Характеристика народных предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика народных предприятий



 

Народное предприятие – одна из организационно-правовых форм предпринимательства в России, представляет собой разновидность закрытого акционерного общества с нижним ограничением числа участников. Акционерным обществом считается общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций.

Закрытым акционерным обществом является общество, акции которого распространяются лишь среди его учредителей или другого, заранее определенного круга лиц. Закрытое акционерное общество не имеет права проводить свободную подписку на акции, которые оно выпускает, или иным образом предлагать их для приобретения широкому кругу лиц.

Имеются основные положения создания ифункционирования народного предприятия в условиях России.

1. Предприятие создается на добровольной основе, с достаточной численностью работников. Оно может формироваться путем преобразования любой коммерческой организации, основанной на частном капитале.

2. Работникам народного предприятия принадлежит не менее 75 % уставного капитала. Но владельцами паев предприятия может быть лишь ограниченное число работников, как правило, до 10 % от их личного вклада.

3. Вновь принимаемые работники наделяются акциями (паями) обычно соответственно с их личным вкладом.

4. Один работник может владеть ограниченным числом акций. При увольнения он должен продать принадлежащие ему акции (паи) народному предприятию, последнее обязано их купить. При этом возможно провести частичную продажу акций внутри предприятия.

5. В управлении предприятием при принятии решений допускается голосование. Действует принцип: «Один пайщик – один голос», и это не зависит от числа принадлежащих акционеру акций.

6. Размер оплаты труда руководителей строго ограничен. Вместе с тем избранный директор предприятия наделяется широкими полномочиями.

Он вправе быть одновременно и председателем наблюдательного совета предприятия. Считается, что создание народных предприятий улучшает на предприятиях социальный климат. Партнерство заменяет отношения наемного труда и капитала. Вместо выплаты тарифных ставок и окладов работники получают процент от дохода предприятия, который зависит от количества принадлежащих им паев (акций) и трудового вклада. Хотя российским законодательством задерживается правовое оформление народного предприятия, однако на практике по его правилам в конце XX в. в стране работали уже многие коллективы. Например, картонно-бумажный комбинат, образованный в Набережных Челнах, объединение «Микрохирургия глаза», акционерное общество «Хитон», основанное в Казани, и др. Практика подтверждает перспективность и целесообразность создания такого рода предприятий.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВ

 

Крупномасштабному бизнесу свойственны особые формы организации, такие, как ассоциативные формы, в основе их лежит объединение предприятий и фирм в совокупные структуры. Рассмотрим их основные виды. Корпорация – это акционерное общество, которое объединяет деятельность нескольких фирм для достижения их общих целей или защиты привилегий. Поскольку корпорация является юридическим лицом, она несет ответственность по долгам и налогам за все предприятия, которые входят в нее, и является самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности.

Хозяйственные ассоциации – это договорные объединения предприятий и организаций, которые создаются для совместного выполнения однородных функций, а также координации общей деятельности. Участники обладают правом входить в любые другие ассоциации. Концернами называется форма договорных крупных объединений, как правило, монопольного типа, которая позволяет в полной мере использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования благодаря наличию производственно-технологических связей. Признак концернов – единство собственности входящих в концерны фирм, предприятий, банков. Холдинг-компании обладают контролем над другими компаниями или за счет владения их акциями и денежным капиталом, или потому, что имеют право назначать директоров подконтрольных компаний. Консорциум – временное добровольное объединение предприятий, организаций, которое создается для решения конкретных задач и проблем, проведения в жизнь крупных инвестиционных, научно-технических, социальных, экологических проектов. Строится на договорной основе. Предприятие одновременно может входить в несколько консорциумов. В консорциум могут объединяться и крупные, и мелкие предприятия. Создание финансово-промышленных групп (ФПГ) преследует цель привлечения инвестиций, восстановления кооперированных, а также технологических связей между предприятиями, повышения эффективности производства. Существуют организации – торговые, промышленные и кредитно-финансовые.

Отличительные признаки ФПГ – сердцевиной группы обычно считается финансовая компания (банк, сбербанк, страховая компания); иногда ФПГ имеет основанием структуру торгового дома; большое значение имеет участие промышленной части, ее составляют предприятия разных отраслей. Предпринимательские союзы – группы независимых компаний которые связаны общими целями.

Участие в одном союзе может совмещаться с участием в других видах деятельности. Характерные черты: переплетение связей, имеющихся между поставщиками, покупателями и производителями; долгосрочные отношения между организациями-участниками, причем каждая является одновременно самостоятельной и ведущей.

