Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учение Аристотеля о материи, форме, причинах и движении
1. Аристотель выступил с критикой философии Платона, по которой окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных) идей – эйдосов», а «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являются лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи». По Аристотелю, ошибка Платона в том, что он оторвал «мир идей» от окружающей действительности; 2. Аристотель утверждал, что не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью; существуют только единичные и конкретно определенные вещи, каждая из которых имеет свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др. Аристотель назвал такую вещь индивидуум (неделимый). Т.е. существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади»; конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула»; конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома» и т.д.; 3. Каждый индивидуум обладает 4-мя основаниями своего бытия: характеристиками: 1) материальное («из чего?»), 2) формальное («что это есть?»), 3) движущее («откуда начало движения?»), 4) целевое («ради чего?»). Например, глиняный горшок; его материальная основание ¾ глина; чтобы глина стала горшком, ей нужно придать определенную форму (без первоначального замысла этой формы получится иной продукт); гончар имеет некий исходный замысел, в соответствии с которым лепит, обжигает и придает эту форму горшку; гончар выступает как производящее, движущее основание, которое воздействует на материальное основание по определенной форме; наконец, создавая горшок, гончар преследует определенную цель например, сделать вещь, которую можно было бы продать на рынке) ¾ целевое основание существования горшка. Т.обр., каждый индивидуум = вещь состоит из материи, имеет форму, находится в движении и стремится к какой-то цели. Стремление вещи к своей цели и осуществление этого стремления ¾ Аристотель назвал энтелехией. Изменение хотя бы одного из этих оснований ведет к изменению сущности самого индивидуума = вещи; 4. Материя (η ύλη - буквальный перевод: лесоматериал, сырьё для постройки) ¾ «то, из чего вещь состоит,... из чего возникает»; это некое бесформенное вещество = потенция (возможность) стать определённой вещью. Материя пассивна, неспособна ничего производить сама из себя; она бесконечно делима, лишена определённости;
5. Форма какой-либо вещи ¾ сущность и первичная субстанция вещи. «Формою я называю суть бытия каждой вещи и первую сущность», - подчёркивал Аристотель. Формы вечны и неизменны ¾ «форму никто не создаёт и не производит». Форма - активное начало; она материи каждой ве-щи определённость. Будучи внесены в материю, формы создают вещи. 6. Движение ¾ процесс превращения потенциального в актуальное = процесс соединения формы и материи. По Аристотелю, существует 4 вида движения: увеличение и уменьшение, качественное изменение или превращение, возникновение и уничтожение, перемещение в пространстве. Основной вид движения ¾ пространственное перемещение; именно оно является условием всех остальных видов движения. Т.обр., если изменяется качество предмета, причиной этого является только соединение изменяющегося предмета с тем предметом, который производит в нём измене-ния, т.е. движение в пространстве. 7. Нет безотносительных друг с другом материи и формы; материя и форма соотносительны: например, кирпич - форма относительно глины, из которой сделан кирпич и которая по отношению к кирпичу выступает как материя; но кирпич может выступать материей по отношению к зданию, которое сложено из кирпичей. Возникает вопрос: что делает материю = потенцию актуальной, что придает индивидуумам = вещам их определенность = сущность? ¾ Форма. Какое учение создал Аристотель? ¾ Идеалистическое учение. 8. Реальный мир, по Аристотелю, ¾ многоуровневая иерархия оформленной материи: 1-ый уровень составляют 5 элементов (земля, вода, воздух, огонь, эфир); 2-ой уровень составляют чувственно воспринимаемые человеком вещи; 3-ий уровень составляют формы или идеи, которые уже не имеют вещественного содержания; завершает иерархию самая чистая форма, форма форм и источник всех формообразований ¾ Бог. 9. Бог, по Аристотелю, ¾ чистое мыслительное начало мира, абсолютное сознание. По сути, Аристотель обожествил логический разум. Как форма форм Бог не может действовать в мире, не может формировать мир - Бог не является действующей, производящей силой; но во всех вещах мира заложено движение к формообразованию и целесообразности ¾ энтелехия, которое заставляет весь мир устремляться к Богу. Т.обр., по Аристотелю, Бог, оставаясь все время абсолютно неподвижным, выступает как перводвигатель мира и конечная цель, к которой все устремляется.
10. На основе учения о материи и форме Аристотель разработал основные категории и законы формальной логики (по Аристотелю, логика - учение о формах мысли). Логика Аристотеля состоит из 3-х основных частей: 1) «учение о категориях» (10 категорий ¾ сущность (например, «человек», «дерево» и пр.), качество («теплое», «молодой» и пр.), количество («много», «десять» и пр.), отношение («ближе», «добрее» и пр.), время («вчера», «через год» и пр.), место («вдалеке», «в городе» и пр.), положение («вверху», «влево» и пр.), состояние («замерзая», «увеличиваясь» и пр.), действие («бежит», «бьет» и пр.), страдание («охлаждается», «стареет» и пр.) ¾ все, что можно высказать о существующем, заключается в сетке категорий; 2) «учение о суждении» о том, как связываются между собой различные понятия (суждения могут быть простыми и сложными, утвердительными и отрицательными, частными и общими); 3) «учение о силлогизмах» ¾ об особом виде умозаключений, когда при истинности посылок будет следовать истинный вывод (например, Все металлы электропроводны; алюминий - металл; алюминий - электропроводен). Аристотель сформулировал и основные законы логики (тождества, противоречия, исключенного третьего), позволяющие выявлять логические ошибки и делать это обоснованно. Т.обр., Аристотель вооружил науку теорией научного доказательства. Вопросы: 1. В чем суть богопонимания Аристотеля? 2. Какова, по Аристотелю, роль Бога в мире?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.006 с.) |