Источники конституционного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники конституционного права



Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы. Нормативные акты обладают различной юридической силой, которая определяется статусом государственного органа его издавшего и формой данного акта. Иными словами, неодинаковой юридической силой обладают не только правовые акты различных органов, но и правовые акты одного и того же органа. Их виды и иерархия определены в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Среди источников важнейшее место занимает Конституция, нормы которой обладают наивысшей юридической силой.        

Некоторые авторы в качестве источников конституционного права выделяют конституционные законы. К таковым они относят:

- законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию;

- законы о введении в действие Конституции и законов о внесении в нее изменений и дополнений;

- акты о толковании Конституции (ст. 140 Конституции).

Однако, на наш взгляд, данные законы можно относить к категории конституционных с определенной условленностью, поскольку Конституцией Республики Беларусь (в отличие, например, от Конституции Российской Федерации) конституционные законы как вид актов не упоминаются.

Источниками конституционного права могут являться также международные договоры и соглашения, заключаемые Республикой Беларусь с другими государствами. Конституция Республики Беларусь (ст. 8) признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Это значит, что если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. При этом следует иметь в виду, что не допускается заключение международных договоров, которые бы противоречили Конституции Республики Беларусь.

За международными договорами по юридической силе следуют программные законы. Применительно к Республике Беларусь, в соответствии со ст. 104 Конституции в качестве таковых выступают:

- законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь;

- законы о военной доктрине Республики Беларусь.

В качестве источников конституционного права могут также выступать кодексы; обычные законы; декреты и указы Президента; постановления Совета Министров; решения высших органов судебной власти; акты республиканских органов государственного управления; акты органов местного управления и самоуправления.

Источниками конституционного права могут выступать и   декларации, обычно устанавливающие общие принципы конституционно-правового развития. Так, 27 июля 1990 г. Верховным Советом была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь. Этот день был объявлен днем независимости Республики Беларусь и являлся государственным праздником до 1996 г., когда в соответствии с референдумом он был перенесен на 3 июля. 

К числу источников конституционного права могут относиться и правовые акты, принимаемые в рамках Содружества Независимых Государств и Союзного государства Беларуси и России.

Следует иметь в виду, что некоторые акты могут выступать одновременно и в качестве источников других отраслей права. Например, закон «О Совете Министров Республики Беларусь» является источником и конституционного права и административного права.

Примечание. Понятие, виды правовых актов, их юридическая сила, а также порядок подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, вступления в силу и другие вопросы, имеющие к ним отношение, определяются законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Основные тенденции в развитии конституционного права: его социализация, демократизация, интернационализация.

 

Вопросы темы

1. Понятие конституционного права как отрасли и предмет его регулирования.

2. Место конституционного права в системе права Республики Беларусь, его связь с другими отраслями права.

3. Понятие методов конституционного права, их виды и особенности.

4. Конституционно-правовые нормы, их классификация, особенности структуры.

5. Отличия конституционно-правовых норм от норм других отраслей права.

6. Формы реализации норм конституционного права.

7. Институты конституционного права.

8. Понятие и виды источников конституционного права.

9. Значение конституционного права в развитии государства, общества и в практической деятельности юристов.

 

Задания

1. Попытайтесь найти в литературе по конституционному праву ответ на вопрос: что понимается под системой конституционного права как отрасли?

2. На конкретных примерах Конституции покажите связь конституционного права с другими отраслями права и обоснуйте при этом его ведущую роль.

3. Пользуясь текстами Конституций Беларуси 1994г. и 1978г., приведите примеры, подтверждающие, что одной из тенденций развития современного конституционного права в, отличие от советского периода, является его демократизация.  

4. Пользуясь текстом Конституции, приведите примеры, когда одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более институтов конституционного права.

Вопросы для обсуждения

1. Представители различных политических сил проявляют особый интерес к проблемам, касающимся конституционного права. Как Вы считаете, чем объясняется подобная их активность в данном вопросе?

