Союзное государство Беларуси и России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Союзное государство Беларуси и России



Лидерами интеграционных процессов среди государств СНГ по праву считаются Беларусь и Россия. Начало интеграционному процессу было положено практически сразу после распада СССР. Уже 26 июня 1992 г. Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь были установлены дипломатические отношения.

Основные этапы интеграции:

- 21 февраля 1995 г. – договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Россией;

- 2 апреля 1996 г. –договор о создании Сообщества Беларуси и России;

- 2 апреля 1997 г. – договор о Союзе Беларуси и России;

- 25 декабря 1998 г. – Деклара­ция о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования;

-  8 декабря 1999 г. – договор о соз­дании Союзного государства Беларуси и России.

Цели Союзного государства:

- обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;

- создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития;

- неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

- проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

Каждое государство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. Они сохраняют также свое членство в ООН и других международных организациях.

В Союзном государстве признаются и защищаются равным образом все формы собственности, признаваемые на территориях государств-участников, обеспечиваются равные права граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом.

Высшим органом Союзного государства является Высший Государственный Совет, Председателем которого является один из глав го­сударств-участников на основе ротации, если государства-участники не догово­рились об ином.

В качестве представительного органа выступает Парламентское собрание Союзного государства, состоящее из представителей Парламентов государств-участниц.

Исполнительным органом Союзного государства является Совет Министров. 

Вопросы темы

1. Понятие внешней политики и закрепление ее содержания в Конституции Республики Беларусь.

2. История создания Содружества Независимых Государств и его развития.

3. Союз Беларуси и России: основные этапы его развития.

 

Задания

1. Пользуясь текстом Конституции, найдите и изучите ее положения, определяющие основы внешней политики Республики Беларусь.

2. Найдите в тексте Конституции положения, в которых идет речь об участии соответствующих государственных органов в формировании внешней политики Республики Беларусь.

3. Проанализировав Договор о создании Союзного государства Беларуси и России от 8 декабря 1999г. выясните, все ли его положения нашли свою реализацию на современном зтапе?

4. В своих рабочих тетрадях отразите системы соответствующих органов, действующих в рамках Содружества Независимых Государств и Союзного государства Беларуси и России.

5. Дайте определение понятию «политика».

 

Вопросы для обсуждения

1. Как известно, в настоящее время в мире функционирует ряд организаций военно-политической направленности. Способствует ли это делу укрепления международной безопасности?

2. Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципа развития своих отношений со странами, входящими в различные международно-правовые организации. Как можно оценить подобную практику?

3. Как известно, по поводу распада СССР у граждан сложилось неоднозначное отношение. Некоторые из них восприняли это с чувством глубокого сожаления, другие – одобрительно. Каково Ваше мнение по данному вопросу?

4. Созданию Содружества Независимых Государств даются различные оценки, в т. ч. встречаются и мнения, отвергающие целесообразность наличия данного межгосударственного образования. Каково Ваше мнение по данному вопросу?

 

Задачи

   1. Студент Фролов полагает, что формирование внешней политики возлагается лишь на Министерство иностранных дел. Солидарны ли Вы с подобной позицией?

   2. Студент, отвечая на вопрос преподавателя, отметил, что Закон «Об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь» относится к категории особых законов и поэтому он принимается в усложненном порядке. Однако конкретизировать свой ответ студент не смог. Как следовало бы развить ответ данного студента?

   3. Студент Ветров верно отметил, что Республика Беларусь в своей внешней политике развивает сотрудничество с различного рода межправительственными и не правительственными организациями. Дополните ответ студента, пояснив коренное отличие между подобного рода организациями и приведя примеры этих организаций.

  4. Согласны ли Вы с тем, что поскольку воинскую службу призваны нести граждане мужского пола, то и защита Республики Беларусь возлагается лишь на них? Свой ответ обоснуйте, ссылаясь на соответствующие положения Конституции.

  5. Студент Краснов полагает, что в момент образования Содружества Независимых Государств в его состав вошли не все бывшие союзные республики. Разделяете ли Вы данную точку зрения?

  6. Межпарламентская Ассамблея Содружества Независимых Государств большинством голосов ее членов приняла Закон «О гражданстве» и направила его государствам-участникам СНГ для использования в правоприменительной практике. Оцените данную ситуацию с правовой точки зрения.

