ТОП 10:

В чем причины тяжелого положения на фронтах ВОВ в 1942? В чем трагизм 1942.?



(возможный вариант ответ на третий вопрос: причины все те же. Это единоличные решения Сталина, недостаточная подготовка командного состава, ошибки командного состава, недооценка противника. Незавершенна перестройка экономики на военный лад..)

 

 


Вопрос 1. Расскажите кратко ( по схеме) об основных боевых действиях на фронтах ВОВ и второй мировой войны с лета 1941 по январь 1942г.

Вопрос 2. Камнем преткновения во взаимоотношениях «большой тройки» (США, СССР, Великобритания) был вопрос об открытии второго фронта против фашистской Германии в Западной Европе. Как решался вопрос об открытии второго фронта?

Задание 1. Прочитайте документ и ответьте на вопросы. Из документа немецкого генерального штаба 21 сентября 1941 года. «Сначала мы блокируем Ленинград… Весной мы проникнем в город, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии»

Из приказа начальника германского военно – морского штаба 29 сентября 1941 г. Совершенно – секретно.

«Фюрер решил стереть с лица земли Санкт – Петербург. Проблема жизни населения и снабжения его является проблемой. Которая не может и не должна решаться нами. В этой войне… мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города.»

Вопрос: В зарубежной, да и в российской прессе иногда поднимается проблема о том, что более гуманным со стороны советского руководства было бы решение о сдаче Ленинграда немцам, нежели его оборона ценой неисчислимых жертв. Можно ли согласиться с подобной точкой зрения? Аргументируйте свой ответ, используя приведенные документы.

Задание 2.Посмотрите документальные кадры времен Великой Отечественной войны о блокаде Ленинграда, прочитайте документ и ответьте на вопрос.

Документ. В дни блокады Ленинграда рабочие Кировского завода обратились с воззванием к защитникам Ленинграда. Они писали: «Воины Красной Армии, знайте, что ни бомбы, ни снаряды, никакие военные испытания и трудности не поколеблют нашей решимости сопротивляться. Ляжем костьми, но преградим дорогу врагу. Мы никогда не были рабами и рабами никогда не будем. Умрем, но Ленинграда не сдадим!»

Факт: 640 тысяч ленинградцев умерло от голода во время блокады.

Вопрос:В чем причины стойкости, мужества защитников Ленинграда? В каких поступках это проявились особенно ярко?

Задание 3. Проанализируйте таблицу, прочитайте документы и ответьте на вопросы.

операции Личный состав (тыс.человек) Орудия и минометы (тыс. т.) Танки и САУ (тыс. шт.) Боевые самолеты (тыс. шт.)
  СССР Фаш. блок СССР Фаш. блок СССР Фаш.блок СССР Фаш.блок
Контрнаступление под Москвой(1941-1942) 7,65 13.5 0,77 1.17 1,0 0,61
Контрнаступление под Сталинградом(1942-1943) 15,5 10,29 1,46 0.67 1.35 1.21

Вопрос: Какие выводы можно сделать на основе приведенных в таблице данных (для Московской битвы)?

Документ. Из воспоминаний Г.К.Жукова: «Ресурсы нашей страны в то время (осень – зима 1941) были крайне ограничены. Особенно плохо обстояло дело с боеприпасами. В первую декаду января Западному фронту было предоставлено: 82 – миллиметровых мин – 1 %; артиллерийских выстрелов – 20 -30%.Февральский план совсем не выполнялся. Нам приходилось устанавливать норму расхода боеприпасов -1-2 выстрела на орудие в сутки. И это в период наступления!!» «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву. В суровых,… трудных условиях наши войска закалялись, мужали, набирались опыта…, из отступающей силы превращались в мощную наступательную силу…Мы все в неоплатном долгу перед ними!»

Вопрос: Как, учитывая приведенные факты, можно объяснить причины победы наших войск под Москвой? Свое мнение докажите фактами.

Задание: 4. 1. Прочтите документ № 1, используйте данные схемы о работе тыла в 1941 – 1942г. и определите, какие стратегические планы были у советского командования на 1942г. Почему они были именно такими? 2.Реальна ли была победа СССР в 1942 году или Сталин выдавал желаемое за действительное?

