Название содержательных модулей и тем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Название содержательных модулей и тем



Количество часов

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

всего

в том числе

всего

в том числе

лекции практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа лекции практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Тема 1. Становление современной дипломатической системы   11 2 2   7   12 2     10  
Тема 2. Реформирование европейской дипломатии   10 2 2   6   9       9  
Тема 3. Особенности организации российской дипломатической службы   10 2 2   6   10       10  
Тема 4. Идеальный дипломат: современный портрет   10 2 2   6   9       9  
Тема 5. Новые направления дипломатии: публичная дипломатия   10 2 2   6   10       10  
Тема 6. Новые направления дипломатии: экономическая дипломатия   10 2 2   6   10       10  
Тема 7. Механизмы многосторонней дипломатии   11 2 2   7   12   2   10  
Модульный контроль                        
Зачет                        
Всего 72 14 14   44   72 2 2   68  

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛЕКЦИОННЫМ ЗАНЯТИЯМ

Лекция является важным системообразующим звеном учебного процесса в высшей школе. Лекционное занятие представляет собой систематическое, логически стройное изложение преподавателем учебного материала теоретического характера. Цель вузовской лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала, а также организация их целенаправленной познавательной деятельности с использованием современных образовательных технологий. Цель преподавателя на лекции – на примерах пояснить методику анализа тех или иных явлений и процессов развития теории дипломатии и современной дипломатической системы, привить навыки самостоятельного поиска и обработки информации, представить изучаемую дисциплину как систему, определить её особенности, предоставить источниковую базу и литературу по данному учебному курсу.

Чтение курса лекций позволяет дать связанное, последовательное изложение материала в соответствии с новейшими достижениями науки, сообщить слушателям основное содержание предмета в целостном, систематизированном виде. В ряде случаев лекция выполняет функцию основного источника информации: при отсутствии учебников и учебных пособий, чаще по новым курсам; в случае, когда новые научные данные по той или иной теме не нашли отражения в учебниках; отдельные разделы и темы очень сложны для самостоятельного изучения. В таких случаях только лектор может методически помочь студентам в освоении материала.

Методические рекомендации для подготовки к лекционному занятию предполагают, что задачи лекции заключаются в обеспечении формирования системы знаний по учебной дисциплине, в умении аргументировано излагать научный материал, в формировании профессионального кругозора и общей культуры, в отражении еще не получивших освещения в учебной литературе новых достижений науки, в оптимизации других форм организации учебного процесса.

В ходе лекционных занятий студенты ведут конспектирование учебного материала. Преподавателю следует обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, делать научные выводы и давать практические рекомендации. Студенты по желанию в своих конспектах на полях могут делать пометки и ссылки на дополнительную литературу, выделять особо важные моменты или спорные вопросы, которые можно задать преподавателю в конце лекции или по ходу, когда будет отведено время. Слушая лекцию, студент учится эффективно работать с информацией, вычленять главное, систематизировать и классифицировать факты, четко формулировать основные тезисы разных теоретических подходов по заявленной теме и наиболее значимые аргументы «за» и «против» них. Форма записей отражает личные предпочтения студента, необходимые ему при подготовке к семинарским занятиям, самостоятельной работе, зачету. При осуществлении самостоятельной работы студент может дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Отметим, что такой подход обеспечит максимально эффективное освоение студентами материала лекционного курса, заложит прочный фундамент для дальнейшего развития профессиональных и общекультурных компетенций.

Активное усвоение лекционного материала – важное условие продуктивной работы студента на семинарских занятиях, осуществления самостоятельной деятельности и во внеаудиторное время, успешного написания магистерской диссертации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинарские занятия предназначены для более глубокого изучения и понимания актуальных проблем развития теории дипломатии и современной дипломатической системы и предполагают закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях, проработку основной и дополнительной литературы, нормативно-правовой документации, официальных источников и статистических данных, сайтов внешнеполитических ведомств разных стран, что способствует формированию навыков самостоятельного поиска решений по предлагаемым вопросам и проблемам.

