Становление социального аудита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление социального аудита



Лекция 2. Социальный аудит

Становление социального аудита

Виды социального аудита

Тема 5. Оценка соблюдения законодательства в ходе аудита

5.1 Аудит на соответствие.

5.2 Проверка соблюдения нормативных актов в ходе аудита бухгалтерской отчетности. Классификация нормативных актов по степени влияния на вероятность искажения показателей финансовой отчетности.

5.3 Существенность выявленных нарушений.

 5.4 Аудиторская тайна.

5.5 Задачи и ответственность аудитора при проведении проверок.

 

Аудит на соответствие

 

Аудит на соответствие предназначен для проверки соблюдения аудируемым лицом конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты осуществляемых операций. Цель аудита на соответствие:

  формирование мнения о соответствии деятельности аудируемого лица, совершенных операций требованиям действующих нормативных актов. Задача аудита:

  сбор достаточных, надлежащих аудиторских доказательств о соблюдении требований действующего законодательства в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности экономическим субъектом.

Законодательство, регулирующее деятельность организации, включает: гражданское, финансовое, трудовое, налоговое, таможенное, валютное законодательство и др.

В процессе этого аудита устанавливается соответствие деятельности аудируемого лица его уставу, проверке также подлежат правильность исчисления оплаты труда, обоснованность начисления и уплаты налогов и т.д. Проверки на соответствие требуют установления необходимых критериев для оценки финансовой отчетности. В качестве таких критериев могут выступать законодательные требования, ГОСТы, согласованные условия (например, сроки поставок) и др. [29, С. 64, 65].

При проведении работ на соответствие законодательству аудитору необходимо определить, какие действующие нормативные акты регулируют деятельность проверяемого экономического субъекта и как несоблюдение их положений влияет на представление показателей в финансовой отчетности.

Аудит соответствия может охватывать различные предметы проверки и может проводиться для того, чтобы обеспечить разумную (достаточную) либо ограниченную достоверность, используя несколько типов критериев, процедур сбора данных и форматов отчетности.

Аудит на соответствие требованиям можно разделить на две группы:

1.Аудит на соответствие принципам – процедуры контроля за соблюдением нормативных требований законодательства, учетных записей, стандартов, внутренних правил предприятия

2.Аудит на соответствие целесообразности – процедуры контроля за деятельностью должностных лиц на предмет рациональности, целесообразности, обоснованности и эффективности

Аудит на соответствие принципам отражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения установленных внешними уполномоченными органами законов и подзаконных актов, распоряжений, правил и задач аппарата управления или владельцев. К этому виду аудита, например, относится аудиторская экспертиза бухгалтерских регистров и отчетности относительно соответствия установленным правилам, требованиям или распоряжениям.

Аудит на соответствие целесообразности отражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц по рациональности, разумности, обоснованности, полезности. Например, на соответствие целесообразности могут аудироваться:

- установленные нормы и нормативы;

- составлены бюджеты, бизнес-планы, инвестиционные проекты;

- политика дивидендов, привлечения новых финансовых ресурсов, осуществления значительных капитальных затрат;

- учетная политика;

- кардинальные преобразования типа слияния или присоединения, различные операции с ценными бумагами (эмиссия акций, купля-продажа и др.), договора страхования, лизинга и т. п.

Проверки на соответствие проводятся как внутренними, так и внешними аудиторами. Если политика фирмы, договор, закон или правила имеют прямое и материальное воздействие на финансовую отчетность предприятия, то проверка на соответствие, как правило, составляет неотъемлемую часть проверки финансового отчета. Например, аудитор проверяет соблюдение предприятием ограничений, предусмотренных в долгосрочном долговом обязательстве, чтобы убедиться, что нарушение этого ограничения не вызовет уплаты всего обязательства по решению заимодавца (что вызвало бы переноса долга в разряд текущей кредиторской задолженности).

 

Аудиторская тайна

 

Конфиденциальность- принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим, либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Аудиторскую тайну (статья Закона «Об аудиторской деятельности») составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных законом ПМР, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные законом, либо с его согласия;

2) сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также иными лицами, получившими на основании законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, предусмотренные законодательством, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством ПМР.