Задание 5. Прочитайте документ № 2 и ответьте на вопросы. Каковы были планы фашистского командования на этот период? О каком военно – стратегическом просчете советского командования идет речь в документе? Какие стратегические выгоды предполагал извлечь Гитлер из захвата Сталинграда?

Задание 6. Почему удалось фашистским войскам прорваться к Сталинграду? Ответьте на вопрос, используя таблицу.

  люди танки Орудия, минометы Боевые самолеты
Советские войска
Немецко - фашистские войска

Задание 7 .Прочитайте документ(приказ №227) и ответьте на вопрос. Оцените роль приказа. Почему советские войска не отошли за Волгу? Вопрос: Кем являются военнопленные по приказу? Вспомните еще один приказ, который всех без разбора военнопленных называл изменниками и предателями? Что предусматривал этот приказ?

Задание группам.Прочитайте документ и посмотрите документальные кадры времен Великой Отечественной войны о военнопленных. Согласны ли вы с мнением, что плен – это позор, а все военнопленные изменники и предатели? Докажите свою точку зрения фактами. Для ответа используйте данные из таблицы.

Документ. «Из бесед Маршалла Г.К.Жукова с писателем К.М.Симоновым о военнопленных.

…У нас Мехлис (в годы войны зам. Наркома обороны, член военных советов ряда фронтов) додумался до того, что выдвинул формулу: «Каждый, кто попал в плен,- предатель Родины», и обосновывал ее тем, что каждый советский человек, оказавшийся перед угрозой плена, обязан покончить жизнь самоубийством. Больше половины этих людей было замучено немцами в плену, умерло от голода и болезней, но по теории Мехлиса выходило, что даже вернувшийся, пройдя через этот ад, должны были дома встретить такое отношение к себе, чтобы они раскаялись в том, что тогда, в 41, 42 –м. не лишили себя жизни…»

Таблица.

Общее число военнопленных 5160000 ( либо 5754000)
Освобождено и переведено на положение рабочих или военнослужащих
бежало
Осталось в живых

Задание 8. Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы:

операции Личный состав (тыс.человек) Орудия и минометы (тыс. шт.) Танки и САУ (тыс. шт.) Боевые самолеты (тыс. шт.)
  СССР Фаш. блок СССР Фаш. блок СССР Фаш.блок СССР Фаш.блок
Контрнаступление под Сталинградом(1942-1943) 15,5 10,29 1,46 0.67 1.35 1.21

О каких коренных изменениях на советско-германском фронте свидетельствуют данные таблицы?

Какие факторы позволили изменить соотношение сил и средств в пользу СССР?

Как советские войска реализовали это преимущество зимой 1943 г.?

Вопросы: В чем состоял главный военно – политический итог Сталинградского сражения?

Почему 1942 г. можно охарактеризовать как период неустойчивого равновесия?

В чем причины тяжелого положения на фронтах ВОВ в 1942? В чем трагизм 1942.?

 


Задание 1. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Из документа немецкого генерального штаба 21 сентября 1941 года.

«Сначала мы блокируем Ленинград… Весной мы проникнем в город, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии»

Из приказа начальника германского военно – морского штаба 29 сентября 1941 г.

Совершенно – секретно.

«Фюрер решил стереть с лица земли Санкт – Петербург. Проблема жизни населения и снабжения его является проблемой. Которая не может и не должна решаться нами. В этой войне… мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города.»

Вопрос: В зарубежной, да и в российской прессе иногда поднимается проблема о том, что более гуманным со стороны советского руководства было бы решение о сдаче Ленинграда немцам, нежели его оборона ценой неисчислимых жертв. Можно ли согласиться с подобной точкой зрения? Аргументируйте свой ответ, используя приведенные документы.

Задание 2.Посмотрите документальные кадры времен Великой Отечественной войны о блокаде Ленинграда, прочитайте документ и ответьте на вопрос.

Просмотр документальных кадров: «Твердыня на Неве» № 5,6,7.8.9,10.11.19 (4 минуты)

 

Документ. В дни блокады Ленинграда рабочие Кировского завода обратились с воззванием к защитникам Ленинграда. Они писали: «Воины Красной Армии, знайте, что ни бомбы, ни снаряды, никакие военные испытания и трудности не поколеблют нашей решимости сопротивляться. Ляжем костьми, но преградим дорогу врагу. Мы никогда не были рабами и рабами никогда не будем. Умрем, но Ленинграда не сдадим!»

