Направление закона на подпись президенту Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направление закона на подпись президенту Республики Беларусь



После Конституционного Суда закон представляется Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его пописывает. Если Президент не возвращает закон в течение двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своимивозражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом.

В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в законную силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

 

Вопросы темы

1. Понятие законодательства и законодательных актов в Республике Беларусь.

2. Субъекты законодательной инициативы. Порядок реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь.

3.Участие и роль постоянных комиссий палат Парламента в законодательном процессе.

4. Место и роль Президента Республики Беларусь в законодательном процессе.

5. Согласительные комиссии, их формирование и предназначение.

6. Участие Конституционного Суда в законодательном процессе.

7. «Вето» Совета Республики и Президента Республики Беларусь в отношении законопроектов и процедура их возможного преодоления.

8. Принятие закона, порядок его опубликования и вступления в силу.

 

Задания

1. Пользуясь текстом Конституции Республики Беларусь, выясните порядок принятия программных законов; законов о внесении изменений и дополнений в конституцию, о введении в действие указанных законов; актов о толковании Конституции.

2. На основании текста закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» выясните, какие правовые акты могут иметь как нормативный, так и ненормативный характер.

3. Пользуясь текстом Конституции Республики Беларусь, регламентами палат Парламента установите, возможно ли принятие закона в случаях если против этого возражают Совет Республики, Президент Республики Беларусь.

4. Выясните, какие субъекты имеют право выступать с инициативой об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь.

5. Схематически изобразите порядок реализации права законодательной инициативы гражданами.

6. Составьте перечень видов нормативных актов в порядке уменьшения их юридической силы.

7. Схематически изобразите процесс принятия законов в Парламенте Республики Беларусь.

 

Вопросы для обсуждения

1. В соответствии с ч. 5 ст. 100 Конституции Республики Беларусь Палата представителей по требованию Президента либо по его поручению Правительства может преодолеть вето Совета Республики в отношении принимаемого законопроекта при условии, что за него проголосовало не менее 2/3 от полного состава Палаты представителей. Совет Республики является так называемой «слабой палатой». В некоторых же зарубежных государствах с двухпалатными парламентами закон не может быть принят вопреки воле верхней палаты. К примеру, в США – без согласия Сената.

Какой из двух указанных вариантов принятия законов, на Ваш взгляд, более предпочтителен?

2. Мировой практике известны как двухпалатные парламенты, так и однопалатные.

Как Вы полагаете, оказывает ли данное обстоятельство на качество принимаемых законов?

3. В соответствии с ч. 7 ст. 100 Конституции Республики Беларусь Президент обладает правом отлагательного вето в отношении принимаемых Парламентом законов.

Как Вы полагаете, не целесообразно было бы наделить Президента правом абсолютного вето в отношении принимаемых законов как это имеет место в некоторых государствах с монархической формой правления?

4. Согласно ч. 1 ст. 99 Конституции Республики Беларусь правом законодательной инициативы наделен каждый из депутатов Палаты представителей. Члены же Совета Республики в индивидуальном порядке таким правом не обладают.

Какими соображениями могли руководствоваться разработчики Конституции, предложив подобный вариант внесения законопроектов? Не ущемляет ли он права членов Совета Республики?

 

Задачи

1. Принятый большинством присутствующих депутатов Палаты представителей законопроект был передан на рассмотрение в Совет Республики. Однако последний отклонил данный законопроект, указав при этом, что Палата представителей при его принятии нарушила требования законодательства.

Поддерживаете ли Вы решение Совета Республики?

2. Принятый Палатой представителей законопроект был передан на рассмотрение в Совет Республики, который одобрил его с одной поправкой. После этого законопроект был представлен Президенту, который однако отказался его подписывать, сославшись на то, что законопроект был принят с нарушением требований Конституции.

Согласно ли Вы с мнением Президента?

