На счете 43 отражается фактическая себестоимость. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На счете 43 отражается фактическая себестоимость.



Т.Л.КРАВЧЕНКО

 

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОТРАСЛЯХ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА»

2016

 

Тема 1. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в промышленности

1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

2. ОБЪЕКТЫ УЧЕТА ЗАТРАТ, ОБЪЕКТЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ И КАЛЬКУЛЯЦИОННЫЕ ЕДИНИЦЫ

3. УЧЕТ ЗАТРАТ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

4. УЧЕТ ЗАТРАТ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

5. СВОДНЫЙ УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ

6. МЕТОДЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

ВОПРОС 1

 

Себестоимость продукции, работ, услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Актуальность показателя себестоимости продукции на прямую связана с другой категорией – прибылью, а также с налогообложением.

Основными задачами учета затрат на производство и калькулирования себестоимости являются:

1. Полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и реализацию;

2. Контроль за исполнением смет и затрат на производство, с целью выявления резервов экономии, а также сокращения непроизводственных затрат и потерь;

В процессе учета затрат на производства и калькулирования себестоимости важно соблюдать следующие принципы:

1) Группировка затрат осуществляется по объектам учета и местам возникновения;

2) Обеспечивается согласованность объектов учета затрат с объектами калькулирования, как в плановых, так и фактических расчетах;

3) Включение всех затрат по производству продукции отчетного периода в ее себестоимость, независимо от времени оплаты;

4) Учет косвенных расходов и их распределение по объектам калькулирования, осуществляется по единой методике в плановых и фактических расчетах.

Раздельное отражение затрат по нормам и отклонениям от нормы

 

ВОПРОС 2

Исчисление себестоимости продукции связано с правильным определением объектов учета затрат. В разделах производства такими объектами могут быть:

- отдельный вид выпускаемой продукции;

- группа однородной продукции, включающая несколько ее видов;

- отдельные предметы и стадии производства.

 

Объектами калькулирования выступают отдельные виды, группы изделий, отдельные изделия, полуфабрикаты разной степени готовности, заказы, работы, услуги.

Объекты калькулирования чаще всего совпадают с объектами учета затрат, но могут быть и шире, т.к. включают несколько объектов учета.

Единицами калькулирования являются натуральные и условно натуральные единицы (1000 шт. кирпича, банки, погонные метры), заказы на отдельные виды продукции, машинокомплекты и т.д.

 

 

ВОПРОС 3

Порядок группировки затрат по элементам, по статьям – см. основы организации бухгалтерского учета в промышленности.

По элементам:

1) материальные затраты (за вычетом возвратных отходов Д-т 08,20,….44 К-т10);

2) расходы на оплату труда (Д-т 08,20,….44 К-т70);

3) расходы (отчисления) на социальные нужды (К-т69);

4) амортизация ОС, нем активов (К-т02,05);

5) прочие расходы (К-т51,52,68,71,60,76,94,96,97);.

 

Группировка затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции производится в группировочных и разработочных таблицах, данные которых собираются затем в журнале-ордере №10 или в соответствующей машинограмме.

Материальные затраты:

1. Сырье и материалы;

2. Возвратные отходы (вычитаются);

3. Топливо и энергия на технологические цели.

4. Покупные изделия и полуфабрикаты (Д-т 20, К-т10,21);

5. Основная заработная плата рабочих (Д-т 20, К-т70);

6. Дополнительная заработная плата (Д-т 20, К-т70);

7. Отчисления на соц.страхования (Д-т 20, К-т69);

8. Общепроизводственные расходы (Д-т 20, К-т25);

9. Общехозяйственные расходы  (Д-т 20, К-т26);

10.  Расходы на подготовку и освоение производства

11. Специальные и прочие производственные расходы;

12. Потери от брака

ИТОГО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ

13. Коммерческие расходы

ИТОГО ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ

 

С1-7 прямые одноэлементные. А с 8-13- косвенные комплексные.

 По отношению к объему производства:

-переменные;

-условно-постоянные.

