Учение Платона о душе и познании мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Платона о душе и познании мира



Главные положения гносеологии Платона? ¾

1) Т.к. материальный мир ¾ «мир вещей» ¾ всего лишь отображением «мира идей», то пред-метом познания могут быть только «чистые идеи»;

2) «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания, которое дает не досто-верное знание, а лишь мнение – «докса»;

3) «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеа-листическому познанию). Исходный пункт гносеологии Платона ¾ теория познания Сократа: познать объективную истину можно только путем самопознания, т.е. уже в самом человеке есть некая часть знания о мире (скажем, если человек, впервые оказывается в какой-нибудь местности, никогда не видел конкретных предметов и явлений этой местности, тем не менее, он начинает их называть; следовательно, он совершает некий мыслительный процесс познания и отражения истины; и если другие люди совершают то же самое, то значит, есть некое непосредственное, не зависящее от человека знание об этих предметах и явлениях и человек лишь). У каждого предмета своя идея: есть идея дерева, есть идея камня, стола и т.д. ¾ каждый предмет познаваем, т.к. его идея существует одновременно и отдельно от нас, обеспечивая объективность истины, и в нас, позволяя нам познавать истину; 

4) каким образом человек получает знание об идеях? в чем суть процесса познания? каков метод идеалистического познания? ¾ анамнезис - припоминание; человек как бы припоминает все то, что заложено в его сознании;

5) каким образом в сознании человека возникает какое-либо знание? ¾ учение о триаде. По Платону, все сущее состоит из 3-х субстанций: Единое, Ум и Душа. Единое ¾ основа всякого бытия, первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств. Ум происходит от Единого, но разделен с Ним и даже противоположен Ему; составляет сущность всех вещей. Душа ¾ подвижная субстанция, которая связывает Единое и Ум; связывает все вещи и все явления. Душа человека ¾ часть мировой Души, она бессмертна, противопоставлена телу; занимает «срединное» положение между мировой Душой и Умом ¾ учение о Душе.  

В каком сочинении Платон метафорично выражает свое учение о Душе? ¾ В диалоге «Федр» ¾ образ души-колесницы: Душа ¾ колесница, запряженная двумя конями и управляемая возницей, где возница ¾ разум; один конь белый, красивый, статный — волевая часть Души; второй конь черный, горбатый, неказистый — страстная или эмоциональная часть Души; один конь влечет повозку ввысь, другой все время спотыкается и тянет повозку вниз, на землю, задача возницы ¾ умело управлять этими конями. Т.обр., Душа состоит из трех начал: яростного (бессознательного), страждущего (чувствованного) и разумного (осмысленного).

В каком сочинении Платон изложил учение о бессмертии Души? ¾ В диалоге «Федон» Платон изложил 4 аргумента, доказывающих бессмертие Души: 1) «циклический» ¾ если есть смерть, значит, должно быть бессмертие: души умерших должны оставаться в нетленном состоянии и затем перевоплощаться; 2) исходя из теории анамнезиса, душа не могла бы получить знание о вечных идеях, если бы сама была смертна; 3) формально-логический ¾ когда душа и тело соединены, природа велит телу подчиняться и быть рабом, а душе — властвовать и быть госпожою;... созданное для подчинения и рабства является смертным, созданное для власти и руководства является божественным...; 4) поскольку Душа - сущность человека и подлинная причина существования тела, своего рода «идея жизни», она не может быть причастна ничему, что противоположно жизни, т.е. смерти. 

По смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, поднимается к мировой Душе в мир идей, где она видит эти идеи и познает их сразу, непосредственно, целиком; спустя определенное время Душа воплощается в новой телесной оболочке. При каждом новом рождении человека Душа проходит через реку Стикс (река Забытья), пьет из нее воду и забывает своё прошлое и все те знания, которые она получила, пребывая в мире идей, рядом с мировой Душой; но некоторые идеи Душа человека в себе все же хранит и в условиях своей земной жизни она, встречаясь с предметами, подавляя физические чувства, в условиях сосредоточенности и отрешённости, при благочестивом образе жизни - может вспомнить о том, что она наблюдала и знала в потустороннем мире. Такова суть теории припоминания. По Платону именно так человек имеет возможность познать настоящие и несомненные истины. 

