Гарантии государственного суверенитета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гарантии государственного суверенитета



Под гарантиями суверенитета следует понимать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства.

Организационные гарантии — создание и эффективное функционирование системы органов государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана территориальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства.        

Юридические (правовые) гарантии — это наличие нормативной правовой базы, регулирующей всю сферу правоотношений и направленную в том числе на обеспечение государственного суверенитета.

Экономические и материальные гарантии — создание экономических предпосылок для стабильно работающей экономики; наличие определенной территории; наличие природных ресурсов; наличие бюджета, позволяющего выделять необходимые средства для нужд обороноспособности в целях защиты суверенитета и территориальной целостности; право народа владеть землей, ее недрами, другими природными ресурсами.

Политические гарантии обуславливаются сформировавшимся в республике демократическим политическим режимом, функционирующим на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений, что закреплено в ст. 4 Конституции, а также развитием гражданского общества.

 

Вопросы темы

1. Понятие суверенитета народа, государства, нации и их взаимосвязь.

2. Предпосылки принятия и значение Декларации «о государственном суверенитете Республики Беларусь» от 27 июля 1990 г.

3. Формы проявления государственного суверенитета (верховенство, единство, независимость государственной власти). Субъекты, осуществляющие государственный суверенитет.

4. Закрепление суверенитета Республики Беларусь в ее Конституции;

5.Государственные символы Республики Беларусь и их правовая регламентация.

6. Государственные языки в Республике Беларусь.

Задания

1. Раскройте сущность понятий «суверенитет народа, государства, нации».

2. В тексте Конституции Республики Беларусь найдите статьи, закрепляющие ее суверенитет.

3. Выясните, когда, кем и с какой целью было впервые разработано понятие «суверенитет»?

4. Проследите процесс изменения государственной символики и государственных языков Республики Беларусь с момента провозглашения ее суверенитета.

5. Назовите государственно-правовые признаки суверенитета и сошлитесь на конкретные нормы Конституции.

 

Вопросы для обсуждения

1. В конституциях советского периода времени содержались положения, закреплявшие право любой нации на самоопределение вплоть до отделения и создания отдельного самостоятельного государства. В современных же конституциях подобной нормы не имеется. Не является ли, на Ваш взгляд, данный подход ограничением демократичности таких конституций, посягательством на права отдельных наций и народностей, проживающих в том или ином государстве?

2. Какое влияние может оказывать отсутствие суверенитета у государства на содержание государственной власти, ее устройство и устройство территории?

3. Во всяком ли государстве можно вести речь о наличии в нем всех трех форм суверенитета?

4. Как известно, после распада СССР во всех бывших советских республиках были приняты Декларации о государственном суверенитете. От кого же в таком случае республики провозглашали свою независимость?

5. В настоящее время является общепризнанным положение о том, что суверенитет государства осуществляют только высшие органы государственной власти – Президент, Парламент, Правительство, суды. Чем можно объяснить подобный подход?

 

Задачи

1. Студент Иванов на вопрос преподавателя ответил, что государственный суверенитет не может быть абсолютным. Однако аргументировать свою точку зрения он не смог.

Какова Ваша точка зрения по данному вопросу, прав ли студент?

2. Согласны ли Вы с утверждением, что принятая 27 июля 1990 г. Декларация о государственном суверенитете имела большую юридическую силу, чем продолжавшая действовать Конституция БССР 1978 г.?

3. Разрешите спорный вопрос, возникший между двумя студентами. Один из них полагает, что с принятием Конституции Республики Беларусь 1994 г. Декларация о государственном суверенитете утратила юридическую силу. Другой же утверждает, что указанная Декларация продолжает действовать.

Кто из студентов прав?

4. Студент Расторгуев отметил, что национальное меньшинство и этническая группа – это не одно и то же. Однако пояснить свою позицию студент не смог. Какова Ваша точка зрения по данному вопросу?

5. Между студентами возник спор по поводу наличия либо отсутствия взаимосвязи между тремя известными формами суверенитета. Кто на Ваш взгляд из студентов прав и почему?

6. Студент Фролов, отвечая на вопрос преподавателя отметил, что с принятием Декларации «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики» Беларусь выбрала собственный путь развития, который предусматривал полный выход республики из Союза. Каким образом будет оценен ответ студента преподавателем?

7. Между студентами возник спор по поводу момента прекращения действия Конституции БССР 1978 г. Один из них полагал, что данная Конституция утратила юридическую силу с принятием Декларации «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», а другой считал, что это произошло со вступлением в действие Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994г.