По месту возникновения:

-производственные;

-внепроизводственные.

+ смотри хозяйственные процессы по классификации затрат.

Ст 1. Сырье и материалы.

Выдача материалов в производство осуществляется по учетным нормам на основании лимитных, лимитно-заборных карт, требований и других документов.

Для списания материалов первичные документы токсируются по учетным ценам или фактической себестоимости, полученные данные обобщаются в разработочной таблице №1 или машинорамме в аналитическом разрезе, т.е. по объектам учета.

На большинстве предприятий расход материалов по видам продукции учитывается прямым путем на основании проставленных на первичных документах кодах производственных затрат, включающих балансовый счет, цех, бригаду, смену и номер изделия.

Однако прямое отношение материалов на себестоимость изделий не всегда возможно. Если материалы используются для изготовления нескольких видов или сортов продукции и отпускаются в производство обезличенно, их распределение по видам и сортам производится:

- либо пропорционально весу и количеству продукции;

- либо по установленным коэффициентам;

- либо пропорционально нормативному расходу на фактический выпуск.

 

В зависимости от целевого использования материальных ценностей дебетуются счета:

20 «Основное производство»,

23 «Вспомогательные производства»,

25 «Общепроизводственные расходы»,

26 «Общехозяйственные расходы»,

28 «Брак в производстве»,

29 «Обслуживание производства и хозяйства»,

10 «Материалы»,

44.1 «Коммерческие расходы»,

44.2 «Издержки обращения»,

и т. д

и кредитуются счет 10 «Материалы» или счета 10 «Материалы» и 16 «Отклонение в стоимости материалов» по фактической себестоимости или по фиксированным ценам + отклонения.

Ст.2 Возвратные расходы.

При раскрое и обработки материалов имеют место отходы т.е остатки сырья и материалов полностью или частично утратившие свои потребительские свойства, что приводит к дополнительным затратам при их повторном использовании. Кроме возвратных бывают безвозвратные отходы (усушка, угары и т.д.)., которые не подлежат учету и не оцениваются. Все остальные возвратные отходы оцениваются по цене возможной реализации или использования

Д10.6 К20.

Ст.3 Топливо и энергия.

В эту статью включают как топливо и энергию вырабатываемые на самом предприятии, так и полученных со стороны. (Энергия- пар, горячая вода, электричество, дрова, сжатый кислород и т д.).

Д20 К60.—полученные со стороны

Д20 К10,23 – на самом предприятии

Согласно п.2.6. основных положений по включению затрат в себестоимость включает топливо, энергию в пределах установленных норм их расхода. При списании ГСМ сверхлинейных норм на 100 км. пробега с учетом повышающих и понижающих коэф. Перерасход может быть отнесен на водителя. Он удерживается обычным порядком из заработной платы. При проверки ГОСКОМЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ налагаются штрафы за перерасход

Д99 К68. –штрафные санкции за перерасход.

 

Ст.4 Полуфабрикаты и покупные изделия.

Это затраты или услуги производственного характера на приобретение в порядке кооперации готовых изделий, используемых в комплектации.

Д20 К10 –списываются полуфабрикаты собствен изготовления.

Д20 К60 – списываются услуги производственного характера.

 Кроме стоимости самих материалов по учетным ценам на себестоимость относятся отклонения от учетных цен

Д20 К16 (10)– списывается отклонения от учетных цен.

 

Ст.5 Основная и дополнительная заработная плата.

Основная заработная плата рабочих сдельщиков относится на объекты учета по прямому признаку, на основании первичных документов (наряд, маршрутный лист и т.д.) Д20 – К70

Основная заработная плата повременщиков, а также доплаты (за ночную, сверхурочные) распределяются пропорционально оплате сдельщиков, в некоторых отраслях пропорционально материальным затратам.

Дополнительная заработная плата, в том числе резервирование отпускных относятся на себестоимость пропорционально основной.

Д20 – К70 дополнительная заработная плата

Д96 – К70 отпускные будущих периодов

Д97 – К70

 

Ст.6 Отчисления на социальное страхование.