Факт: 640 тысяч ленинградцев умерло от голода во время блокады.

Вопрос:В чем причины стойкости, мужества защитников Ленинграда? В каких поступках это проявились особенно ярко?

Задание 3. Проанализируйте таблицу, прочитайте документы и ответьте на вопросы.

операции Личный состав (тыс.человек) Орудия и минометы (тыс. т.) Танки и САУ (тыс. шт.) Боевые самолеты (тыс. шт.)
  СССР Фаш. блок СССР Фаш. блок СССР Фаш.блок СССР Фаш.блок
Контрнаступление под Москвой(1941-1942) 7,65 13.5 0,77 1.17 1,0 0,61
Контрнаступление под Сталинградом(1942-1943) 15,5 10,29 1,46 0.67 1.35 1.21

 

Вопрос: Какие выводы можно сделать на основе приведенных в таблице данных (для Московской битвы)?

Документ. Из воспоминаний Г.К.Жукова: «Ресурсы нашей страны в то время (осень – зима 1941) были крайне ограничены. Особенно плохо обстояло дело с боеприпасами. В первую декаду января Западному фронту было предоставлено: 82 – миллиметровых мин – 1 %; артиллерийских выстрелов – 20 -30%.Февральский план совсем не выполнялся. Нам приходилось устанавливать норму расхода боеприпасов -1-2 выстрела на орудие в сутки. И это в период наступления!!» «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву. В суровых,… трудных условиях наши войска закалялись, мужали, набирались опыта…, из отступающей силы превращались в мощную наступательную силу…Мы все в неоплатном долгу перед ними!»

 

Вопрос: Как, учитывая приведенные факты, можно объяснить причины победы наших войск под Москвой? Свое мнение докажите фактами.

 

Задание 4.

Документ 1

Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Из директивного письма Верховного главнокомандующего военным советам фронтов и армий от 10 января 1942 года.

Наша задача состоит в том, чтобы не дать немцам передышки, гнать их на запад без остановки, заставить их израсходовать свои резервы еще до весны, когда у нас будут новые большие резервы. А у немцев не будет больше резервов, и обеспечить таким образом полный разгром гитлеровских войск в 1942 году. Но для осуществления этой задачи необходимо, чтобы наши войска научились взламывать оборонительную линию противника, научились организовывать прорыв обороны противника на всю ее глубину и тем открыли дорогу для продвижения нашей пехоты, наших танков, нашей кавалерии…

 

Из воспоминаний А. М. Василевского

Правильно оценивая к началу 1942 года фронтовую обстановку как благоприятную для продолжения наступления, Верховное Главнокомандование недостаточно точно учло реальные возможности Красной Армии. В результате имевшиеся в распоряжении Ставки девять армий резерва были почти равномерно распределены между всеми стратегическими направлениями. В ходе общего наступления зимой 1942 года советские войска истратили все с таким трудом созданные осенью и в начале зимы резервы. Поставленные задачи не удалось решить.

 

Из воспоминаний Г. К. Жукова

Контрнаступление зимой 1941 – 1942 гг. проходило в сложных условиях, что самое главное….без численного превосходства над противником… К тому же мы не имели в распоряжении фронтов полноценных танковых и механизированных соединений, а без них, как показала практика войны, проводить наступательные операции с решительными целями и большим размахом нельзя…

Вопросы:

1. Какие стратегические задачи были поставлены перед советскими войсками в зимней кампании 1942?

2. Реальна ли была победа СССР в 1942 году или И.В. Сталин выдавал желаемое за действительное?

 

Задание 5.

Документ 2

Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Из речи Гитлера в Мюнхене 8 ноября 1942 года.

…Если герр Сталин, как видно, ожидал. Что мы ударим на центральном участке (Восточного фронта), то я вовсе не пожелал наступать там. И не столько потому, что герр Сталин, вероятно, думал так, а потому, что мне это было не столь уж и важно. Я хотел выйти к Волге, причем именно в определенном месте, у определенного города. Случайно он носит имя самого Сталина. Так что не думайте, что я двигался туда по этим причинам…Я делал это потому, что там находится весьма важный пункт. Ведь там мы отрезаем транспортные пути, по которым перевозятся 30 мил. т. грузов, в том числе 9 мил. т. нефти. Туда стекалась вся пшеница из гигантских областей Украины, Кубани, чтобы затем быть транспортированной на север. Там добывалась марганцевая руда, там находился перевалочный пункт. Вот это все я хотел захватить.

