Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема души и человека в философии Аристотеля. Этика АристотеляСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. По Аристотелю, человека определяет наличие сознания ® носителем сознания является Душа. Душа определяет функции организма. 2. Аристотель выделял 3 уровня Души: растительная душа; животная душа; разумная душа. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения; животная душа отвечает за функции питания, роста и размножения + ощущения и желания; разумная (человеческая) душа отвечает за функции питания, роста и размножения + ощущения и желания + рассуждения и мышления (это выделяет человека из животного мира). Аристотеля считают основоположником науки биологии. В своем сочинении «О частях животных - кн. I» он доказывал, что растения и животные представляют для научного исследования предмет не менее ценный, чем небесные тела, хотя первые преходящи, а последние, как казалось Аристотелю, вечны[1]. 3. Аристотель материалистически понимал человека: человек по биологической сущности ¾ один из видов высокоорганизованных животных; отличается от животных наличием мышления и разума; имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (т.е. в коллективе); последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества = большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями. 4. Аристотель считал регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) государство. 5. Аристотель первый дал определение жизни: «Жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основания в нём самом» (О душе). 6. Вопрос о происхождении жизни Аристотель разделял на 2 аспекта: философский (метафизический) и биологический (научный). Философский аспект: все виды живого, будучи формами, вечны, а потому в метафизическом смысле жизнь не начиналась, т.к. на уровне «сутей бытия - форм» ничего не происходило. Биологический аспект: если под понятием «происхождение жизни» понимать стремление индивидуума к осуществлению в природе (энтелехию), то оно возможно; для этого должны быть благоприятные условия; осуществившись однажды, индивидуум продолжает сам себя воспроизводить, новая особь возникает из семени старшей. Однако Аристотель допускал самопроизвольное зарождение из неживого низших видов живого: червей, моллюсков и даже рыб (ложная теория самопроизвольного зарождения).
7. Аристотель допускал самопроизвольное зарождение из неживого низших видов живого. 8. Аристотель открыл принцип корреляции в формуле: «Что природа отнимет в одном месте, то она отдаёт другим частями».
В основе этики Аристотеля ¾ учение о добродетелях: «Добродетель не даётся нам от природы»; от природы нам даётся лишь возможность приобрести Добродетель и многое зависит от человека, «...в нашей власти быть нравственными или порочными людьми». 1. Проблема счастья по Аристотелю: Поступки человека ориентированы на счастье. Но что такое счастье? Для многих это удовольствие и наслаждение. Но жизнь, растраченная в наслаждениях, - рабская жизнь, достойная животного. Для других счастье - почести, успех. Но они представляют собой нечто внешнее, зависящее от других. Третьи полагают, что счастье состоит в умножении богатства. Но это абсурдная цель, поскольку богатство - лишь средство для достижения чего-то другого; как цель оно смысла не имеет. Высшее Благо и Счастье, доступные человеку, - в совершенствовании себя как человека: Счастье предполагает, что человек не просто живёт (ведь и растения живут), не просто чувствует (и животные чувствуют); Счастье - в разумной деятельности, сообразной с Добродетелью ¾ основа нравственности по Аристотелю. 2. Нравственность тесно связана со свободным выбором. Аристотель подчеркивал, что «всякий в известном отношении виновник собственного характера»: человек становится справедливым, совершая справедливые дела; умеренным, поступая умеренно; мужественным - действуя в опасных ситуациях и привыкая не испытывать страха. ¾ Любого человека можно сделать храбрым, если с молодости учить его не бояться в опасной ситуации. Это лишь вопрос воспитания. Аристотель полагал, что нравственный человек ¾ мера для других людей; он всегда находится в гармонии с самим собой и «не знает укоров совести». 3. Аристотель - сторонник «этической Добродетели», основанной на разуме, т.е на господстве разума над чувственной душой: страсть и чувства всегда тяготеют к излишествам; только разум даёт возможность найти «точную меру», срединный путь между крайностями. Аристотель приводил примеры - своего рода комплексы человеческих чувств, в которых называл среднее понятие, т.е. необходимую «меру» (безрассудство - мужество - трусость; расточительность - щедрость - жадность; гневливость - кротость - смирение; хвастовство - правдивость - ирония; наглость - стыдливость - застенчивость; самоунижение - самоуважение - кичливость и т.д.).
4. Мало знать, что такое Добродетели, нужно уметь на практике находить необходимую середину. Человек должен не только знать, что хорошо и что плохо, но стремиться и уметь следовать Благу. 5. Проблема справедливости. Справедливость ¾ Добродетель, которую Аристотель выделял из всех, в ней синтезированы все прочие; важный аспект справедливости - равенство (но не для всех, а для равных; неравенство справедливо для неравных). 7. Аристотель осуждал зависть: зависть ¾ это не стремление обладать чем-либо, а желание видеть ближнего, лишенным этого; это не благородное, а мелочное чувство соперничества, которое может быть направленно только на подобных нам, но не на тех, кого мы считаем гораздо ниже или выше себя. 8. Аристотель выделял также рассудительность и мудрость, которые должны быть свойственны человеку, т.к. рациональная душа имеет дело с изменяющейся реальностью, с одной стороны, и неизменными принципами, с другой. Рассудительность проявляется в определении того, что является Благом и что Злом; рассудительность связана с практичностью (практичен тот, кто способен трезво оценивать обстоятельства, верно рассчитывать средства для достижения целей, ведущих к благополучию); практичность требует умеренности (для практичности требуется опыт, и поэтому молодые люди не могут быть практичными). Практичные люди годны для управления домом и государством, а потому практичность тесно связана и с экономикой, и с политикой. Мудрость заключается в познании принципов бытия (что изучается философией); именно на пути этого познания человек способен достичь высшего счастья, коснуться божественного; это познание не преследует каких-то конкретных жизненных ценностей. Однако, именно философия, в конечном счёте, руководит практической и нравственно-политической деятельностью. 9. Проблема дружбы. Совершенная дружба возможна между достойными; нельзя дружить со многими; не следует вступать в дружеские отношения с человеком, занимающим более высокое положение; друзья являются утешением в несчастье, но не надо делать их несчастными, ища их сочувствия; счастливый человек нуждается в друзьях, чтобы разделить с ними своё счастье и т.п. 10. Проблема рабства. Аристотель рассматривал рабство как необходимое и вечное явление: с самого рождения одни существа предназначены к подчинению, другие - к властвованию;... у раба на первом месте тело, у свободного - душа, а душа - начало властвующее. Вопросы: 1. Как Аристотель относился к проблеме рабства? 2. Как Аристотель относился к «женскому вопросу»?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.136.54 (0.01 с.) |