Отчисления в фонд социальной защиты населения производится пропорционально основной дополнительной заработной плате, на те же счета что и прямая заработная плата.

Д20 – К69 отчисления в фонд социальной защиты населения от основной и дополнительной заработной плате.

 

КОМПЛЕКСНЫЕ И КОСВЕННЫЕ СТАТЬИ

СТАТЬЯ 10: Учет расходов на освоение и подготовку производства

Особенностью этих расходов является то, что они не совпадают во времени с выпуском продукции, поэтому накапливаются по дебету счета 97, а с началом выпуска продукции включаются в ее себестоимость по сметным ставкам погашения, рассчитанным самими предприятиями

Д20 – К97.

 Первоначально: Д97 К 10,70,68 и т. д. –предварительный учет, после перехода на массовый выпуск собранные расходы на 97 списываются как указано выше т. е. сметная ставка равняется сумма затрат на освоение: плановый выпуск продукции.

Например. Все расходы на 97 составляют 360 млн. руб в корреспонденции с кредитом различных счетов (10,70 …). Плановый выпуск 360 тыс руб. за 3 года.

Сметная ставка составляет 360 000 000:360 000 равно 1 000 руб.

В январе выпустили 100 штук, в феврале 80 штук, следовательно, в январе

 Д20 – К97-100 000, в феврале Д20 – К97-80 000.

На предприятиях осуществляются отчисления в отраслевые фонды.

С начало отчисления в отраслевые фонды по установленному нормативу Д20 – К76. Перечисления в фонды Д76– К51. Затем при необходимости осуществления расходов на подготовку и освоение производства предприятие обращается в вышестоящие организации с заявкой. При поступлении от вышестоящей организации требуемой суммы Д51 – К86, а при использовании средств списание расходов отражается записью Д86 – К97.

 

СТАТЬЯ 8: Общепроизводственные расходы – счет 25

Это расходы, связанные с управлением цехов или цеховой структуры. Счет 25 имеет два субсчета:

25/1.           Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, при большом удельном весе этих расходов могут выделятся в отдельную статью из общепроизводственных расходов.

25/2            Расходы по управлению.

 

На этих субсчетах собираются затраты с кредита счетов:

10 «Материалы»,

05 «Амортизация нематериальных активов»,

02 «Амортизхация основных средств»,

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,

68 «Расчеты с бюджетом»,

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,

51 «Расчетный счет»,

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

96 «Резервы предстоящих расходов»,

и т. д.

 

Собранная сумма затрат ежемесячно списывается с 25 счета и включается в затраты основного или вспомогательного производства.

Между объектами калькулирования эти расходы распределяются пропорционально основной и дополнительной заработной плате рабочих либо по сметным ставкам.

 

СТАТЬЯ 9: Общехозяйственные расходы – счет 26

Это расходы связанные с общим управлением и организацией производства в целом по предприятию и включают в себя следующую номенклатуру статей (ведомость №15):

А:   Расходы на управление предприятием:

1) Оплата труда административно-управленческого персонала

Д26 – К70

2) Командировки и перемещения

Д26 – К71

3) Прочие расходы:

Д26 – К10        канцелярские

Д26 – К76       почтово-телеграфные

Д26 – К70, 10       содержание и ремонт зданий административно-управленческого назначения

Д26 – К97 оплата консультационных, информационных, аудиторских и других услуг (нормируется).

Б:    Общехозяйственные расходы:

4) содержание персонала не управленческого характера (уборщицы, секретари, вахтеры и т.д.)

