетель - воинская, поэтому «республиканское общество состоит из таких людей, которые по природе своей воинственны, способны к подчинению и власти, основанной на законе, по которому правительственные должности могут предоставляться и бедным, лишь бы они были достойны». 8. Аристотель дал характеристику и неправильным формам государства. Резко отрицательно Аристотель относился к тирании, т.к. «тираническая власть не согласна с природой человека». Вторая неправильная форма - олигархия ¾ власть немногих, но не достойных (как при аристо-кратии), а богатых. Третья неправильная форма ¾ демократия, существующая в 2-х вариантах: 1) демократия, которая основана на законе; 2) демократия, при которой власть находится в руках толпы, фактически же в руках народных льстецов-демагогов, а не закона; 9. Аристотель не принял проект идеального государства Платона и критиковал его (например, за отсутствие частной собственности ¾ сам Аристотель видел в ней «несказанное удовольствие»; за жесткое разделение обязанностей ¾ Аристотель считал, что общее благо должно быть общей заботой и т.п.). Аристотель отмечал: «Все мысли Платона хотя чрезвычайно изысканы, остроумны, оригинальны и глубоки, но при всём том трудно сказать, чтобы были верны» (II, 3). 10. Представления Аристотеля об идеальном государстве очень неопределенные: ¾ большинство населения среднее сословие, владеющее умеренной собственностью; ¾ т.обр., Аристотель - демократ - сторонник средних слоёв населения, большинства?¾ Нет, это не так. Аристотель выступает в своем проекте на стороне большинства или даже всех граждан, но исключает из их числа большинство жителей государства; разделяя все население государства на существенные и несущественные, но необходимые, части, Аристотель к необходимым, но несущественным частям государства относит всех трудящихся, а к существенным - лишь воинов и правителей. Аристотель прямо заявляет, что «государство, пользующееся наилучшим политическим устройством, не даст ремесленнику прав гражданина» (III, 3); «граждане же такого (наилучшего) государства не должны быть земледельцами» (ведь у ремесленников и земледельцев нет философского досуга для развития в себе добродетели). ¾ Аристотель в своем проекте идеального государства выступил как апологет рабовладения: полноправный гражданин - грек не должен быть ни ремесленником, ни земледельцем, ни торговцем, но эти занятия в государстве совершенно необходимы; выход из создавшегося противоречия Аристотель видел в экспансии греков; место греков должны занять варвары - рабы; ¾ Идея рабовладения смыкается у Аристотеля с идеей о расширении греческой экспансии; по программе Аристотеля, в наилучшем государстве все граждане - греки превращаются в рабовладельцев, а все народы мира - в их рабов; греки должны стать властелинами мира. Вопросы: 1. Какова историческая роль Аристотеля? - внес коррективы в ряд положений философии Платона, критиковал учение о «чистых идеях»; - дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; - выделил 10 основных философских категорий; - дал определение бытия через категории; - определил сущность материи; - выделил шесть типов государства и дал понятие идеального – политии; - внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок); - создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и весь стиль научного мышления; - создал всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.
7. Основные философские школы эпохи эллинизма: эпикурейцы, киники, скептики, стоики Эллинистическая философия (III - I вв. до н. э.) — последний период развития философии Древней Греции. Каковы особенности эллинистической философии? ¾ Основные черты эллинистической философии: 1) этическую направленность; 2) адаптацию восточных религиозных мотивов.
