Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос №51 Учение А.А. Шахматова о двусоставных и односоставных предложениях. Типы односоставных предложенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос об односоставных предложениях по-разному решался в истории русского синтаксиса. Первым выделил односоставные предложения Шахматов («Синтаксис русского языка»). До него односоставность объяснялась пропуском по какой-либо причине => предложение классифицировалось как неполное. Основа теории Шахматова – психологическая концепция предложения. Психологическая основа предложения – это акт коммуникации. Коммуникация – это передача другим людям сочетания представлений, которые приводятся волей говорящего в предикативную связь. (т.е. коммуникация больше чем суждение.) Простая коммуникация – это передача двух представлений, 1 – психологический субъект, 2 – психологический предикат. Психологический субъект – это представление господствующее над другим представлением (предикатом). Субъект и предикат коммуникации могут находиться к различных отношениях между подлежащим и сказуемым.
Собака убежала. ← представление о признаке – т.е. предикат. ↑ представление о предмете- т.е. представление о субъекте, главенствующее над предикатом.
Существует несколько концепций односоставных предложений, несколько классификаций.
У Шахматова непоследовательность в теории, так как нет подлежащего и сказуемого, а есть главные члены, а классификация дана по подлежащему и сказуемому. Золотова считает, что все предложения двусоставные, так как она вводит понятие модификации двухкомпонентной модели предложения. Определенно/неопределенно личные – это модификация по линии субъекта. Субъект может быть не назван. Безличные предложения – это всегда состояние лица, которое даже названо в предложении: Ему холодно. Для Золотовой ему – подлежащее (модификация предиката – это то же самое, что сказуемое в традиционном синтаксисе: начал играть, хочет петь). Свойство безличных предложений – инвалентность – независимость от субъекта.
Типы односоставных предложений: (По Валгиной) 1. Определенно-личные (главный член выражается формой глагола 1 или 2 лица настоящего и будущего времени в форме изъявительного или повелительного наклонения) Еду в кино. 2. Неопределенно-личные (главный член выражен глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего времени или в форме множественного числа прошедшего времени и обозначает действие, совершаемое неопределенными, т. е. необозначенными лицами) В больницу принесли письмо. 3. Обобщенно-личные предложения (главный член в основном выражен глаголом 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени; обозначенное глаголом действие в таких предложениях в равной степени относится к любому лицу, т. е. субъект действия мыслится обобщенно) С кем поведешься, от того и наберешься. Снявши голову, по волосам не плачут. Что имеем – не храним, потерявши –плачем. Век живи, век учись. 4. Безличные (главный член не допускает обозначения субъекта действия в форме именительного падежа и называет процесс или состояние независимо от активного деятеля) Светает. В боку колет. В коридоре накурено. Кругом ни души. 5. Инфинитивные (главный член выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого слова в предложении, по значению эти предложения модально окрашены и выражают долженствование, побуждение, необходимость, возможность и невозможность действия) Лицом к лицу лица не увидать. Учиться, учиться и еще раз учиться. Нам бы сессию сдать. 6. Номинативные (главный член выражен именем существительным или субстантивированной частью речи в именительном падеже, утверждается наличие, существование явления или предмета, называемого главным членом) Зима. Стол. Вот окно. Ну и глупость! Какая досада! Только бы здоровье. Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями 1. Заголовки, надписи на вывесках, названия. Универмаг. 2. Именительные представления и именительные темы – существительное в именительном падеже, которое предшествует предложению и употребляется в форме размышления, вводит тему, подготавливает восприятие последующего высказывания. Время… Как быстро оно летит. 3. Конструкции, являющиеся сообщением о ком-либо или о чем-либо, названном в предшествующем контексте. Это предложения с главным членом-сказуемым в форме именительного падежа. Ты кто? – Студент.
Вопрос №52 Понятие структурной схемы и парадигмы предложения Предложение – это единица речи или единица языка? В современном языкознании предложение рассматривается как единица речи и как единица языка, но в определениях упор делается на предложение как единицу речи. В предложении есть не только элементы производимые, но также и элементы воспроизводимые – это сформировалось в рамках Пражской лингвистической школы (Матезиус). Он полемизировал с Аланом Гардинером (Оксфорд), который относит слова к языку, а предложение к речи. Матезиус же говорит о связи предложения с грамматической системой языка – понятие модели предложения. То есть в языке предложение – абстрактная модель, а в речи – конкретное высказывание. В 1970 году появился новый подход к описанию предложения – структурная схема. Существует 2 понимания структурной схемы (грамматика 80) § по Шведовой – структурная схема – предикативный минимум предложения Мальчик спит. N1Vf Мальчик бросил мяч. N1Vf § 2ой подход – номинативный минимум – при глаголе необходимо указывать присловный распространитель Мяч находится в комнате. N1VfN2loc падежная форма существительного с наречным местным значением Структурная схема может быть § свободная Мальчик бросил мяч (свободная конструкция предложения) § связанная (с ограниченным кругом лексики) День как день, Неделя как неделя, Чем он не жених. Всего в грамматике 80 31 свободная структурная схема (22 однокомпонентные и 9 двухкомпонентные). Понятие парадигмы – система форм предложения, отражающая частные модально-временные значения, в которых проявляется ее общее значение. Система форм предложения – парадигма предложения. Синтаксический индикатив: § настоящее время он учится § прошедшее время он учился § будущее время он будет учиться Синтаксически ирреальные наклонения: § сослагательное он учился бы § условное учился бы он § желательное лишь бы он учился, учился бы он хоть бы § побудительное пусть он учится § долженствовательное он и учись Некоторые предложения имеют неполные парадигмы: Светает – новая форма долженствования или инфинитив Молчать – нет других форм. Шведова вводит понятие регулярной реализации – все реализации возводятся к одной структурной схеме. Виды регулярной реализации: 1. неполная реализация § конситуативно обусловленная Вы кто? – Студент. N1N1(я студент) § конситуативно не обусловленная Иду в библиотеку. N1Vf (я иду) 2. реализация со связками Труд является лучшим средством против старости. N1N1 (труд – лучшее средство) 3. реализация с полузнаменательными связками Мой сосед оказался интересным собеседником. N1N1 (мой сосед – интересный собеседник) 4. модальная реализация Он умеет (хочет, должен, готов) учиться 5. реализация с замещением позиций Характер у него ой-ой-ой N1Adj (Характер у него трудный) 6. качественная реализация Шуму сегодня (шум сегодня) 7. отрицательная реализация Она еще не была взрослой девушкой (она была взрослой девушкой).
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1039; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.246 (0.011 с.) |