Д26 – К70

5) амортизация зданий, сооружений, инвентаря общехозяйственного назначения

Д26 – К02

6) износ нематериальных активов

Д26 – К05

7) содержание и ремонт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения

Д26 – К10, 70, 68, 69, 76, 96

8) производство испытаний, опытов, исследований. Содержание общезаводских лабораторий

Д26 – К10, 68, 69, 70, 02

9) расходы на изобретения, технические усовершенствования и рационалистические предложения

Д26 – К10, 70, 68, 69, 02

10) услуги сторонних организаций на проведение НИОКР

Д26 – К76, 10, 70, 68, 69, 02

11) охрана труда

Д26 – К 10 (различные обеззараживающие средства)

12) содержание противопожарной и сторожевой охраны

                                     Д26 – К10,

13) подготовка кадров (обязательно нормируется)

                                     Д26 – К76, 60, 97

14) организационный набор рабочей силы (заработная плата лиц, проводящих собеседование и т.д.)

                                     Д26 – К70

15) представительские расходы (нормируются)

                                     Д26 – К71, 76, 60

16) охрана окружающей среды

                                     Д26 – К02, 60, 76, 23

17) прочие расходы (мор тараканов, санитарно-гигиенические мероприятия, страхование жизни и т.д.)

                                     Д26 – К10, 60, 76, 69

 

В:                                 Сборы и отчисления

18) налоги, сборы и прочие обязательные отчисления (на себестоимость)

а) платежи в республиканский бюджет от фонда заработной платы по единому нормативу (5%) – счет 68

б) отчисления в фонд социальной защиты населения (35%) – счет 69

в) земельный налог (в пределах норм) Д26 – К68

г) экологический (в пределах норм) Д26 – К68

д) различные государственные пошлины по оформлению заграничных паспортов, виз и т.д.

Г:                  Общезаводские непроизводственные расходы

19) потери от простоев по внутренним причинам

                     Д26 – К70

20) недостачи на заводских складах в пределах норм естественной убыли

                     Д26 – К10, 43

 

СТАТЬЯ 12: Потери от брака

Браком в производстве считаются изделия, полуфабрикаты, детали, узлы, которые не соответствуют стандартам и техническим условиям. Брак представляет собой непроизводительные затраты, уменьшающие выпуск годной продукции, но повышающие ее себестоимость.

Брак бывает:

- исправимый и неисправимый;

- внешний и внутренний (обнаруженный в процессе производства до сдачи на склад)

 

Для учета брака используется активно-калькуляционный счет 28 «Брак в производстве». По дебету отражается:

1. себестоимость окончательно забракованных изделий;

2. расходы по исправлению брака.

 

По кредиту отражается – суммы возмещения потерь от брака: удержания из заработной платы виновников, стоимость окончательного забракованных изделий по цене возможного использования; суммы признанных претензий поставщика, если брак произошел по их вине.

ПРИМЕР

Д28 – К20 себестоимость забракованных изделий (сумма 25000)

Д28 – К10, 70, 68, 69       себестоимость окончательно забракованных изделий (сумма 5000)

Д10 – К28 оприходованы отходы по цене возможного использования (сумма 10000)

Д70 – К28 удержано из заработной платы виновного (сумма 5000)

Д20 – К28 списываются потери от брака на себестоимость продукции (сумма 15000 = 30000 – 15000)

 

СТАТЬЯ11: Специальные и прочие производственные расходы

Здесь отражаются затраты, связанные с гарантийным обслуживанием и ремонтом проданной с гарантией продукции, а также затраты на стандартизацию, отчисления в инвестиционные фонды.

Распределение прочих производственных расходов между отдельными видами продукции производится пропорционально производственной себестоимости.

 

СТАТЬЯ13: Коммерческие расходы смотри тему реализация.

 

ВОПРОС 4

Для учета затрат вспомогательного производства применяется активно-калькуляционный счет 23 «Вспомогательное производство».

По дебету учитываются затраты с кредита счетов:

10 «Материалы»,

05 «Амортизация нематериальных активов»,

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,

96 «Резервы предстоящих расходов»,

68 «Расчеты по налогам и сборам»,

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,

02 «Амортизация основных средств»,

25 «Общепроизводственные расходы»,

26 «Общехозяйственные расходы»,

97 «Расходы будущих периодов».

Указанные ведомости ведут в ведомости №12 по каждому хозяйству. В ведомости №12 учитывается затраты по цеху в целом, а в дополнение к ней открываются карточки аналитического учета, в том случае, если во вспомогательном цеху вырабатывают несколько видов продукции (работ, услуг).