Эпикуреизм ¾ школа названа по имени основателя Эпикура (341—270 до н. э.); основана ок. 310 г. сначала в Колофоне, затем в Афинах; девиз школы: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие — высшее благо»; принимались женщины и рабы, отказываться от имущества не требовалось; самый известный последователь - римский философ, политик, поэт, автор поэмы «О природе вещей» Лукреций Кар; школу застал ап. Павел (Деяния. 17:18); 1. В онтологии были материалистами (признавали вечность и несотворимость мира), заимствовали и развили учение Демокрита об атомах, но были против фатализма Демокрита: отрицали предопределенность движения атомов и доказывали произвольное отклонение атомов (приписывали атомам даже определенную волю). 2. В гносеологии: знания рассматривали как результат осмысления чувственного опыта. 3. В этике центральная идея ¾ не поиск и достижение истины, а поиск способа избавления от страдания, в конечном счете достижение удовольствия (удовольствие понималось не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие); 4. В чем состоит удовольствие? ¾ В отсутствии телесного страдания, невозмутимости души (атараксии), дружбе; 5. Способы достижения удовольствия ¾ тетрафармакос (τετραφάρμακος – «четвероякое лекарство»): не должно бояться богов (от греч. Ἄφοβον ὁ θεός); не должно бояться смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет»; благо легко достижимо; зло легко переносимо. Для достижения удовольствия необходимы мудрость и благоразумие ¾ способность ограничить потребности, неудовлетворение которых ведет к страданию. 6. Эпикурейцы наделяли человека свободой воли и свободой выбора. 7. Лукреций Кар — атомы испускают неуловимые частицы - «эйдолы», которые влияют на органы чувств, вызывают у людей чувства и эмоции. Атомы, по Лукрецию, ¾ не минимальные дробные частицы вещества, но некие творческие образы, материал для природы.
Кинизм ¾ (от греч. κῠνικοί, от κύων - собака и/или Κῠνόσαργες - Киносарг, холм в Афинах) – одна из наиболее значительных сократических философских школ. Основатель ¾ ученик Сократа Антисфен Афинский (ок. 450-ок.360 гг. до н.э.); самый известный представитель ¾ ученик Антисфена ¾ Диоген Синопский (ок. 400-ок. 325 гг. до н.э.). 1. Антисфен, развивая принципы Сократа о Благе и добродетели, стал утверждать, что для достижения блага необходимо не просто избавление от условностей, а свобода от обладания лишним и бесполезным; для достижения блага следует жить «подобно собаке», сочетая в себе: простоту жизни, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни и стоять за себя; верность, храбрость, благодарность. Именно так стремился жить сам Антисфен и называл себя аплокион (ἁπλοκύων - истинный пёс). Антисфен в своем учении декларировал также элементы антиобщественной программы: «Безвестность есть благо», «В общественной жизни мудрец руководствуется не общепринятыми законами, а законами добродетели», «Справедливого человека цени больше, чем родного». 2. В онтологии Антисфен выступал против разделения мира на умопостигаемое («по истине») и чувственное («по мнению») бытие и, т.обр., выступал еще до Аристотеля против учения Платона о бестелесных постигаемых умом «идеях». Общее - идеи вещей в реальности не существует, а существуют только единичные вещи; общее, выраженное в понятии ¾ только слово, объясняю-щее то, чем вещь бывает или что она есть; поэтому применение к отдельным предметам общих понятий невозможно; невозможно ни соединение различных понятий, ни определение понятий, ни даже противоречие — т.к. о вещи может быть высказано только суждение тождества (конь есть конь, стол есть стол). 3. Смысл философии в практическом познания Блага, т.к. Благо ¾ отрешенность от общих понятий таких, как имущество, наслаждение и пр. 4. Практическая концепция кинизма приобрела негативный характер и сводилась к следующему ¾ они отталкивались от общепринятых взглядов и развивали свои, прямо противоположные существующим: ¾ Аскесис (ἄσκησις) - способность к самоотречению и перенесению трудностей (предельное упрощение и ограничение своих потребностей; отстранённость от того, что не является предельно необходимым по функции человека как живого существа); ¾ Апедевсия (ἀπαιδευσία) - способность к освобождению от догм религии и культуры (отстранённость от культуры и общества; убеждение, что культура, в частности письменность, делает знание мёртвым; отсюда необразованность, невоспитанность и неграмотность ¾ кинические добродетели); ¾ Автаркия (αὐτάρκεια) - способность к независимому существованию и самоограничению (независимость и самостоятельность, отказ от семьи, от общества и государства); 5. В этике киники исходили из принципиального фронтального отрицания и неприятия морального кодекса среднего индивида. Такая этика была негативной, «перечеркивала» общепринятые ценности, требовала «отучения от зла», т.