7. Комиссия по правам человека, действующая в рамках Содружества Независимых Государств, рассмотрев жалобу гражданина одного из государств-членов СНГ, приняла решение, предписывающее его государству удовлетворить данную жалобу. Прокомментируйте возникшую ситуацию.

8. Студент Федоров указал, что в состав Высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России входят: главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов и председатели Конституционных судов государств-участников. Согласны ли Вы с этим?

 

Темы рефератов, докладов

1. Конституционные основы внешней политики Республики Беларусь.

2. Многовекторность как стратегическая цель внешней политики Республики Беларусь.

3. Состояние и перспективы развития Содружества Независимых Государств.

4. Правовые основы становления и развития Союза Беларуси и России.

 

Литература

1. О создании Содружества Независимых Государств: Соглашение //Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. - 1992. - №6.- Ст.121.

2. Устав Содружества Независимых Государств //Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. - 1994. - №11.- Ст.156.

    3. О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 фев. 1999 г., № 244-З // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

    4. О ратификации Договора о создании Союзного государства [Электронный ресурс]: Закон  Респ. Беларусь от 24 дек. 1999 г., № 343-З // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

5. О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 19 июля 2006 г., № 158-З // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

 6. Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]:: Закон Респ. Беларусь, 14 нояб. 2005г., № 60-З:  в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.06.2015г., № 275-З // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

7. Об обороне [Электронный ресурс]:Закон Респ. Беларусь, 3 нояб. 1992г., № 1902-XІІ: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2015г., № 233-З // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

8. О военном положении [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 13 янв. 2003 г., № 185-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 10.01.2015г., № 244-З // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

9. О вооруженных силах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 3 нояб. 1992 г., № 1904-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.06.2016г., № 388-З // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

10. О Государственной границе Республики Беларусь [Электронный ресурс]:Закон Респ. Беларусь, 21 июля 2008 г., № 419-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 10.01.2015г., № 242-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

 

Тема 11

 

Гражданство как основа правового статуса личности

Основные положения

Обладание гражданством является основанием полного распространения на данное лицо всех прав, свобод и обязанностей, предусмотренных национальным законодательством. Вместе с тем, оно предполагает и необходимость установления между гражданами и государством соответствующих взаимных связей и отношений, т.е. прав и обязанностей лица по отношению к государству и государства по отношению к данному лицу.

Термин «гражданство» был известен еще в рабовладельческую эпоху. В Древнем Риме гражданами именовались свободные люди. Правовое же оформление «гражданство» получило в период произошедших в ряде европейских государств буржуазно-демократических революций. Впервые это было сделано во Франции в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789г. Учреждение института «гражданства» означало упразднение всех феодальных сословий и провозглашение равенства всех перед законом.

При феодализме же общераспространенным был институт «подданства». Считается, что подданные исполняют свои обязанности перед монархом и пользуются его покровительством. В настоящее время различие между гражданством и подданством практически не ощущается. Сегодня термин «подданство» употребляется в европейских монархиях скорее как дань традиции. В развивающихся же мусульманских монархических государствах, имеются и сегодня существенные различия между рассматриваемыми институтами. Здесь подданный обязан быть верным лично монарху, нарушение верности может быть сурово наказано.

В условиях глобализации общественных отношений, усиливающейся миграции населения, растущего числа браков между лицами, имеющими разное гражданство, вопросы гражданства становятся общими для многих стран. Данное обстоятельство обусловило необходимость формирования международно-правовой базы по проблемам, связанным с институтом гражданства. К наиболее значимым международным актам следует отнести: Всеобщую декларацию прав человека 1948г., Конвенцию о гражданстве замужней женщины 1957г., Конвенцию о сокращении без гражданства 1961г., Международные пакты о правах граждан 1966г., Европейскую конвенцию о гражданстве1997г.

 Наряду с гражданами, практически во всех государствах проживают и категории лиц, которые не имеют никакого гражданства, называемые апатридами. Наряду с апатридами, имеются и лица с много гражданством. Наиболее частым случаем много гражданства является двойное гражданство. Лиц, имеющих двойное гражданство, называют бипатридами.

