Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Донецкой народной республики↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Исторический факультет Кафедра международных отношений и внешней политики Е.В. КУЗНЕЦОВА ТЕОРИЯ ДИПЛОМАТИИ И СОВРЕМЕННАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Учебно-методическое пособие Донецк – 2020
УДК 94:327 (072) ББК Х513.1р30+Т3(0)61-6р30 К891 Рекомендовано к изданию Ученым советом ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» (протокол № __ от ________ г.) Кузнецова Е.В. Теория дипломатии и современная дипломатическая система: учебно-методическое пособие / Е.В.Кузнецова. – Донецк: ДонНУ, 2020. – 108 с.
Рецензенты: В учебно-методических материалах изложены рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и самостоятельному изучению дисциплины «Теория дипломатии и современная дипломатическая система», а также может быть использовано при подготовке к зачету. Содержание пособия структурировано в соответствии с рабочей программой курса и учебно-методическим комплексом. Предлагаемое учебно-методическое пособие позволит облегчить изучение магистрантами тенденции развития дипломатической системы на современном этапе и улучшить методику преподавания учебной дисциплины. Данное учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов направления подготовки 41.04.05 «Международные отношения» очной и заочной форм обучения.
УДК 94:327 (072) ББК Х513.1р30+Т3(0)61-6р30
© Кузнецова Е.В., 2020 © ГОУ ВПО «ДонНУ», 2020 ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение……………………………………………………………………4 2. Общая характеристика курса……………………………………………...6 3. Содержание дисциплины……………………………………………...….10 4. Методические рекомендации к лекционным занятиям…………………20 5. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям……..22 5.1 Тематика семинарских занятий……………………………………....29 6. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.…43 6.1 Задания для самостоятельной работы………………………....……..46 7. Методические рекомендации по выполнению заданий практического характера………………………………….……………………………………...48 7.1 Тематика заданий практического характера…………………….….49 8. Методические рекомендации по выполнению заданий для индивидуальной и творческой научно-исследовательской работы…………………………...…53 8.1 Типовые задания для индивидуальной и творческой научно-исследовательской работы……………………………………………..…….….60 9. Фонд тестовых заданий……………………………………………………….68 10. Средства диагностики по учебному курсу……………………………..…..74 11. Рекомендации по подготовке и проведению зачета……………………….81 11.1 Контрольные вопросы к зачету…………………………………..…82 12. Список рекомендованных источников и литературы………………….….84 13. Информационные ресурсы………………………………………………......92 14. Заключение…………………………………………………………..……….94 15. Приложения……………………………………………………………….….97 16. Используемая литература……………………………………………….….108
ВВЕДЕНИЕ Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено для облегчения изучения учебной дисциплины «Теория дипломатии и современная дипломатическая система» магистрантами направления подготовки 41.04.05 «Международные отношения». Данное пособие соответствует разработанной рабочей программе, учебно-методическому комплексу и фонду оценочных средств для этой дисциплины. Издание учебно-методического пособия вызвано необходимостью оптимизации работы с имеющимися источниками и литературой, связанных с развитием теории дипломатии и дипломатической системы на современном этапе. Данный учебный курс в магистратуре продолжает изучение дипломатии и дипломатической системы, начатое на курсах бакалавриата в ходе обучения дисциплинам «Теория и история дипломатии», «Дипломатический протокол и этикет», «Дипломатическая и консульская служба». Актуальность издания предлагаемого пособия обусловлена особенностями дисциплины, которые заключаются в рассмотрении текущей деятельности дипломатических служб разных стран. Анализ развития современной дипломатической системы вызван необходимостью постоянного изучения основных направлений деятельности и тенденций дипломатических служб, а содержание и структура курса требуют регулярного обновления. Новизна данного издания характеризуется содержательной разработкой предлагаемых тем учебной дисциплины при подготовке к семинарским занятиям и выполнению самостоятельных работ во внеаудиторное время. Предложенные методические разработки отличаются определенной новизной преподавания дисциплины «Теория дипломатии и современная дипломатическая система», а разные виды заданий по усвоению и закреплению знаний представляют собой систематизированный материал по формированию компетенций, предъявляемых по направлению подготовки 41.04.05 «Международные отношения» и побуждающих к самообразованию в дальнейшей профессиональной деятельности. Пособие учитывает специфику преподавания курса для отдельно взятого направления подготовки и отвечает современным требованиям. В нем представлена тематика индивидуальных и творческих заданий, направленных на самостоятельный поиск информации и работу с официальными сайтами дипломатических