Вместе статья Закона «Об аудиторской деятельности» возлагает на аудитора обязанность информировать учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства ПМР, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев. В случае, если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной информации аудиторской организации, индивидуального аудитора, последние обязаны проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы.

Развитие законодательства на протяжении последних лет ставит под сомнение постулат о безусловной аудиторской тайне. Возникает противоречие:

- с одной стороны, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать тайну любых сведений о клиентах, ставших им известными в ходе оказания аудиторских и сопутствующих аудиту услуг;

- с другой стороны, закон возлагает на них функции по обязательному представлению такой информации в предельно сжатые сроки уполномоченным государственным органам в случаях, когда существуют обстоятельства, которые прямо либо предположительно свидетельствуют о наличии признаков недобросовестных действий со стороны руководства аудируемого лица и тем самым могут угрожать экономической безопасности государства.

Уполномоченный орган Минфин ПМР в последнее время предлагает внести поправки в аудиторское и налоговое законодательство, которые так же ставят под сомнение вопрос о существовании аудиторской тайны.

Аудиторам предлагается вменить в обязанность предоставлять налоговым органам по их требованию сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну без предварительного письменного согласия своих клиентов. За нарушение этих положений планируется штраф (непредставление налоговому органу необходимых сведений). Таким образом, информация, содержащаяся во внутренних документах клиентов аудиторских компаний, которые оказывают аудиторские, налоговые, бухгалтерские услуги, станет доступной для налоговых органов.

По мнению профессионалов, нарушение конфиденциальности информации, полученной в ходе аудита в части налогового контроля, может повлечь негативные последствия не только для аудиторов, но и самих налогоплательщиков. Доверие к аудиторским компаниям со стороны клиентов снизится, и как следствие, аудиторы начнут терять своих клиентов, а это значит, что рынок аудиторских услуг сократится еще более существенно.

 

Подготовка заключений и выводов по результатам аудита эффективности

Подготовку результатов аудита эффективности необходимо начинать со всестороннего анализа и сравнения собранных фактических данных и информации (доказательств) с утвержденными критериями оценки эффективности, оценивая в какой степени результаты использования средств в проверяемой сфере или деятельности объектов проверки соответствуют критериям оценки эффективности.

При проведении сравнительного анализа и подготовке заключений по его результатам следует исходить только из полученных и собранных фактических данных, служащих надежными доказательствами сделанных заключений. На основе заключений формулируются соответствующие выводы по каждой цели аудита эффективности. Если в ходе проверки получены какие-либо фактические данные или выявлены проблемы, которые не могут быть оценены с точки зрения утвержденных критериев оценки эффективности, следует провести дополнительное изучение вопроса, в процессе которого необходимо:

1. определить, имеют ли эти данные случайный характер или же они свидетельствуют о наличии общей или системной проблемы в проверяемой сфере или деятельности объектов проверки;

2. оценить фактическое или возможное влияние данной проблемы на результаты использования средств в проверяемой сфере или в деятельности объектов проверки;

3. установить причины наличия данной проблемы, для того, чтобы подготовить соответствующие рекомендации по ее решению;

4. проанализировать возможности устранения выявленной проблемы самим объектом проверки, поскольку эта проблема может быть результатом действий или событий, которые от него не зависят;

5. обсудить данную проблему с экспертами (специалистами) и руководством объекта проверки;

6. собрать при необходимости дополнительные фактические материалы.

На основе анализа собранного дополнительного материала определяются характер, значимость и причины выявленных проблем, которые формулируются в выводах по результатам проверки. Если руководство объекта проверки знает о существовании этих проблем и предпринимает меры по их устранению, это следует учитывать при формулировании выводов и соответствующим образом отражать в отчете о результатах аудита эффективности.

Руководитель группы по аудиту несет ответственность за подготовку и содержание отчета по аудиту.

Отчет по аудиту должен содержать полные, точные, четко сформулированные и понятные записи по аудиту и, в соответствии с процедурами аудита, должен включать в себя или содержать ссылку на следующее:

 цели аудита;

 область аудита, в частности, идентификацию проверенных организационных и функциональных подразделений или процессов и охватываемый период времени;

 идентификацию заказчика аудита;

 идентификацию членов группы по аудиту и представителей проверяемой организации, принимавших участие в проведении аудита;

 даты и места проведения аудита на месте;

 критерии аудита;

 выводы аудита;

 заключения по результатам аудита;

 заявление о степени соответствия критериям аудита.