Бипатризм имеет как благоприятные, так и неблагоприятные последствия, а следовательно – как его сторонников, так и противников. Определенные затруднения, связанные с двойным гражданством, могут возникнуть в связи с прохождением воинской службой, уплатой налогов, обращением за дипломатической защитой. Соответствующие проблемы бипатризм создает при реализации публичных прав – и прежде всего, избирательных.                    

В Республике Беларусь вопросы гражданства регулируются Конституцией, и в частности ее ст. 10, Законом «О гражданстве Республики Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства», другими актами законодательства и международными договорами Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 1 Закона гражданство – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Принадлежность лица к гражданству Республики Беларусь может быть удостоверена:

 1. Паспортом гражданина Республики Беларусь.

 2. Дипломатическим паспортом гражданина Республики Беларусь.

 3. Служебным паспортом гражданина Республики Беларусь.

 4. Национальным удостоверением личности моряка.

Вопросы, касающиеся указанных документов, регулируются положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008г. №294 (в ред. Указа от 08.01.2018г.) «О документировании населения Республики Беларусь».

Принципы гражданства Республики Беларусь:

1. Каждый имеет право на гражданство.

2. Гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от оснований его приобретения.

3. Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству. Исключение допускается только на основании международных договоров Республики Беларусь и, как правило, в отношении лиц, совершивших преступления.

4. Никто не может быть лишен права изменить гражданство.

5.Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь.

Лишение – это расторжение гражданских связей по инициативе государства в одностороннем порядке, не предусматривающее согласия гражданина. Лишение гражданства использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, выступало как средство борьбы с инакомыслием, формой репрессий. К примеру, в 70-е годы 20 ст. были лишены гражданства СССР и высланы за пределы страны такие заслуженные люди, как писатель А. Солженицын, академик А. Сахаров, оперная певица Г. Вишневская, музыкант М. Растропович, поэт-драматург И. Бродский и др.

6. Защита государством прав и законных интересов граждан Республики Беларусь на своей территории и за ее пределами.

7. Сохранение гражданства. Проживание гражданина Республики Беларусь на территории другого государства само по себе не ведет к утрате гражданства Республики Беларусь.

8.Заключение или расторжение брака гражданином Республики Беларусь с иностранным гражданином или лицом без гражданства само по себе не влечет приобретения супругами гражданства Республики Беларусь или его прекращения.

9.Гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица, т.е. оно приобретается исключительно на добровольной основе.

10. Непризнание за гражданином Республики Беларусь принадлежности к гражданству иностранного государства.

11. Республика Беларусь стремится к избежанию случаев безгражданства.

12. Свободный выход из гражданства.

Основания приобретения гражданства Республики Беларусь:

- по рождению (филиация - от лат. Filius – сын);

-в результате приема в гражданство Республики Беларусь (натурализация);

- в порядке регистрации;

-по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь.

В Республике Беларусь прием в гражданство осуществляется на основании письменного заявления лица, достигшего 18-летнего возраста, в т.ч. имеющего статус беженца либо получившего здесь убежище (подается на имя Президента Республики Беларусь), если оно:

- берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию и иные акты законодательства Республики Беларусь;

- знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;

- постоянно проживает в Республике Беларусь на протяжении последних семи лет до обращения с заявлением о приеме в гражданство Республики Беларусь. Срок проживания на территории Республики Беларусь считается постоянным, если лицо выезжало за пределы Республики Беларусь не более чем на три месяца в течение каждого года;

- имеет законный источник получения доходов, обеспечивающих ему и находящимся на его иждивении нетрудоспособным членам семьи прожиточный минимум, установленный в Республике Беларусь;

- не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о прекращении имеющегося у него гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда прекращение гражданства иностранного государства невозможно по независящим от лица причинам.

Семилетний срок проживания на территории Республики Беларусь может быть сокращен либо не применяться вовсе для:

- белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь;

- лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющих государственный интерес для Республики Беларусь;

- лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь.

Любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, постоянно проживающее на территории Республики Беларусь и не состоявшее в гражданстве Республики Беларусь, вправе обратиться с заявлением о приобретении гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации, если оно:

- родилось либо постоянно проживало на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 г.;

- является супругом (супругой) лица, которое приобретает гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации;

- является потомком лица, которое приобретает, приобрело либо могло приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации;

- дети, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, – по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;

- дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, родители или единственный родитель которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства. 

