Используемый диагностический инструментарий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Используемый диагностический инструментарий



Таблица 3

Название методики Основная направленность методики Авторы методики Год издания Издательство
1 Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие Цель диагностической работы с детьми с ЗПР состоит в разработке методических рекомендаций на основе анализа выполнения диагностических методик. Г.В. Фадина 2004 «Николаев»
2 Методика «Разрезные картинки» Цель: оценка уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, особенностей пространственно конструирования. Л.И.Переслени, О.И. Шуранова 2006 Айрис-Пресс
3 Методика психолого-педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие В пособии представлены варианты известных методик для обследования детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Авторы дают подробное описание процедуры обследования детей и приводят возрастные нормативные показатели, а также предлагают разработанную ими "Карту индивидуального развития" для фиксации данных исследования и прослеживания динамики развития ребенка. Н.В. Новоторцева 2008 ЯГПУ
4 ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений В учебном пособии изложены теоретико-методологические основы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская   2003 ЯГПУ
5 ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: наглядный материал для обследования детей Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий. Е. А. Стребелева 2005 Просвещение
6 Диагностическ ие методики психического развития детей от рождения до 3 лет Для каждого периода представлены методики, выявляющие уровень развития общения и предметной деятельности ребенка. Смирнова Е.О. 2002 МГППУ
7 Методика развития познавательной сферы Предлагаемая система психологопедагогического сопровождения окажет существенную помощь по созданию оптимальных условий, необходимых для полноценного и социального благополучия ребенка раннего возраста. Кротова Т.Б., Минина О.А., Можейко А.В 2010 АРКТИ
8 Методика раннего развития Глена Домана Развитие умственных способностей детей, раннее обучение счету, раннее обучение чтению Доман Г.и Д., Эйзен С 1998 Аквариум
9 Родительская педагогика Никитиных Раннее развитие интеллектуальных способностей посредством свободы в выборе игрового развивающего материала. Никитин Б.П., Никитина Е.А. 2009 АСТ
10 Технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ Организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на основе современных инновационных технологий. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова 2001 «ГНОМ и Д»

4 Выполнение всех видов деятельности специалиста сферы специального образования

Одной из основных особенностей профессиональной деятельности специалиста – дефектолога является то, что его деятельность несколько выходит за традиционные рамки педагога и находится в тесном взаимодействии с иными видами психологической и педагогической деятельности (реабилитационной, социально-педагогической, психотерапевтической, консультативно-диагностической, коррекционной и т.д.). То есть, профессиональная деятельность дефектолога связана с разными областями деятельности, основной целью которых является оказание необходимого содействия ребенку с ограниченными возможностями.

Необходимо отметить, что профессиональная подготовка по своему содержанию не совпадает с содержанием профессионального опыта. Профессиональный опыт он несколько шире, формируется на протяжении всей практической деятельности дефектолога, а его основой выступает профессиональная подготовка. Целью профессиональной подготовки дефектолога является овладение им всем комплексом профессиональных компетенций. Совокупность профессиональных компетенций дефектолога включает в себя наличие следующих видов профессиональной деятельности:

1.Преподавательская;

2.Конструктивно-организаторская;

3.Диагностико-аналитическая;

4.Консультативная;

5.Проективная;

6.Гностическая;

7. Психопрофилактическая;

8. Коррекционно-развивающая;

9. Просветительская;

10. Научно-исследовательская;

11. Воспитательная;

12. Координаторская.

Профессиональные компетенции специалиста - дефектолога Специалист-дефектолог, должен обладать следующими профессиональными компетенциями: Уметь организовывать и проводить педагогическое обследование ребенка, с целью выявления особенностей его развития, установления его достижений в обучении и имеющихся отклонений.

Владеть разнообразными методами дифференциальной диагностики, направленной на определение типа нарушения у ребенка (дефектолог не имеет права ставить психологический и клинический диагноз, только выявлять тип нарушения).

Уметь проводить педагогические консультации разной тематики для детей с нарушениями, а также для их родителей, педагогов.

Основная тематика консультаций проблемы в воспитании, обучении, жизненном и профессиональном самоопределении детей.

Владеть способами и приемами трансформации и адаптации дидактического и учебного материла и воспитательно-образовательных условий в соответствии с потребностями и возможностями учащихся, имеющих различные отклонения и нарушения в развитии. А также умение создавать, поддерживать и эффективно использовать окружающую воспитательно-образовательную и развивающую среду учебного заведения.

Владеть различными методиками и технологиями воспитания, обучения и развития детей, имеющих особые образовательные потребности в разнообразных организационных формах специально организованного образовательного процесса.

    Обладать навыками по созданию необходимой психологически и эмоционально комфортной среды.

Знать методы, средства и приемы по коррекции отрицательных привычек, которые наносят ущерб здоровью ребенка.

Знать методы, средства по защите детей от неблагоприятного воздействия социальной среды.

Владеть разнообразными способами по оказанию психологической помощи в чрезвычайных и опасных ситуациях техногенного, природного и социального происхождения.

Иметь организаторские умения по взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей, имеющими отклонения и нарушения в развитии, с целью повышения их психологической и педагогической культуры.

Особенности профессиональной деятельности специалиста -дефектолога Все профессиональные компетенции являются общими для дефектологической специальности. В зависимости от направления профессиональной деятельности дефектолога они дополняются специфическими компетенциями. Кроме того, в процессе профессиональной деятельности каждый дефектолог обогащает свои компетенции уникальным и неповторимым индивидуальным опытом, который подвергается осмыслению и анализу на протяжении всей работы дефектолога. Специалисты-дефектологи осуществляют свою профессиональную деятельность в следующих учреждениях: Специальные образовательные учреждения (дошкольные, школьные, профессиональные и т.д.). Психолого-медико-социальные, реабилитационные и консультативно-педагогические центры. Психолого-медико-социальные консультации. Логопедические пункты. Образовательные учреждения общего назначения, расположенные в школах-интернатах, детских домах, целью осуществления коррекционно-педагогической деятельности. Осуществление надомного и индивидуального коррекционного обучения детей с отклонениями и нарушениями в развитии.

Повышение профессиональной квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Важнейшей его задачей является пополнение теоретических знаний и профессиональных компетенций специалистов-дефектологов в соответствии с регулярным обновлением, дополнением и совершенствованием Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, требованиям которых необходимо всегда соответствовать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.006 с.)