 Кто из студентов был прав?

 

Темы рефератов, докладов

1. Суверенитет народа, государства, нации: понятие и соотношение.

2.Государственно-правовые признаки Беларуси как суверенного государства.

3. Предпосылки принятия и значение декларации «о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики».

4.Формы проявления государственного суверенитета (верховенство, единство, независимость государственной власти).

5. Гарантии государственного суверенитета Республики Беларусь.

 

Литература

1. О государственных символах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 5 июля 2004 г., № 301-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.07.2015 г., № 283-З // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

 2.О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики: Декларация Верховного Совета Белорусской ССР, 27 июля 1990 г., № 193-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.09.1991 г., № 1085-XII // Вед. Верх. Совета Респ. Беларусь. – 1991. – № 31. – Ст. 536.

 3. О названии Белорусской Советской Социалистической Республики и внесении изменений в Декларацию Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической Республики о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики и Конституцию (Основной Закон) Белорусской ССР: Закон Респ. Беларусь, 19 сент. 1991 г., № 1085-XII // Вед. Верх. Совета Респ. Беларусь. – 1991. – № 30. – Ст. 490.

 

Тема 10

 

содружество независимых государств.

союзное государство Беларуси и россии

Основные положения

К середине 80-х гг. XX ст. в бывшем СССР все более отчетливо стали про­являться кризисные явления во всех областях жизнедеятельности государства — в политике, экономике, социальной сфере. Оторвавшись от народа, правящая партийная номенклатура была не в состоянии исправить положение. В результате среди бывших союзных республик начались процессы, направленные на расширение их самостоятельности и получение реального суверенитета. В результате многие из них к 90-м годам приняли декларации о независимости.

В этих условиях 8 декабря 1991 г. под Брестом (в Вискулях) Президентами России (Б. Ельцин), Украины (П. Кравчук) и Председателем Верховного Совета Беларуси (С. Шушкевич) было под­писано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (далее - Соглашение). В преамбуле Соглашения было прописано, что СССР как субъект международного права прекращает существование.

В соответствии со ст. 14 Соглашения «деятельность органов бывшего СССР на территориях государств-членов СНГ прекращается». В данной статье было также определено, что «официальным местом пребывания координирующих органов Содружества является город Минск». В ст. 13 Соглашения было отмечено, что данное Соглашение открыто для присоединения всех государств-членов бывшего СССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения.

Вторым этапом в образовании СНГ стало 21 декабря 1991 г., когда к Содружеству присоединились ещё 8 государств. В декабре 1993 г. к СНГ присоединилась Грузия.

22 января 1993 г. на заседании Совета Глав государств в Минске был принят Устав Содружества Независимых Государств, которым были определены руководящие органы СНГ. В соответствии с ним, высшим органом Содружества является Совет глав государств, который собирается на заседания два раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Он собирается на заседании четыре раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов.   

Межпарламентское сотрудничество стран, входящих в состав СНГ, осуществляется в рамках Межпарламентской Ассамблеи (МПА), которая состоит из парламентских делегаций стран СНГ. Местом пребывания МПА является г. Санкт-Петербург.

В рамках Содружества действует Экономический Суд, главной целью которого является обеспечение выполнения экономических обязательств в рамках Содружества.

В рамках СНГ функционирует также комиссия по правам человека, которая состоит из представителей государств-членов Содружества и действует на основе Положения, утверждаемого Советом глав государств. Комиссия является консультативным органом Содружества и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами СНГ.

Наряду с указанными органами, в рамках Содружества созданы ряд органов отраслевого сотрудничества:

- Совет Министров обороны;

- Совет Командующих пограничными войсками;

- Штаб по координации военного сотрудничества;

- Совет Министров иностранных дел;

- Совет Министров внутренних дел и др. – всего около 90 органов и организаций.

Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом СНГ является Координационно-консультативный Комитет, в состав которого входит по два постоянных полномочных представителей от каждого государства-члена Содружества и Координатор Комитета, он же – Исполнительный секретарь, назначаемый Советом глав государств.

29 мая 2014 г. в г. Астане президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), вступивший в силу 1 января 2015 г. К данному моменту к Договору присоединились также Армения и Кыргызстан. ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции. В ее рамках  созданы условия для обеспечения четырех свобод (свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы), проведения согласованной  единой политики в ключевых отраслях экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.015 с.)