Аристотель и его перипатетическая школа (Ликей) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аристотель и его перипатетическая школа (Ликей)



Кто такой Аристотель? ¾

Аристотель (384-322 гг.) ¾ учился в Академии Платона, был учителем и воспитателем Александра Македонского, натуралист, основатель формальной логики, создал понятийный философский аппарат, основал собственную философскую школу в Афинах - Ликей.

В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

1. 367-347 гг. до н.э. (20 лет) – работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

2. 347-335 гг. до н.э. (12 лет) – жил и работал в Пелле – столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа II; воспитывал Александра Македонского;

3. 335-322 гг. до н.э. – основал собственную философскую школу – Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти.

Самостоятельная философская деятельность Аристотеля началась с критики идеализма Платона («Платон мне друг, но истина дороже»).

Основные сочинения Аристотеля? ¾

Наиболее известные произведения: Органон, Физика, Механика, Метафизика, О душе, История животных, Никомахова этика, Риторика, Политика, Афинская полития, Поэтика. Все сочинения Аристотеля собраны в «Аристотелев корпус ¾ Corpus Aristotelicum» (написал ок. 200 сочинений, сохранились 31). По Страбону, после смерти Аристотеля его книги перешли к Теофрасту, а потом – к его потомкам, людям необразованным, которые просто свалили книги в ящики и заперли в подвале, где их попортили сырость и черви. В первой половине I в. до н.э. римский полководец Сулла увёз частично погибшую библиотеку Аристотеля из Афин в Рим. Многие важные места в сочинениях философа пришлось переделывать и дополнять. 

Влияния на формирование личности и философии? ¾

Семейное воспитание, обучение риторике у Исократа, 20-летнее пребывание в Академии Платона, пребывание при дворе македонского царя Филиппа II, положение метека в Афинах.

Почему Аристотель разошелся с Платоном? ¾

Аристотель считал, что:

1) если идеи - это сущности вещей, то, следовательно, невозможно, чтобы сущность и вещь существовали раздельно;

2) допущение платоновского идеального мира не облегчает познание, а наоборот затрудняет его ¾ необходимо познавать мир, в котором живет человек.

Аристотель вдел в платоновском учении об идеях ряд внутренних противоречий:

1) согласно платоновской теории идей, подлинно существует лишь одна идеальная лошадь - прообраз множества лошадей предметного мира; на самом деле в мире существует не просто лошадь, а множество лошадей различных пород и мастей; поэтому, для того, чтобы возникла белая лошадь, должна существовать не одна идея лошади, а должны быть еще и идеи масти (цвета), идеи породы и т.д.; т.е. для того, чтобы появилась какая-то одна вещь должно существо-вать огромное и даже бесконечное множество идей;

2) Платон утверждал, что идея выражает общее, присущее вещам; т.е. для каждого общего нужна идея; тогда существует ли нечто общее между вещами и идеями? Такое общее существует, т.к. вещь подобна идее. Тогда должна существовать идея подобия; кроме того, должна быть идея, ко-торая связывала бы три эти идеи. Т.обр., процесс идеализации вещей и отношений бесконечен.

 

Авторитет Аристотеля был колоссальным. Сохранился исторический анекдот: некоего иезуитско-го профессора XVIII в. пригласили посмотреть в телескоп и убедиться, что на Солнце есть пятна; он ответил на это: «Бесполезно... Я два раза читал Аристотеля от начала до конца, и я не обнару-жил у него никакого намека на пятна на Солнце. А, следовательно, таких пятен нет».

История перипатетической школы Аристотеля? ¾

335 г. - основание Ликея. 13 лет - руководил Аристотель (до его смерти). Аристотель читал 2 вида лекций: для широкой публики (экзотерические – «внешние») и для лучших, хорошо подготовленных воспитанников (акроаматические или эзотерические – «внутренние», «глубин-ные»). Изучали философию, математику, историю, физику, астрономию, географию, риторику; занимались спортивными тренировками ¾ превалировал философский интерес над научным.

Члены Ликея делились на старших и младших. Младшие устраивали каждое новолуние посвящен-ные музам общие трапезы, на которые приглашались люди со стороны. Схоларха, руководителя школы, избирали только старшие члены Ликея.

После смерти Аристотеля главой Ликея стал Теофраст. Теоретическое знание пошло на убыль, эмпиризма с опорой на опыт стало больше. Позднее произошла этизация Ликея – члены школы обратились по преимуществу к вопросам морали.

Ликей просуществовал до конца античного мира.

Вопросы:

1. Почему Аристотель критиковал платоновское учение об идеях?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.006 с.)