Органы исполнительной власти классифицируют по различным критериям: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы исполнительной власти классифицируют по различным критериям:



1.В зависимости от правовой основы образования можно различать органы, создаваемые на основе Конституции, текущего законодательства, подзаконных актов. В Конституции в общей форме закрепляется порядок образования основных звеньев аппарата государственного управления - Совета Министров, министерств, государственных комитетов, органов местного управления.

2.По территории деятельности:

- центральные (Совет Министров, Министерства, Государственные комитеты и другие республиканские органы государственного управления);

- местные (исполнительные комитеты областей, районов, городов, поселков, местные администрации);

3. По характеру компетенций:

- общей компетенции–ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности (Правительство, исполнительные комитеты, местные администрации);

- специальной компетенции – ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности (Министерства, Государственные комитеты, отделы и управления исполнительных комитетов, местных администраций).

    4.По организации управления:

- коллегиальные органы, где решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Коллегиальными органами являются Совет Министров, исполнительные комитеты, местные администрации;

-единоначальные - Министерства, Государственные комитеты, отделы (управления) исполнительных комитетов, местных администраций. Это органы, в которых решения по всем вопросам их компетенции принадлежат возглавляющему данный орган руководителю. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, повышает персональную ответственность за результаты работы органа.

 Единоначалие эффективно тогда, когда опирается на различные институты демократии и не подменяется единовластием. Сочетание указанных начал в единоначальных органах часто выражается в том, что здесь действуют коллегии, которые являются совещательными структурными подразделениями органа. На них решаются основные вопросы развития отрасли или сферы управления, но решения коллегии в жизнь проводятся приказом руководителя органа, который придает юридическую силу такому решению, обеспечивает его исполнение.

Органы судебной власти

Представляют собой специфическую разновидность органов государственной власти, т. к. деятельность судов имеет специализированный правоохранительный характер. Она направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от противоправных посягательств на закрепленные в Конституции Республики Беларусь основы конституционного строя, права и свободы граждан, другие институты.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства на основе демократической организации судов и в определенных процессуальных формах.

Высшие судебные органы Республики Беларусь - Конституционный Суд, Верховный Суд являются важной составной частью системы разделения властей. Они обладают мощными рычагами сдерживания законодательных и исполнительных органов в случае превышения ими своих полномочий.

Судьи независимы и подчиняются только закону.   

Контрольно-надзорные органы

 Данные органы не входят ни в одну из ветвей власти. Их особенностями является то, что они выполняют задачи от имени государства, осуществляют надзор и контроль за деятельностью всех органов независимо от их принадлежности и собственности. К контрольно-надзорным органам в Республике Беларусь относятся органы прокуратуры и органы государственного контроля.

 

Вопросы темы

1. Понятие и основные черты, характеризующие государственные органы.

2. Система и виды государственных органов Республики Беларусь, их классификация.

3. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

4. Основные принципы организации и деятельности государственных органов.

Задания

1. Пользуясь текстом Конституции Республики Беларусь, найдите в ней статьи, в которых закрепляется классификация государственных органов, а также принципы их организации и деятельности.

2. В рабочих тетрадях схематически изобразите систему органов исполнительной власти.

3. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Раскройте содержание понятий «представительные и иные органы» и какие формы и пределы закрепляет Конституция при осуществлении власти народом?

 

Вопросы для обсуждения

1. В литературе иногда органы государственного контроля относят к органам, осуществляющим государственную власть.

Можно ли в таком случае говорить о том, что эти органы осуществляют четвертую - контрольную власть?

2. Непременным условием действенности системы разделения властей является наличие так называемой системы «сдержек и противовесов».

Подумайте, какой набор основных элементов (положений) должна содержать эта система?

3. В литературе чаще всего отмечается, что основным предназначением системы «сдержек и противовесов» является лишь недопущение одной из властей сконцентрировать в своих руках всю полноту власти, т. е. узурпировать власть.

Подумайте, только ли в этом состоит предназначение системы «сдержек и противовесов» или же она выполняет и другие задачи?

4. Одним из принципов организации и деятельности государственных органов является сочетание единоначалия и коллегиальности.

Какие достоинства и недостатки можно выделить для каждого из этих принципов?

 

Задачи

1. Студент Мигуро, раскрывая содержание принципа законности в деятельности государственных органов, ответил, что он проявляется в том, что государственные органы в своей деятельности руководствуются и исполняют предписания законов и других правовых актов. Оценивая выступление студента, преподаватель отметил, что его ответ не полный.

Почему преподаватель так оценил ответ студента?