е. разрыва с устоявшимися нравственными нормами и сводилась к 4-ем основным положениям: ¾ Натурализм, исходивший из приоритета природы-минимума, полагавший низший уровень потребностей и только экономно-необходимую норму потребления; ¾ Субъективизм, основанный на «свободе воли», на силе духа, характера, способности к независимому существованию, самоограничению, самоотречению, перенесению трудностей, освобождению от пут религии, государства, семьи и т.п.; ¾ Индивидуализм, ориентировавший человека на достижение независимости от общества с его враждебными человеку обязанностями; ¾ Эвдемонизм, предполагавший спасение и счастье в неимущести, умеренности, отстраненности, которые естественны для разумного добродетельного человека, понимающего истинную цену вещей. 6. Этический идеал киников: крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием; презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна; насмешка над всеми условностями; демонстративная естественность и безусловность личной свободы. В центре кинической философии находится человек с его естественными заботами; способы достижения внутренней свободы, которая добывается борьбой с самим собой, но не с «социальным злом»; т.е. отрицание киников не являлось нигилизмом[3]. 7. Диоген ¾ ученик Антисфена. Сохранилось множество преданий, легенд и забавных случаев, связанных с этим философом. Считается, что жил Диоген в бочке. Он, как и его учитель, ненавидел богатство, считая его явлением случайным. Разум для киников был единственной ценностью. Диогена считают первым приверженцем космополитизма, он не признавал никаких границ и государств, считая человека — высшим благом. Мир, по Диогену, очень плох, поэтому необходимо научиться жить отдельно от него, избавившись от всего наживного. 8. Влияние киников. В историю европейской культуры, при всей парадоксальности и скандальности своей практики и философии, киники вошли как выдающийся пример человеческой свободы и моральной независимости. Киническое учение послужило непосредственным источником стоицизма (стоики смягчили кинический ригоризм в отношении социальных норм и государства). Образ жизни киников оказал влияние на оформление христианского аскетизма, в особенности таких его форм как юродство и странничество. Традицию философской провокации подхватили философы Нового времени: Ницше (теория «воли к власти» и философское обоснование власти), Шопенгауэр (учение о бессмысленности и тотальности жизни, а также в способах Шопенгауэра освобождаться от этой тотальности), экзистенциализм (идея противопоставления социального и индивидного бытия) и т.д.
Скептицизм ¾ (от греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) ¾ основатель Пиррон (ок. 360-ок. 270 гг. до н.э.). В философском смысле следовали за Гераклитом, утверждавшим идею изменчивости бытия («Все течет, все меняется»); на этом основании главным принципом мышления считали сомнение. 1. В онтологии отказались от понимания и толкования сути чего бы то ни было: отрицали, что что-либо может быть хорошим или плохим, правильным или неправильным; сомневались в существовании чего бы то ни было; не допускали, что вещь сама по себе может быть больше этим, чем тем. На вопросы о том, какова природа вещей, как мы должны к ним относиться и что должно проистекать для нас из этого отношения? Пиррон, например, отвечал, что мы совершенно ничего не знаем ни о каких вещах, что мы должны воздерживаться от всякого суждения о чём бы то ни было, как чисто субъективного свидетельства. Скептики сомневались во всем и отрицали все - даже то, что они сомневаются и все отрицают: «Мы признаем очевидный факт, но не признаем, что то, что, как нам кажется, мы видим, - это то, что есть на самом деле». 2. В гносеологии скептики ¾ агностики (отрицали возможности объективного знания). Скептики также подчеркивали разницу между чувственным восприятием и мышлением; доказывали, что утверждать ничего в точности не имеет смысла; лучше высказываться, например, так: «Мне кажется, что еда сладкая». 3. В этике отрицая возможность объективного знания, утверждали, что наши действия должны опираться на привычки и обычаи. Воздержание от категорических суждений является основой полной духовной независимости от всего окружающего и невозмутимости (атараксии) — идеалу для мудреца.
