Кому принадлежит исключительное право на поклонение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кому принадлежит исключительное право на поклонение.



Аллах – Это Всемогущий Создатель, Всесильный Единственный Бог, Он создал Вселенную из ничего, Он сотворил человека в прекраснейшем облике и установил в его человеческом нутре чувство необходимости поклонения и подчинения Ему. Разум человека покорился Его безграничному господству и безраздельному праву на то, чтоб Ему поклонялись. Люди всех времён признали Его господство… И безусловно, Бог должен быть Единственным в своём господстве и в своём праве на поклонение. Подобно тому, что у Него нет сотоварищей в сотворении, у Него нет сотоварищей и в Его божественности, дающее Ему безраздельное право на то, чтоб ему поклонялись.

И доказательств этому множество.

К их числу относятся следующие:

1 - Во Вселенной существует Один-Единственный Бог, достойный поклонения, и Он является Создателем и Дарующим пропитание. Лишь только Он в состоянии принести пользу и отвести вред. Если бы во Вселенной существовало другое истинное божество, то непременно оно бы тоже творило, созидало и повелевало, и тогда одно из божеств не согласилось бы в соучастии другого божества [См.: комментарий к «Акыда ат-Тахавийя», стр. 39.] Несомненно, что одно божество взяло бы верх над другим и одолело бы его. Но побеждённый не может быть божеством. А победителем является Истинное Божество, у Которого нет сотоварища в божественности, дающей Ему безраздельное право на то, чтоб Ему поклонялись, равно как нет сотоварища Ему в господстве. Аллах Всевышний сказал: «Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого (истинного) бога. В противном случае каждый бог унёс бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. Аллах превыше того, что они приписывают Ему!» (23, «Аль-муъминун», 91).

2 – Поклонения достоин лишь Аллах – Владыка небес и земли. Потому как человек ищет близости божества, которое приносит пользу и отводит зло, защищает от дурного и искушения, а на это способен лишь тот, кому принадлежат небеса и земля и все то, что между ними. Если бы наряду с Аллахом существовали другие божества, как об этом говорят многобожники, то люди непременно встали бы на путь, ведущий к поклонению истинному Владыке – Аллаху, так как даже те, кому поклоняются, помимо Аллаха, сами поклоняются Аллаху и ищут приближения только лишь к Нему одному, следовательно ищущим близости с обладающим пользой и отводящим зло надлежало бы поклоняться Истинному Божеству, Которому поклоняются все на небесах и земле, и те, кому поклоняются, помимо Аллаха, включительно. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: «Если бы, как они говорят, наряду с Ним существовали другие боги, то они непременно попытались бы добраться до Господа Трона»» (17,«Аль-исраъ»: 42).

Пусть прочтёт ищущий истину следующие слова Аллаха: «Скажи: «Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом». Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников. Ничье заступничество перед Ним не принесёт пользы, кроме тех, кому будет дозволено» (34, «Сабаъ»: 22-23).

Эти аяты разрывают привязанность сердца к чему либо, помимо Аллаха, в силу следующих четырёх причин:

Во-первых, эти сотоварищи (те, кому поклоняются помимо Аллаха) не владеют даже мельчайшей частицей наряду с Аллахом. А тот, который не владеет даже мельчайшей частицей, не сможет ни принести пользы, ни навредить, и не заслуживает быть Богом или Его соучастником. Ведь Аллах – Один, Который владеет и распоряжается ими.

Во-вторых, они не владеют ничем ни на небесах, ни на земле, и не являются совладельцами даже мельчайшей частицы на них (небесах и земле).

В-третьих, у Аллаха нет помощников из числа Его созданий. Ведь Он Сам, не нуждаясь в них, помогает им в том, что приносит им пользу, и оберегает их от того, что вредит им. Таким образом, все они (Его создания) нуждаются в своём Господе.

В-четвёртых, эти сотоварищи (те, кому поклоняются наряду с Аллахом) не могут заступаться перед Аллахом за своих последователей, и им даже не дозволено это заступничество, ведь Всевышний позволяет заступаться только Своим приближённым, которые могут сделать это только за тех, чьими словами, поступками и убеждением доволен Аллах. [См.: «Услада глаз единобожников», автор шейх Абдур-Рахман ибн Хасан (да одарит его Аллах Своей милостью), стр.100.]