Прямые затраты непосредственно учитываются на счете 23 «Вспомогательное производство», а косвенные могут предварительно собираться на счете 25 «Общепроизводственные расходы».

В конце месяца учтенные на счете 23 «Вспомогательное производство» затраты распределяются по потребителям, при этом следует принимать во внимание такую особенность вспомогательных производств, как взаимное потребление услуг и работ друг друга. Поэтому при исчислении затрат, подлежащих распределению, стоимость встречных услуг для упрощения учета оценивается по плановой себестоимости.

Расчеты обобщаются в разработочной таблице №9 (РТ-9) «Распределение услуг вспомогательных производств».

Показатели Собственные затраты Плановая себестоимость принятых встречных услуг Плановая себестоимость оказанных встречных услуг Фактическая себестоимость оказанных услуг
1. Затраты энергетического цеха 12400 330 250 12480
2. Затраты транспортного цеха 8000 50 300 7750
3. Затраты ремонтного цеха 13000 200 30 13170
Итого: 33400 580 580 33400

 

Плановая себестоимость взаимных услуг отражается в учете внутренней записью по счету 23 «Вспомогательное производство».

Д23 «Вспомогательное производство» / энергетический

К23 «Вспомогательное производство» / транспортный цех (сумма 300)

К23 «Вспомогательное производство» / ремонтный цен (сумма 30).

 

На фактическую себестоимость отпущенную основным потребителям продукции, выполненных работ и оказанных услуг, кредитуется счет 23 «Вспомогательное производство» и дебетуется счет по учету затрат.

1. Д23, 25, 26 (96 вместо всех этих счетов)     на стоимость текущего ремонта основных средств по месту нахождения (или за счет резерва или ремонтного фонда)

2. Д08 «вложения во внеоборотные активы» фактическая стоимость работ по модернизации основных средств

3. Д97 «Доходы будущих периодов»   на капитальный ремонт основных средств у арендатора за счет арендодателя

4. Д20 «Основное производство» энергия на технологические цели

5.Д25 «Общепроизводственные расходы»,

Д26 «Общехозяйственные расходы» отопление, освещение цехов и заводоуправления

6. Д29 отопление, освещение объектов непроизводственного назначения

7. Д44.1     транспортные услуги по доставке готовой продукции, а также изготовление тары.

 

 

ВОПРОС 5

Обобщение затрат на производство осуществляется ежемесячно, на счетах синтетического и аналитического учета.

Сводные данные необходимы для составления отчетности о затратах (дебет счета 20 «Основное производство») и себестоимости готовой продукции (кредит счета 20 «Основное производство»), а также для расчетов налогов.

Обобщение происходит в следующей последовательности – сначала на счете 20 «Основное производство» (по цехам) собираются прямые затраты; затем распределяются услуги вспомогательных производств, значительная часть которых относится на счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы»; затем распределяются и списываются затраты на счете 20 «Основное производство» – расходы косвенного порядка, учтенные на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», затем определяется и списывается на счет 20 «Основное производство» потери от брака.

Для определения окончательной суммы затрат на производство следует из общей суммы этих затрат исключить:

1. стоимость полученных отходов по ценам реализации или возможного использования;

2. себестоимость забракованной продукции;

3. себестоимость возвращенных на склад материалов.

Эти статьи списываются на уменьшение затрат:

Д10, 18 – К20

Синтетический учет затрат на производство при журнально-ордерной форме ведется в журнале-ордере №10, он построен по принципу шахматной ведомости.

Подлежащим указывается дебетовые производственные счета; сказуемым – кредитовые.

В журнале-ордере №10 имеется три раздела:

Первый раздел называется «Издержки производства», заполняется на основании итоговых данных ведомостей №12 по учету затрат цехов, ведомости №15 по учету общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей.

Подсчитываются итоги по горизонтали и вертикали, причем вертикальные итоги указываются в разных строчках или по экономическим элементам, или по статьям калькуляции. Это необходимо для исключения повторного счета.