Стоицизм ¾ школа названа по месту собраний ¾ на центральной площади Афин находился крытый портик - Стоя. Основатель стоицизма ¾ Зенон Китийский († 262 г. до н.э.). Стоицизм просуществовал с III в.до н.э. до III в.н.э. В истории стоицизма различают 3 периода: Древняя или Старшая Стоя (конец IV в.до н. э. — середина II в.до н. э.), Средняя Стоя (II—I вв.до н. э.), Новая Стоя (I—III вв.н. э.). Стоицизм наименее греческая из всех философских школ периода эллинизма: наиболее известные представители греки Клеанф, Хрисипп, римляне Цицерон, Сенека, Эпиктет, император Марк Аврелий. Идеалом стоиков был Сократ: его поведение во время суда над ним, его отказ от бегства, его спокойствие перед лицом смерти, его утверждение о том, что несправедливость наносит больше вреда тому, кто её совершает, чем жертве; его безразличие к жаре и холоду, простота в отношении пищи и одежды, полное пренебрежение ко всякого рода удобствам — все это целиком отвечало настроениям и учению стоиков. В переносном смысле стоицизм — твёрдость и мужество в жизненных испытаниях. 1. Учение стоиков принято разделять (вслед за Зеноном) на три части: физику, логику, этику. Известны сравнения философии, которое давали сами стоики: 1) с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает; физика является растущим деревом; а этика — плодами; 2) с животным: кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; 3) с яйцом: скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика; 2. В онтологии (физика) стоики никогда не принимали учение Платона об идеях, и большинство из них отвергало доводы Платона относительно бессмертия Души; стоики исходили из того, что тело мира происходит из огня, воздуха, земли и воды; все бытие ¾ разная степень напряжения божественно материального первоогня (учение Гераклита); этот огонь превращается во все прочие стихии. Зенон говорил, Бог не отделен от мира ¾ Он душа мира, пламенный разум мира: Бог наполняет собой весь мир, как мед наполняет пчелиные соты; 3. Мир ¾ живой организм (всё существующее — телесно, и различается только степенью «грубости» или «тонкости» материи), который управляется имманентным миру божественным законом Логосом; Логос неразрывно связан с материей, находится в смешении с ней, целиком пронизывает, формирует и образует её, созидая тем самым космос в целом; 4. Материя ¾ модификации, находящиеся в вечном изменении божественной силы и рас-творяющиеся в ней; вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса. Т.обр., движущая сила мироздания ¾ сила, управляющая миром в целом — Бог. 5. В этике исходный пункт стоиков ¾ ничто не происходит случайно, всем правит судьба; судьба - это власть, двигающая материю; все телеологически (направленно к определенной цели, предопределено) и казуально (причинно обусловлено) предопределено = принцип всеобщей целесообразности; все имеет свой смысл; ¾ все человеческие существа равны; все люди — граждане космоса как мирового государства; (стоический космополитизм уравнивал в теории перед божественным законом Логосом всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин); ¾ принцип всеобщего предопределения, причинной обусловленности, всеобщей целесообразно-сти определял основные нормы жизни стоиков ¾ необходимо принять судьбу такой, какова она есть; цель человека в том, чтобы жить «в согласии с природой», со всеобщим принципом («Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит»). Это единственный способ достижения гармонии, а главное препятствие на пути гармонии человека со своей судьбой — это страсти (удовольствие, отвращение, вожделение, страх); ¾ Признавали ли стоики свободу воли человека? ¾ Несмотря на идею предопределенности судь-бы, да. Убеждённые, что мир причинно обусловлен, они провозглашали внутреннюю свободу человека как высшую ценность: «Тот, кто думает, что рабство распространяется на личность, заблуждается: его лучшая часть свободна от рабства»; ¾ всякое нравственное действие является самосохранением и самоутверждением, и это увеличи-вает общее благо; все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собствен-ной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой. ¾ в сочинениях стоиков можно обнаружить раннехристианские идеи Логоса, естественного права и естественного равенства. В целом этика стоиков призывала скорее к терпению, чем к надежде. 6. Марк Аврелий (121-180 гг.) - римский император доказывал, что Вселенная - тесно связанное целое; это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой; был убежден, что Бог дает каждому человеку особого доброго гения в руководители. Эта идея возродилась в христианстве в образе ангела-хранителя.
