Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В чем причины тяжелого положения на фронтах вов в 1942. В чем трагизм 1942..Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(возможный вариант ответ на третий вопрос: причины все те же. Это единоличные решения Сталина, недостаточная подготовка командного состава, ошибки командного состава, недооценка противника. Незавершенна перестройка экономики на военный лад..)
Вопрос 1. Расскажите кратко (по схеме) об основных боевых действиях на фронтах ВОВ и второй мировой войны с лета 1941 по январь 1942г. Вопрос 2. Камнем преткновения во взаимоотношениях «большой тройки» (США, СССР, Великобритания) был вопрос об открытии второго фронта против фашистской Германии в Западной Европе. Как решался вопрос об открытии второго фронта? Задание 1. Прочитайте документ и ответьте на вопросы. Из документа немецкого генерального штаба 21 сентября 1941 года. «Сначала мы блокируем Ленинград… Весной мы проникнем в город, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии» Из приказа начальника германского военно – морского штаба 29 сентября 1941 г. Совершенно – секретно. «Фюрер решил стереть с лица земли Санкт – Петербург. Проблема жизни населения и снабжения его является проблемой. Которая не может и не должна решаться нами. В этой войне… мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города.» Вопрос: В зарубежной, да и в российской прессе иногда поднимается проблема о том, что более гуманным со стороны советского руководства было бы решение о сдаче Ленинграда немцам, нежели его оборона ценой неисчислимых жертв. Можно ли согласиться с подобной точкой зрения? Аргументируйте свой ответ, используя приведенные документы. Задание 2. Посмотрите документальные кадры времен Великой Отечественной войны о блокаде Ленинграда, прочитайте документ и ответьте на вопрос. Документ. В дни блокады Ленинграда рабочие Кировского завода обратились с воззванием к защитникам Ленинграда. Они писали: «Воины Красной Армии, знайте, что ни бомбы, ни снаряды, никакие военные испытания и трудности не поколеблют нашей решимости сопротивляться. Ляжем костьми, но преградим дорогу врагу. Мы никогда не были рабами и рабами никогда не будем. Умрем, но Ленинграда не сдадим!» Факт: 640 тысяч ленинградцев умерло от голода во время блокады. Вопрос: В чем причины стойкости, мужества защитников Ленинграда? В каких поступках это проявились особенно ярко? Задание 3. Проанализируйте таблицу, прочитайте документы и ответьте на вопросы.
Вопрос: Какие выводы можно сделать на основе приведенных в таблице данных (для Московской битвы)? Документ. Из воспоминаний Г.К.Жукова: «Ресурсы нашей страны в то время (осень – зима 1941) были крайне ограничены. Особенно плохо обстояло дело с боеприпасами. В первую декаду января Западному фронту было предоставлено: 82 – миллиметровых мин – 1 %; артиллерийских выстрелов – 20 -30%.Февральский план совсем не выполнялся. Нам приходилось устанавливать норму расхода боеприпасов -1-2 выстрела на орудие в сутки. И это в период наступления!!» «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву. В суровых,… трудных условиях наши войска закалялись, мужали, набирались опыта…, из отступающей силы превращались в мощную наступательную силу…Мы все в неоплатном долгу перед ними!» Вопрос: Как, учитывая приведенные факты, можно объяснить причины победы наших войск под Москвой? Свое мнение докажите фактами. Задание: 4. 1. Прочтите документ № 1, используйте данные схемы о работе тыла в 1941 – 1942г. и определите, какие стратегические планы были у советского командования на 1942г. Почему они были именно такими? 2.Реальна ли была победа СССР в 1942 году или Сталин выдавал желаемое за действительное? Задание 5. Прочитайте документ № 2 и ответьте на вопросы. Каковы были планы фашистского командования на этот период? О каком военно – стратегическом просчете советского командования идет речь в документе? Какие стратегические выгоды предполагал извлечь Гитлер из захвата Сталинграда? Задание 6. Почему удалось фашистским войскам прорваться к Сталинграду? Ответьте на вопрос, используя таблицу.