Во втором разделе журнала-ордера №10 рассчитываются затраты по экономическим элементам, для чего переносят из первого раздела итоги строки «Итого по экономическим элементам», а затем затраты корректируются на суммы внутризаводского оборота:

- стоимость возвратных отходов с кредита счетов 23 «Вспомогательное производство», 28 «Брак в производстве», 20 «Основное производство»;

- топливо собственной выработки;

- услуги собственного транспорта;

- стоимость готовых изделий собственной выработки (тара).

После этого к затратам на производство добавляют стоимость недостачи сырья и материалов в пределах норм естественной убыли, списываемая со счета 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей» на счета 25 «Общепроизводственные расходы» (недостача в цеху) и 26 «Общехозяйственные расходы» (недостача на складе).

Третий раздел предназначен для расчета себестоимости готовой продукции по статьям калькуляции, т.е. итоги по дебету счета 20 «Основное производство» из первого раздела и корректируется на стоимость излишков или недостач незавершенного производства и готовых изделий на складе.

Фактическая себестоимость выпущенной продукции равна:

НЗПН + затраты за месяц – НЗПК

НЗПН – незавершенное производство на начало периода;

НЗПК – незавершенное производство на конец периода.

Незавершенное производство на начало периода берется из журнала-ордера №10 за предыдущий месяц; незавершенное производство на конец периода – по данным оценки, т.е. инвентаризации и оценки по всем статьям, кроме трех:

1. потери от брака;

2. расходы на освоение и подготовку производства;

3. коммерческие расходы.

 

Продолжением журнала-ордера №10 является журнал-ордер №10/1. Сводный учет затрат имеет несколько вариантов. В зависимости от того, имеется ли на предприятии передача полуфабрикатов из первого цеха в другие, для дальнейшей обработки и калькулируется она при этом различают два варианта учета сводного учета затрат на производство:

1. полуфабрикатный;

2. бесполуфабрикатный.

Полуфабрикатный при этом варианте в системе бухгалтерского учета исчисляют не только себестоимость готовой продукции, но и полуфабрикатов собственной выработки.

Передача полуфабрикатов в другие цеха отражается записью:

Д20 «Основное производство»/ цех получатель

К20 «Основное производство»/ цех отправитель На фактическую себестоимость передаваемых полуфабрикатов

Если полуфабрикаты передаются через промежуточный склад, то применяется счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства». Тогда запись будет:

Д21 «Полуфабрикаты собственного производства»

К20 «Основное производство» / цех отправитель

 

Д20 «Основное производство» / цех получатель

К21 «Полуфабрикаты собственного производства»

На складе полуфабрикаты учитываются по учетным ценам (плановая себестоимость) и отдельно учитываются отклонения от учетных цен, которые списываются пропорционально учетной стоимости на те же счета, что и полуфабрикаты по учетным ценам.

При использовании счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» в себестоимости выделяется отдельная калькуляционная статья «Полуфабрикаты собственного производства».

Бесполуфабрикатный вариант – передаваемые в другие цеха полуфабрикаты не калькулируются, т.е. они передаются без затрат и дальнейшее их движение по цехам отражается в системе оперативно-технического учета.

Затраты на полуфабрикаты продолжают числиться в цехах их изготовивших в составе незавершенного производстве до выпуска конечным цехом готовой продукции.

Себестоимость готовой продукции будет складываться из:

- затрат конечного цеха;

- затрат каждого предыдущего цеха на полуфабрикаты, вошедшие в состав готовой продукции.

Затраты на полуфабрикаты не вошедшие в готовую продукцию продолжают числиться в составе незавершенного производства цехов-изготовителей.

При данном варианте сводного учета статья «Полуфабрикаты собственного производства» не используется.

 

ВОПРОС 6

Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости – это совокупность учетных приемов, обеспечивающих:

1. достоверное калькулирование себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг);

2. получение необходимой информации для контроля за выполнением плана по себестоимости;

3. удовлетворение потребностей хозяйственного расчета отдельных цехов.

