Конституционное право как отрасль права                                 Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционное право как отрасль права                                 Республики Беларусь



Основные положения

Конституционное право– это ведущая отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих базовые основополагающие отношения, складывающиеся во всех сфере жизнедеятельности общества и государства: политической, экономической, социальной, духовно-культурной и др. Так:

- в политической сфере конституционное право определяет устройство государственногомеханизма, создание и роль политических партий, движений, иных объединений граждан, закрепляет принципы внешней политики государства и т.п.;

- в социально-экономической сфере – закрепляет основы отношений собственности, социальную роль государства и т.п.;

- в сфере духовной жизни – закрепляет многообразие идеологий и мнений либо закрепляет в качестве официальной и единственной одну идеологию;

- в сфере правового статуса личности – закрепляет права и свободы граждан, определяет гарантийный механизм и способы их защиты, а также устанавливает конституционные обязанности личности.

   Ведущая роль конституционного права обуславливается тем, что основным его источником является Конституция, которая и регулирует базовые общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права.

Необходимо  также иметь в виду, что предмет конституционного права не может быть раз и навсегда установленным. Он зависит от содержания Конституции, других основополагающих документов, действующих в государстве на данном этапе его развития. Своеобразие конституционного регулирования в различных странах определяется разными социально-экономическими и политическими условиями, историческими и национальными традициями.

Конституционное право базируется на следующих принципах:

Ø народного суверенитета;

Ø народного представительства;

Ø равноправия граждан;

Ø незыблемости неотъемлемых прав личности;

Ø верховенства права;

Ø разделения властей;

Ø политического плюрализма;

Ø неотчуждаемости государственной территории и других.

Конституционно-правовое регулирование общественных отношений осуществляется с использованием соответствующих методов, т.е. приемов и способов правового воздействия на общественные отношения и их участников. Однако при этом отметим, что как среди теоретиков права, так и среди ученых-конституционалистов пока еще не сложилось единого подхода в отношении видов методов правового регулирования. В то же время, пожалуй, все авторы выделяют такие методы конституционно-правового регулирования как:

запрета – нормы, запрещающие какому-либо органу или лицу совершать определенные действия (например, вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (ст. 110 Конституции);

обязывания – нормы, обязывающие какой-либо орган или лицо осуществлять определенные действия (например, государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (ст. 59 Конституции);

дозволения – нормы, разрешающие какому-либо органу или лицу совершать определенные действия (например, Президент может в любое время подать в отставку (ст. 87 Конституции).

    В юридической литературе, в т. ч. по конституционному праву, называются и  другие  методы правового регулирования, например, такой как санкция (ответственность). В то же время, по мнению некоторых российских и отечественных авторов выделение санкции в качестве самостоятельного метода не логично, поскольку она призвана лишь обеспечивать такие основные способы, как запрет и обязывание, которые и предполагают наличие санкции. Как нам представляется, с данной точкой зрения можно согласиться.

Отличительной чертой методов конституционно-правового регулирования является преобладание среди них методов императивно-властного характера, т.е. запрета и обязывания, что не предполагает равенства сторон, а влечет осуществление власти, поскольку один из субъектов (государство) реализуя свою власть, обязывает другие субъекты выполнять его властные предписания. Нормы-дозволения используются реже, в основном при регулировании правового статуса личности.

Конституционное право представляет собой довольно сложную систему, под которой понимается совокупность конституционно-правовых норм, сгруппированных по институтам в определенной последовательности в зависимости от их содержания и характера регулируемых ими общественных отношений. В основе системы конституционного права находятся разделы и главы Конституции, очередность их расположения.

Конституционно-правовые нормы – это нормы, содержащиеся в Конституции, а также в иных нормативных правовых актах, относящихся к источникам конституционного права (кодексах, законах, актах Президента, актах Правительства, актах местных Советов депутатов и др.). Данные нормы можно классифицировать (группировать):   

1. По содержанию – на закрепляющие основы конституционного строя, основы правового положения личности, систему государственных органов и их правовой статус, избирательную систему, основы местного управления и самоуправления, основы финансово-кредитной системы.

2. По характеру имеющихся предписаний – на управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

3. По назначению в механизме правового регулирования – на материальные (регулируют права и обязанности субъектов) и процессуальные (регулируют порядок и формы деятельности).

4. По степени определенности содержащихся предписаний – на императивные (конкретные, правило поведения определяется однозначно) и диспозитивные (правовая норма предусматривает выбор варианта действия).