2. Между студентами Ивановым и Орловым возник спор по вопросу «к какому виду государственных органов относятся министерства?». Первый считал, что министерства – это исполнительно-распорядительные органы, а второй – это органы управления.

Разрешите спор, возникший между студентами.

3. Студент Недбайло считает, что принцип централизма в деятельности государственных органов в настоящее время действовать не может, поскольку это противоречит ст. 6 Конституции, где сказано, что государственные органы самостоятельны.

Согласны ли Вы с мнением студента?

4. Студент Тохан, отвечая на вопрос преподавателя, отметил, что систему органов исполнительной власти составляют: правительство, министерства, госкомитеты и исполнительные комитеты.

Согласны ли Вы с ответом студента?

5. Между студентами Андреевым и Хацуком возник спор по вопросу: к какой из ветвей власти относится Президент?

Разрешите спор между студентами.

6. Студент Бегун считает, что поскольку все органы государственной власти относятся к разным ветвям, то ни о какой единой системе государственных органов речи быть не может.

Согласны ли Вы с точкой зрения студента?

7. Студент Юнг, изучив ст. 3 Конституции, в которой сказано, что единственным источником государственной власти является народ, отметил, что данное конституционное положение не в полной мере соответствует действительности. В настоящее время лишь органы представительной власти избираются гражданами. Что же касается органов управления и органов судебной власти, то они образуются на основе назначаемости и народ к их формированию никакого отношения не имеет.

Поддерживаете ли Вы данную точку зрения студента?

8. Отвечая на вопрос преподавателя, студент Шинкарев заявил, что государственный орган и государственное учреждение – это одно и то же. Однако данный ответ оказался не верным.

Как же следовало ответить на вопрос, поставленный преподавателем?

9. Отвечая на вопрос преподавателя, студент Петров пояснил, что к государственным служащим относятся лица, занимающие должности в государственном учреждении. Однако его сокурсник Орлов, оценивая ответ товарища, заявил, что им допущена неточность.

В чем состояла ошибка студента Петрова?

 

Темы рефератов, докладов

1. Основные направления совершенствования государственного аппарата в Республике Беларусь.

2. Основные принципы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь.

3. Теория разделения властей и ее практическое значение.

4. Система «сдержек и противовесов» в Конституции Республики Беларусь.

Литература

    1. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003г., № 204-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017г., № 14-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

2. О Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 21 фев. 1995г., № 3602 – ХII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 06.10.2006г., № 166-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

3. О Национальном собрании Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 08.07.2008г., № 370-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.06.2015г., № 267-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

4. О Совете Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 23.07.2008г., № 424-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.06.2015г., № 268-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

5. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [Электронный ресурс]: 29.06.2006г., № 139-З:  принят Палатой представителей  31 мая 2006г.: одобр. Советом Респ. 16 июня 2006г.:в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2016г., № 13-З // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

 6. О конституционном судопроизводстве [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 08.01.2014г. № 124-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2016г., № 14-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

8. О прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 28.05.2007г., № 220-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.07.2016г., № 401-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

9. О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 01.07.2010г., № 142-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 11.07.2014г., № 177-З // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

 

Тема 17

 

конституционно-правовой статус

Президента Республики Беларусь

Основные положения

В Республике Беларусь институт президентства введен в 1994г. с принятием первой Конституции нашей страны как суверенного государства. Президент Республики Беларусь (далее-Президент) не может быть депутатом Палаты  представителей и членом Совета Республики, занимать другие должности в государственных, общественных и иных учреждениях, организациях, осуществлять предпринимательскую деятельность, получать помимо заработной платы денежное вознаграждение, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.

Президент приостанавливает свое членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий.

Президентом может быть избран:

1) гражданин Республики Беларусь по рождению;

2) не моложе 35 лет;

3) обладающий избирательным правом;

4) постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Срок постоянного проживания в Республике Беларусь считается постоянным, если лицо выезжало за пределы Республики Беларусь не более чем на три месяца в течение каждого года на протяжении последних десяти лет непосредственно перед выборами.

Президент избирается на пять лет на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 

Кандидаты в Президенты выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Сбор подписей в поддержку кандидата в Президенты гражданами осуществляется инициативной группой в количестве не менее 100 человек. 

Кандидат в Президенты считается избранным:

- если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании;

- если выборы состоялись, т.е. в голосовании приняло участие более половины граждан, включенных в список избирателей;

- если выборы были признаны действительными, т.е. при их проведении не было допущено нарушений, которые бы повлияли на их итоги.                                     