Приобретение гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации является упрощенной формой приобретения гражданства. Решение в этом случае принимается Департаментом по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь.

Закон «О гражданстве Республики Беларусь» определяет два основания для прекращения гражданства. К ним относятся: выход из гражданства Республики Беларусь и утрата гражданства Республики Беларусь.

Выход из гражданства (или отказ от гражданства) осуществляется в добровольном порядке по желанию лица на основании его письменного заявления. Гражданам, не достигшим 18-ти летнего возраста, выход из гражданства Республики Беларусь может быть разрешен по заявлению родителей, усыновителей.

Под утратой гражданства следует понимать прекращение гражданства независимо от воли гражданина или даже вопреки его воле. Она осуществляется в следующих случаях:

- вследствие поступления лица на военную службу, службу в органы безопасности, в полицию, органы юстиции и иные государственные органы иностранного государства;

- по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ребенком в возрасте от 14 до 18 лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменно форме;

- по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь.

Прекращение гражданства не допускается, если гражданин Республики Беларусь:

- является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

- имеет задолженность по налогам или другие неисполненные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами;

- не имеет иного гражданства или гарантии его приобретения.

Прием заявлений по вопросам приема и выхода из гражданства осуществляется по месту жительства заявителей:

- проживающих в Республике Беларусь – органами внутренних дел;

-проживающих за пределами Республики Беларусь – органами дипломатической службы.

Решения по вопросам приема и прекращения гражданства принимаются Президентом Республики Беларусь и могут быть обжалованы в Верховный Суд; принятые органами внутренних дел - в областные, Минский городской суд; принятые органами дипломатической службы – в Минский городской суд.

 

Вопросы темы

1. Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь.

2. Основания и порядок приобретения гражданства Республики Беларусь.

3. Требования, предъявляемые к лицу, желающему принять гражданство Республики Беларусь.

4. Основания прекращения гражданства Республики Беларусь.

5. Органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства Республики Беларусь.

6. Порядок подачи и сроки рассмотрения заявлений по вопросам гражданства. Повторное рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Республики Беларусь.

 

Задания

1. Пользуясь текстом Конституции Республики Беларусь, найдите в ней статьи, закрепляющие принципы гражданства.

2. На основании закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» выясните, как он определяет отношение нашего государства к двойному гражданству. Ваше отношение к бипатризму?

3. Выясните, какие категории лиц являются в соответствии с законом Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» гражданами Республики Беларусь по рождению.

4. Раскройте понятие института лишения гражданства, который имеет место в некоторых государствах. Каково Ваше отношение к данному явлению?

5. Назовите основания для отказа в приеме в гражданство.

 

Вопросы для обсуждения

1. Как свидетельствуют статистические данные, в последние годы число лиц, въезжающих в Республику Беларусь на постоянное жительство из других государств, превышает число лиц, выезжающих с этой целью из Республики Беларусь в иные страны.

Как Вы относитесь к этому явлению?

2. В Республике Беларусь перешли от обязательного внесения в паспорт сведений о национальной принадлежности граждан к иному порядку, предоставив решение данного вопроса на усмотрение гражданина (эти сведения могут вноситься в паспорт по желанию его владельца).

Как Вы относитесь к подобной практике решения обозначенного вопроса?

3. Усматриваете ли Вы какую-либо взаимосвязь между понятиями «человек», «гражданин», «личность»?

4. Студент Павлов полагает, что наличие двойного гражданства не является отличительным признаком федеративного государства, мотивируя это тем, что и некоторые унитарные государства (в том числе и республика Беларусь) допускают наличие двойного гражданства (бипатризма).

Каково Ваше мнение в отношении данной точки зрения студента?

 

Задачи

1. Соловьев, являясь гражданином Республики Беларусь, более 10 лет проживает на территории Польши и за это время ни разу не был в Беларуси. В связи с этим в отношении его было принято решение об утрате им белорусского гражданства.

Как Вы оцениваете данную ситуацию?

2. Среди студентов возник спор по вопросу: у кого из граждан правовой статус выше: у лица, являющегося гражданином Республики Беларусь по рождению, или у бывшего иностранца, ставшего гражданином Беларуси в результате его приема в гражданство?