5. По территории действия – на республиканские и местные.

6. По действию во времени – на временные, постоянные и исключительные.

7. По юридической силе – на содержащиеся в Конституции, решениях императивных референдумов, международных договорах, программных законах, кодексах, других законах, декретах и указах Президента, постановлениях Совета Министров и др.

8. По институтам (совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих определенный круг однородных и взаимосвязанных общественных отношений). Например, институт правового статуса личности, гражданства, избирательного права, президентуры, парламентаризма, местного управления и самоуправления и др. Различают крупные институты и субъинституты. Например, институт правового статуса личности включает такие более мелкие институты, как: гражданство, личные права граждан, политические права граждан и т.д. Некоторые комплексные институты составляют по существу подотрасли конституционного права (избирательное право, парламентское право и др.).

По сравнению с нормами других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

1. Спецификой регулируемых ими общественных отношений, которым присущ основополагающий характер и то, что они функционируют во всех сферах жизнедеятельности государства.

2. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. В частности, конституционно-правовые нормы определяют систему органов государственной власти; устанавливают полномочия Президента Республики Беларусь, Парламента - Национального собрания, Совета Министров, судебной власти, контрольно-надзорных органов и др.

3. Особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы регулируют общественные отношения не путем прямого воздействия на них, а через иные отрасли права.

4. Особым субъектным составом регулируемых ими отношений. Среди таких субъектов можно выделить: народ, государство, органы государственной власти, депутаты, члены Совета Республики, трудовые коллективы, политические партии и иные общественные объединения, органы местного управления и самоуправления, избирательные комиссии и др.

5. Своей обязательностью для участников иных правоотношений. Иными словами, положения норм конституционного права являются обязательными для субъектов гражданско-правовых, уголовно-правовых, административно-правовых, трудовых и иных видов правоотношений.

6. Наличием норм, не регулирующих конкретные общественные отношения. К таковым, в частности, относятся:

-нормы-принципы. Например, в соответствии со ст.6 Конституции «государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную…».

- нормы-декларации. Примером такой декларативной нормы является положение ст.2 Конституции, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства…».

- нормы-определения. Так, ст.1 Конституции определяет Республику Беларусь унитарным демократическим социальным правовым государством.

- нормы-цели. В частности, такие нормы содержатся в преамбуле Конституции, где речь идет о стремлении народа Беларуси утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия правового государства.

- нормы-разъяснения. Например, ст.90 Конституции разъясняет, что Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом.

- нормы-правила. Так, ч.2 ст.92 Конституции устанавливает, что членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующий области, г. Минска не менее пяти лет.

7. Особенностями структуры. Обычно правовые нормы состоят из трех частей: гипотезы, диспозиции, санкции. Для большинства же конституционно-правовых норм характерно наличие лишь диспозиции. Например, ст.79 Конституции гласит: «Президент Республики Беларусь является Главой государства». В ней есть только одна диспозиция и нет ни гипотезы, ни санкции.

Имеются конституционно-правовые нормы, состоящие из двух элементов: гипотезы и диспозиции. Так, в ст.94 Конституции говорится, что полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при отказе в доверии правительству, либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра и в других случаях. В этой норме гипотеза – при отказе в доверии правительству – является условием принятия Президентом решения о досрочном прекращении полномочий Палаты представителей.

Характерной особенностью конституционно-правовых норм является то, что в своем большинстве случаев они не имеют санкций, а если они и присутствуют, то чаще всего носят общий, характер. Так, ст. 64 Конституции предусматривает, что лица, препятствующие гражданину в свободном осуществлении им своего избирательного права, наказываются согласно закону. В данном случае имеющаяся здесь санкция носит не конкретный, а отсылочный к другим отраслям права характер.

Рассматривая особенности конституционно-правовых норм, следует иметь в виду, что некоторые из них характерны лишь в отношении норм, содержащихся в Конституции. Иными словами, они не приемлемы для норм, содержащихся в иных источниках конституционного права. Например, нормам текущего конституционного законодательства не присущи такие особенности, как: учредительный характер, особый механизм реализации, широкий спектр регулируемых общественных отношений, обладание наивысшей юридической силой. Другими словами, конституционно-правовые нормы, содержащиеся в текущем конституционном законодательстве, с точки зрения их важности, не имеют преимуществ перед нормами других отраслей права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.014 с.)