Если ни один из кандидатов в Президенты не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший во втором туре голосования более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Избирательный Кодекс предусматривает и вариант проведения         повторных выборов Президента. В частности, они   проводятся:

- если на выборах Президента баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран;

- в случае выбытия всех кандидатов в Президенты;

- в случае признания выборов недействительными;

- в случае признания выборов несостоявшимися;

- если второй тур голосования не позволил определить избранного Президента.

Повторные выборы проводятся в течении трех месяцев после основных выборов по тем же правилам.

Президент вступает в должность после принесения Присяги в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, Судей Конституционного и Верховного Судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. 

            Компетенция Президента

В ст.79 Конституции Республики Беларусь указано, что Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Этой же статьей определены основные его задачи и функции Президента, в целях реализации которых он наделен соответствующими полномочиями.

В частности, в законодательной сфере Глава государства:

-назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

- распускает палаты в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;

- имеет право участия в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или обращением;

- назначает восемь членов Совета Республики;

- обладает правом законодательной инициативы;

- подписывает законы и возвращает их  в Парламент со своими возражениями;

- вносит предложение в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта срочным;

- утверждает концепции совершенствования законодательства, государственные программы подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь, ежегодные планы подготовки законопроектов;

- осуществляет иные полномочия.

Характер отношений и полномочий Президента применительно к Правительству и иным органам исполнительной власти существенным образом отличается от его отношений с Парламентом, судебными органами и органами прокуратуры. Дело в том, что, несмотря на то, что после внесенных на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. изменений и дополнений в действовавшую Конституцию статус Президента стал определяться лишь как Глава государства (до этого он одновременно являлся и главой исполнительной власти), он фактически остается и главой исполнительной власти. Об этом свидетельствует объем полномочий Президента в отношении Правительства и иных органов государственного управления. Так, в соответствии с Конституцией (ст.106) и Законом «О Совете Министров Республики Беларусь» (ст.2) Правительство подотчетно Президенту и, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту отчет о своей деятельности. Ряд полномочий Президента в отношении Правительства закреплен в ст. 84 Конституции, ст.17 Закона «О Президенте Республики Беларусь». В частности, в соответствии с ними Президент:

 - с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра Республики Беларусь;

 - определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства и его членов;

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

- вправе отменять акты Правительства.

Таким образом, статус Президента предопределяет формы и механизмы его отношений с Правительством, которые, в отличие от Парламента, строятся на основе принципа соподчиненности. 

Президент обладает также значительными полномочиями при осуществлении своих функций в судебной сфере. В частности, он

- с согласия Совета Республики назначает на должность Председателей Конституционного и Верховного Судов из числа судей этих судов;

- с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда;

- назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

- освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда с уведомлением Совета Республики;

- освобождает от должности иных судей.

Отношения Президента при реализации своих функций в судебной сфере строятся не на основе подчиненности судей Главе государства, а на конституционном принципе их независимости. Как закреплено в ст.110 Конституции Республики Беларусь «судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону». 

В области гражданства и поощрения граждан Президент:

- решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращение и предоставлении убежища;

- осуществляет помилование граждан;

- награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания.

Президент обладает соответствующими полномочиями и в иных сферах (областях): по формированию других государственных органов, в области обороны, в области внешних сношений, в области осуществления контроля за соблюдение законности в деятельности органов местного управления и самоуправления и др.

Акты Президента (декреты, указы, распоряжения):

Декреты могут быть двух видов:

1) издаваемые на основе делегированных Президенту Парламентом законодательных полномочий. Делегирование Президенту таких полномочий осуществляется на основании принятого Парламентом Закона. Причет этот Закон принимается по предложению Президента, и он должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих:

- изменение, дополнение и толкование Конституции;

- изменение и дополнение Программных законов;

- утверждение республиканского бюджета и отчёта о его исполнении;

- изменение порядка выборов Президента и Парламента;

- ограничение конституционных прав и свобод граждан.

2) в ременные декреты, имеющие силу закона. Они могут приниматься Президентом в силу особой необходимости по своей инициативе либо по предложению Правительства. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра.

Временный декрет с письменным обоснованием необходимости его издания в трехдневный срок после его подписания вносится в Палату представителей Национального собрания, в т. ч. и в период между сессиями. Палаты Национального собрания вправе отменить временный  декрет большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

Указы  Президента могут быть также двух видов:нормативные и не относящиеся к нормативным.