Разрешите спорный вопрос, возникший между студентами.

3. Иностранный гражданин, не владеющий белорусским языком, но хорошо знающий русский, обратился в посольство Республики Беларусь с просьбой принять его в гражданство Республики Беларусь. Однако его ходатайство не было удовлетворено.

Прокомментируйте принятое решение с правовой точки зрения.

4. Гражданин Беларуси Тополев поступил на службу в российскую армию, о чем скоро стало известно белорусскому посольству. Вопреки желанию Тополева, он утратил гражданство Беларуси.

Как Вы оцениваете с правовой точки зрения принятое решение?

5. Гражданин иностранного государства в установленном порядке приобрел гражданство Республики Беларусь. Однако спустя восемь лет выяснилось, что в свое время он предоставил подложные документы. В силу данного обстоятельства соответствующие органы отменили свое решение о предоставлении данному лицу гражданства нашего государства, на что последний заявил, что будет обращаться в суд за защитой своих прав.

Какое решение примет суд?

6. Супруги Титовы решили выйти из гражданства Республики Беларусь и приобрести гражданство другого государства. Однако их 14-летний сын заявил, что не желает получать иное гражданство.

Разрешите спорный вопрос с юридической точки зрения.

7. Житель Литвы обратился в посольство Республики Беларусь с заявлением о предоставлении ему гражданства Республики Беларусь. По истечении девяти месяцев, не дождавшись ответа на свое заявление, он направил жалобу на имя Президента Республики Беларусь, в которой требовал привлечь к ответственности лиц, так долго рассматривающих его заявление о получении гражданства.

Какой ответ Вы бы дали данному лицу, исходя из положений законодательства?

8. Гражданин Республики Беларусь Иванов обратился в департамент по гражданству и миграции МВД с заявлением о желании выехать за границу на период своего отпуска. Однако ему было отказано в этом по причине того, что по роду своей деятельности он владеет сведениями, составляющими государственную тайну, и до выхода на пенсию не сможет выехать из Республики Беларусь.

Прокомментируйте ответ данный гражданину.

9. Между супругами возник спор по поводу удовлетворения просьбы сына о временном выезде за границу, чтобы посмотреть спортивные соревнования с участием его товарищей. Мать была не против удовлетворения просьбы сына и дала письменное согласие на его выезд. Однако отец был категорически против подобной поездки. Тогда мать обратилась в суд, чтобы тот разрешил проблемную ситуацию.

Какое решение может принять суд?

10. Гражданин Республики Беларусь в 1990 г. уехал в США и получил там американское гражданство. В 2000 г. его сын, которому исполнилось 18 лет, решил вернуться в Республику Беларусь и получить белорусское гражданство.

Какое из оснований предоставления гражданства может быть применено в данном случае?

 

Темы рефератов, докладов

1. Становление и развитие института гражданства в Беларуси.

2. Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь.

3. Гражданство детей.

4. Теоретико-правовые и прикладные проблемы двойного гражданства.

5. Порядок выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь.

6. Основания и порядок прекращения гражданства Республики Беларусь.

 

Литература

1. О гражданстве Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 1 авг. 2002 г., № 136-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.07.2016г., № 414-З // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

2. О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Украиной об упрощенном порядке изменения гражданства гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими в Украине, и гражданами Украины, постоянно проживающими в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 9 нояб. 1999 г., № 313-З // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

3. О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства [Электронный ресурс]:Закон Респ. Беларусь, 9 нояб. 1999 г., № 300-З // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

4. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 17 нояб. 1994 г., № 209: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 10.04.2017г., № 112 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

5. О документировании населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 3 июня 2008г., № 294: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 08.01.2018г., № 7 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

 

Тема 12

 

конституционные права, свободы и обязанности человека

и гражданина в республике беларусь

Основные положения

Термин «право» имеет два значения. В объективном смысле – это совокупность установленных и гарантированных государством общеобязательных правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Применительно же к рассматриваемой теме, право будет выступать в субъективном значении – как закрепленная в Конституции или ином законодательном акте возможность (мера) определенного поведения человека (право на забастовку, право на участие в культурной жизни, право свободного передвижения и выбора места жительства в пределах Республики Беларусь и др.). Однако большая часть прав предполагает возможность получения лицом определенных и гарантированных государством материальных либо духовных благ (право на образование, право на жилище, право на социальное обеспечение и др.).

