Влияние философии Платона на христианское богословие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние философии Платона на христианское богословие



В чем вы видите влияние философии Платона на христианство? ¾

1. Онтология Платона ¾ мысль об идеях как прообразах материальных вещей ¾ связана с проблемой существования в мире Зла (впервые встречается у Гераклита). В христианстве она обсуждается в рамках проблемы теодицеи (термин введен впервые В. Лейбницем в XVII в. и обозначает дословно «оправдание Бога» ¾ от греч. qeóς - Бог, dική - справедливость, т.е. учение, объясняющее существование Зла в мире при благом и всемогущем Боге). Платон не ставил ее так, как она стоит в христианстве, он утверждал: все в мире существует потому, что причастно своим идеям и, в конце концов, ¾ высшей идее Блага, т.е. и Зло должно иметь свою - благую! - идею; но Платон такой вариант решения отвергал («Парменид»): Зло возникает не вследствие того, что существует идея Зла (мир идей идеален не только с онтологической, но и с нравственной точки зрения); Зло существует потому, что человек не знает идеи Добра и поэтому направляет свои познавательные и иные способности не на истинный мир, а на мир мнимый, мир вещей и как следствие уходит от истины и, значит, уходит от Блага ¾ Зло существует в мире оттого, что человек отворачивается от Блага. Такой ответ близок христианскому, согласно которому Зло также не существует как некоторая онтологическая/бытийная сущность, Зло возникает в результа-те отпадения, «отворачивания» человека от Бога. Однако окончательный вывод Платона совсем не христианский: если Зло существует, потому что человек направляет свои способности на чувственный мир, то именно в этом чувственном мире и лежит причина Зла; не в человеке, не в его свободном выборе и отказе от познания идей, но в самом чувственном мире и в конце концов в материи - в небытии.

Этот вывод Платона часто становился основой различных раннехристианских ересей (гностики, манихеи и в некоторой степени Ориген видели именно в материи, и в частности - в теле - причину Зла в мире).

2. З-хчастное понимание Души у Платона ¾ со временем стало общим местом православной антропологии и встречается у Отцов Церкви (Максим Исповедник и др.).

3. Учение Платона о бессмертии Души ¾ содержит религиозные мотивы: в частности, упоминания о возможности посмертных наказаний и наград Душе за её земные свершения (в трактате «Государство») ¾ и будет развито христианской эсхатологией.

4. Вся терминология ¾ весь понятийный аппарат (особенно в богословии восточного христианства) ¾ заимствованы у Платона («сущность - Ousία», «божественная энергия», «ипостась» и др.)

Т.обр., идеи Платона о вечности истины, о бессмертии души, о вторичности чувственного мира по сравнению с идеальным роднили его с христианством; но полное пренебрежение материей, придание ей статуса начала всякого Зла - шли в разрез с основными догматами христианства. 

 

Каким было отношение христианских богословов к Платону и его философии? ¾

1. Отношение христианских мыслителей к Платону было сложным.

С одной стороны, из всех языческих философов Платон, по выражению Августина, к христианству ближе всего. Уже со II в. христианские авторы повторяли предание о том, что Платон во время путешествия по Египту познакомился с Моисеевой Книгой Бытия и списал с нее свой диалог «Тимей». Т.обр., они «вводили» Платона в христианство и считали, что он был причастен Откровению (учение о всеблагом, всемогущем и всеведущем Боге, сотворившем мир исключительно по причине своей благости, не могло возникнуть в голове язычника без Откровения ¾ Ориген, Августин Блаженный, Отцы-Каппадокийцы).

С другой стороны, для христианства были неприемлемы многие ключевые моменты платонизма: теория познания и выраженный в ней дуализм (утверждения о призрачности мира ¾ подрывало центральную христианскую догму «человечности Христа»), учение о предсуществовании идей в уме Творца и о предсуществовании и переселении Души (критиковали Татиан, Августин Блаженный, Григорий Паламά).

2. Опосредованно, через своих последователей, Платон был неоднократно анафематствован: на V Вселенском соборе 553 г. в связи с осуждением Оригена, в XI в. в связи с осуждением Иоанна Итала.

3. Несмотря на официальное осуждение Церкви некоторые западные религиозные философы ссылались на Платона (в XV в. критиковал Георгий Трапезунский в трактате «Сравнение Платона и Аристотеля» и оправдывал Виссарион Никейский в философском сочинении «Против клеветни-ков на Платона»).

Как относились к Платону русские религиозные философы? ¾

4. В русской богословской литературе интерес к Платону обозначился в XIV-XVI вв.: М. Грек в сочинении «Беседа души и тела о происхождении страстей» утверждал, что философия сама по себе священна, т.к. занимается вопросом о Боге и способствует уяснению истинной веры; настоящая чистая философия находится только в сочинениях Платона, ибо Платон среди всех «философов верховный». В XVIII в. появились первые публикации диалогов Платона; в конце XVIII в. стали издаваться сочинения Августина и Псевдо-Августина, в которых сквозной была идея предпочтения платоновской философии.

Наиболее явственно тенденции платоновской философии проявились во взглядах основоположника русской религиозной философии (конец XVIII в.) Г.С. Сковороды (1722-1794 гг.): «весь мир состоит из двух натур - видимой (тварной) и невидимой (божественной);... миры состоят из двух едино составляющих естеств, называемых материя и форма. Сии формы у Платона называются идеи, сиречь видения, виды, образы...». 

Во второй половине XIX в. делались попытки вписать Платона в христианскую философскую традицию: церковный историк, доктор богословия И.А. Чистович (1828-1893 гг.) полагал, что основная заслуга Платона заключается в идее о Боге, как о разумном начале, духовном источнике красоты и добра ¾ «Самое высокое учение о божестве принадлежит Сократу и Платону».

 

6. Энциклопедическая философская система Аристотеля:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.008 с.)