Правильная подготовка к семинарскому занятию поможет магистранту более детально ознакомиться с предлагаемой темой данной учебной дисциплины. Углубленное изучение темы предполагает использование достаточно широкого ряда источников и литературы, которые рекомендуются преподавателем или подбираются самостоятельно. Прежде всего, это – учебники, монографии, сборники научных трудов. Работая с ними, необходимо детально останавливаться на тех местах, которые непосредственно относятся к изучаемой на данном семинарском занятии теме, отделяя нужную информацию от второстепенной, что поможет более аргументированно и точно осветить поставленные вопросы и выполнить предлагаемые задания. Для более эффективного овладения материалом можно использовать справочно-информационную литературу, энциклопедии, словари. Кроме этого, так как особенностью данного курса является постоянное обновление информации, то необходимо оперативно знакомиться с материалами периодической печати и сети Интернет. Например, таких журналов, как «Дипломатический вестник», «Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир», «Вестник международных организаций», «Международная жизнь», «Международные процессы», «International Affairs», «Foreign Affairs», «Foreign Policy», «Global Policy», а также просматривать сайты различных международных организаций.

Одной из традиционных, но не менее эффективной формой, является выступление по предлагаемым вопросам. Готовясь к нему, студент просматривает лекционный материал и вопросы, выносимые на семинарское занятие, восстанавливает в памяти основные понятия и положения по данной теме, знакомится с предлагаемой литературой, занимается поиском дополнительной, в случае необходимости изучает нормативно-правовые акты и статистические данные, информацию официальных сайтов международных организаций. Студент может законспектировать отдельные моменты, факты, цифры. Конспектирование в различной форме (планов, тезисов, аннотаций) позволяет анализировать материал, четко продумывать фразы, выстраивать аргументированный ответ, а не просто пассивно воспринимать текст. От того, насколько информативно подготовлен конспект, как тщательно проработаны источники, научная литература, публикации в периодической печати и материалы Интернета, зависит качество ответа. При соответствующей мотивации у студентов от занятия к занятию данное умение будет совершенствоваться. Отбор необходимого материала из большого многообразия источников и литературы, стремление выполнять задания для самостоятельной работы и индивидуальные, творческие работы, помогут углубить знания по предлагаемым темам курса, и, соответственно, повлияют на дальнейшее самообразование и профессиональную деятельность. После подбора и усвоения материала, магистранту следует обратить внимание на подготовку и продумывание своего непосредственного выступления.

Выступление показывает, как магистрант умеет анализировать и систематизировать полученную информацию для аргументированного ответа. Тезисно могут быть записаны основные положения выступления, сделаны сравнения точек зрения разных авторов и представлены краткие выводы по рассматриваемой проблеме. Следует быть готовым к ответу на дополнительные вопросы, а также к тому, чтобы задавать свои вопросы другим выступающим по изучаемой теме.

Выделенные в плане занятия вопросы предполагают проведение дискуссии, поэтому, помимо основного докладчика, каждый студент может выступить с дополнением, выразить свою точку зрения, задать вопрос. Развернутое обсуждение позволяет максимально задействовать студентов и выявить подготовку всей группы по различным вопросам. Вопросы могут быть направлены на уточнение противоречивых выводов, ряда неточностей, касаться одностороннего подхода к рассматриваемой проблеме, более полного раскрытия сути ответа. Преподаватель отбирает наиболее интересные вопросы по актуальным проблемам и подключает к обсуждению разных студентов.

Готовясь к дискуссии, следует четко определить свою позицию и придерживаться её, проявляя уверенность, настойчивость, принципиальность,но не упертость. Дискуссия не предполагает монолога, а, наоборот, оппоненты должны иметь возможность отвечать и задавать друг другу вопросы, не переходя на повышенный тон. Культура ведения дискуссии проявляется в терпеливом и внимательном отношении к оппоненту, умении слушать позиции других и доходчиво объяснять свою точку зрения. Обязательным в завершении дискуссии должно быть подведение итогов, обращение внимания на спорные моменты. При проведении дискуссии или выступлении по вопросу семинара может быть предложен Лист оценки, который заполняется другими студентами.