Понятие «свобода» по своему содержанию во многом схоже с субъективным правом. Например, в соответствии со ст.50 Конституции Республики Беларусь, право каждого пользоваться родным языком и выбирать язык общения гарантируется свободой выбора языка воспитания и обучения. В данной норме термины «право» и «свобода» используются совместно, их значения здесь как бы переплетаются и взаимно обуславливают друг друга, границы между ними в определенной мере подвижны, а в некоторой степени – даже и условны.

Вместе с тем, рассматриваемые понятия не во всех случаях являются идентичными. Чаще всего «право» – выступает как более четкая и конкретная юридическая категория, т.е. варианты его использования обозначаются в нормативных актах, как правило, исчерпывающим образом. «Свобода» же, чаще всего, воспринимается как более широкое понятие – как некая совокупность многих или даже всех прав и свобод.

Вместе с тем, свобода не может быть абсолютной. Автономия личности должна находиться в таких пределах, чтобы при реализации своих прав она не нарушала законные интересы других субъектов правоотношений, т.е. границы свободы должны быть определены законом. Иными словами, Конституция связывает права и свободы с обязанностями личности.

      Основные принципы правового положения(статуса) личности в Республике Беларусь:

– приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечение соответствия им национального законодательства;

– гарантированность реализации прав и свобод личности;

– равенство всех перед законом;

– недопустимость ограничения прав и свобод личности, кроме случаев, оговоренных законом;

– обладание каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

Основные права и свободы обладают рядом юридических свойств. В частности, они:

1. Возникают не на основе конкретных правоотношений, а непосредственно из Основного Закона государства;

2. Выражают, прежде всего, отношения и связи гражданина и государства;

3. Существуют постоянно, независимо от реализации, пока данное лицо является гражданином;

4. Не отчуждаемы, абсолютны и принадлежат каждому от рождения;

5. Осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц;

6. Реализуются через правоотношения, регулируемые нормами, как правило, других отраслей права;

7. Одинаковы по содержанию и объему для всех граждан;

8. Должны реально гарантироваться государством.

Права и свободы классифицируют по разным основаниям. Так, в зависимости от субъектов их подразделяют на:

- права и свободы человека;

- права и свободы гражданина;

Содержание этих понятий различается. Когда речь идет о правах и свободах человека, то имеется виду их естественная природа происхождения, т. е. они принадлежат человеку уже в силу рождения. Гражданин же, наряду с естественными правами, обладает и некоторыми дополнительными, которые ему предоставляются государством и которыми не вправе пользоваться лица, не являющиеся гражданами соответствующего государства.

По способу реализации права и свободы могут классифицироваться на индивидуальные и коллективные. Первые могут касаться каждого отдельного гражданина, а коллективные – групп граждан. Между индивидуальными и коллективными правами существует тесная связь, поскольку последние представляют собой определенную совокупность первых. Иными словами, соответствующие индивидуальные права могут реализовываться только коллективно – например, право гражданина на забастовку, на участие в демонстрации и др.

В юридической литературе даются и иные классификации прав и свобод: к примеру, материальные и процессуальные. Однако, наиболее традиционной и общепризнанной является классификация прав и свобод по сферам проявления человеческой деятельности: личные, политические, экономические, социальные, культурно-творческие, экологические, юридические права-гарантии.

К личным правам и свободам граждан относятся:

– право на жизнь;

– право на личную свободу, неприкосновенность и достоинство личности;

– право на неприкосновенность жилища;

– свобода совести и вероисповедания;

– право на тайну личной корреспонденции, телефонных и иных сообщений;

– право на создание семьи и заключение брака и иные права и свободы.

К политическим правам и свободам граждан относятся:

– свобода мнений, убеждений и их свободное выражение;

– право на свободу объединений;

– свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования (не нарушающих правопорядок и права других граждан);

– право равного доступа к любым должностям в государственных органах;

– право на участие в управлении государственными и общественными делами и иные права и свободы.

К экономическим правам граждан относятся:

– право на труд и его оплату в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением;

– право на частн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.126 с.)