3. 50 тысячами граждан была образована инициативная группа в количестве 90 человек в целях сбора подписей за предложение о внесении проекта закона в Палату представителей. После этого инициативная группа обратилась в Центральную комиссию Республики Беларусь по проведению выборов и республиканских референдумов с заявлением о регистрации членов данной группы и проекта закона. Однако Центральная комиссия на своем заседании приняла отрицательное решение по заявлению граждан, указав на допущенные ими нарушения законодательства. В ответ члены инициативной группы заявили, что они не согласны с мнением Центральной комиссии и спустя два месяца обратились с соответствующей жалобой в Верховный Суд.

Какое решение по данной жалобе должен принять суд в соответствии с действующим законодательством?

4. Генеральный прокурор внес в Палату представителей законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»». Данный законопроект был направлен в постоянную комиссию. Однако члены комиссии не стали его рассматривать, указав, что законопроект был внесен не в соответствии с установленными требованиями.

Какие нарушения законодательства имели ввиду члены постоянной комиссии?

5. Депутаты Палаты представителей Национального собрания решили вне­сти изменение в действующую Конституцию. За данное предложение проголо­совало 52 % депутатов от полного состава палаты. После этого принятый зако­нопроект был направлен на рассмотрение в Совет Республики.

Какое решение должен принять Совет Республики по представленному законопроекту?

6. Инициативной группой по внесению изменений в Конституцию было соб­рано 160 тыс. подписей граждан, поддерживающих данное предложение. Одна­ко Палата представителей Национального собрания не приняла данный вопрос к рассмотрению.

Почему могло быть принято такое решение Палатой представителей?

7. Палата представителей приняла законопроект «О гражданстве» и передала его на рассмотрение в Совет Республики. Спустя три недели, не дождавшись рассмотрения законопроекта Советом Республики, Палата представителей направила его на подпись Президенту. Однако Президент, сославшись на то, что законопроект не был рассмотрен Советом Республики, не подписал его.

Дайте правовую оценку возникшей ситуации.

8. 60 депутатов Палаты представителей приняли законопроект «Об основных направлениях внешней политики Республики Беларусь» и направили его в Совет Республики. Однако последний отказался рассматривать данный законопроект, сославшись на то, что он не будет иметь юридической силы.

Правомерно ли поступил Совет Республики? Каков порядок голосования по подобным законопроектам?

9. Законопроект, принятый обеими палатами Парламента, был представлен Президенту на подпись. Однако последний, сославшись на свое несогласие с текстом законопроекта, заявил, что подписывать его не будет.

Имеется ли у Парламента вариант, чтобы данный закон все же вступил в силу?

10. За принятие закона «О военной доктрине в Республике Беларусь» в Палате представителей проголосовало 100 депутатов, а в Совете Республики – 44 члена.

Считается ли данный закон принятым?

11. В результате голосования за принятие законопроекта о внесении из­менений в Конституцию данное предложение поддержало 50 % со­става обеих палат Национального собрания. Этого количества голосов оказалось недостаточно для принятия законопроекта. Поэтому спустя два месяца по данному вопросу было вновь проведено голосование. В резуль­тате законопроект поддержало более 2/3 состава обеих палат и он был направлен на подпись Президенту Республики Беларусь.

Какое решение примет Президент в отношении данного законопроекта?

 

Темы рефератов, докладов

1. Законодательный процесс в Национальном собрании Республики Беларусь.

2. Порядок и условия реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь.

3. Требования к оформлению нормативного правового акта и его структура.