2. Как известно, в советский период рассматриваемая отрасль права именовалась не конституционным, а государственным. Какие аргументы, на Ваш взгляд, могли приводить сторонники данного взгляда?

3.В чем, на Ваш взгляд, проявляется интернационализация конституционного права?

Задачи

1. На семинарском занятии студент Шилов не смог дать ответ на вопрос преподавателя: почему имеется значительное количество источников консти­туционного права? 

Какой ответ имел в виду преподаватель, ставя перед студентом данный вопрос?

2. По мнению Петрова нормы Конституции не предусматривают ответственности субъектов правоотношений, поскольку они регулируют отношения общего, а не конкретного характера.

Согласны ли Вы с таким утверждением?

3. Поддерживаете ли Вы точку зрения, что основой уголовного права являются нормы Конституции, которые закрепляют обязанности гра­ждан?

4. Студент Петров, полагает, что по времени действия нормы конституционного права могут быть постоянными и временными и что первые из них не могут быть отменены (изменены). Во всем ли прав студент?

5. Выполняя контрольную работу, студент Федоров указал, что норма статьи 79 Конституции, согласно которой Президент Республики Беларусь является Главой государства, состоит из гипотезы.

Правильным ли будет такой ответ?

6. Студент Скорый считает, что диспозитивные конституционно-правовые нормы позволяют субъекту правоотношений действовать (принимать решения) по своему усмотрению в отличие от норм императивных, которые не оставляют субъекту выбора варианта своего поведения, а четко предписывают как ему поступать.

Во всем ли Вы согласны с мнением студента?

7. Отвечая на вопрос преподавателя: существует ли между институтами конституционного права взаимосвязь и взаимодействие, студентка Ярошенко дала правильный ответ. Как Вы считаете, каким он мог быть? Свое мнение обоснуйте на конкретных примерах из текста Конституции.

8. Согласны ли Вы с тем, что такая форма реализации норм конституционного права как использование предполагает для некоторых субъектов не только возможность использовать свои права и свободы, но и нести обязанности? Свой ответ аргументируйте конкретными примерами.

Темы рефератов, докладов

1. Развитие конституционного права в Беларуси.

2. Ответственность в конституционном праве.

4. Коллизии в конституционном праве.

5. Формы реализации норм конституционного права.

6. Понятие и виды источников конституционного права.

7. Значение конституционного права в развитии государства, общества и в практической деятельности юристов.

Литература

1. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.

Примечание: Учитывая, что Конституция Республики Беларусь является основополагающим нормативным актом для изучения всего курса конституционного права, и в целях исключения постоянного ее дублирования в списке литературы в последующих темах она указываться не будет. 

2. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009г., № 31-З) // ЭТАЛОН Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

 

Тема 2

Конституционно-правовые отношения

Основные положения

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Содержанием данных отношений является реализация их участниками взаимосвязанных между собой своих прав и обязанностей, определенных конституционным законодательством. Им присущи как общие черты, характерные для всех видов правоотношений, так и специфические особенности.

 Общие черты правоотношений:

- возникают, изменяются либо прекращают свое действие только на основе права;

- предполагают наличие у их участников субъективных прав и юридических обязанностей;

- гарантируются государством путем создания с его стороны соответствующих условий, позволяющих субъектам реализовывать свои права и нести обязанности.

Особенности конституционно-правовых отношений:

 - им присуще большее разнообразие видов правоотношений, поскольку они функционируют в различных сферах жизнедеятельности общества и государства;

- они отличаются своим содержанием, т.е. являются базовыми основополагающими отношениями;

- им свойственен особый субъектный состав (имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений – народ, государство и т.д.);

- они функционируют главным образом в сфере реализации государственной власти;

- они осуществляются в результате действия норм, содержащихся, прежде всего, в Конституции, а также ином конституционном законодательстве;