В каком сочинении Платон метафорично выражает свое учение о познании? ¾ В трактате «Политика» Платон нарисовал картинку-миф: люди, - это узники, заключенные в пещере и прикованы цепями лицом к стене; за спинами людей находится вход в пещеру, за входом движутся люди, животные, различные предметы и пр., тень от которых падает на стену пещеры; люди в пещере видят только движущиеся тени на стене и принимают эти тени за истинно реальный мир. По Платону, наши чувства не дают человеку возможности видеть мир таким, каким он есть на самом деле; истину о мире может показать только разум. Т.обр., пещера - это тот мир, в котором мы живём и за пределы которого выбраться не можем; цепи - это наши органы чувств; стена и отражения на ней - это наши объекты видения мира; 

6) Какие уровни/виды знания выделял Платон? ¾ Существует 2 основных вида знаний о внешнем мире ¾ чувственное и интеллектуальное знание, каждое из которых делится еще на два вида: интеллектуальное знание делится на разумное и рассудочное, чувственное знание делится на веру и подобие; разум (Ум) ¾ высший вид знания, непосредственный, т.к. открывает истину интуитивно, схватывая ее сразу всю; рассудок ¾ менее достоверный вид знания, постигает истину опосредованно, при помощи логических операций; еще менее достоверное знание дают вера и подобие: вера ¾ знание, а скорее мнение, о материальном мире на основе чувственных ощущений; подобие как вид знания Платоном не раскрыт, упоминается вскользь; 

7) высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

Вопросы:

1. В чем суть теории анамнезиса?

2. В чем суть мифа о Пещере?

3. Аргументы Платона в пользу бессмертия души?

4. Если в каждом человеке, умен он или глуп, есть идея вещи, откуда возникает заблуждение? (потому что не учитываем инаковость: идею-знание одной вещи приписываем другой).

5. Как, исходя о классификации видов знания, Платон мог относиться к искусству? (искусство как оперирование с чувственными предметами недостойно человека).

Социальная утопия Платона

В каких сочинениях Платон выражает свои социально-политические идеи? ¾ В сочинениях «Государство» и «Законы».

1) первый из греческих мыслителей обратился к социально-политической проблематике;

2) дал систематическое изложение учения о государстве и обществе:

- показал причину возникновения государства ¾ в условиях разделения труда естественная потребность людей к объединению с целью облегчения условий своего существования/ удовлетворения потребностей;

- классифицировал попарно виды государств как идеальные и неидеальные; описал 7 видов (6 существующих и несуществующее идеальное «государство будущего»): монархия – справедливая власть одного человека и тирания – несправедливая власть одного человека; аристократия – справедливая власть меньшинства и олигархия – несправедливая власть меньшинства; демократия – справедливая власть большинства и тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии; из 6-ти форм государства наиболее стабильными и оптимальными явля-ются аристократия и монархия, т.к. тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию; 

3) нарисовал собственную утопическую картину идеального государства:

¾ население государства (полиса) составляют 3 сословия: философы - стражи/воины, работники/крестьяне и ремесленники;

¾ каждое сословие обладает специфическим функций: философы осуществляют власть, управляют государством, учат и познают мир = разрабатывают философские вопросы; стражи/ воины поддерживают в государстве порядок, в случае необходи­мости — участвуют в военных действиях, в мирное время занимаются физическими упражнениями, тренируют­ся; работники/ крестьяне и ремесленники занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага; т.обр, власть должна быть у философов ¾ идеал Платона монархическое либо аристократическое государство;   

¾ каждое сословие обладает специфическим набором прав и обязанностей: философы и стражи не имеют прав собственности, работники в ограниченных размерах могут владеть частной собственностью (позднее Платон допустил небольшую частную собственность и личное имущест-во для всех сословий);

¾ все жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

¾ не существует брака, все жены и дети общие;

¾ допускается и приветствуется труд рабов, как правило, вар­варов, захваченных в плен;

¾ женщины могут выполнять те же обязанности, что и мужчины (даже быть стражами и фило-софами).

¾ каждое сословие должно добровольно выполнять свои обязанности не вмешивается в дела других сословий ¾ в этом залог стабильности, благополучия и справедливости государства;

¾ важное значение уделяется соответствующему воспитанию граждан: необходима правильная политика в области деторождения (чтобы не рождались больные и увечные дети, государство должно сводить вместе здоровых мужчин и женщин); детей при рождении необходимо отделять от родителей (если ребенок не будет знать своих родителей, выходя на улицу, в каждом мужчине он может предполагать своего отца, а в каждой женщине - свою мать, и ко всем взрослым будет относиться с одинаковым почетом и уважением; соответственно и взрослые будут любить всех детей); больных и увечных детей государство будет отделять и умерщвлять (они не должны мешать счастливому росту государства);

¾ мальчики и девочки должны воспитываться одинаково; 

¾ семья не должна существовать (семья претендует на обладание собственностью; дети и родители считают себя принадлежащими друг другу, что является причиной различных противо-речий); дети должны жить отдельно от родителей;

Вопросы:

1. Идеальная форма власти по Платону?

2. Как Платон относился к проблеме рабовладения?

3. В чем историческое значение философии Платона? ¾ 1) впервые оставлено целое собрание фундаментальных произведений; 2) положено начало идеализму ¾ направлению, противополож-ному материалистической «линии Демокрита»; 3) впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.; 4) заложены основы понятийного аппарата; 5) создана философская школа - Академия, просуществовавшая около 1000 лет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.009 с.)