 

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Некоммерческая организация – это организация, которая не ставит главной целью своей деятельности получение прибыли, которая при возможном получении не делится между участниками. Некоммерческая организация способна проводить предпринимательскую деятельность только в том случае, если она служит достижению целей, ради которых она создана. Решение о создании некоммерческой организации принимается ее учредителями. Учредителями в зависимости от организационно-правовой формы некоммерческие организации вправе выступать граждане и юридические лица. Число учредителей не ограниченно. Местонахождение некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации. С момента регистрации она является юридическим лицом. В учредительных документах некоммерческой организации, в уставе, в учредительном договоре, решении собственника должно быть: наименование организации; указание на характер ее деятельности, а также права и обязанности членов. Должны указываться условия приема и выбытия из организации; источники формирования имущества некоммерческой организации и порядок его использования, если произойдет ликвидация коммерческой организации; порядок внесения изменений в учредительные документы. Следует отметить, что учредительные документы могут иметь и иные, не противоречащие законодательству положения. Источники формирования имущества в денежных и других формах:

1) регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

2) имущественные взносы и пожертвования, вносимые добровольно;

3) выручка от реализации товаров, работ, услуг;

4) дивиденды, доходы, проценты, которые получают по акциям, облигациям, иным ценным бумагам и вкладам;

5) доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

6) другие не запрещенные законом поступления. Высшими органами управления некоммерческой организации являются общие собрания или коллегиальный орган управления. К возможностям главного органа управления относятся следующие вопросы.

1. Изменение устава некоммерческой организации.

2. Определение приоритетных направлений работы некоммерческой организации, принципов формирования и пользования ее имуществом.

3. Создание исполнительных органов некоммерческой организации.

4. Утверждение финансового плана данной организации и внесение в него изменений.

5. Создание филиалов и открытие представительств этой организации.

6. Участие в организациях.

7. Реорганизация и ликвидация данной организации.

К формам некоммерческих организаций относятся: общественные и религиозные организации (объединения), фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, а также автономные некоммерческие организации.

Некоммерческие организации способны создавать ассоциации.

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ

 

Потребительские кооперативы – одна из организационно-правовых форм предприятий в Российской Федерации.

Потребительские кооперативы представляют собой объединения на основе членства граждан и юридических лиц и имеют целью удовлетворение материальных и иных потребностей участников, которые осуществляются объединением имущественных (паевых) взносов его членов. Основным учредительным документом является устав кооператива. Высший орган управления кооператива – общее собрание членов кооператива (комитет). Исполнительные органы представлены правлением, возглавляемым председателем. Управление кооперативом производится комитетом – зачастую это служащие, которые совмещают эту работу с другой.

Они выбираются членами кооператива. Текущую работу кооператива исполняют управляющие, занятые здесь полный рабочий день, их назначают члены выборного комитета. Независимо от величины имущественного взноса на общем собрании каждый член кооператива имеет только один голос. Для кооперативов не установлена зависимость дохода членов кооператива от величины паевых взносов. Потребительский кооператив может, кроме того, вести и предпринимательскую деятельность; например, гаражный кооператив может оказывать услуги населению, производя авторемонтные работы. У потребительских кооперативов имеется несколько характерных отличий от других организационно-правовых форм предпринимательской деятельности: 1) члены потребительского кооператива не обязаны участвовать в труде;

2) члены кооператива не отвечают по долгам организации, а покрывают их из взносов;

3) полученная от предпринимательской деятельности прибыль распределяется между членами кооператива.

Основными принципами кооперативных обществ являются:

1) открытое членство. В кооперативном обществе не ограничена численность, каждый может войти в него и выйти в любой момент;

2) распределение прибыли между членами (в виде дивидендов). Размер дивидендов зависит от суммы средств, принесенных в кооператив;

3) выплата процента на акционерный капитал.

Все члены кооперативов получают фиксированный процент на свой акционерный капитал. Преимуществами потребительских кооперативов являются следующие.

1. Стабильность торговых операций, что связано с благонадежностью участников.

2. Деление прибыли между участниками кооператива.

3. Руководство избирается демократическим путем.

Недостатками потребительских кооперативов являются следующие.

1. Демократически избранное руководство может не обладать достаточным опытом предпринимательства.

2. Существует вероятность, что из-за пассивности рядовых членов кооператива руководство кооператива не будет избрано в полном соответствии с общим мнением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.012 с.)