В качестве особого вида указов Президента выделяют   Директивы. В соответствии со ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», Директива Президента – это Указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение. По состоянию на время подготовки практикума Главой государства было издано пять директив. В частности:

 Директива №1 от 11 марта 2004г. (в ред. от 12.10.2015г.) «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;

Директива №2 от 27 декабря 2006г. «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата»;

Директива №3 от 14 июня 2007г. «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства»;

Директива №4 от 31 декабря 2010г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности в Республике Беларусь»

Директива №5 от 31 августа 2015г. «О развитии  двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой».

Распоряжения как правило, носят ненормативный характер. Однако, как отмечается в ст.3 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», распоряжения Президента могут иметь нормативный характер, если в них будет оговорено это.

Законодательством предусмотрены три варианты досрочного прекращения полномочий Президента:

- отставка;

- досрочное освобождение от должности;

- смещение с должности.

Отставка носит добровольный характер. В соответствии со ст.87 Конституции Президент может в любое время подать в отставку. Отставка принимается Палатой представителей большинством голосов от полного состава в течение пяти дней со дня поступления заявления Президента. Если Президент принимает решение об отставке в период между сессиями, одновременно с подачей заявления об отставке им созывается внеочередная сессия Палаты представителей для рассмотрения вопроса по существу.

Досрочное освобождение от должности предусмотрено ст.88 Конституции. Оно может иметь место по причине стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не мене двух третей от полного состава обеих палат Парламента на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.

Президент может быть смещен с должности:

а) в связи с совершением государственной измены;

б) иного тяжкого преступления.

Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети её депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного  состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

При смещении Президента с должности в связи с совершением преступления, дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом.

В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей его полномочий до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру Республики Беларусь. 

 

Вопросы темы

1. Понятие и назначение института президентства.

2. Порядок избрания Президента Республики Беларусь и вступления в должность.

3. Требования, предъявляемые к кандидату на должность Президента Республики Беларусь;

4. Место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов.

5. Полномочия Президента Республики Беларусь.

6. Акты Президента Республики Беларусь.

7. Основания и порядок досрочного освобождения и смещения Президента Республики Беларусь с должности.

8. Защита законом неприкосновенности, чести и достоинства Президента Республики Беларусь.

9. Аппарат Президента Республики Беларусь

Задания

1. На основании положений Конституции Республики Беларусь определите компетенцию Президента Республики Беларусь в законотворческом процессе.

2. Проанализируйте положения Конституции и закона «О Президенте Республики Беларусь» и определите закрепленные в них элементы системы «сдержек и противовесов» в отношениях между Президентом, Национальным собранием и судебной властью.

3. Выясните, в чем состоят различия полномочий Президента Республики Беларусь по Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994г. и по Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994г. (с измен. и дополн. от 24 ноября 1994г. и 17 октября 2007г.)?

4. Раскройте содержание неприкосновенности Президента Республики Беларусь в соответствии с законодательством.

Вопросы для обсуждения

1. Как известно, срок президентских полномочий в разных странах неодинаков. Например, он может равняться 7. 6, 5, 4-ем и даже 2-м годам. Какой вариант продолжительности срока полномочий Президента, на Ваш взгляд, является более предпочтительным?

2. Конституции многих государств ограничивают количество сроков пребывания в должности президента одного и того же лица. Однако имеется и ряд стран, где допускается неограниченное число переизбраний на этот пост (Индия, Египет, Франция, Казахстан и др.). Какой из указанных вариантов, на Ваш взгляд, более предпочтителен и почему? Или же как один, так и другой имеют и положительные, и отрицательные моменты?

3. Чем можно объяснить тот факт, что полномочия Президента в разных странах не одинаковы?

4. Законодательство различных государств обычно не устанавливает максимальный возраст для кандидатов в Президенты. Чем, на Ваш взгляд, можно объяснить подобный подход?

5. Законодательство Республики Беларусь (впрочем, как и других государств) предусматривает различные сроки полномочий высших органов  государства. Такой подход обеспечивает не одновременность их избрания, что, естественно, увеличивает расходы денежных средств на организацию и проведение выборов Парламента и Главы государства. В связи с этим не целесообразнее было бы такие выборы объединять, т. е. проводить их одновременно?

 

Задачи

1. За кандидата в Президенты Республики Беларусь проголосовало более половины граждан, принявших участие в выборах.

Достаточно ли этого условия для избрания Президента?

2. Согласны ли Вы с утверждением, что полномочия действующего Президента Республики Беларусь прекращаются с момента избрания нового Президента?

3. Между студентами возник спор: один из них считает, что понятия «досрочное освобождение» Президента Республики Беларусь от должности и его «смещение с должности» являются тождественными, а второй – что эти понятия имеют разное значение.

Кто из студентов прав?