8. Плотин и неоплатонический синтез основных идей и интуиций античной философии Неоплатони́зм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля, пифагореизма, орфизма, халдейских оракулов, египетских верований, индуистской философии (например, идея эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом-Абсолютом) и др. Наиболее известный и значительный выразитель идей неоплатонизма ¾ Плотин (III в.н.э.). Неоплатонизм — учение об иерархичности мира (в основании некое первоначало ¾ учение Платона о диалектике Единое-Ум-Душа); учение о «восхождении» души к своему истоку (концепция ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи); разработка теургии (практических способов единения с Богом ¾ мистически-интуитивное познание высшего и освобождение души человека от мате́рийной обременённости, достижение чистой духовности с помощью аскезы или экстаза). Плотин утверждал: мир един, но не таким образом, что везде, в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной степени; Душа прекраснее косной материи; совокупность идей = Мировой Ум прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ); Единое - Благо прекраснее Мирового Ума; источником всего прекрасного является именно Единое - Благо. 1. В онтологии стержень философии неоплатонизма ¾ учение о диалектике = взаимосвязи триады Единое-Ум-Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия: над всем существует неизречённое, сверхсущее непознаваемое Единое (Благо); оно эманирует в самосозерцающий (т.е. познающий себя в самом себе) Ум (νοῡς); на этой ступени происходит дифференциация эманаций Единого на множество идей; Ум эманирует в Душу (ψῡχή), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются умственный и чувственный Космос. Т.обр., неоплатонизм ¾ идеалистическая философская система об иерархическом строении Бытия: вся совокупность вещей — ряд ступеней последовательно убывающего совершенства, исходящего из единой, все созидающей (божественной) первоначальной силы; мировая жизнь — возвращение созданий по тем же ступеням к Единому (Благу). 2. Бог — единое, сверхмировое, сверхра́зумное, непознаваемое, неизреченное начало. Будучи непознаваемым, Бог сам может открыться человеку в мистическом откровении. В состоянии экстаза душа непосредственно созерцает абсолютное и сливается с ним в одно целое. Средствами к достижению такого экстаза являются теургия (магическая практика) и аскетизм. 3. Античный идеализм досократиков: 3.1. Пифагор и Пифагорейский союз Пифагор Самосский (570-497 гг. - Малая Азия) философ, математик, мистик, организовал религиозно-философскую школу в Кротоне. Пифагор верил в бессмертие души, в метемпсихоз (переселение души от умершего в новый организм). Пифагору приписывают следующие изречения: «Огня ножом не вороши», т.е. «Не буди лихо, пока оно тихо» человека гневливого и надменного не задевай; «Уходя, не оглядывайся», то есть перед смертью не цепляйся за жизнь. Пифагорейский союз религиозно-философское общество, форма мистериального союза. Главным в содержании пифагорейских мистерий было учение о переселении душ (заимствованное из орфизма). Целью пифагорейцев (как и у орфиков) было освобождение души путем очищений от круга рождений и возвращение в божественное состояние (в отличии от орфиков понимали очищение не как очищение души от влияния тела, а как очищение души наукой и музыкой и очищение тела упражнениями и врачебным искусством). Переселение душ состояло в том, что душа совершала падение из высшего мира в тело человека и потом вновь возвращалась в него. Но прежде чем вернуться в высший мир, душа переживала несколько человеческих жизней, причем различие делалось не только между праведной и неправедной жизнью, но и между разными рангами человеческих воплощений. С учением о переселении душ была связана идея иерархии душ, прошедших разные стадии очистительного процесса, и представление о воздаянии после смерти. Религиозно-философские представления определяли образ эизни пифагорейцев: с элементами здорового аскетизма и строгой морали. Время распространения и существования пифагореизма VI-I вв. до н.э. (4 периода: древний пифагореизм, диаспоры, мистический пифагореизм, вырождение - неопифагореизм). Вопросы: 1. Периодизация пифагореизма? 2. Почему мы считаем, что это религиозно-философский союз? 3. Что такое метемпсихоз? Что такое акусмата? Кто такие акусматики?