 

Литература

      1. О Национальном собрании Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 08.07.2008г., № 370-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.06.2015г., № 267-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

2. О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 2003 г., № 248-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.06.2015г., № 268-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

3. О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Палаты представителей Национального собрания Респ. Беларусь, 18 дек. 2015г., № 707 – П 5/VIII // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

4. О Регламенте Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Совета Республики Национального собрания Респ. Беларусь, 19 дек. 2008г., № 57-СР4/1:  в ред. Постановления от 03.04.2017г., № 70-СР6/П // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

 

 

Тема 20

Правовой статус депутата Палаты представителей,

члена Совета Республики Национального собрания

Республики Беларусь

Основные положения

Под конституционно-правовым статусом депутата Палаты представителей, члена Совета Республики понимается совокупность их прав и обязанностей, которыми они наделены законодательством с целью наиболее эффективной их деятельности в качестве полномочных представителей народа в органе законодательной власти – Национальном собрании Республики Беларусь. Иными словами, права парламентариев следует рассматривать не как их личные льготы, а как необходимое условие успешной реализации их общественного долга.

Депутатом Палаты представителей является свободно избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Палате представителей, представлять своих избирателей в государственных органах, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и законодательством.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Членом Совета Республики является лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями по осуществлению законодательной власти в Совете Республики, а также иными полномочиями, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь и законодательством.

Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, в городе Минске не менее пяти лет.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи.

Срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики - четыре года.

Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе.

Член Совета Республики осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе либо без отрыва от трудовой (служебной) деятельности. Он освобождается от исполнения трудовых (служебных) обязанностей по месту основной работы на время осуществления им своих полномочий.

Основные организационно-правовые формы деятельности депутата, члена Совета Республики:

– участие в работе сессий Национального собрания;

– работа в постоянных (временных) комиссиях палат Национального собрания;

– работа депутата Палаты представителей с избирателями округа, члена Совета Республики с населением соответствующей административно-территориальной единицы;

– участие в парламентских слушаниях;

– участие в работе межпарламентских органов и органов межгосударственных образований, в состав которых входит Республика Беларусь;

– участие в выполнении поручений Палаты представителей, Совета Республики и их органов;

– участие в проверках работы государственных органов, органов общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий;

– запрос депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

– вопросы депутата Палаты представителей, члена Совета Республики к Правительству;

– обращение депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

 – участие в работе депутатских групп, объединений, ассоциаций и клубов.

 Права парламентариев на сессии соответствующей палаты:

– пользуются правом решающего голоса;

– избирать и быть избранными в органы палат Парламента;

– предлагать вопросы для рассмотрения палатой;

– вносить предложения по повестке дня сессии;

– обращаться с запросом к соответствующим должностным лицам;

– вносить с соответствующей мотивировкой вопрос об освобождении от должностей лиц, избранных, назначенных либо утвержденных соответствующей палатой Национального собрания;

– иные права.

Запрос депутата Палаты представителей, члена Совета Республики – вносимое на сессии в письменной форме предложение дать официальное разъяснение или изложить позицию по интересующим вопросам, отнесенных к компетенции государственных органов или должностных лиц.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом, по вопросам, входящим в компетенцию этих органов.

Запрос должен быть включен в повестку дня палаты и при необходимости обсужден. Палата принимает в установленном порядке решение о направлении запроса соответствующему должностному лицу, к которому он обращен.

Должностное лицо, к которому обращен запрос, обязано в течение двадцати сессионных дней дать ответ на запрос.

Работа депутата в избирательном округе, члена Совета Республики с населением административно-территориальной единицы:

– поддерживает связь со своими избирателями (населением соответствующей административно-территориальной единицы), организует их прием, ведет пропаганду, посещает на дому и т. д.;

– информирует избирателей (население соответствующей административно-территориальной единицы), трудовые коллективы о работе Национального собрания;

– участвует в организации выполнения законов, декретов и указов Президента, иных законодательных актов;

– изучает общественное мнение, при необходимости вносит предложения в соответствующие органы и общественные объединения;

– рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает меры по их реализации;

–осуществляют иную деятельность, предусмотренную законодательством.

Право депутата, члена Совета Республики требовать устранения нарушений законности:

– вправе потребовать прекращения незаконных действий;

– вправе в необходимых случаях обратиться с требованием к соответствующим органам и должностным лицам пресечь нарушения законности.