 

Отчет по аудиту должен быть подготовлен и представлен в согласованные сроки. В случае задержки, о ее причинах следует сообщить проверяемой организации и лицу, ответственному за управление программой аудита.

Отчет по аудиту должен иметь дату выпуска, надлежащим образом проанализирован и утвержден в соответствии с процедурами программы аудита.

Затем отчет по аудиту должен быть разослан получателям, определенным процедурами аудита.

 

Вопросы к экзамену:

1. Современные модели регулирования аудиторской деятельности

2. Характеристика моделей регулирования аудиторской деятельности в ПМР и РФ

3. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в России и ПМР.

4. Функции государственного регулирования аудиторской деятельности.

5. Современные тенденции в развитии регулирования профессии.

6. Основные этические принципы аудита.

7. Виды угроз принципам аудита и их характеристика.

8. Меры предосторожности по устранению угроз принципам аудита.

9. Исторические аспекты эволюции социального аудита в разных странах.

10. Объективная основа появления и развития социального аудита.

11. Виды социального аудита.

12. Нормативное регулирование социального аудита.

13. Независимость аудитора: понятие и подходы.

14. Конфликт интересов и обстоятельства, приводящие к конфликту.

15. Характеристика основных групп аудиторов на международном рынке услуг.

16. Аудиторские сети и аудиторские ассоциации: общие и отличительные особенности.

17. Перечень преимуществ от вступления в международную аудиторскую сеть.

18. Положение на рынке, тенденции и перспективы развития на национальных рынках аудиторских компаний «большой четверки».

19. Современное состояние и тенденции развития национальных рынков аудита различных стран.

20. Закона Сарбейнса-Оксли: необходимость или закономерность принятия.

15. Рынок аудиторских услуг в России: состояние и тенденции развития

16. Экспертные оценки прогнозного развития рынка аудиторских услуг.

17. Положительные и негативные последствия развития рынка аудиторских услуг в РФ.

18. Понятие, цели и назначение аудита на соответствие.

19. Группы аудита на соответствие и их назначение.

20. Влияние нормативных актов на финансовую отчетность организации.

21. Особенности планирования при аудите соблюдения нормативных актов.

22. Аудиторские процедуры, применяемые в ходе аудита соблюдения нормативных актов.

23. Методы и порядок определения существенности нарушений.

24. Уровень существенности при планировании аудиторской проверки.

25. Факторы, оказывающие влияние на уровень существенности.

26. Подходы и их характеристика при определении существенности.

27. Аудиторская тайна: понятие и противоречия.

28. Задачи и ответственность аудитора при проведении проверок.

29. Теоретические аспекты оценки надежности и практики применения Интернета как источника аудиторских доказательств.

30. Основные требования доступности и своевременности аудиторских доказательств.

31. Методы фиксации аудиторских доказательств.

32. «Качество аудита » и порядок контроля качества аудиторской деятельности.

33. Понятия достаточности и надлежащего характера аудиторских доказательств.

34. Факторы определяющие достоверность источников аудиторских доказательств.

35.Типичные причины возможных обвинений аудиторов.

36. Ограниченный режим доказательств, составляющих государственную тайну.

37. Нарушения и ошибки: отличительные особенности.

38. Классифицируются ошибок и нарушений: основные признаки.

39. Причины искажения бухгалтерской отчетности и их последствия.

40. Основные признаки возможного мошенничества в бухгалтерской отчетности.

41. Понятие и назначение аудита эффективности.

42. Основные направления и цели аудита эффективности. 

43. Сравнительный анализ финансового аудита и аудита эффективности.

44. Оценка эффективности управления аудируемой организацией.

45. Направления организации аудита эффективности управления и их особенности.

46. Сравнительный анализ различных видов аудита эффективности.

47. Аудит эффективности инвестиционной деятельности.

48. Основные критерии эффективности по видам деятельности организации.

49. Факторы, влияющие на действительный результат операции.

50.Подготовка заключений и выводов по результатам аудита эффективности.

Лекция 2. Социальный аудит

Становление социального аудита

Виды социального аудита



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.048 с.)