Врачебно - педагогические наблюдения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Врачебно - педагогические наблюдения



Под врачебно – педагогическими наблюдениями (ВПН) понимают совместные исследования, проводимые врачом и педагогом (тренером) во время учебно- тренировочных занятий и соревнований. Во время врачебно – педагогических наблюдений изучаются две стороны подготовленности занимающихся: функциональные показатели (не обязательно только врачом) и двигательная деятельность. Эти исследования, осуществляемые в процессе специфической деятельности занимающихся физической культурой и спортом существенно дополняют данные комплексных врачебных обследований, полученных при обследовании врачами спортивной медицины, поликлиник и других лечебных учреждений. Они позволяют в достаточной мере:

1) изучить приспособляемость организма к нагрузкам и характер восстановления после них;

2) уточнить сущность и значимость отклонений в состоянии здоровья и определить, не усиливаются ли они под влиянием физических нагрузок;

3) сопоставить показатели функционального состояния организма с результатами работоспособности.

Задачи ВПН

1. Изучение условий, организации и методики проведения занятий и соревнований.

2. Изучение воздействий учебных, тренировочных и соревновательных нагрузок на организм занимающихся.

3. Определение уровня общей подготовленности и специальной тренированности.

4. Обоснование планирования учебно - тренировочного процесса.

5. Выбор и обоснования методов и средств, направленных на повышение работоспособности и улучшение восстановительных процессов.

К достаточно распространенным и хорошо изученным методам врачебно - педагогических наблюдений относятся: метод непрерывного наблюдения; метод испытания с дополнительной нагрузкой; метод определения суммарного влияния нагрузки и метод испытаний с повторными (контрольными) нагрузками (В.Н. Коваленко, Л.И. Жариков, 1969г.). Два первых метода проводятся на практических занятиях по спортивной медицине.

Метод непрерывного наблюдения

Этот метод проводится на школьном уроке, в группах здоровья и ЛФК, а также в тех видах спорта, где есть законченный цикл движений и время на отдых (напр., акробатика, гимнастика, плавание, фехтование, стрельба и др.).

Метод непрерывного наблюдения позволяет:

1) оценить адаптацию организма к физическим нагрузкам;

2) установить начало утомления и его величину;

3) установить начало предпатологических и патологических изменений в организме;

4) определить к каким нагрузкам обследуемый подготовлен лучше, а к каким – хуже;

5) определить какие физические качества недостаточно развиты для достижения высоких результатов;

6.Является незаменимым при обосновании нового метода тренировки.

Методика проведения:

1. Перед началом занятия (в покое) определяют пульс за 10 сек., АД, частота дыхания (ЧД) за 20 сек., поводят другие исследования.

2. С момента начала тренировки включают секундомер и осуществляют непрерывное наблюдение: после окончания подготовительной части (разминки) обследуемый садиться и у него за первые 10 сек. каждой из 3 минут восстановительного периода подсчитывают пульс, измеряют АД и определяют ЧД за 20 сек. В такой же последовательности в течение 3-4 минут указанные показатели изучаются несколько раз в основной части урока (после выполнения серии упражнений); в конце и по завершению заключительной части, а также в восстановительном периоде.

3. Все показатели регистрируются в протоколе исследования (приложение 10), кроме этого ведется хронометраж тренировки (приложение 9), в котором отмечается выполнение физических упражнений (+), отдых (-), объяснение и показ (0), при исследовании пульса, АД, ЧД – записываются полученные цифровые выражения.

При проведении ВПН можно составить представление о величине и влиянии нагрузки и степени утомления по ряду внешних признаков. Наблюдение за внешними признаками утомления (ВПУ) ведется на протяжении всей тренировки или урока (приложение 8).

 

Метод испытания с дополнительной нагрузкой

Применяют для оценки состояния организма тренированного спортсмена. Вместе с основной нагрузкой тренировки спортсмен выполняет дополнительную нагрузку.

Требования, предъявляемые к дополнительной нагрузке:

1) должна быть кратковременной;

2) должна выполняться в максимально быстром темпе или с максимальным напряжением;

3)должна быть специфической, т.е. отражать специфику вида спорта.