- им присущ высокий политический потенциал, поскольку именно нормы конституционного права и, прежде всего Конституции, определяют основные направления развития общества во всех сферах его жизнедеятельности, осуществление которых и есть реализация определенной политики государства;

- многим из них присущ высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов. Иными словами, большинство из них не конкретизируют субъектов, т.е. в качестве таковых определяется определенная их группа либо даже все субъекты конституционного права. Так, ст.22 Конституции провозглашает равенство всех перед законом;

- они реализуются обычно в связке с иными видами правоотношений. Так, конституционно-правовые отношения, возникающие между государством и гражданами в результате реализации ст.41 Конституции, гарантирующей гражданам право на труд, подлежат развитию на отраслевом уровне, т.е. на уровне трудовых правоотношений, регулируемых трудовым законодательством.

Виды (классификация) конституционно-правовых отношений:

- по степени обобщенности конституционно-правового регулирования конституционно-правовые отношения могут иметь общий и конкретный характер. Отношения общего характера – это отношения постоянные. Они длятся в течение всего времени, пока существуют субъекты, являющиеся их сторонами, т.е. срок их действия не определен. Примером такого вида отношений является состояние в гражданстве. Отношения конкретного характера – временные. Они связаны с реализацией той или иной конституционно-правовой нормы, т.е. с непосредственным осуществлением субъектами своих прав либо обязанностей. Например, отношения между избирателем и участковой избирательной комиссией в день голосования, прекращаются после получения избирателем избирательного бюллетеня.

- по существованию во времени конституционно-правовые отношения подразделяются на статические и динамические.

Статические отношения – это постоянные отношения. Они не обусловлены фактором времени существования. Наличие данных отношений способствует стабильности конституционного строя государства. Например, конституционное закрепление принципа разделения властей обуславливает стабильность в устройстве государственного механизма.

Динамические отношения возникают в результате действий участников конституционно-правовых отношений и при совершении этих действий они прекращаются. Но динамичность предполагает, что в дальнейшем данное конституционно-правовое отношение может возникать неоднократно, но каждый раз потребуются действия соответствующих субъектов. В качестве примера динамических отношений можно привести участие избирателей в голосовании на выборах, при которых у него возникают отношения с участковой избирательной комиссией. После голосования его отношения с данной комиссией прекращаются. С проведением очередных выборов у гражданина возникает следующий цикл подобных отношений с избирательной комиссией.

- по видам регулируемых общественных отношений, соответствующих предмету конституционного права. Например, связанные с основами конституционного строя, формами народовластия, правовым статусом личности, устройством государственной власти и т.д.

- по юридическому значению выделяют материальные и процессуальные конституционно-правовые отношения. Однако такое деление несколько условное, поскольку данные виды отношений не могут реализовываться по отдельности. Иными словами, они друг без друга не существуют. Например, свое материальное полномочие по поводу реализации того или иного права гражданин может осуществить только в определенном процессуальном порядке.

- по количеству участвующих сторон выделяют двусторонние и многосторонние конституционно-правовые отношения. В двусторонних отношениях принимают участие два субъекта. Участниками многосторонних отношений выступают более двух субъектов. В качестве примера подобных отношений можно привести отношения, возникающие между участниками законодательного процесса – палатами Парламента и Президентом Республики Беларусь.

- по целевому назначению выделяют регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные конституционно-правовые отношения связаны с реализацией субъектом своих прав и исполнением им обязанностей путем правомерного поведения. Охранительные же правоотношения связаны с применением государственного принуждения в целях защиты и восстановления нарушенных прав, обеспечением исполнения нереализованных обязанностей, исполнением назначенного наказания. Иными словами, данный вид отношений возникает в случае неправомерного поведения субъектов правоотношений и направлены на сохранение стабильности конституционного строя, обеспечение законности, правопорядка, защиту прав граждан. В рамках правоохранительных правоотношений реализуется, к примеру, норма, содержащаяся в ч.2 ст.10 Конституции, в соответствии с которой «никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство».