служб разных стран, а также проработку, помимо учебников и монографий по дипломатическим отношениям, актуальных научных статей и материалов периодической печати и сети Интернет. Особенности построения учебно-методического пособия отражают предложенную авторскую концепцию видения преподавания данной дисциплины для магистрантов-международников. В данном пособии даны общая характеристика курса и содержание дисциплины, методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и организации к самостоятельной работе, средства диагностики контроля знаний, а также список рекомендованных источников и литературы, которые указывают направления углубленного овладения материалом, а приведенные информационные ресурсы ориентируют на самостоятельный поиск с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий. Изучение основных направлений и тенденций развития международных организаций является составной частью профессиональной подготовки магистрантов по международным отношениям, что предполагает создание системы знаний по данному курсу, совершенствование самостоятельного мышления и умения критически анализировать актуальные проблемы современности. Настоящее пособие помогает овладевать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой и научно-исследовательской деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Область применения и место дисциплины в учебном процессе Учебная дисциплина «Теория дипломатии и современная дипломатическая система» является дисциплиной вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» по направлению подготовки 41.04.05 «Международные отношения». Дисциплина реализуется на историческом факультете ДонНУ кафедрой международных отношений и внешней политики. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими и сопутствующими дисциплинами – «Теория и история дипломатии», «Дипломатический протокол и этикет», «Дипломатическая и консульская служба», «Язык дипломатического документа». Структура дисциплины
Описание дисциплины Цели и задачи Цель – сформировать научно обоснованное понимание современной дипломатической системы и тенденций её развития, ознакомить с основными моделями и методами дипломатических отношений между государствами. Задачи: - изучить многообразие целей и средств современных моделей дипломатии; - рассмотреть основы и особенности организации российской и зарубежных дипломатических служб на современном этапе развития; - раскрыть новые направления дипломатической деятельности, такие как публичная и экономическая дипломатия; - определить механизмы и формы многосторонней дипломатии. Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины «Теория дипломатии и современная дипломатическая система» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО РФ по данному направлению подготовки 41.04.05 Международные отношения и основной образовательной программы высшего образования направления подготовки 41.04.05 Международные отношения: а) универсальные компетенции (УК): - УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий; - УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранно(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия; - УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия; б) общепрофессиональные компетенции (ОПК): - ОПК-1. Способен выстраивать профессиональную коммуникацию на государственном языке Донецкой Народной Республики и иностранном(ых) языке(ах) по профилю деятельности в мультикультурной среде на основе применения различных коммуникативных технологий с учетом специфики деловой и духовной культуры ДНР и зарубежных стран; - ОПК-2. Способен осуществлять поиск и применять перспективные информационно-коммуникационные технологии и программные средства для комплексной постановки и решения задач профессиональной деятельности; - ОПК-3. Способен оценивать, моделировать и прогнозировать глобальные, макрорегиональные, национально-государственные, региональные и локальные политико-культурные, социально-экономические и общественно-политические процессы на основе применения методов теоретического и эмпирического исследования и прикладного анализа; - ОПК-7. Способен самостоятельно выстраивать стратегии представления результатов своей профессиональной деятельности, в том числе в публичном формате, на основе подбора соответствующих информационно-коммуникативных технологий и каналов распространения информации. в) профессиональные компетенции (ПК): - ПК-1. Способен самостоятельно разрабатывать и грамотно оформлять стандартные аналитические материалы по отдельным событиям и общим тенденциям в интересах соответствующего департамента профильного министерства или иных государственных органов и международных организаций; - ПК-2. Давать объективную оценку международно-политическим процессам, делая обоснованные выводы; - ПК-3. Составлять прогнозы по развитию глобальных и региональных трендов на долгосрочный период; - ПК-4. Разрабатывать корпоративные стратегии развития в областях профессиональной компетентности с применением навыков международно-политического анализа в интересах