Обязанности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики:

– соблюдать в своей деятельности Конституцию Республики Беларусь, законы и другие нормативные акты, регламент соответствующей палаты;

– присутствовать на заседаниях и участвовать в работе соответствующей палаты Национального собрания;

– выполнять поручения, даваемые соответствующей палатой Национального собрания, постоянной комиссией;

– не вправе ссылаться на свой статус или использовать его в случаях, не связанных с осуществлением своих полномочий. Не использовать преимущества, предоставленные статусом парламентария в целях личной выгоды;

– соблюдать правила парламентской этики.

Депутат Палаты представителей обязан периодически, но не реже одного раза в год отчитываться перед избирателями о своей работе, ходе выполнения предвыборной программы, работе Палаты представителей и тех ее органов, в состав которых он избран или входит по должности.

Отзыв депутата Палаты Представителей, члена Совета Республики. Депутат Палаты Представителей, член Совета Республики, не оправдавший оказанного ему доверия, выразившегося в невыполнении предусмотренных законом обязанностей, нарушении Конституции и законов, актов Президента, совершении действий, дискредитирующих его, может быть отозван в порядке, предусмотренном Конституцией и Избирательным кодексом.

Полномочия депутата Палаты представителей, члена Совета Республики по решению соответственно Палаты представителей, Совета Республики досрочно прекращаются:

1) в связи с избранием или назначением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики на должность, занятие которой согласно Конституции Республики Беларусь и законодательству несовместимо с выполнением полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

2) в связи с письменным заявлением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики о сложении полномочий по состоянию здоровья либо ввиду иных обстоятельств, препятствующих их исполнению;

3) в случае признания их судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) при несогласии депутата Палаты представителей нового созыва в течение трех месяцев перейти на профессиональную работу в Палату представителей;

5) в случае признания выборов недействительными;

6) в связи со вступившим в законную силу обвинительным приговором Верховного Суда Республики Беларусь в отношении лица, являющегося депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики;

7) в случае прекращения гражданства Республики Беларусь;

8) в случае отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

9) в связи с письменным заявлением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики о сложении полномочий по личным причинам и др.

Неприкосновенность депутата Палаты представителей, члена Совета Республики.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Неприкосновенность депутата Палаты представителей, члена Совета Республики распространяется также на их жилое, служебное помещения, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи и на принадлежащие им документы.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики не могут быть привлечены к ответственности за позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении.

В течение срока своих полномочий депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики могут быть задержаны, иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением случаев совершения измены государству или иного особо тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики не могут быть подвергнуты обыску, личному досмотру, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Уголовное дело в отношении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь (Ст. 47 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь»).

В соответствии со ст.468-2 Уголовно-процессуального кодекса решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики, принимается: Генеральным прокурором, Председателем Следственного комитета, Председателем Комитета государственной безопасности либо лицами, исполняющими их обязанности

В соответствии со ст. 8.2.(п.6) Процессуально-исполнительного Кодекса об административных правонарушениях в отношении депутата Палаты представителей, члена Совета Республики не допускается административное задержание. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики, задержанный за административное правонарушение, должен быть освобожден немедленно после выяснения его личности.

За нарушение законных прав депутата Палаты представителей, члена Совета Республики либо создание им препятствий в осуществлении своих полномочий, а равно нарушение их неприкосновенности в соответствии со ст. 23.26 КоАП предусмотрено наложение штрафа в размере от 4-х до 10 базовых величин. Этой же статьей КоАП предусмотрено наложение штрафа в размере от 2-х до 20 базовых величин за оставлением должностным лицом без официального ответа запроса или обращения депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, а также несвоевременное их рассмотрение либо умышленное представление по ним ложной, неполной или неточной информации.

 

Вопросы темы

1. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики – полномочные представители народа в органах государственной власти.

2. Деятельность депутата Палаты представителей, члена Совета Республики в Национальном собрании.

3. Работа депутата Палаты представителей с избирателями округа; члена Совета Республики – с населением административно-территориальной единицы.