Конституционно-правовые отношения прекращаются:

- при истечении обусловленного срока;

- по инициативе сторон, в результате договоренности между субъектами правоотношений;

- при изменении конкретного правоотношения;

- по указанию вышестоящего государственного органа;

- в результате смерти субъекта правоотношений;

- в результате прекращения деятельности субъекта правоотношения.

Субъекты конституционно-правовых отношений – это  участники, т.е. стороны между которыми эти отношения возникают в связи с реализацией ими своих прав и исполнением обязанностей. В качестве таковых субъектов могут выступать:

- человек, гражданин, иностранные граждане и лица без гражданства, народ, государство, административно-территориальные единицы (области, районы, города),  государственные органы (Национальное собрание, Совет Министров, органы судебной власти, министерства, органы местного управления и самоуправления), должностные лица (Президент Республики Беларусь, Премьер - министр, министры), депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов, избирательные комиссии, инициативные группы,   общественные объединения (политические партии, профессиональные союзы), государственно-общественные объединения (общество «Динамо», общество «Знание», ДОСААФ и др.), трудовые коллективы (например, при выдвижении кандидатов в депутаты),республиканские и местные собрания граждан. При этом

необходимо отметить, что данный перечень субъектов конституционно-правовых отношений нельзя считать исчерпывающим. Также следует иметь в виду, что их круг имеет тенденцию к постоянному расширению, что обуславливается развитием общества, происходящей демократизацией социальных отношений.

Классификация субъектов конституционно-правовых отношений:

1. По количеству участников конституционно-правового отношения:

- коллективные субъекты (государство, государственные органы, народ, население административно-территориальных единиц, национальные общности, местные Советы депутатов, избирательные комиссии, общественные объединения, трудовые коллективы и др.);

- индивидуальные субъекты (Президент Республики Беларусь, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики, депутаты местных Советов и др.).

2. В зависимости от наличия государственно-властных полномочий:

- на наделенных государственно-властными полномочиями (государство, государственные органы, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, народ, население административно-территориальных единиц, местные Советы депутатов, избирательные комиссии и др.);

- на не обладающих государственно-властными полномочиями (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, национальные общности, общественные объединения, трудовые коллективы, наблюдатели в избирательном процессе и др.);

Особенности субъектов конституционно-правовых отношений:

- среди них имеются такие, которых нет в других видах правоотношений, т.е. являются специфическими (народ, государство, общественные объединения);

- их не принято делить на физические и юридические лица (как, например, в гражданском праве);

- в двухсторонних конституционно-правовых отношениях не могут находиться граждане (а также иностранные граждане и лица без гражданства). Практически всегда одним из субъектов выступает государство в лице какого-либо органа либо должностного лица;

- их статус имеет преимущественно политический характер;

- участники конституционно-правовых отношений обладают различной правосубъектностью, т.е. обладают не равными правами и обязанностями.

В качестве объектов конституционно-правовых отношений  выступают явления окружающего мира, по поводу которых возникают субъективные права и субъективные юридические обязанности. Иными словами, объектами правоотношений является то, в отношении чего эти отношения возникают и существуют. Их можно подразделить на:

- материальные (территория, объекты государственной собственности, финансы);

- нематериальные (неприкосновенность Президента, депутата, судьи; права и свободы граждан, суверенитет государства, государственная власть, политический плюрализм, право на национальную принадлежность и др.).

- действия и результаты действий (созыв сессий Парламента, принятие государственным органом определенного акта – о регистрации политической партии, о проведение референдума, о принятии в гражданство и т.д.).

Основаниями возникновения, изменения либо прекращения конституционно-правовых отношений являются юридические факты, которые подразделяются на:

1. События – (явления, происходящие вне зависимости от воли людей). Например, достижение гражданином 18 лет, делает его обладателем избирательного права при проведении выборов, референдума.