работодателя. В результате изучения учебной дисциплины студент должен Знать: - особенности и основные характеристики современной модели дипломатии и дипломатической системы; - новые направления в организации работы внешнеполитических служб разных стран; - механизмы и процедуры многосторонней дипломатии. Уметь: - ориентироваться в механизме многосторонней экономической и публичной дипломатии; - вести поиск информации по проблематике современной дипломатии; - предлагать практические решения выхода из проблемных дипломатических ситуаций; Владеть: - навыками анализа ситуаций в дипломатической практике и выработке рекомендаций по улучшению отдельных направлений дипломатической деятельности; - способностью к повышению уровня знаний в сфере теории и практики дипломатической деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Порядковый номер и тема |
Краткое содержание темы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержательный модуль 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Становление современной дипломатической системы | Дипломатия от Древнего мира до Нового времени. Проксения. Процесс секуляризации. Теория равновесия сил. Вклад итальянских городов-государств. Консульства. Появления постоянных представительств и дипломатов-профессионалов. Дипломатическая корреспонденция и архивы. Государственный интерес. «Геометрический метод» расчета союзов и коалиций. Особенности дипломатии в XIX – начале ХХ вв.: «золотой век» классической дипломатии. Венский конгресс. Дипломатия как самостоятельная отрасль государственного управления. Реформирование дипломатической службы и рангирование дипломатов. Концепции национального, социалистического, либерального характера. Принципы реальной политики. Поиски новой дипломатической теории. «Открытая дипломатия» В.Вильсона. Дипломатия тоталитарных государств. Дипломатия ХХ - XXIвв.: специфика и основные черты современной дипломатии. Создание ООН. Дипломатия периода «холодной войны». Новая конфигурация международных отношений. Рассредоточение центров принятия внешнеполитических решений. Условия всемирной глобализации. Новые формы и акторы дипломатии. TrackTwo Diplomacy. Многосторонняя, или конференционная, дипломатия. Дипломатия на высоком и высшем уровнях. Влияние СМИ на дипломатию. Новые вызовы и угрозы для международных отношений и дипломатии. Превентивная дипломатия. Дипломатической протокол и этикет в современных условиях. Переговорный процесс как действенный инструмент построения и регулирования международных отношений. Меморандумы взаимопонимания. Принцип международной вежливости. Упрощение протокольных требований. «Дейтонская дипломатия», «дипломатия биосферы». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2. Реформирование европейской дипломатии | Трансформация европейского внешнеполитического механизма и дипломатических структур. Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ). Маастрихтский и Лиссабонский договоры. Европейская дипломатическая программа. Европейские институты дипломатического представительства. Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности. Европейская служба внешних связей (действий) и её Генеральные департаменты. Дипломатический корпус ЕС. Комитет постоянных представителей COREPER. Функции специальных представителей ЕС. «Евродипломатия». Дипломатическая служба ряда европейских государств (Италии, Испании, Франции, Германии, Великобритании) на современном этапе развития: организационная структура, кадровая политика. Реформа «рационализации» дипломатической службы Италии. Фарнезина как «катализатор бизнеса». Модификация организационной структуру МИД Испании. Вовлечение испанских регионов во внешнеполитическую деятельность страны. Изменения в Генеральном секретариате Франции. Категории работников французской дипломатической службы. Адаптация посольств Кэ д'Орсе в странах ЕС. Дипломатическая служба ФРГ после объединения. Структурная реформа дипломатических органов Германии. Министерство иностранных дел и по делам Содружества Великобритании. Нововведения в Форин Офисе. Кадровая дипломатическая служба Великобритании. Дипломатия североевропейских стран. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3. Особенности организации российской дипломатической службы | Министерство иностранных дел РФ – центральный орган внешнеполитических сношений. Структура МИД РФ. Территориальные и функциональные отделы. Департаменты Министерства. Основные задачи Консульского Департамента. Оперативная работа административного аппарата МИД. Особенности дипломатической службы в специальных миссиях и постоянных представительствах РФ при международных организациях. Постоянные дипломатические представительства (посольства, миссии) и консульские учреждения России. Задачи и функции дипломатических представительств. Представительство РФ при ООН, его основные задачи и функции. Референтуры: политическая, экономическая, социально-правовая, бюджетно-кадровая, информации и связи с общественностью, административно-хозяйственная. Новые черты российской дипломатии. Борьба с