Проблема души и человека в философии Аристотеля. Этика Аристотеля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема души и человека в философии Аристотеля. Этика Аристотеля



1. По Аристотелю, человека определяет наличие сознания ® носителем сознания является Душа. Душа определяет функции организма.

2. Аристотель выделял 3 уровня Души: растительная душа; животная душа; разумная душа. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения; животная душа отвечает за функции питания, роста и размножения + ощущения и желания; разумная (человеческая) душа отвечает за функции питания, роста и размножения + ощущения и желания + рассуждения и мышления (это выделяет человека из животного мира). Аристотеля считают основоположником науки биологии. В своем сочинении «О частях животных - кн. I» он доказывал, что растения и животные представляют для научного исследования предмет не менее ценный, чем небесные тела, хотя первые преходящи, а последние, как казалось Аристотелю, вечны[1]. 

3. Аристотель материалистически понимал человека: человек по биологической сущности ¾ один из видов высокоорганизованных животных; отличается от животных наличием мышления и разума; имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (т.е. в коллективе); последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества = большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

4. Аристотель считал регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) государство.

5. Аристотель первый дал определение жизни: «Жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основания в нём самом» (О душе).

6. Вопрос о происхождении жизни Аристотель разделял на 2 аспекта: философский (метафизический) и биологический (научный). Философский аспект: все виды живого, будучи формами, вечны, а потому в метафизическом смысле жизнь не начиналась, т.к. на уровне «сутей бытия - форм» ничего не происходило. Биологический аспект: если под понятием «происхождение жизни» понимать стремление индивидуума к осуществлению в природе (энтелехию), то оно возможно; для этого должны быть благоприятные условия; осуществившись однажды, индивидуум продолжает сам себя воспроизводить, новая особь возникает из семени старшей. Однако Аристотель допускал самопроизвольное зарождение из неживого низших видов живого: червей, моллюсков и даже рыб (ложная теория самопроизвольного зарождения).

7. Аристотель допускал самопроизвольное зарождение из неживого низших видов живого.

8. Аристотель открыл принцип корреляции в формуле: «Что природа отнимет в одном месте, то она отдаёт другим частями».

 

В основе этики Аристотеля ¾ учение о добродетелях: «Добродетель не даётся нам от природы»; от природы нам даётся лишь возможность приобрести Добродетель и многое зависит от человека, «...в нашей власти быть нравственными или порочными людьми».

1. Проблема счастья по Аристотелю: Поступки человека ориентированы на счастье. Но что такое счастье? Для многих это удовольствие и наслаждение. Но жизнь, растраченная в наслаждениях, - рабская жизнь, достойная животного. Для других счастье - почести, успех. Но они представляют собой нечто внешнее, зависящее от других. Третьи полагают, что счастье состоит в умножении богатства. Но это абсурдная цель, поскольку богатство - лишь средство для достижения чего-то другого; как цель оно смысла не имеет. Высшее Благо и Счастье, доступные человеку, - в совершенствовании себя как человека: Счастье предполагает, что человек не просто живёт (ведь и растения живут), не просто чувствует (и животные чувствуют); Счастье - в разумной деятельности, сообразной с Добродетелью ¾ основа нравственности по Аристотелю.

2. Нравственность тесно связана со свободным выбором. Аристотель подчеркивал, что «всякий в известном отношении виновник собственного характера»: человек становится справедливым, совершая справедливые дела; умеренным, поступая умеренно; мужественным - действуя в опасных ситуациях и привыкая не испытывать страха. ¾ Любого человека можно сделать храбрым, если с молодости учить его не бояться в опасной ситуации. Это лишь вопрос воспитания. Аристотель полагал, что нравственный человек ¾ мера для других людей; он всегда находится в гармонии с самим собой и «не знает укоров совести».

3. Аристотель - сторонник «этической Добродетели», основанной на разуме, т.е на господстве разума над чувственной душой: страсть и чувства всегда тяготеют к излишествам; только разум даёт возможность найти «точную меру», срединный путь между крайностями. Аристотель приводил примеры - своего рода комплексы человеческих чувств, в которых называл среднее понятие, т.е. необходимую «меру» (безрассудство - мужество - трусость; расточительность - щедрость - жадность; гневливость - кротость - смирение; хвастовство - правдивость - ирония; наглость - стыдливость - застенчивость; самоунижение - самоуважение - кичливость и т.д.).

4. Мало знать, что такое Добродетели, нужно уметь на практике находить необходимую середину. Человек должен не только знать, что хорошо и что плохо, но стремиться и уметь следовать Благу.

5. Проблема справедливости. Справедливость ¾ Добродетель, которую Аристотель выделял из всех, в ней синтезированы все прочие; важный аспект справедливости - равенство (но не для всех, а для равных; неравенство справедливо для неравных).

7. Аристотель осуждал зависть: зависть ¾ это не стремление обладать чем-либо, а желание видеть ближнего, лишенным этого; это не благородное, а мелочное чувство соперничества, которое может быть направленно только на подобных нам, но не на тех, кого мы считаем гораздо ниже или выше себя.

8. Аристотель выделял также рассудительность и мудрость, которые должны быть свойственны человеку, т.к. рациональная душа имеет дело с изменяющейся реальностью, с одной стороны, и неизменными принципами, с другой. Рассудительность проявляется в определении того, что является Благом и что Злом; рассудительность связана с практичностью (практичен тот, кто способен трезво оценивать обстоятельства, верно рассчитывать средства для достижения целей, ведущих к благополучию); практичность требует умеренности (для практичности требуется опыт, и поэтому молодые люди не могут быть практичными). Практичные люди годны для управления домом и государством, а потому практичность тесно связана и с экономикой, и с политикой. Мудрость заключается в познании принципов бытия (что изучается философией); именно на пути этого познания человек способен достичь высшего счастья, коснуться божественного; это познание не преследует каких-то конкретных жизненных ценностей. Однако, именно философия, в конечном счёте, руководит практической и нравственно-политической деятельностью.

9. Проблема дружбы. Совершенная дружба возможна между достойными; нельзя дружить со многими; не следует вступать в дружеские отношения с человеком, занимающим более высокое положение; друзья являются утешением в несчастье, но не надо делать их несчастными, ища их сочувствия; счастливый человек нуждается в друзьях, чтобы разделить с ними своё счастье и т.п.

10. Проблема рабства. Аристотель рассматривал рабство как необходимое и вечное явление: с самого рождения одни существа предназначены к подчинению, другие - к властвованию;... у раба на первом месте тело, у свободного - душа, а душа - начало властвующее. 

Вопросы: 

1. Как Аристотель относился к проблеме рабства?

2. Как Аристотель относился к «женскому вопросу»?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.007 с.)