4. Студент Иванов полагает, что Президент Республики Беларусь при наличии указанных в законодательстве оснований имеет право без консультаций с кем-либо в любое время принять решение о роспуске любой из палат Национального собрания.

Поддерживаете ли Вы мнение студента?

5. После вступления в должность Президент Республики Беларусь своим указом назначил:

– Премьер-министра;

– министра внутренних дел;

– судей Конституционного Суда;

– членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

– Генерального прокурора;

– министра здравоохранения.

Все ли назначения осуществлены правомерно?

6. Отвечая на вопрос преподавателя, студент указал, что актами Президента Республики Беларусь являются декреты, указы и распоряжения.

Попытайтесь дать более развернутый ответ на вопрос преподавателя.

7. Студент Федоров, отвечая на вопрос преподавателя, указал, что Президент Республики Беларусь на срок своих полномочий приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели.

Прав ли студент? Если да, то чем обусловливается данное требование к Президенту Республики Беларусь?

8. Чтобы быть зарегистрированным кандидатом в Президенты Республики Беларусь необходимо наличие определенных юридических фактов в виде события и состояния.

Укажите, о каких конкретно юридических фактах здесь идет речь. Какие из них выступают в виде события, а какие – в качестве состояния?

9. Члены обеих Палат Парламента, не согласные с текстом временного декрета, изданного Президентом, большинством в 10 голосов от состава каждой из Палат проголосовали за отмену декрета.

Будет ли иметь юридическую силу решение, принятое Парламентом?

 

Темы рефератов, докладов

1. Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь.

2. Президент Республики Беларусь в системе разделения властей.

3. Понятие и предназначение института Главы государства.

4. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента Республики Беларусь.

 

Литература

1. О Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 21 фев. 1995г., № 3602 – ХII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 06.10.2006г., № 166-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

2. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З:  в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009 г., № 31-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

3. О штандарте (флаге) Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 27 марта 1997 г., № 217:  в ред. Указа  от 18.01.2011г., № 24  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

4. Об утверждении кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 8 нояб. 2001 г., № 644: в ред. Указа от 23.02.2015г., № 95  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

5. Об утверждении положения о Президентском Совете и положения о Совете руководителей местных органов исполнительной власти при Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 12 февр. 1996 г., № 63: в ред. Указа от 23.04.1999г., № 231// ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

7. Вопросы Администрации Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 23 янв. 1997 г., № 97: в ред. Указа от 06.06.2013 г., № 264 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

8. О порядке назначения (утверждения, освобождения, отстранения) и согласования назначения (освобождения, отстранения) Президентом Республики Беларусь на некоторые должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 8 нояб. 2001 г., № 645: в ред. Указа от 06.04.2017г., № 108 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

9. Вопросы деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 3 дек. 2010г., № 620:  в ред. Указа от 03.10.2017г., № 359 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

10. О заключении контрактов с некоторыми лицами, назначаемыми на должности и освобождения от должности Президентом Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 5 июля 2002 г., № 361: в ред. Указа от 06.04.2017г., № 108 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

11. Об образовании Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 7 авг. 2002 г., № 441: в ред. Указа от 22.11.2012г., № 531 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

 

Тема 18

Парламент – Национальное собрание

Республики Беларусь

Основные положения

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.

Национальное собрание состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики:

– Палата представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании);

– Совет Республики – 64 члена. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Внутренняя структура Палаты представителей:

– председатель Палаты;

– заместитель председателя Палаты;

– Совет Палаты;

– постоянные комиссии;

– временные комиссии;

– депутатские группы.

Внутренняя структура Совета Республики:

– председатель Совета Республики;

– заместитель председателя Совета Республики;

– президиум Совета Республики;

– постоянные комиссии;

– временные комиссии.

Срок полномочий Национального собрания – четыре года. Полномочия Национального собрания могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

Полномочия палат Национального собрания начинаются со дня первого заседания вновь избранных Палаты представителей, Совета Республики и заканчиваются в день открытия первого заседания Палаты представителей, Совета Республики нового созыва.

Полномочия Палаты представителей могут быть прекращены досрочно в случае:

-отказа в доверии Правительству Республики Беларусь;

-выражения вотума недоверия Правительству Республики Беларусь;

-двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Республики Беларусь;

-систематического (более двух раз) или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь - на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь;

-прекращения полномочий Совета Республики.

Полномочия Совета Республики могут быть прекращены досрочно в случае:

-систематического (более двух раз) или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь - на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь;

-прекращения полномочий Палаты представителей.

Решения по вопросам досрочного прекращения полномочий палат Национального собрания принимает Президент Республики Беларусь не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат Национального собра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.166 с.)