международным терроризмом, международное антиэкстремистское сотрудничество, противодействие финансированию терроризма, борьба с наркооборотом, антикоррупционное сотрудничество, международная информационная безопасность и другие. Диалоговое партнерство Россия - АСЕАН. Региональный форум АСЕАН по безопасности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4. Идеальный дипломат: современный портрет | Профессиональные дипломаты в современном мире. Высокий профессионализм дипломата, его лояльность и добросовестность, спокойствие и выдержка, терпение и настойчивость как главные качества современного представителя дипломатического корпуса. Кадровая политика дипломатических ведомств. Престижность карьеры дипломата. Женщины на дипломатической службе. Современные системы повышения квалификации дипломатов. Международные семинары и тренинги для молодых дипломатов. Проект «Диплопроджект». Современный дипломат как специалист «со многими лицами». Некоторые известные российские (советские) дипломаты на международной арене. Специфические черты дипломатов разных стран. Английские дипломаты, их стиль ведения переговоров. Высокомерие американской дипломатии как стиль американского гражданина. Отличительные черты французской дипломатов. Характеристика немецких дипломатов, их личные и профессиональные качества. Итальянские дипломаты как знатоки дипломатического искусства. Особенности японских и китайских дипломатических работников, их манеры и стиль в переговорном процессе. Дипломаты Индии. Совместная деятельность дипломатов стран Латинской Америки. «Золотые правила» арабских дипломатов. Дипломаты Австралии. Дипломаты малых государств. Новое в службе дипломатических работников, использование современных технологий в их работе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5. Новые направления дипломатии: публичная дипломатия | Становление теории и практики публичной дипломатии, ее связи с общественностью. Функции публичной дипломатии в условиях глобализации и информационно-технологической революции. Концепции «мягкой силы», «умной силы». Роль общественного мнения в современной дипломатии. Спин-докторинг. Цифровая, электронная, народная, общественная, мегафонная, твипломатия и другие разновидности дипломатии. «Дипломатическая медиасреда». «Сетевая мощь» дипломатии. Публичная дипломатия как инструмент межкультурной дипломатии. Высокие технологии как вызов дипломатии. Кибербезопасность. Новые направления публичной дипломатии: трансформационная дипломатия, экспо-дипломатия, nation-branding. Использование «мягкой» и «умной» силы в дипломатии. Укрепление позиций государства посредством экспо-дипломатии. Проведение Всемирных выставок. Сочетание растущей конкуренции между странами и достижений современных коммуникационных технологий. Использование технологий национального брендинга. Организация службы публичной дипломатии в США, КНР и РФ. Информационное направление публичной дипломатии США. США как «новаторы» публичной дипломатии. Программа цифровой дипломатии в США. Активное использование блогосферы и социальных сетей. Внедрение инноваций в дипломатическую практику. Основные направления американской публичной дипломатии: цифровая пропаганда, дипломатическое давление, создание специального ПО и аппаратных средств, стимулирование протестных настроений, подготовка интернет-активистов, сбор информации. Диплопедия. Корректировка внешнеполитических установок китайским руководством. Учет региональной специфики объектов влияния публичной дипломатии КНР. Особенности и отличительные черты китайской публичной дипломатии. Роль Департамента информации и печати МИД РФ в осуществлении российской публичной дипломатии. Брифинги, дискуссионные форумы представителей МИД и иных профильных государственных структур. Информационный телеканал Russian Today. Новые технологии на службе российских дипломатов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 6. Новые направления дипломатии: экономическая дипломатия | Теория и практика экономической дипломатии в ХХI в. Торговая, или коммерческая, дипломатия. Важность экономического фактора для дипломатии. Экономическая дипломатия как фактор многосторонней дипломатии. Экономическая дипломатия в условиях глобализации и новых вызовов. Специализированные формы экономической дипломатии. Механизмы осуществления экономической дипломатии. Акторы экономической дипломатии. Традиционные и «новые» акторы дипломатии. Министерства, торговые представительства, местные власти, промышленные объединения, транснациональные корпорации, межправительственные и неправительственные организации, отдельные фирмы и предприниматели. Современная тематика экономической дипломатии. Организация взаимодействия дипломатов с другими участниками экономической дипломатии. Особенности организации служб экономической дипломатии во внешнеполитических ведомствах современных государств Европы и Российской Федерации. Проведение международных экономических форумов в России. ПМЭФ и ВЭФ как важная экспертная, дискуссионная и выставочная площадка мирового уровня. Заключение деловых контрактов по крупным международным проектам и соглашениям. Обеспечение глобальной энергетической безопасности как важное направление российской экономической дипломатии. Межминистерское сотрудничество для осуществления экономической дипломатии в Великобритании. Координация внешней экономической политики Германии и сложность принятия консенсусных решений. Выработка глобальной стратегии продвижения немецкого бизнеса. Ротация дипломатических кадров и представителей крупнейших предприятий с государственным участием. «Посты экономической экспансии». Единые экономические и финансовые миссии Франции. Итальянская Фарнезина как орган межминистерской координации внешнеэкономической политики. