Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении



1. Аристотель выступил с критикой философии Платона, по которой окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных) идей – эйдосов», а «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являются лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи». По Аристотелю, ошибка Платона в том, что он оторвал «мир идей» от окружающей действительности;

2. Аристотель утверждал, что не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью; существуют только единичные и конкретно определенные вещи, каждая из которых имеет свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др. Аристотель назвал такую вещь индивидуум (неделимый). Т.е. существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади»; конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула»; конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома» и т.д.;

3. Каждый индивидуум обладает 4-мя основаниями своего бытия: характеристиками: 1) материальное («из чего?»), 2) формальное («что это есть?»), 3) движущее («откуда начало движения?»), 4) целевое («ради чего?»). Например, глиняный горшок; его материальная основание ¾ глина; чтобы глина стала горшком, ей нужно придать определенную форму (без первоначального замысла этой формы получится иной продукт); гончар имеет некий исходный замысел, в соответствии с которым лепит, обжигает и придает эту форму горшку; гончар выступает как производящее, движущее основание, которое воздействует на материальное основание по определенной форме; наконец, создавая горшок, гончар преследует определенную цель например, сделать вещь, которую можно было бы продать на рынке) ¾ целевое основание существования горшка. Т.обр., каждый индивидуум = вещь состоит из материи, имеет форму, находится в движении и стремится к какой-то цели. Стремление вещи к своей цели и осуществление этого стремления ¾ Аристотель назвал энтелехией. Изменение хотя бы одного из этих оснований ведет к изменению сущности самого индивидуума = вещи; 

4. Материя (η ύλη - буквальный перевод: лесоматериал, сырьё для постройки) ¾ «то, из чего вещь состоит,... из чего возникает»; это некое бесформенное вещество = потенция (возможность) стать определённой вещью. Материя пассивна, неспособна ничего производить сама из себя; она бесконечно делима, лишена определённости;

5. Форма какой-либо вещи ¾ сущность и первичная субстанция вещи. «Формою я называю суть бытия каждой вещи и первую сущность», - подчёркивал Аристотель. Формы вечны и неизменны ¾ «форму никто не создаёт и не производит». Форма - активное начало; она материи каждой ве-щи определённость. Будучи внесены в материю, формы создают вещи. 

6. Движение ¾ процесс превращения потенциального в актуальное = процесс соединения формы и материи. По Аристотелю, существует 4 вида движения: увеличение и уменьшение, качественное изменение или превращение, возникновение и уничтожение, перемещение в пространстве. Основной вид движения ¾ пространственное перемещение; именно оно является условием всех остальных видов движения. Т.обр., если изменяется качество предмета, причиной этого является только соединение изменяющегося предмета с тем предметом, который производит в нём измене-ния, т.е. движение в пространстве.

7. Нет безотносительных друг с другом материи и формы; материя и форма соотносительны: например, кирпич - форма относительно глины, из которой сделан кирпич и которая по отношению к кирпичу выступает как материя; но кирпич может выступать материей по отношению к зданию, которое сложено из кирпичей. 

Возникает вопрос: что делает материю = потенцию актуальной, что придает индивидуумам = вещам их определенность = сущность? ¾ Форма. Какое учение создал Аристотель? ¾ Идеалистическое учение.  

8. Реальный мир, по Аристотелю, ¾ многоуровневая иерархия оформленной материи: 1-ый уровень составляют 5 элементов (земля, вода, воздух, огонь, эфир); 2-ой уровень составляют чувственно воспринимаемые человеком вещи; 3-ий уровень составляют формы или идеи, которые уже не имеют вещественного содержания; завершает иерархию самая чистая форма, форма форм и источник всех формообразований ¾ Бог.

9. Бог, по Аристотелю, ¾ чистое мыслительное начало мира, абсолютное сознание. По сути, Аристотель обожествил логический разум. Как форма форм Бог не может действовать в мире, не может формировать мир - Бог не является действующей, производящей силой; но во всех вещах мира заложено движение к формообразованию и целесообразности ¾ энтелехия, которое заставляет весь мир устремляться к Богу. Т.обр., по Аристотелю, Бог, оставаясь все время абсолютно неподвижным, выступает как перводвигатель мира и конечная цель, к которой все устремляется.      

10. На основе учения о материи и форме Аристотель разработал основные категории и законы формальной логики (по Аристотелю, логика - учение о формах мысли). Логика Аристотеля состоит из 3-х основных частей: 1) «учение о категориях» (10 категорий ¾ сущность (например, «человек», «дерево» и пр.), качество («теплое», «молодой» и пр.), количество («много», «десять» и пр.), отношение («ближе», «добрее» и пр.), время («вчера», «через год» и пр.), место («вдалеке», «в городе» и пр.), положение («вверху», «влево» и пр.), состояние («замерзая», «увеличиваясь» и пр.), действие («бежит», «бьет» и пр.), страдание («охлаждается», «стареет» и пр.) ¾ все, что можно высказать о существующем, заключается в сетке категорий; 2) «учение о суждении» о том, как связываются между собой различные понятия (суждения могут быть простыми и сложными, утвердительными и отрицательными, частными и общими); 3) «учение о силлогизмах» ¾ об особом виде умозаключений, когда при истинности посылок будет следовать истинный вывод (например, Все металлы электропроводны; алюминий - металл; алюминий - электропроводен).

Аристотель сформулировал и основные законы логики (тождества, противоречия, исключенного третьего), позволяющие выявлять логические ошибки и делать это обоснованно. Т.обр., Аристотель вооружил науку теорией научного доказательства.

Вопросы:

1. В чем суть богопонимания Аристотеля?

2. Какова, по Аристотелю, роль Бога в мире?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.006 с.)