3- Упорядоченность и совершенство мироздания – это самое яркое доказательство того, что его устроителем является Один Бог, Один Властелин, Один Господь, помимо Которого нет другого божества для созданий, и нет другого Господа, кроме Всевышнего. Так же, как это мироздание не может иметь двух создателей, так же недопустимо наличие двух божеств, обладающих безраздельным правом на то, чтобы им поклонялись. Всевышний Аллах сказал: «Если бы на них (на небесах и земле) были иные истинные бо­жества наряду с Аллахом, то они (небеса и земля) разрушились бы». (21, «Аль-анбийаъ»: 22).

Если предположить, что на небе и земле было бы другое истинное божество, помимо Аллаха, то они разрушились бы. Разъяснение того, каким образом произойдёт разрушение: существование другого истинного божества наряду с Аллахом означало бы, что каждый из них способен к самоуправству и самостоятельным действиям, что привело бы к спору и разногласию, и по этой причине произошло бы разрушение [См.: «Фатх аль-Кадыйр», 3/403.]. Невозможно представить, чтобы телом распоряжалось одновременно две одинаковые души, так как это привело бы к его разрушению и гибели. И как же можно представить себе подобное в отношении всего мироздания, несогласованность управления которого более разрушительно и гибельно. [См.: «Мифтах дар ас-са’ада», 1/260.]

4 - Все пророки и посланники единодушны в этом.

Все общины единогласны в том, что пророки и посланники обладают самым совершенным разумом, самой чистой душой, самым лучшим нравом, являются самыми доброжелательными к своим паствам, самыми знающими о целях Аллаха, самыми правильными в указании прямого пути, так как они получают откровение от Аллаха и доводят его до людей. Все пророки и посланники, начиная от Адама и кончая Мухаммадом (мир им и благословение Аллаха), единодушны в призыве своих народов к вере в Аллаха и оставлении поклонения чему-либо, помимо Него, и к тому, что Он – Истинный Бог. Всевышний Аллах сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет истинного божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»». (21, «Аль-Анбийя»: 25).

Также Аллах говорит о Нухе (мир ему), что он сказал своему народу: «Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, ибо я бо­юсь, что вас подвергнут страданиям в Мучитель­ный день». (11, «Худ»: 26).

Также Аллах (Свят Он) сказал последнему из пророков: «Скажи: “Мне внушено в откровении, что ваш Бог — Бог Единственный. Не станете ли вы му­сульманами?”» (21, «Аль-анбийаъ»: 108).

Это Бог, Который сотворил бытие из ничего и сделал его совершенным, создал человека в прекраснейшем облике и оказал ему почтение, наделив его человеческую природу (араб.: фитру) чувством признания безграничного господства Аллаха и Его исключительного права на поклонение. Аллах устроил так, что человеческая душа сможет приобрести равновесие только тогда, когда покорится своему Создателю и будет идти по Его пути, и не приобретёт покоя до тех пор, пока не станет полагаться на своего Создателя и не будет привязанным к Нему. И эта привязанность возможна только посредством нахождения на Его прямом пути, с которым были направлены Его благородные посланники. Разум, которым Всевышний наделил человека, будет здравым и станет выполнять свою функцию в совершенстве только тогда, когда он уверует в своего Господа.

И когда фитра человека будет правильной, когда душа найдёт покой и равновесие, когда разум уверует, тогда человек обретёт счастье и безопасность в этом и следующем мирах… Если же человек откажется от всего этого, то будет жить рассеянной и разобщённой жизнью, блуждая в этом мире, распыляться среди различных божеств, не зная, кто принесёт ему пользу и отвратит его от вреда.

И для того, чтобы вера укрепилась в душе, и стала очевидной мерзость неверия, Аллах привёл притчу, приближающую значения к пониманию, где Всевышний сравнил человека, распылённого между многочисленными божествами, с тем, кто поклоняется одному лишь Господу. Аллах (Свят Он и Велик) сказал: «Аллах приводит в качестве притчи мужчину, принадлежащего нескольким несговорчивым партнерам (находящимся в плохих отношениях друг с другом), и мужчину, принадлежащего только одному человеку. Равны ли они в притче? Хвала Аллаху, (нет)! Но большинство их не знает (этого) » (39, «Аз-зумар», 29).