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 7. Механизмы многосторонней дипломатии | Значение многосторонних институтов дипломатии в регулировании международных отношений. Эволюция метода многосторонней дипломатии, разработка правил процедур и их политическое значение. Возрастание роли многосторонних международных организаций. Многоплановый характер многосторонней дипломатии. Непосредственные постоянные контакты акторов многосторонней дипломатии, переход к прозрачности и публичности, внедрение современных технологий в процесс многосторонних переговоров. ООН как институционализированная форма многосторонней дипломатии. Многосторонняя дипломатия международных организаций как форма представительств разных стран. Конференции, регулярные встречи дипломатов и представителей стран в рамках ООН. Посредничество, «добрые услуги». Новые формы многосторонней дипломатии: форум, саммит, совет. Специализированные и универсальные международные форумы. Новые форматы взаимодействия и создание новых механизмов многостороннего сотрудничества. Рост общемировых проблем. Саммит-дипломатия как постоянный фактор дипломатической жизни. Контакты на высшем уровне. Двусторонний и многосторонний формат встреч. Современные средства связи для контактов высших лиц. |
Тематический план
Содержательный модуль 1 | ||||||||||||
Количество часов | ||||||||||||
Очная форма обучения |
Заочная форма обучения | |||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||||
лекции | практические | лабораторные | самостоятельная работа | индивидуальная работа | лекции | практические | лабораторные | самостоятельная работа | индивидуальная работа | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Тема 1. Становление современной дипломатической системы | 11 | 2 | 2 | 7 | 12 | 2 | 10 | |||||
Тема 2. Реформирование европейской дипломатии | 10 | 2 | 2 | 6 | 9 | 9 | ||||||
Тема 3. Особенности организации российской дипломатической службы | 10 | 2 | 2 | 6 | 10 | 10 | ||||||
Тема 4. Идеальный дипломат: современный портрет | 10 | 2 | 2 | 6 | 9 | 9 | ||||||
Тема 5. Новые направления дипломатии: публичная дипломатия | 10 | 2 | 2 | 6 | 10 | 10 | ||||||
Тема 6. Новые направления дипломатии: экономическая дипломатия | 10 | 2 | 2 | 6 | 10 | 10 | ||||||
Тема 7. Механизмы многосторонней дипломатии | 11 | 2 | 2 | 7 | 12 | 2 | 10 | |||||
Модульный контроль | ||||||||||||
Зачет | ||||||||||||
Всего | 72 | 14 | 14 | 44 | 72 | 2 | 2 | 68 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛЕКЦИОННЫМ ЗАНЯТИЯМ
Лекция является важным системообразующим звеном учебного процесса в высшей школе. Лекционное занятие представляет собой систематическое, логически стройное изложение преподавателем учебного материала теоретического характера. Цель вузовской лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала, а также организация их целенаправленной познавательной деятельности с использованием современных образовательных технологий. Цель преподавателя на лекции – на примерах пояснить методику анализа тех или иных явлений и процессов развития теории дипломатии и современной дипломатической системы, привить навыки самостоятельного поиска и обработки информации, представить изучаемую дисциплину как систему, определить её особенности, предоставить источниковую базу и литературу по данному учебному курсу.
Чтение курса лекций позволяет дать связанное, последовательное изложение материала в соответствии с новейшими достижениями науки, сообщить слушателям основное содержание предмета в целостном, систематизированном виде. В ряде случаев лекция выполняет функцию основного источника информации: при отсутствии учебников и учебных пособий, чаще по новым курсам; в случае, когда новые научные данные по той или иной теме не нашли отражения в учебниках; отдельные разделы и темы очень сложны для самостоятельного изучения. В таких случаях только лектор может методически помочь студентам в освоении материала.
Методические рекомендации для подготовки к лекционному занятию предполагают, что задачи лекции заключаются в обеспечении формирования системы знаний по учебной дисциплине, в умении аргументировано излагать научный материал, в формировании профессионального кругозора и общей культуры, в отражении еще не получивших освещения в учебной литературе новых достижений науки, в оптимизации других форм организации учебного процесса.