4. Запрос депутата Палаты представителей, члена Совета Республики.

5. Основные гарантии деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики.

6. Охрана трудовых прав депутата Палаты представителей, члена Совета Республики.

7. Обязанности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики.

8. Неприкосновенность депутата Палаты представителей, члена Совета Республики.

9. Отзыв депутата Палаты Представителей, члена Совета Республики.

Задания

1. Укажите статью Конституции Республики Беларусь, в которой определяется содержание неприкосновенности депутата Палаты представителей и члена Совета Республики.

2. Анализируя положения Избирательного кодекса Республики Беларусь, определите общее и особенное в порядке отзыва депутата Палаты представителей и члена Совета Республики.

3.Пользуясь Уголовно-процессуальным кодексом и Процессуально- исполнительным кодексом об административных правонарушениях, найдите в них статьи, устанавливающие неприкосновенность парламентариев.

4.Выясните, какими правами и обязанностями наделены помощники парламентариев? Кто не может им быть?

5.Подумайте, что понимается под понятием «гарантии деятельности» парламентариев и для чего они предназначены?

 

Вопросы для обсуждения

1. В соответствии со ст. 22 Конституции Республики Беларусь «все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов». В то же время ст. 102 Конституции определяет: «…В течение срока своих полномочий депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики могут быть арестованы, иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением совершения государственной измены или иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления…».

Не противоречат ли указанные статьи Конституции друг другу? Выскажите свое мнение в отношении депутатской неприкосновенности.

2. В Республике Беларусь депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики имеют императивный мандат, т. е. в определенных законом случаях они могут быть отозваны. В большинстве зарубежных государств депутаты обладают свободным мандатом, который не предполагает возможность их отзыва избирателями. Здесь каждый депутат является представителем всего избирательного корпуса страны.

Какие, на Ваш взгляд, положительные и отрицательные моменты присущи каждому из указанных видов мандатов?

3. Срок полномочий депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики составляет четыре года. В зарубежной практике его продолжительность бывает – два, три, четыре и более лет.

Какой срок депутатских полномочий «большей или меньшей продолжительности», на Ваш взгляд, более предпочтителен и почему? Либо и в одном и в другом случае имеются положительные и отрицательные моменты?

4. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, а членом Совета Республики – достигший 30 лет.

Чем можно объяснить подобное неравенство в отношении минимального возраста для парламентариев разных палат Национального собрания?

 

Задачи

1. Член Совета Республики обратился с запросом к министру здравоохранения по вопросу строительства детской поликлиники и попросил его проинформировать о причинах затянувшегося строительства, а также принять меры по введению поликлиники в строй до начала следующего года. На данный запрос министр ответил, что неделю назад по этому вопросу он опубликовал статью в газете «Советская Белоруссия» и в ней парламентарий сможет найти ответы на интересующие его вопросы по поводу положения дел со строительством поликлиники.

Как Вы оцениваете ответ министра с правовой точки зрения?

2. Депутат Палаты представителей Дунаев предложил изменить порядок (очередность) рассмотрения вопросов, выносимых на пленарное заседание палаты. Однако председательствующий заявил, что повестка сессии утверждена Советом Палаты и вносить в нее какие-либо изменения нет необходимости.

Оцените действия председательствующего с правовой точки зрения.

3. Член Совета Республики Воробьев представил в Палату представителей проект закона «Об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь». Однако вскоре парламентарий получил сообщение, что его законопроект не может быть принят к рассмотрению, поскольку правом законодательной инициативы по таким вопросам обладает только Совет министров.

Прокомментируйте возникшую ситуацию в соответствии с действующим законодательством.

4. В отношении члена Совета Республики Национального собрания Петрова следователь РОВД Сказин возбудил уголовное дело по признакам совершения тяжкого преступления. Однако прокурор, к которому Петров обратился с жалобой, отменил вынесенное постановление мотивируя это тем, что следователем не было получено предварительного согласия на возбуждение уголовного дела у Совета Республики.