С целью построения дискуссии предлагается применение так называемой ПОПС-формулы, которое позволяет разобрать ситуацию и закрепить пройденный материал, а кроме этого, что немаловажно на занятии, выстроить свой ответ кратко, лаконично, аргументированно. Расшифруем эту формулу: П – позиция, О – обоснование, объяснение своей позиции, П – примеры, С – следствие, суждение.  

На семинарском занятии для проведения дискуссии может быть представлен доклад по отдельным положениям, выносимым на обсуждение. При подготовке к докладу, необходимо проявить и творческий подход, раскрывая свои способности и используя всю имеющуюся в распоряжении литературу, мультимедийную аппаратуру. Так, выступающий может создать презентацию, наглядно слайдами подкрепляя свой доклад, или использовать традиционную меловую доску, графически (схематично) изображая отдельные детали, или распечатать заранее подготовленные карточки, фотографии, таблицы и другой раздаточный материал. Активное участие в дискуссии позволяет приобрести опыт публичных выступлений, что является важным для магистранта направления подготовки 41.04.05 «Международные отношения». 

Эффективное усвоение учебной дисциплины возможно при использовании активных и интерактивных форм и методов проведения семинара, которые основываются не только на взаимодействии «преподаватель – обучающийся», а и «студент – студент». Важно при проведении семинарского занятия обеспечить коллективную работу группы в целом, которая, вместе с этим, даст возможность каждому студенту раскрыть свои индивидуальные способности. При использовании интерактивных форм на занятии не только преподаватель привлекает магистрантов к процессу обучения, но и сами обучающиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого студента. Задача преподавателя – создать условия для инициативы и научить анализировать самостоятельно найденную информацию для нахождения правильного решения. Важным является выработка умения работать в команде, уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения, формировать собственное мнение, подкрепляя его конкретными фактами и аргументами.

Среди наиболее используемых методов интерактивного обучения можно выделить деловые игры (исполнение студентами различных ролей, или имитация профессионально-ориентированных ситуаций), мозговой штурм (разнообразие идей, вопросы-ответы, анализ которых проводится после проведения «штурма»), круглый стол (проведение дебатов, предполагающие групповое обсуждение и решение современных проблем дипломатической службы), метод проектов (самостоятельная разработка проекта по заданной теме и его защита). Данные виды работы могут проводиться в разных формах и с использованием различных приемов. Так, разновидностью деловой игры может стать игра «Акварииум», когда 3-5 участника обыгрывают ситуацию на заданную тему, а остальные наблюдают со стороны и анализируют предложенные ими идеи. Предлагаются ситуативные практико-ориентированные задания. Например, когда магистрант выступает как представитель дипломатического ведомства одной из страны при изучении темы «Новые направления дипломатии» и представляет позицию этого государства по вопросам осуществления публичной или экономической дипломатии.

Семинарское занятие может быть построено в форме проведения пресс-конференции по изучаемой проблеме. Также может быть проведено альтернативное конференции мероприятие, когда магистрант становится организатором такого мероприятия, представляя свою идею (доклад, презентацию) и предлагается поиск самых интересных идей и их общее обсуждение. Как вариант коллективной работы может быть предложен поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме. В перспективе эффективным методом обучения дисциплине могут стать занятия с применением аудио- и видеоматериалов, что предполагает работу с электронными учебниками, официальными сайтами внешнеполитических ведомств разных стран, проведение тестовых заданий в онлайн-режиме.  

