Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние философии Платона на христианское богословиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В чем вы видите влияние философии Платона на христианство? ¾ 1. Онтология Платона ¾ мысль об идеях как прообразах материальных вещей ¾ связана с проблемой существования в мире Зла (впервые встречается у Гераклита). В христианстве она обсуждается в рамках проблемы теодицеи (термин введен впервые В. Лейбницем в XVII в. и обозначает дословно «оправдание Бога» ¾ от греч. qeóς - Бог, dική - справедливость, т.е. учение, объясняющее существование Зла в мире при благом и всемогущем Боге). Платон не ставил ее так, как она стоит в христианстве, он утверждал: все в мире существует потому, что причастно своим идеям и, в конце концов, ¾ высшей идее Блага, т.е. и Зло должно иметь свою - благую! - идею; но Платон такой вариант решения отвергал («Парменид»): Зло возникает не вследствие того, что существует идея Зла (мир идей идеален не только с онтологической, но и с нравственной точки зрения); Зло существует потому, что человек не знает идеи Добра и поэтому направляет свои познавательные и иные способности не на истинный мир, а на мир мнимый, мир вещей и как следствие уходит от истины и, значит, уходит от Блага ¾ Зло существует в мире оттого, что человек отворачивается от Блага. Такой ответ близок христианскому, согласно которому Зло также не существует как некоторая онтологическая/бытийная сущность, Зло возникает в результа-те отпадения, «отворачивания» человека от Бога. Однако окончательный вывод Платона совсем не христианский: если Зло существует, потому что человек направляет свои способности на чувственный мир, то именно в этом чувственном мире и лежит причина Зла; не в человеке, не в его свободном выборе и отказе от познания идей, но в самом чувственном мире и в конце концов в материи - в небытии. Этот вывод Платона часто становился основой различных раннехристианских ересей (гностики, манихеи и в некоторой степени Ориген видели именно в материи, и в частности - в теле - причину Зла в мире). 2. З-хчастное понимание Души у Платона ¾ со временем стало общим местом православной антропологии и встречается у Отцов Церкви (Максим Исповедник и др.). 3. Учение Платона о бессмертии Души ¾ содержит религиозные мотивы: в частности, упоминания о возможности посмертных наказаний и наград Душе за её земные свершения (в трактате «Государство») ¾ и будет развито христианской эсхатологией. 4. Вся терминология ¾ весь понятийный аппарат (особенно в богословии восточного христианства) ¾ заимствованы у Платона («сущность - Ousία», «божественная энергия», «ипостась» и др.) Т.обр., идеи Платона о вечности истины, о бессмертии души, о вторичности чувственного мира по сравнению с идеальным роднили его с христианством; но полное пренебрежение материей, придание ей статуса начала всякого Зла - шли в разрез с основными догматами христианства.
Каким было отношение христианских богословов к Платону и его философии? ¾ 1. Отношение христианских мыслителей к Платону было сложным. С одной стороны, из всех языческих философов Платон, по выражению Августина, к христианству ближе всего. Уже со II в. христианские авторы повторяли предание о том, что Платон во время путешествия по Египту познакомился с Моисеевой Книгой Бытия и списал с нее свой диалог «Тимей». Т.обр., они «вводили» Платона в христианство и считали, что он был причастен Откровению (учение о всеблагом, всемогущем и всеведущем Боге, сотворившем мир исключительно по причине своей благости, не могло возникнуть в голове язычника без Откровения ¾ Ориген, Августин Блаженный, Отцы-Каппадокийцы). С другой стороны, для христианства были неприемлемы многие ключевые моменты платонизма: теория познания и выраженный в ней дуализм (утверждения о призрачности мира ¾ подрывало центральную христианскую догму «человечности Христа»), учение о предсуществовании идей в уме Творца и о предсуществовании и переселении Души (критиковали Татиан, Августин Блаженный, Григорий Паламά). 2. Опосредованно, через своих последователей, Платон был неоднократно анафематствован: на V Вселенском соборе 553 г. в связи с осуждением Оригена, в XI в. в связи с осуждением Иоанна Итала. 3. Несмотря на официальное осуждение Церкви некоторые западные религиозные философы ссылались на Платона (в XV в. критиковал Георгий Трапезунский в трактате «Сравнение Платона и Аристотеля» и оправдывал Виссарион Никейский в философском сочинении «Против клеветни-ков на Платона»). Как относились к Платону русские религиозные философы? ¾ 4. В русской богословской литературе интерес к Платону обозначился в XIV-XVI вв.: М. Грек в сочинении «Беседа души и тела о происхождении страстей» утверждал, что философия сама по себе священна, т.к. занимается вопросом о Боге и способствует уяснению истинной веры; настоящая чистая философия находится только в сочинениях Платона, ибо Платон среди всех «философов верховный». В XVIII в. появились первые публикации диалогов Платона; в конце XVIII в. стали издаваться сочинения Августина и Псевдо-Августина, в которых сквозной была идея предпочтения платоновской философии. Наиболее явственно тенденции платоновской философии проявились во взглядах основоположника русской религиозной философии (конец XVIII в.) Г.С. Сковороды (1722-1794 гг.): «весь мир состоит из двух натур - видимой (тварной) и невидимой (божественной);... миры состоят из двух едино составляющих естеств, называемых материя и форма. Сии формы у Платона называются идеи, сиречь видения, виды, образы...». Во второй половине XIX в. делались попытки вписать Платона в христианскую философскую традицию: церковный историк, доктор богословия И.А. Чистович (1828-1893 гг.) полагал, что основная заслуга Платона заключается в идее о Боге, как о разумном начале, духовном источнике красоты и добра ¾ «Самое высокое учение о божестве принадлежит Сократу и Платону».
6. Энциклопедическая философская система Аристотеля:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.49.213 (0.006 с.) |