Дайте правовую оценку действиям прокурора.

5. Депутат Палаты представителей Иванов получил повестку о призыве на военные сборы. Однако парламентарий не прибыл к указанному времени в военный комиссариат для последующей его отправки в воинскую часть. После этого военный комиссар обратился в органы прокуратуры с требованием привлечь депутата Иванова к ответственности за уклонение от прохождения сборов.

Какое решение должна принять прокуратура?

6. Член Совета Республики Тупалев направил в редакцию газеты подготовленную им статью по вопросам деятельности в Парламенте, которая была опубликована спустя месяц. Парламентарий же рассчитывал, что в соответствии с требованием ст. 29 закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» его статья должна была быть опубликована не позднее семи дней после обращения, в связи с чем он потребовал у редактора газеты объяснений. Последний в своем ответе пояснил, что редакция не нарушила требований законодательства.

Так ли это?

7. Палата представителей приняла решение о досрочном прекращении полномочий депутата Палаты представителей Федорова в связи с назначением его на должность министра здравоохранения. 

Правомерно ли поступила Палата представителей?

8. Член Совета Республики Котов за совершение тяжкого преступления был задержан работниками милиции и помещен в следственный изолятор. В связи с этим парламентарий заявил, что действия милиции не правомерны, поскольку член Совета Республики обладает неприкосновенностью и без его согласия он не может быть задержан, арестован, иным образом лишен личной свободы.

Разрешите ситуацию с правовой точки зрения.

Темы рефератов, докладов

1. Институт неприкосновенности в конституционном праве.

2. Гарантии деятельности парламентариев в Республике Беларусь.

3. Обязанности парламентариев, их ответственность перед избирателями.

4. Деятельность депутата в избирательном округе.

Литература

      1. О Национальном собрании Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 8 июля.2008г., № 370-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.06.2015г., № 267-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

     2. О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 4 нояб. 1998г., № 196-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 01.01.2015г., № 232-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

3. О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Палаты представителей Национального собрания Респ. Беларусь, 18 дек. 2015г., № 707 – П 5/VIII // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

4. О Регламенте Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Совета Республики Национального собрания Респ. Беларусь, 19 дек. 2008г., № 57-СР4/1:  в ред. Постановления от 03.04.2017г., № 70-СР6/П // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

5. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: 21апр. 2003г., №194-З: принят Палатой представителей 17 дек.2002г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017г. № 16-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

6.Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: 20 дек. 2006г., №194-З: принят Палатой представителей 9 нояб. 2006г.: одобр. Советом Респ. 1 дек. 2006г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 24.12.2017г. № 439-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

7. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 16 июля 1999г., №295-З:принят Палатой представителей 24 июня 1999г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.04.2016г. № 358-З  // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

 

Тема 21

конституционно-правовой статус Правительства, Республиканских органов государственного управления

 

Основные положения

Совет Министров Республики Беларусь (далее – Совет Министров) – Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Систему подчиненных Совету Министров республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций определяет Президент Республики Беларусь.

В систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, входят:

-министерства, государственные комитеты, которые являются республиканскими органами государственного управления (функциональными или отраслевыми), проводящими государственную политику, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующими деятельность в данной отрасли (сфере деятельности) других республиканских органов государственного управления;

-объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров.

Совет Министров в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

Совет Министров по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту Республики Беларусь отчет о своей деятельности.

Состав Совета Министров:

- Премьер-министр;

- Глава Администрации Президента;

- Председатель Комитета государственного контроля;

- Председатель Правления Национального банка;

- заместители Премьер-министра;

- министры;

- председатели государственных комитетов;

- Руководитель Аппарата Совета Министров;

- Председатель Президиума Национальной академии наук;

-Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ;

- иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.

Порядок формирования Совета Министров. Премьер-министр Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов назначаются Президентом Республики Беларусь.

Совет Министров действует на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.147 с.)