Вопросы:

1. Каковы были планы фашистского командования на этот период?

  1. О каком военно – стратегическом просчете советского командования идет речь в документе?
  2. Какие стратегические выгоды предполагал извлечь Гитлер из захвата Сталинграда?

 

Задание 7.

 

Документ 3

Из приказа народного комиссара обороны № 227 от 28 июля 1942 года

 

Территория Советского государства – это не пустыня, а люди - …наши отцы, матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил с стремится захватить враг,- это хлеб, …металл и топливо для промышленности, фабрики , заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами.. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину…

….Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевых позиций без приказа свыше, являются предателями Родины…

…Ни шагу назад! Таким должен быть наш главный призыв…

 

1.Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами:

а) безусловно, ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда;

б) безусловно, снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования фронтом;

в) сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.

 

2. Военным советам армий и, прежде всего командующим армиями:

а) безусловно, снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования армии, и направлять их в военный совет фронта для предания военному суду;

б) сформировать в пределах армии 3 -5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной…

 

3. Командирам и комиссарам корпусов и дивизий:

а) безусловно, снимать с постов командиров и комиссаров полков и батальонов, допустивших самовольный отход частей без приказа командира корпуса или дивизии, отбирать у них ордена и медали и направлять их в военные советы фронта для предания военному суду;

б) оказывать всяческую помощь и поддержку заградительным отрядам армии в деле укрепления порядка и дисциплины в частях.

Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах, штабах.

 

Нарком обороны И. Сталин

 

Вопрос:

1. Существуют разные оценки этого приказа. Одни считают, что он сыграл большую положительную роль в моральном плане и в смысле требований воинского устава. Мнение других: приказ слишком суров, рассчитан на страх перед неминуемой карой. В моральном плане его роль нельзя оценить положительно.

А что вы думаете по этому поводу?

 

2. Почему не отступили за Волгу?


Задание 6. Почему удалось фашистским войскам прорваться к Сталинграду? Ответьте на вопрос, используя таблицу.

  люди танки Орудия, минометы Боевые самолеты
Советские войска
Немецко - фашистские войска

Задание группам.Прочитайте документ и посмотрите документальные кадры времен Великой Отечественной войны о военнопленных.

Согласны ли вы с мнением, что плен – это позор, а все военнопленные изменники и предатели? Докажите свою точку зрения фактами. Для ответа используйте данные из таблицы.

(для обсуждения ответа дается 1,5 - 2 минуты; ответ на эту проблему дает каждая группа)

Документ. «Из бесед Маршалла Г.К.Жукова с писателем К.М.Симоновым о военнопленных.

…У нас Мехлис (в годы войны зам. Наркома обороны, член военных советов ряда фронтов) додумался до того, что выдвинул формулу: «Каждый, кто попал в плен,- предатель Родины», и обосновывал ее тем, что каждый советский человек, оказавшийся перед угрозой плена, обязан покончить жизнь самоубийством. Больше половины этих людей было замучено немцами в плену, умерло от голода и болезней, но по теории Мехлиса выходило, что даже вернувшийся, пройдя через этот ад, должны были дома встретить такое отношение к себе, чтобы они раскаялись в том, что тогда, в 41, 42 –м. не лишили себя жизни…»

Таблица.

Общее число военнопленных 5160000 ( либо 5754000)
Освобождено и переведено на положение рабочих или военнослужащих
бежало
Осталось в живых

 

 

Задание 8. Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы:

операции Личный состав (тыс.человек) Орудия и минометы (тыс. шт.) Танки и САУ (тыс. шт.) Боевые самолеты (тыс. шт.)
  СССР Фаш. блок СССР Фаш. блок СССР Фаш.блок СССР Фаш.блок
Контрнаступление под Сталинградом(1942-1943) 15,5 10,29 1,46 0.67 1.35 1.21

4. О каких коренных изменениях на советско-германском фронте свидетельствуют данные таблицы?

5. Какие факторы позволили изменить соотношение сил и средств в пользу СССР?

Как советские войска реализовали это преимущество зимой 1943 г.?

ПРИЛОЖЕНИЕ







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.228.109 (0.017 с.)