3.2. Учение Пифагора о числе Пифагор первый назвал себя философом и первый назвал Вселенную Космосом, т.е. «прекрасным порядком». Предмет его учения мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа. У пифагорейцев основная философская идея учение о числе, т.е. форме, с помощью которой материя, обладающая потенциальными свойствами, становилась конкретным предметом (оформлялась). «Все есть Число и все из Числа», – афористично раскрывал суть своего учения Пифагор. В основе учения пифагорейцев лежало представлени о том, что Вселенная-Космос опредена двумя противоположностями: пределом и беспредельным. Выражением этой основной проивоположности является число: в нём и множество, и начало всякой меры. При этом число не просто совокупность неких единиц, а сила, которая суммирует данные единицы в определённое целое и сообщает этому целому определённые свойства (чётные числа начало делимости, раздвоения, разлада; нечётные обладают противоположными свойствами; отсюда числа могут обладать и нравственными силами). Четное Число по своей природе «двоично», а присущие двичности свойства тяготеют к низменному, неверному, расслабляющему, болезненному, злому; оно легко разделяется на равные «крайности», но не имеет устойчивой «середины»; при последовательном прибавлении к Единице Четные Числа нарушают единство и порождают случайные, произвольные формы: 1+2=3 (треугольник), 1+4=5 (пятиугольник), 1+6=7 (семиугольник) и т.д. Нечетные Числа наоборот преисполнены достоинств, и самая замечательная среди них 1 – с неё все начинается и она присутствует всюду; Нечет стремит к высшему, правильному, он объединяет и укрепляет, знаменует здоровье и добро; при делении на два у Нечетного Числа в середине образуется Монада, которая связывает, объединяет противоположности. Пифагорейская философия усматривала в Космосе, в каждом существе, в каждом отдельном предмете свое сокровенное Число и свойственную ему геометрическую Форму. Более того, пифагорейцы доказывали, что все вещи существуют лишь благодаря Числу, т.к. именно Число душа, которая оформляет и управляет материей.
4. Античная этическая философия: 4.1. Софисты и особенности их философской позиции Наиболее видные представители софистики: Протагор, Горгий, Гиппий и др. В V в., стало наблюдаться оживление политической, хозяйственной и государственной жизни в греческих городах-полисах. Усложнялось государственное устройство. Появляются государственные служащие, суды и как следствие этого - судебные работники. Все эти, а также многие другие факторы делают гораздо более важным образование. Желающие добиться некоего продвижения по служебной лестнице, стать чиновником, уметь управлять государством, стать хорошим адвокатом или педагогом должны были для этого учиться. И в соответствии с этим появляются люди, которые берутся за определенную плату этим знаниям и умениям научить. Эти люди называют себя мудрецами по-гречески софистами. Т.обр., вначале это слово не имело никакого негативного значения, которое мы придаем этому термину сейчас. Софист - это мудрец, бравшийся научить человека профессии, которую тот хотел иметь: софисты брались за деньги обучить людей красиво и убедительно говорить, аргументированно и логично отстаивать свое мнение и доказывать порой противоположные взгляды (если человеку нужно было доказать одно, то софист учил его, как это нужно доказать; если человек платил деньги за то, чтобы доказать обратное, то софист учил его и этому, потому что за это хорошо платили). Т.е. софисты учили не доказывать истину, а именно убеждать, находить слабые и сильные аргументы, использовать различные приемы - учитывать психологические особенности человека, время суток, состояние собеседника, многословность речи и т.д. В этом практическая сторона софистики. Софистика имела под собой и философскую, мировоззренческую основу софисты разрабатывали философскую систему, которая обосновывала и оправдывала такое применение знаний: существует лишь материя, материальное начало мира (материализм софистов вслед за Демокритом); главное свойство материального мира - постоянная изменчивость (диалектика вслед за Гераклитом); если весь мир постоянно изменяется, то любая вещь в какой-то момент времени соединяет в себе свойство, которым она обладала, и свойство, которым она будет обладать (например, вещь, которая была белой и стала в какой-то момент черной, в какой-то момент времени была и белой и черной; а поскольку черная вещь также может стать белой, то эту белизну она уже в себе хранит); т.