Таким образом, Аллах привёл притчу о язычнике и единобожнике, сравнив первого с рабом, принадлежащим сразу нескольким партнёрам, по поводу которого они пререкаются между собой, так как он разделён между ними. Каждый из них требует от него что-то своё, и каждый из них возлагает на него что-то своё. Такой раб находится в растерянности, не знает, кого слушать, за кем идти, не способен удовлетворить оспариваемые и противоречивые прихоти, ведь он не может разорваться! А единобожника Аллах сравнил с принадлежащим одному хозяину рабом, который знает, что от него требуется, и что ему поручено, поэтому он спокоен и прочно находится на одном ясном пути.

Таким образом, эти два раба не равны между собой. Раб, принадлежащий одному хозяину, покорён ему одному, поэтому наслаждается покоем, прямотой, знанием и ясностью. Второму рабу приходится покоряться сразу нескольким хозяевам, находящимся в конфликте между собой, поэтому он находится в замученном, тревожном состоянии, не может утвердиться, не может удовлетворить прихоть хотя бы одного из господ, не говоря уже о всех вместе сразу!

После того, как были приведены доводы, указывающие на существование Аллаха, Его господство и Его исключительное право на поклонение, уместно будет, если мы ознакомимся с тем, как Господь создавал бытие и человека, и попытаемся познать Его мудрость в этом.

 

 

Создание вселенной.

После того, как были приведены доводы, указывающие на существование Аллаха, Его господство и Его исключительное право на поклонение, уместно будет, если мы ознакомимся с тем, как Господь создавал бытие и человека, и попытаемся познать Его мудрость в этом.

Эта Вселенная, включающая в себя небеса, землю, звезды, галактики, моря, деревья, животных и другие создания, была сотворена Аллахом (Свят Он и Велик). И были сотворены они из ничего. Всевышний сказал: «Скажи: «Неужели вы не веруете в Того, Кто создал землю за два дня, и равняете с Ним других? Он же — Господь миров. Он воздвиг над землей незыблемые горы, наделил ее благодатью и распределил на ней пропитание для страждущих (или для тех, кто спрашивает) за четыре полных дня. Потом Он обратился к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: „Придите по доброй воле или по принуждению”. Они сказали: „Мы пришли по доброй воле”. Он сотворил их семью небесами за два дня и внушил каждому небу его обязанности. Мы украсили нижнее небо светильниками и ими оберегаем его. Таково предопределение Могущественного, Знающего». (41, «Фуссылят»: 9-12).

Также Аллах сказал: «Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели они не уверуют? Мы воздвигли на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась вместе с ними. Мы проложили на ней широкие дороги, чтобы они следовали верным путем. Мы сделали небо оберегаемой кровлей, однако они отворачиваются от его знамений». [Сура «Аль-Анбийя», 30-32. Смотри также начало суры «Ар-Ра’ад».]

Аллах создал эту Вселенную с неисчислимыми мудрыми предназначениями. В каждой её частичке есть свои великие мудрые смыслы, превосходные знамения. Если поразмышляешь над одним из знамений, найдёшь в нём много удивительного. Посмотри на чудеса творений Аллаха, например, в растениях. Почти не бывает такого растения, в листьях, корнях или плодах которого не было бы пользы. Ум человека не способен охватить все подробности, связанные с растительным миром. Посмотри на тонкие, ничтожные и слабые прожилки растений, по которым перемещается вода. Их можно увидеть только внимательно присмотревшись.

Как они способны притягивать воду снизу вверх, которая передвигается по этим водным каналам в соответствии с потребностью и вместительностью.

А затем посмотри как эти прожилки расходятся и распределяются по растению, утончаясь до таких размеров, которые невозможно увидеть глазами?

Затем посмотри на оплодотворение дерева, переход плода из одного состояния в другое, так же как это происходит с зародышем, скрытым от глаз. Без лиственного покрова, деревья представляют собой просто дрова, но их Господь и Создатель одевает их, покрывая листьями. После чего Он выводит маленький, слабый плод, а листья защищают его от жары, холода и катаклизмов. Затем Аллах посредством прожилок доводит до плода питание, и плод получает своё пропитание, так же как зародыш получает пропитание внутри своей матери. После чего Он взрастил этот зародыш, так что он окончательно поспел и стал вкусным, мягким плодом, вышедшим из твёрдого дерева.