В ходе лекционных занятий студенты ведут конспектирование учебного материала. Преподавателю следует обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, делать научные выводы и давать практические рекомендации. Студенты по желанию в своих конспектах на полях могут делать пометки и ссылки на дополнительную литературу, выделять особо важные моменты или спорные вопросы, которые можно задать преподавателю в конце лекции или по ходу, когда будет отведено время. Слушая лекцию, студент учится эффективно работать с информацией, вычленять главное, систематизировать и классифицировать факты, четко формулировать основные тезисы разных теоретических подходов по заявленной теме и наиболее значимые аргументы «за» и «против» них. Форма записей отражает личные предпочтения студента, необходимые ему при подготовке к семинарским занятиям, самостоятельной работе, зачету. При осуществлении самостоятельной работы студент может дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Отметим, что такой подход обеспечит максимально эффективное освоение студентами материала лекционного курса, заложит прочный фундамент для дальнейшего развития профессиональных и общекультурных компетенций.
Активное усвоение лекционного материала – важное условие продуктивной работы студента на семинарских занятиях, осуществления самостоятельной деятельности и во внеаудиторное время, успешного написания магистерской диссертации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинарские занятия предназначены для более глубокого изучения и понимания актуальных проблем развития теории дипломатии и современной дипломатической системы и предполагают закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях, проработку основной и дополнительной литературы, нормативно-правовой документации, официальных источников и статистических данных, сайтов внешнеполитических ведомств разных стран, что способствует формированию навыков самостоятельного поиска решений по предлагаемым вопросам и проблемам.
Правильная подготовка к семинарскому занятию поможет магистранту более детально ознакомиться с предлагаемой темой данной учебной дисциплины. Углубленное изучение темы предполагает использование достаточно широкого ряда источников и литературы, которые рекомендуются преподавателем или подбираются самостоятельно. Прежде всего, это – учебники, монографии, сборники научных трудов. Работая с ними, необходимо детально останавливаться на тех местах, которые непосредственно относятся к изучаемой на данном семинарском занятии теме, отделяя нужную информацию от второстепенной, что поможет более аргументированно и точно осветить поставленные вопросы и выполнить предлагаемые задания. Для более эффективного овладения материалом можно использовать справочно-информационную литературу, энциклопедии, словари. Кроме этого, так как особенностью данного курса является постоянное обновление информации, то необходимо оперативно знакомиться с материалами периодической печати и сети Интернет. Например, таких журналов, как «Дипломатический вестник», «Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир», «Вестник международных организаций», «Международная жизнь», «Международные процессы», «International Affairs», «Foreign Affairs», «Foreign Policy», «Global Policy», а также просматривать сайты различных международных организаций.
Одной из традиционных, но не менее эффективной формой, является выступление по предлагаемым вопросам. Готовясь к нему, студент просматривает лекционный материал и вопросы, выносимые на семинарское занятие, восстанавливает в памяти основные понятия и положения по данной теме, знакомится с предлагаемой литературой, занимается поиском дополнительной, в случае необходимости изучает нормативно-правовые акты и статистические данные, информацию официальных сайтов международных организаций. Студент может законспектировать отдельные моменты, факты, цифры. Конспектирование в различной форме (планов, тезисов, аннотаций) позволяет анализировать материал, четко продумывать фразы, выстраивать аргументированный ответ, а не просто пассивно воспринимать текст. От того, насколько информативно подготовлен конспект, как тщательно проработаны источники, научная литература, публикации в периодической печати и материалы Интернета, зависит качество ответа. При соответствующей мотивации у студентов от занятия к занятию данное умение будет совершенствоваться. Отбор необходимого материала из большого многообразия источников и литературы, стремление выполнять задания для самостоятельной работы и индивидуальные, творческие работы, помогут углубить знания по предлагаемым темам курса, и, соответственно, повлияют на дальнейшее самообразование и профессиональную деятельность. После подбора и усвоения материала, магистранту следует обратить внимание на подготовку и продумывание своего непосредственного выступления.
Выступление показывает, как магистрант умеет анализировать и систематизировать полученную информацию для аргументированного ответа. Тезисно могут быть записаны основные положения выступления, сделаны сравнения точек зрения разных авторов и представлены краткие выводы по рассматриваемой проблеме. Следует быть готовым к ответу на дополнительные вопросы, а также к тому, чтобы задавать свои вопросы другим выступающим по изучаемой теме.
Выделенные в плане занятия вопросы предполагают проведение дискуссии, поэтому, помимо основного докладчика, каждый студент может выступить с дополнением, выразить свою точку зрения, задать вопрос. Развернутое обсуждение позволяет максимально задействовать студентов и выявить подготовку всей группы по различным вопросам. Вопросы могут быть направлены на уточнение противоречивых выводов, ряда неточностей, касаться одностороннего подхода к рассматриваемой проблеме, более полного раскрытия сути ответа. Преподавател
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.187 (0.011 с.)