Проверка соблюдения нормативных актов в ходе аудита бухгалтерской отчетности. Классификация нормативных актов по степени влияния на вероятность искажения показателей бухгалтерской отчетности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка соблюдения нормативных актов в ходе аудита бухгалтерской отчетности. Классификация нормативных актов по степени влияния на вероятность искажения показателей бухгалтерской отчетности



 

При проверке финансовой отчетности аудитор должен проверить соответствие отчетности требованиям законодательных и нормативных документов. К основным законодательным и нормативным документам, на основании которых составляется бухгалтерская отчетность, относятся:

- Гражданский кодекс ПМР;

- Налоговый кодекс (только в РФ);

- Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;

- Стандарты бухгалтерского учета (СБУ) и др. [55, С.475].

Степень влияния законодательных и нормативных актов на финансовую отчетность организации может быть различной:

1. Некоторые законодательные и нормативные акты определяют форму финансовой отчетности, порядок формирования ее показателей, раскрытия информации в финансовой отчетности организации. Требования нормативных правовых актов могут иметь непосредственное отношение к предпосылкам составления бухгалтерской отчетности (например, к полноте начислений налоговых обязательств) или к бухгалтерской отчетности в целом (например, к обязательному составу бухгалтерской отчетности).

2. Другие законодательные и нормативные акты определяют условия деятельности организации, без соблюдения которых деятельность или отдельные операции организации не могут осуществляться или могут быть прекращены или ограничены. Налоговое законодательство, законодательство о валютном контроле, таможенное законодательство и т. п. оказывают влияние на деятельность практически всех организаций. При этом несоблюдение законодательства в этих областях может иметь существенные финансовые последствия для организации.

3. Существуют законодательные и нормативные акты, которые определяют общие вопросы функционирования организации. К ним относятся трудовое законодательство, нормативные акты, регулирующие соблюдение техники безопасности, охрану здоровья работников и т. п. Такие нормативные акты как правило не оказывают влияния на финансовую отчетность организации, так как практически не связаны с событиями или операциями, которые обычно в ней отражаются.

Поскольку одной из целей аудита является выражение мнения о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству ПМР, аудитору следует уделять особое внимание учету положений нормативных правовых актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности [29, С. 241, 242].

В отношении нормативных правовых актов, требования которых не оказывают непосредственное влияние на формирование числовых показателей бухгалтерской отчетности и раскрытие информации в ней, но исполнение которых является условием ведения аудируемым лицом деятельности, непрерывного продолжения этой деятельности, предупреждения негативных последствий (например, наличие лицензии на осуществление деятельности, соблюдение требований к обеспечению платежеспособности, следование требованиям законодательства в отношении окружающей среды), аудитор должен выполнить аудиторские процедуры, позволяющие выявить случаи несоблюдения тех требований нормативных правовых актов, которые могут оказывать существенное влияние на бухгалтерскую отчетность.

В ходе планирования и проведения аудита аудитор должен:

а) учитывать факторы риска того, что какие-то существенные искажения бухгалтерской отчетности, вызванные несоблюдением аудируемым лицом требований нормативных правовых актов, не будут обнаружены. К таким факторам риска относятся:

- наличие относящихся к деятельности аудируемого лица нормативных правовых актов, которые не оказывают существенное влияние на бухгалтерскую отчетность и потому могут быть не учтены в информационных системах, используемых аудируемым лицом для составления бухгалтерской отчетности;

- действия, направленные на сокрытие случаев несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов (сговор, подлог документов, умышленное не отражение в бухгалтерском учете операций, действия высшего руководства в обход системы внутреннего контроля, представление заведомо ложной информации, др.);

- отсутствие у аудитора права правовой квалификации конкретного действия (бездействия) аудируемого лица как несоблюдения им требований нормативных правовых актов;

б) исходить из того, что вероятность выявления и признания аудитором случая несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов тем меньше, чем слабее связь несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов с событиями и операциями, которые обычно отражаются в бухгалтерской отчетности.

Аудитор должен учитывать, что при выполнении в целях формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудиторских процедур, могут быть выявлены случаи несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов. Среди таких аудиторских процедур:

а) ознакомление с протоколами собраний акционеров (участников) аудируемого лица;

б) направление запросов в адрес руководства, юридической службы аудируемого лица, лиц, оказывающих ему юридические услуги о судебных разбирательствах и санкциях;

в) проверка по существу путем детального тестирования групп однотипных хозяйственных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

В связи с этим аудитор должен проявлять профессиональный скептицизм в ходе всего аудита в отношении соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов.

В случае, когда законодательство ПМР предусматривает обязанность аудитора проверить соответствие деятельности аудируемого лица требованиям определенного нормативного правового акта, аудитор должен

включить в план аудита специальные тесты и сообщить информацию об обнаруженных фактах несоблюдения требований такого акта или своих подозрениях уполномоченному государственному органу.

Например, информацию в отношении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в отношении коррупционных правонарушений.

В случае сомнения аудитор должен рассмотреть необходимость получения юридической консультации по данному вопросу.

При ознакомлении с деятельностью аудируемого лица и среды, в которой она ведется, аудитор должен получить общее представление:

а) о требованиях нормативных правовых актов к деятельности аудируемого лица, отраслевых особенностях деятельности, включая применяемые способы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

б) о том, соответствует ли деятельность аудируемого лица требованиям нормативных правовых актов.

В случае, когда в ходе аудита становятся известны имевшие место или возможные случаи несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов, аудитор должен:

а) установить характер каждого несоблюдения и обстоятельства, при которых оно имело место или может иметь место;

б) получить дополнительную информацию, необходимую для оценки возможного влияния несоблюдения на бухгалтерскую отчетность.

В случае, когда аудитор предполагает, что аудируемое лицо не соблюдает требования нормативных правовых актов, он должен обсудить данные предположения с руководством аудируемого лица и при необходимости с представителями собственника аудируемого лица.

Аудитор должен фиксировать в рабочих документах информацию об имевших место или возможных случаях несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов, а также результаты обсуждения этих случаев с руководством аудируемого лица и, если уместно, представителями собственника аудируемого лица, иными уполномоченными лицами аудируемого лица.

В случае, когда аудитор пришел к выводу, что случай несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов оказывает существенное влияние на бухгалтерскую отчетность и не был надлежащим образом отражен в ней, он должен выразить в аудиторском заключении мнение с оговоркой или отрицательное мнение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.005 с.)