Также, если ты посмотришь на землю и на то, как она была сотворена, то увидишь величайшие знамения её Создателя и Творца. Аллах (Свят Он и Велик) сотворил землю ложем и подчинил её для Своих рабов, сделав их пропитание, удел и средства к существованию в ней. Проложил в ней дороги для того, чтобы они могли перемещаться для удовлетворения своих потребностей. Утвердил на ней горы, сделав их опорами, чтобы земля не колебалась. Создал части света просторными, распростёр землю, сделал её вместилищем для живых, уместив их на её поверхности, и вместилищем для мёртвых, уместив их внутри неё, так что поверхность земли является местом проживания живых, а её недра являются местом обители мёртвых.

После чего посмотри на постоянно вращающийся небосвод: солнце, луну, звезды, созвездия. Посмотри на то, как всё упорядочено и постоянно движется в этом мире до предначертанного срока! При этом происходит смена дня и ночи, времён года, тепла и холода, что, в свою очередь, несёт в себе благо для живущих на земле созданий из числа животных и растений.

После чего поразмышляй над созданием неба, обращая к нему взор ещё и ещё раз, и ты увидишь, что оно является одним из величайших знамений: на столько оно возвышенно, просторно и устойчиво! Нет у него опоры, и ни за что оно не зацеплено сверху. Могущество Аллаха держит небо, ведь Он удерживает небеса и землю, чтобы они не сдвинулись.

Таким образом, если посмотришь на эту Вселенную, на формирование её частей, на её превосходный порядок, то обнаружишь, что она подобна дому со всеми благами, со всеми необходимыми вещами, что указывает на совершенство могущества её Создателя, совершенство Его знания, мудрости и милости. Небо – это кровля, возвышаемая над землёй, земля – ложе, ковёр, место, пригодное для жильца, солнце и луна – два сияющих светила, звёзды – светильники, украшения и указательные знаки для перемещающегося в этом доме. Драгоценности и полезные ископаемые в недрах земли подобны добытым сокровищам, у каждого из которых есть своё применение. У всех видов растений есть своё предназначение, так же как различные животные применяются в разных целях: есть такие, которые используются в качестве верховых животных, другие – для получения молока, мяса, из некоторых изготовляют одежду, других применяют для охраны. При этом Всевышний сделал человека хозяином, которому предоставлено право распоряжаться ими своими действиями и повелениями.

И если ты обратишь своё внимание на всю эту Вселенную или хотя бы на одну из её частей, то обнаружишь удивительные вещи. Если, сняв с себя оковы страстей и подражания, без предубеждений глубоко поразмыслишь над ней, то убедишься в том, что она (Вселенная) создана Мудрым, Могущественным и Знающим, Который соизмерил её наилучшим образом и привёл в идеальный порядок. Также станет очевидным, что невозможно существование двух создателей. Всё это возможно только при наличие Одного Бога, нет божества, достойного поклонения, кроме Него. Ведь наличие другого божества на небесах и земле, кроме Аллаха, привело бы к их разрушению, расстройству порядка в них и их бесполезности.

Однако, если ты всё-таки не согласен и отрицаешь Создателя, тогда что скажешь по поводу следующего примера? Вращающееся на реке оросительное колесо, устроенное в совершенстве с безупречными точными деталями, так что наблюдатель не заметит ни одного изъяна ни в материале, ни в облике, подает воду в огромный парк и обеспечивает необходимым поливом имеющиеся в нём плоды. Также в этом парке есть тот, кто собирает их, заботится и ухаживает за ними, так что ни один плод не портится и не пропадает. А затем он делит стоимость каждого продукта во время сбора урожая и распределяет её между нуждающимися в зависимости от их нужды и необходимости, при этом каждый из них получает в соответствии со своим статусом. И такое распределение происходит постоянно.

Думаешь ли ты, что это происходит случайно, без создателя и устроителя? Предполагаешь ли ты, что это оросительное колесо и парк появились случайно, сами по себе, без действующего лица? Как ты думаешь, что подскажет тебе твой разум, какой он даст тебе ответ, на что укажет? [Сокращенно из книги «Мифтах дар ас-са’ада», 1/251-269.]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.017 с.)