Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №51 Учение А.А. Шахматова о двусоставных и односоставных предложениях. Типы односоставных предложений

Поиск

Вопрос об односоставных предложениях по-разному решался в истории русского синтаксиса. Первым выделил односоставные предложения Шахматов («Синтаксис русского языка»). До него односоставность объяснялась пропуском по какой-либо причине => предложение классифицировалось как неполное.

Основа теории Шахматова – психологическая концепция предложения. Психологическая основа предложения – это акт коммуникации. Коммуникация – это передача другим людям сочетания представлений, которые приводятся волей говорящего в предикативную связь. (т.е. коммуникация больше чем суждение.)

Простая коммуникация – это передача двух представлений, 1 – психологический субъект, 2 – психологический предикат.

Психологический субъект – это представление господствующее над другим представлением (предикатом).

Субъект и предикат коммуникации могут находиться к различных отношениях между подлежащим и сказуемым.

 

Собака убежала. ← представление о признаке – т.е. предикат.

представление о предмете- т.е. представление о субъекте, главенствующее над предикатом.

 

Существует несколько концепций односоставных предложений, несколько классификаций.

 

Шахматов Пешковский Акад. гр. 54 Школьн. учебн. Акад. гр. 80
1. подлежащные Зима. 2. бесподлежащные § именные Разбойники! Молодец! § спрягаемо-глагольные Люблю тебя Петра творенье! § инфинитивные Воротить его! 3. безличные § спрягаемо-глагольные Светлеет. § инфинитивные К чему было говорить? § падежные В лесу было темно. 4. вокативные Папенька, спаси меня! 1. номинативные 2. неопределенно-личные 3. обобщенно-личные 4. безличные 5. инфинитивные   1. номинативные 2. неопределенно-личные 3. обобщенно-личные 4. безличные 5. инфинитивные 6. слова-предложения 1. назывные 2. определенно-личные 3. неопределенно-личные (включает значение обобщенного лица) 4. безличные N1 Ночь. Vf3 Шумят. Vf3S Светает. Prae1 Шумишь. Inf Молчать. В современной синтаксической концепции по Шведовой. Определенно-личные – Иду в библиотеку – неполная регулярная контекстульно-необусловленная реализация.  

У Шахматова непоследовательность в теории, так как нет подлежащего и сказуемого, а есть главные члены, а классификация дана по подлежащему и сказуемому.

Золотова считает, что все предложения двусоставные, так как она вводит понятие модификации двухкомпонентной модели предложения. Определенно/неопределенно личные – это модификация по линии субъекта. Субъект может быть не назван. Безличные предложения – это всегда состояние лица, которое даже названо в предложении: Ему холодно. Для Золотовой ему – подлежащее (модификация предиката – это то же самое, что сказуемое в традиционном синтаксисе: начал играть, хочет петь). Свойство безличных предложений – инвалентность – независимость от субъекта.

 

Типы односоставных предложений: (По Валгиной)

1. Определенно-личные (главный член выражается формой глагола 1 или 2 лица настоящего и будущего времени в форме изъявительного или повелительного наклонения) Еду в кино.

2. Неопределенно-личные (главный член выражен глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего времени или в форме множественного числа прошедшего времени и обозначает действие, совершаемое неопределенными, т. е. необозначенными лицами) В больницу принесли письмо.

3. Обобщенно-личные предложения (главный член в основном выражен глаголом 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени; обозначенное глаголом действие в таких предложениях в равной степени относится к любому лицу, т. е. субъект действия мыслится обобщенно) С кем поведешься, от того и наберешься. Снявши голову, по волосам не плачут. Что имеем – не храним, потерявши –плачем. Век живи, век учись.

4. Безличные (главный член не допускает обозначения субъекта действия в форме именительного падежа и называет процесс или состояние независимо от активного деятеля) Светает. В боку колет. В коридоре накурено. Кругом ни души.