2. Деяния в виде действия или бездействия. Они связаны с волей людей, их деятельностью. Деяния делятся на:

- правомерные. Например, акт о принятии иностранца в гражданство Республики Беларусь порождает правоотношения между новым гражданином Республики Беларусь и государством;

- неправомерные. Необоснованное ограничение избирательных прав граждан, вмешательство в деятельность судей, военные перевороты и др.

3. Состояния. Наличие гражданства, проживание в определенное время на соответствующей территории и т.д.

 

Вопросы темы

1. Понятие конституционно-правовых отношений, их особенности и виды.

2. Понятие, виды и особенности субъектов конституционно-правовых отношений.

3. Понятие и виды объектов конституционно-правовых отношений.

4. Юридические факты.

 

Задания

1.Приведите примеры статей Конституции, в которых указаны коллективные и индивидуальные субъекты конституционного права.

2.Смоделируйте конституционно-правовое отношение на основе юридического факта в виде действия.

3. Выберите из любого источника какую-либо конституционно-правовую норму и на ее основе смоделируйте конституционно-правовое отношение в виде события.

 

Вопросы для обсуждения

1. В литературе встречаются понятия «субъекты конституционного права» и «субъекты конституционно-правовых отношений». Как Вы полагаете, эти понятия тождественны либо имеют различное значение?

2. Некоторые авторы конституционно-правовые отношения подразделяют на активные и пассивные. Можно ли согласиться с подобной классификацией? Ответ обоснуйте.

3. Как известно, конституционно-правовые отношения имеют свои особенности, отличающие их от других видов правоотношений. Чем, на Ваш взгляд, это можно объяснить?

 

 

Задачи

1. Студент Петров, отвечая на вопрос преподавателя отметил, что реализация норм конституционного права может осуществляться только в рамках конституционно-правовых отношений. Согласны ли Вы с данной точкой зрения? Свой ответ обоснуйте.

2. Отвечая на вопрос преподавателя, студент Ионов ответил, что конституционно-правовые отношения в силу их основополагающего характера не имеют общих черт с другими видами правоотношений. Разделяете ли Вы данную точку зрения?

3. Студент Сидоров полагает, что любой субъект конституционного права может являться участником любых других видов правоотношений. Поддерживаете ли Вы данную точку зрения?

4. Студент Варнаков верно отметил, что по количеству участников конституционно-правового отношения субъекты подразделяются на коллективные и индивидуальные. Приведите примеры таких субъектов.

5. Двухсторонне конституционно-правовые отношения не могут возникать между двумя физическими лицами. Обоснуйте, почему?

6. Как известно, в период проведения выборов возникают конституционно-правовые отношения между избирателями и участковыми избирательными комиссиями. Определите объект данных правоотношений.

7. Студент Семенов полагает, что для возникновения любого конституционно-правового отношения достаточно наличие какого-либо одного юридического факта. Согласны ли Вы с данной точкой зрения?

8. Студент Озеров, отвечая на вопрос преподавателя отметил, что юридические факты в виде деяния подразделяются на правомерные и не правомерные. Однако преподаватель отметил, что юридические факты в виде деяния могут классифицироваться и по иным основаниям. Что имел в виду преподаватель?

9. Согласны ли Вы с мнением, что издание соответствующего акта об образовании государственного органа выступает как юридический факт в виде события?

 

 

Темы рефератов, докладов

1. Понятие и виды конституционно-правовых отношений.

2. Особенности конституционно-правовых отношений.

3. Субъекты конституционного права, их виды и особенности.

3. Юридические факты (понятие, виды).

 

Литература

1. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009г., № 31-З) // ЭТАЛОН Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

 

Тема 3

Конституционное право как наука и учебная дисциплина

Основные положения

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука конституционного права является важнейшей частью юридической науки, которая, в свою очередь, входит в систему общественных наук.

    Наука конституционного права – это совокупность различных теорий, взглядов, гипотез ученых по вопросам конституционного права как отрасли права, а также о конституционном праве как учебной дисциплине.