При организации семинара в такой интерактивной форме, как круглый стол, на первое место необходимо ставить не только отличное знание теоретического материала, но и умение находить практические пути решения на основе имеющихся знаний и убедить других в правильности выбора. Данная форма проведения семинарского занятия, как правило, позволяет, в отличие от дискуссии, «собрать» единомышленников, которые при обсуждении злободневных, профессиональных проблем, пытаются найти общее конкретное решение по актуальному вопросу заданной тематики, обмениваясь знаниями, опытом и творческой инициативой. Проведение круглого стола мобилизует участников и направлено на расширение спектра мнений по предлагаемой проблеме с разных точек зрения, обсуждение неясных, спорных моментов и достижение консенсуса. Участники высказывают свою личную точку зрения, которая может возникнуть спонтанно и сразу быть не до конца сформулированной. Вдумчиво выслушивая друг друга и сопоставляя мнения, магистранты выбирают наиболее аргументированную и убедительную позицию, а ведущий отслеживает главное и, давая слово всем желающим выступить, акцентирует внимание на важном и ценном, резюмируя сообщение выступающего и создавая благожелательную атмосферу. Важным является готовность участников слушать и обсуждать выделенную проблему и пути её решения, имея определенную позицию, её доказательность, теоретические и практические знания и умения.

Правила коммуникации на круглом столе общеизвестны: активность в беседе, умение выслушать, краткость и четкость фраз и формулировок, оперирование убедительными фактами, недопущение оскорбительных замечаний в адрес других, конструктивная критика. Ведущий должен быть справедливым, хорошо ориентироваться в проблеме, задавая дополнительные вопросы, действуя четко и понятно для всех участников, в случае необходимости, ограничивая их во времени и останавливая, если эмоциональная сторона закрывает суть высказывания. Подводя итоги выступлений, он заканчивает круглый стол основными сформулированными выводами о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, рекомендациях и путях её разрешения. Оживит круглый стол участие приглашенных гостей, готовых к активному и профессиональному участию, а также использование мультимедийных средств.

На каждом семинарском занятии необходимо определять наиболее актуальные и эффективные способы их проведения. Семинарское занятие представляет собой активную и наиболее действенную форму работы при изучении учебной дисциплины, так как происходит живое общение обучающихся между собой и с преподавателем. В ходе занятия студенты приобретают определенные знания, но очень важно и то, с какой подготовкой они приходят на занятие. Главным является понимание, что магистрант пришел не просто для ответа на вопрос семинара, а для творческой дискуссии, спора, донесения и отстаивания своей позиции, для обмена аргументами и доказательствами. Таким образом, получение знаний происходит путем навыков не только письменного конспектирования, но и свободной публичной речи, полемики, самостоятельности суждений.

Приходя на семинарское занятие студенты должны знать не только тему и вопросы данного семинара, но быть психологически подготовленными к его проведению и четко представлять, в какой форме будет проводиться занятие, как оцениваются ответ, задания, рефераты и т.д. На семинарском занятии предлагаются задания практического характера, индивидуальные творческие работы. Для диагностики подготовленности к занятию могут быть проведены тесты, опросы ключевых понятий, как правило, в начале работы над темой и формулирование основных выводов в конце занятия. Преподавателем могут быть проведены письменные контрольные работы по вопросам для самоконтроля.

При подведении итогов занятия может быть предложено заполнить таблицу, подготовить схему, проводятся тесты на отдельных занятиях по материалу лекции, типовые образцы которых приводятся в разделе диагностики контроля знаний. Каждое семинарское занятие предполагает получение баллов за результативность внеаудиторной подготовки и проделанной на занятии работы, которые суммируются для итоговой оценки. Как уже было отмечено, с этой целью заполняются Листы оценки (или, как вариант, Лист самооценки).

Семинарское занятие реализует познавательную, воспитательную функции и функцию контроля. Магистранты закрепляют умения публично выступать, видеть реакцию других на изложенное, учатся высказывать свои аргументы и доводы грамотным языком, четко и логично формулировать доказательства своей позиции, делать выводы о необходимости более углубленного изучения отдельных вопросов обсуждаемой темы. Семинарское занятие направлено на овладение первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются при прохождении практики, написании магистерской диссертации.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.021 с.)