5. Инфинитивные (главный член выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого слова в предложении, по значению эти предложения модально окрашены и выражают долженствование, побуждение, необходимость, возможность и невозможность действия) Лицом к лицу лица не увидать. Учиться, учиться и еще раз учиться. Нам бы сессию сдать.

6. Номинативные (главный член выражен именем существительным или субстантивированной частью речи в именительном падеже, утверждается наличие, существование явления или предмета, называемого главным членом) Зима. Стол. Вот окно. Ну и глупость! Какая досада! Только бы здоровье.

Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями

1. Заголовки, надписи на вывесках, названия. Универмаг.

2. Именительные представления и именительные темы – существительное в именительном падеже, которое предшествует предложению и употребляется в форме размышления, вводит тему, подготавливает восприятие последующего высказывания. Время… Как быстро оно летит.

3. Конструкции, являющиеся сообщением о ком-либо или о чем-либо, названном в предшествующем контексте. Это предложения с главным членом-сказуемым в форме именительного падежа. Ты кто? – Студент.

 

Вопрос №52 Понятие структурной схемы и парадигмы предложения

Предложение – это единица речи или единица языка? В современном языкознании предложение рассматривается как единица речи и как единица языка, но в определениях упор делается на предложение как единицу речи.

В предложении есть не только элементы производимые, но также и элементы воспроизводимые – это сформировалось в рамках Пражской лингвистической школы (Матезиус). Он полемизировал с Аланом Гардинером (Оксфорд), который относит слова к языку, а предложение к речи. Матезиус же говорит о связи предложения с грамматической системой языка – понятие модели предложения. То есть в языке предложение – абстрактная модель, а в речи – конкретное высказывание.

В 1970 году появился новый подход к описанию предложения – структурная схема.

Существует 2 понимания структурной схемы (грамматика 80)

§ по Шведовой – структурная схема – предикативный минимум предложения

Мальчик спит. N1Vf

Мальчик бросил мяч. N1Vf

§ 2ой подход – номинативный минимум – при глаголе необходимо указывать присловный распространитель

Мяч находится в комнате. N1VfN2loc падежная форма существительного с наречным местным значением

Структурная схема может быть

§ свободная Мальчик бросил мяч (свободная конструкция предложения)

§ связанная (с ограниченным кругом лексики) День как день, Неделя как неделя, Чем он не жених.

Всего в грамматике 80 31 свободная структурная схема (22 однокомпонентные и 9 двухкомпонентные).

Понятие парадигмы – система форм предложения, отражающая частные модально-временные значения, в которых проявляется ее общее значение. Система форм предложения – парадигма предложения.

Синтаксический индикатив:

§ настоящее время он учится

§ прошедшее время он учился

§ будущее время он будет учиться

Синтаксически ирреальные наклонения:

§ сослагательное он учился бы

§ условное учился бы он

§ желательное лишь бы он учился, учился бы он хоть бы

§ побудительное пусть он учится

§ долженствовательное он и учись

Некоторые предложения имеют неполные парадигмы: Светает – новая форма долженствования или инфинитив Молчать – нет других форм.

Шведова вводит понятие регулярной реализации – все реализации возводятся к одной структурной схеме.

Виды регулярной реализации:

1. неполная реализация

§ конситуативно обусловленная Вы кто? – Студент. N1N1(я студент)

§ конситуативно не обусловленная Иду в библиотеку. N1Vf (я иду)

2. реализация со связками Труд является лучшим средством против старости. N1N1 (труд – лучшее средство)

3. реализация с полузнаменательными связками Мой сосед оказался интересным собеседником. N1N1 (мой сосед – интересный собеседник)

4. модальная реализация Он умеет (хочет, должен, готов) учиться

5. реализация с замещением позиций Характер у него ой-ой-ой N1Adj (Характер у него трудный)

6. качественная реализация Шуму сегодня (шум сегодня)

7. отрицательная реализация Она еще не была взрослой девушкой (она была взрослой девушкой).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1039; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.163 (0.009 с.)