е. каждая вещь хранит в себе противоположности. Т.обр., об одной и той же вещи можно высказать противоположные суждения - и оба суждения будут истинными. Поэтому как таковой, объективной, не зависящей от человека истины не существует. Это положение было, как сказали бы сегодня, социальным заказом: если все истинно, то софист может с полным правом учить своего ученика доказывать совершенно противоположные высказывания (что день есть ночь, что ночь есть день и т.д. позднее Платон в диалоге "Теэтет" скажет, что если все истинно, то истинно и положение, что учение Протагора ложно). Однако человек в жизни что-то выбирает, а чего-то избегает; одно делает, другое не делает; т.е. все же пользуется каким-то критерием истинности и ложности. Софисты по этому поводу утверждали: поскольку объективной истины нет и все существует в сравнении с чем-то, то основанием для решения мерой каждого поступка является конкретный человек; каждый человек является мерой истины (Протагор: "человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют"). Т.е. что кому как кажется, то так и существует. Критерием истины является выгода, полезность: что для одного - благо, то для другого - зло; из двух возможных вариантов человек всегда выбирает тот, который ему более выгоден. Положительные элементы в теории и практике софистов: 1. развивая навыки аргументации, уча людей спорить, софисты обращали внимание на правила мышления, которые сами же и нарушали; т.е. софисты создавали условия для развития законов мышления, формальной логики и т.п.; 2. софисты подтолкнули развитие теории познания (вопросы об абсолютной, объективной и субъективной истине, о критерии истинного зания и т.п.). Вопросы: 1. Наиболее известные представители софистики? 2. Почему в V в. до.н.э. получает развитие софистика? 3.В чем суть основного метода софистов? 4. В чем суть идеи софистов "человек есть мера всех вещей"? 5. Что софисты считали критерием истинного знания? 6. В чем положительная сторона учения софистов?
4.2. Гуманистическая философия и философский метод Сократа. Место и роль Сократа в истории европейской философии Сократ (469–399 гг. до н. э. Афины) ничего не писал, философствовал на улицах и площадях, известен как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи логического рассуждения; развивал принципы рационализма в вопросах этики (добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно). Сократ всю свою жизнь посвятил опровержению софистики доказательству того, что истина существует, что она существует объективно и абсолютно и что не человек есть мера всех вещей, а человек должен сообразовывать свою жизнь, свои действия с истиной, которая является абсолютным благом. Знаем о философии Сократа из сообщений его учеников: Ксенофонта - "Воспоминания о Сократе" и Платона - "Апология Сократа". Смысл философии Сократа (отличия от софистов): Произвел антропоцентрический переворот в философии: отказался от познания природы, от поиска ответов на вопросы о о первоначалах, об их числе и природе, о возникновении и строении мироздания и т.д., считал, что решение этих вопросов недоступно познанию и положил начало новому направлению в философии, открыл новую проблему для философии - проблему человека и связанные с этим проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. Философия Сократа этическая философия. Доказывал наличие объективной, не зависящей от человека истины и объективного блага. Считал, что философия учение о том, как следует жить, а смысл философии видел в познании объективного блага. Знание божественно отсюда принцип всеобщего господства разума в природе, в отдельном человеке и в человеческом обществе в целом: истинное познание исходит от бога и приводит к нему. Предложил метод познания самопознание (познавать объективную истину и объективное благо невозможно, познавая природу; различные философские системы противоречат друг другу и не могут привести ни к чему, кроме появления новых философских школ). Сократовский метод - майевтика - повивальное искусство (сам Сократ не дает истину, но в диалоге помогает человеку ее родить) диалектический метод (от незнания к знанию). Философия Сократа рационалистическая этика: люди творят зло по не
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.141 (0.014 с.) |