4. Различают:

- попередельный;

- позаказный;

- нормативный методы учета затрат, кроме того на практике используют

- простой или котловой метод учета.

1) Простой – используется преимущественно в добывающих отраслях и некоторых обрабатывающих, выпускающих однородную продукцию (эл. станции).

Суть метода состоит в том, что затраты учитываются на весь выпуск, незавершенное производство отсутствует, поэтому себестоимость равна затратам.

Себестоимость единицы калькулирования продукции определяется прямым счетом, делением затрат на объем производства в натуральных и условно-натуральных удиницах.

       2) Попередельный – применяется там, где технологический процесс распадается на относительно обособленные переделы, на которых происходит последовательная переработка исходного сырья (черная металлургия, доменное, сталеплавильное, прокатное производства).

При попередельном методе затраты собираются по каждому переделу в разрезе калькуляционных статей. По каждому переделу оцениваются остатки незавершенного производства на начало месяца и определяется себестоимость продукции передела, которая идет на следующий передел.

3) Позаказный применяется в индивидуальном и легкосерийном производстве, при наличии определенных заказов на изготовление продукции и оказание услуг.

Наиболее часто он используется на предприятиях бытового обслуживания, а также во вспомогательных производствах промышленных предприятий. При этом методе прямые затраты группируются по каждому заказу, а общепроизводственные и общехозяйственные распределяются между заказами в порядке, определенном отраслевыми инструкциями.

Фактическая себестоимость заказа определяется после его выполнения, а до этого все затраты числятся в незавершенном производстве.

 

Если в заказе числиться несколько однородных изделий, то фактическая себестоимость каждого из них определяется:

 

4) Нормативный считается самым передовым и прогрессивным. Сущность метода заключается в следующих четырех принципах:

1. Нормативная калькуляция – на детали, узлы, полуфабрикаты составляется нормативные калькуляции по прямым затратам, на основе действующих норм затрат, на готовые изделия составляется нормативные и плановые калькуляции по всем статьям.

Отличие плановых калькуляций от нормативных в том, что плановые являются среднеквартальными и среднегодовыми, а нормативные – месячные.

2. Учет изменения норм.

При изменении действующих норм материальных и трудовых затрат, под влиянием внедрения организационно-технических мероприятий на первое число следующего месяца пересчитывается действующие калькуляции и организуется учет изменения норм.

3. Оперативно по ходу производства выявляются отклонения от действующих норм затрат, с указанием кодов мест их возникновения, а также причин и виновников.

Отклонения оперативно обобщаются бухгалтерией в разрезе цехов, изделий, причин, виновников и передаются руководству для принятия соответствующих мер.

4. Фактические затраты на производство определяется ежемесячно по нормам (нормативная калькуляция).

Достоинства метода:

- обеспечивается контроль за расходованием ресурсов, своевременно принимаются меры для устранения причин и принятия мер к виновникам;

Недостаток:

- обладает большой трудоемкостью.

Тема 2. Учет готовой продукции (работ, услуг) и ее реализации на промышленных предприятиях

1. УЧЕТ ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

2. УЧЕТ ПРОДУКЦИИ ОТРГУЖЕННОЙ, ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ И ОКАЗАНЫХ УСЛУГ

3. УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ

 

ВОПРОС 1

Готовая продукция – это продукция, которая:

1) полностью закончена обработкой на данном предприятии;

2) прошла проверку на соответствие стандартам (ГОСТам), техническим условиям (ТУ) и принята отделом технического контроля (ОТК);

3) сдана на склад или непосредственно заказчику.

 

Продукция, не прошедшая к этому времени всех технологических операций и приемки ОТК в состав готовой продукции не включается, а подлежит учету как незавершенное производство.

При одно- и двухсменной работе готовая продукция включается в отчет данного месяца, если она сдана на склад не позднее 24.00 последнего дня месяца.

А при трехсменной работе не позднее 8.00 первого раб. дня следующего месяца.