Виды дополнительной нагрузки

1) специфическая, т.е. свойственная спортивной специализации обследуемого. Напр., плавание (короткие дистанции) – 25 -50 м.; гимнастика – комбинация обязательных вольных упражнений;

2) неспецифическая или стандартная (15 секундный бег на месте в максимальном темпе или 20 приседаний за 30 секунд).

 

Метод с дополнительной нагрузкой позволяет:

1) выявить начальные признаки утомления и степень их проявления;

2) раскрыть механизмы приспособляемости организма к максимальным физическим нагрузкам;

3) оценить последовательность и правильность распределения нагрузки в частях урока, а также целесообразность её;

4) определить какие физические качества развиты достаточно, а какие недостаточно;

5) определить к каким нагрузкам спортсмен подготовлен, какие вызывают большое напряжение функций организма.

Методика проведения:

1). В покое исследуются пульс за 10 сек, АД, ЧД за 20 сек. Данные заносятся в протокол исследования (приложение 11).

2). После разминки, 1-го, 2–го и 3-го блоков основной части тренировки и после заключительной показатели измеряются в течение 1- й минуты. Затем спортсмен выполняет дополнительную нагрузку, после её окончания все показатели (пульс, АД, ЧД) изучаются на протяжении 3-5 минут, а в восстановительном периоде -

5 минут.

 

 


 

П Р И Л О Ж Е Н И Я

приложение 1

 

Процент прироста пульса на 1-й минуте восстановления после выполнения физической нагрузки

пульс в покое (за 10 с) пульс за 10 секунд 1 минуты восстановительного периода
                                                   
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     
                                                     

 


приложение 2

 

Процент прироста АД на 1-й минуте восстановления после выполнения

физической нагрузки

 

ЧСС в покое (за 10 с) АД на 1 минуте восстановительного периода  
                                               
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                   

 

 


приложение 3

ТАБЛИЦА

для определения индекса гарвардского степ-теста (t = 3 мин)

                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

приложение 4

ТАБЛИЦА

для определения индекса гарвардского степ-теста (t = 3,5 мин)

                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

приложение 5

ТАБЛИЦА

для определения индекса гарвардского степ-теста (t = 4 мин)

                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

приложение 6

ТАБЛИЦА

для определения индекса гарвардского степ-теста (t = 4,5 мин)

                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

приложение 7

ТАБЛИЦА

для определения индекса гарвардского степ-теста (t = 5 мин)

                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

 

приложение 8

 

Внешние признаки утомления (ВПУ)

 

Признак Средняя степень Большая степень Чрезмерная степень
Цвет лица Покраснение, может быть с пятнами Некоторая синюшность Бледность, цианоз, землистость
Характер дыхания Учащенное, переходит (быстро) на дыхание через рот Заметно учащенное, шумное Заметная одышка, прерывистое, иногда в вынужденном положении
Потоотделение Умеренное Обильное Покрыт солью
Движения Нормальные Чем больше утомление, тем больше наруше-ний координации движений  

 

 

приложение 9

ФОРМА ХРОНОМЕТРАЖА УРОКА И УЧЕТА РЕАКЦИИ ПУЛЬСА

МЕТОДОМ НЕПРЕРЫВНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Ф.И.О. обследуемого___________________________вид спорта__________________разряд______ Дата_____

 

мин. сек.                                                           и.
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             

 

Порядок заполнения формы: Наблюдение ведется за одним занимающимся. Перед началом занятий у него подсчитывается пульс в покое за 10 сек. При начале урока включается секундомер и начинается непрерывное наблюдение. Если занимающийся выполняет физическую нагрузку, то в клетке соответствующей минуты и секунды ставиться +, во время отдыха ставится -,во время объяснения и показа 0, во время подсчета пульса за 10 секунд в соответствующей графе ставится полученная цифра. Подсчет пульса производится за 10 секунд после каждого упражнения или после группы упражнений, но не реже одного раза в 3 минуты. Изменения АД вносятся в соответствующие минуты.

 

Заключение и замечания врача по уроку ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение упражнений (мин)______________________________________________________________________

Объяснение и показ мин)___________________________________________________________________________

 

Отдых (мин)___________________________________________________________________________________________

 

приложение 10

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.046 с.)