Основными задачами науки конституционного пра ва являются: исследование сущности и содержания одноименной отрасли права, ее норм и институтов, тенденций их развития, разработка предложений по совершенствованию конституционного законодательства, поиск путей повышения эффективности преподавания учебного курса конституционного права.

Предмет науки конституционного права:

 -конституционное право как отрасль права (конституционно-правовые нормы, институты; конституционно-правовые отношения, субъекты, объекты…);

 -основы народовластия в Республике Беларусь;

 -проблемы, касающиеся обеспечения суверенитета государства, народа, нации;

-вопросы правового статуса личности, гарантии реализации конституционных прав и свобод;

 -вопросы, касающиеся функционирования механизма разделения властей, правового статуса органов государственной власти, дальнейшей демократизации политической системы общества;

-вопросы, касающиеся дальнейшего совершенствования избирательной системы, развития гражданского общества;

-проблемы функционирования политических партий, иных общественных объединений, религиозных организаций;

 -вопросы, касающихся развития местного управления и самоуправления, а также иных государственно-правовых проблем.

В качестве предмета науки конституционного права выступают также и источники данной науки, к которым относят:

1) конституцию и иное конституционное законодательство;

2) практику функционирования конституционно-правовых норм и институтов;

3) труды отечественных и зарубежных ученых в области конституционного права.

4) учебный курс конституционного права, поскольку именно ученые разрабатывают и предлагают содержание учебного курса, его понятийный аппарат, методику преподавания и т. д. Как справедливо отмечает известный российский ученый С. А. Авакьян, «наука конституционного права призвана формулировать понятия и создавать научно обоснованный курс... конституционного права как одной из учебных юридических дисциплин»[1].

Если конституционное право как отрасль это всегда действующие нормы, которые применяются сегодня, то наука – это не только настоящее, это еще и прошлое, а отчасти и будущее. Другими словами, наука конституционного права изучает историю создания и действия норм. Кроме того, она дает рекомендации на будущее. Иногда они учитываются, иногда нет, но так или иначе влияют на реальное право, так как могут быть учтены не прямо, а опосредованно, не в данный момент, а спустя определенное время. Таким образом, наука конституционного права имеет не только теоретическое, но и ярко выраженное прикладное значение.    

 Следует также отметить, что наука конституционного права изучает не только национальное законодательство, но и исследует закономерности развития соответствующей отрасли права в зарубежных странах. Безусловно, иностранный опыт не может быть использован непосредственно, без всякой адаптации к практике формирования и применения норм конституционного права нашей республики. Однако данные науки позволяют судить об основных направлениях эволюции данной отрасли права в мире и дают возможность вносить при необходимости соответствующие коррективы в отечественное законодательство.

Наука конституционного права, как и каждая наука, имеет свой методологический инструментарий, т. е. совокупность правил, приемов и принципов научного познания, которые позволяют получать объективные и достоверные знания.

Методы науки конституционного права:

- диалектический, позволяющий изучать конституционно-правовые нормы и институты в динамике и всесторонне;

- формально-юридического анализа, позволяющий уяснить содержание исследуемого материала;

- компаративный (сравнительный), позволяющий выявить наиболее эффективные модели конституционно-правового регулирования, определить возможности заимствования зарубежного опыта конституционного строительства в то или иное государство;

- функциональный, используемый для изучения функций соответствующих органов государства;

- историко-правовой, позволяющий исследовать конституционно-правовые нормы и институты в историческом развитии;

- системный, рассматривающий структуру всей отрасли конституционного права как единую систему взаимосвязанных составных частей;

- правового моделирования, направленный на поиск оптимальной для условий конкретной страны структуры государственно-правовых институтов;

- статистический, позволяющий выявлять эффективность действия конституционно-правовых норм и институтов на основе статистических данных;

- конкретно-социологический, позволяющий изучать конституционно-правовые нормы и институты на основе общественного мнения, проведения различных социологических экспериментов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.122 с.)