Вся готовая продукция должна быть сдана на склад под отчет материально-ответственному лицу – заведующему складом. Исключения допускаются для крупногабаритных изделий, которые не могут быть сданы на склад по техническим причинам (например, автоматическая линия), и сдаются непосредственно заказчику.

В текущем учете для оценки готовой продукции используются неизменные учетные цены или могут быть: договорные, отпускные, розничные цены или плановая себестоимость.

Параллельно учитываются отклонения от учетных цен по группам готовой продукции.

В балансе остаток готовой продукции показывается по фактической себестоимости, т.е. учетная цена + отклонения.

Сдача готовой продукции на склад оформляется:

- приемно-сдаточными накладными;

- актами приемки;

- ведомостями сдачи.

На складе продукция учитывается на карточках учета готовой продукции, в карточке указывается:

1) наименование;

2) учетная цена;

3) краткая характеристика продукции;

4) ее номенклатурный номер.

Карточки открываются на каждый вид, сорт, марку готовой продукции.

На складе учет ведется в натуральном выражении. На основании первичных документов записывается приход и расход готовой продукции, выводится остаток после каждой операции.

Бухгалтер по учету готовой продукции не реже одного раза в 10 дней проверяет правильность записей в карточках и расписывается в графе «Контроль», принимая первичные документы по реестру (в двух экземплярах).

Учет готовой продукции может быть организован по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому) методу. При этом на складе ведется количественно-сортовой учет в карточках или книгах, а в бухгалтерии – сальдовая книга. В сальдовую книгу кладовщик переносит остатки готовой продукции по видам на 1-е число месяца и передает ее в бухгалтерию. В бухгалтерии эти остатки таксируются по учетным ценам в разрезе учетных групп.

Остаток готовой продукции по учетным ценам сверяется с остатками по каждой учетной группе в ведомости №16.

Учет готовой продукции и выпуск ее из производства может быть организован по одному из двух вариантов, при этом используется счет 43 «Готовая продукция» 

Активный счет 43 предназначен для обобщения информации о движении готовой продукции по фактической себестоимости или по учетным ценам.

Стоимость выполненных работ и услуг на сторону на счете 43 не учитывается, а списывается сразу со счетов затрат (20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательное производство») на счета 45 «Товары отгруженные» или 90 «Реализация».

Если готовая продукция потребляется на самом предприятии, то ее можно не отражать на счете 43 «Готовая продукция», а учитывать на счете 10 «Материалы».

Т.Л.КРАВЧЕНКО

 

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОТРАСЛЯХ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА»

2016

 

Тема 1. Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в промышленности

1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

2. ОБЪЕКТЫ УЧЕТА ЗАТРАТ, ОБЪЕКТЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ И КАЛЬКУЛЯЦИОННЫЕ ЕДИНИЦЫ

3. УЧЕТ ЗАТРАТ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

4. УЧЕТ ЗАТРАТ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

5. СВОДНЫЙ УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ

6. МЕТОДЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

ВОПРОС 1

 

Себестоимость продукции, работ, услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Актуальность показателя себестоимости продукции на прямую связана с другой категорией – прибылью, а также с налогообложением.

Основными задачами учета затрат на производство и калькулирования себестоимости являются:

1. Полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и реализацию;

2. Контроль за исполнением смет и затрат на производство, с целью выявления резервов экономии, а также сокращения непроизводственных затрат и потерь;

В процессе учета затрат на производства и калькулирования себестоимости важно соблюдать следующие принципы:

1) Группировка затрат осуществляется по объектам учета и местам возникновения;

2) Обеспечивается согласованность объектов учета затрат с объектами калькулирования, как в плановых, так и фактических расчетах;

3) Включение всех затрат по производству продукции отчетного периода в ее себестоимость, независимо от времени оплаты;

4) Учет косвенных расходов и их распределение по объектам калькулирования, осуществляется по единой методике в плановых и фактических расчетах.

Раздельное отражение затрат по нормам и отклонениям от нормы

 

ВОПРОС 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.105 (0.203 с.)