Задание 7. Прочитайте документ(приказ №227) и ответьте на вопрос. Оцените роль приказа. Почему советские войска не отошли за Волгу? Вопрос: Кем являются военнопленные по приказу? Вспомните еще один приказ, который всех без разбора военнопленных называл изменниками и предателями? Что предусматривал этот приказ? Задание группам. Прочитайте документ и посмотрите документальные кадры времен Великой Отечественной войны о военнопленных. Согласны ли вы с мнением, что плен – это позор, а все военнопленные изменники и предатели? Докажите свою точку зрения фактами. Для ответа используйте данные из таблицы. Документ. «Из бесед Маршалла Г.К.Жукова с писателем К.М.Симоновым о военнопленных. …У нас Мехлис (в годы войны зам. Наркома обороны, член военных советов ряда фронтов) додумался до того, что выдвинул формулу: «Каждый, кто попал в плен,- предатель Родины», и обосновывал ее тем, что каждый советский человек, оказавшийся перед угрозой плена, обязан покончить жизнь самоубийством. Больше половины этих людей было замучено немцами в плену, умерло от голода и болезней, но по теории Мехлиса выходило, что даже вернувшийся, пройдя через этот ад, должны были дома встретить такое отношение к себе, чтобы они раскаялись в том, что тогда, в 41, 42 –м. не лишили себя жизни…» Таблица.
Задание 8. Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы:
О каких коренных изменениях на советско-германском фронте свидетельствуют данные таблицы? Какие факторы позволили изменить соотношение сил и средств в пользу СССР? Как советские войска реализовали это преимущество зимой 1943 г.? Вопросы: В чем состоял главный военно – политический итог Сталинградского сражения? Почему 1942 г. можно охарактеризовать как период неустойчивого равновесия? В чем причины тяжелого положения на фронтах ВОВ в 1942? В чем трагизм 1942.?
Задание 1. Прочитайте документ и ответьте на вопросы. Из документа немецкого генерального штаба 21 сентября 1941 года. «Сначала мы блокируем Ленинград… Весной мы проникнем в город, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии» Из приказа начальника германского военно – морского штаба 29 сентября 1941 г. Совершенно – секретно. «Фюрер решил стереть с лица земли Санкт – Петербург. Проблема жизни населения и снабжения его является проблемой. Которая не может и не должна решаться нами. В этой войне… мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города.» Вопрос: В зарубежной, да и в российской прессе иногда поднимается проблема о том, что более гуманным со стороны советского руководства было бы решение о сдаче Ленинграда немцам, нежели его оборона ценой неисчислимых жертв. Можно ли согласиться с подобной точкой зрения? Аргументируйте свой ответ, используя приведенные документы. Задание 2. Посмотрите документальные кадры времен Великой Отечественной войны о блокаде Ленинграда, прочитайте документ и ответьте на вопрос. Просмотр документальных кадров: «Твердыня на Неве» № 5,6,7.8.9,10.11.19 (4 минуты)
Документ. В дни блокады Ленинграда рабочие Кировского завода обратились с воззванием к защитникам Ленинграда. Они писали: «Воины Красной Армии, знайте, что ни бомбы, ни снаряды, никакие военные испытания и трудности не поколеблют нашей решимости сопротивляться. Ляжем костьми, но преградим дорогу врагу. Мы никогда не были рабами и рабами никогда не будем. Умрем, но Ленинграда не сдадим!» Факт: 640 тысяч ленинградцев умерло от голода во время блокады. Вопрос: В чем причины стойкости, мужества защитников Ленинграда? В каких поступках это проявились особенно ярко? Задание 3. Проанализируйте таблицу, прочитайте документы и ответьте на вопросы.
Вопрос: Какие выводы можно сделать на основе приведенных в таблице данных (для Московской битвы)? Документ. Из воспоминаний Г.К.Жукова: «Ресурсы нашей страны в то время (осень – зима 1941) были крайне ограничены. Особенно плохо обстояло дело с боеприпасами. В первую декаду января Западному фронту было предоставлено: 82 – миллиметровых мин – 1 %; артиллерийских выстрелов – 20 -30%.Февральский план совсем не выполнялся. Нам приходилось устанавливать норму расхода боеприпасов -1-2 выстрела на орудие в сутки. И это в период наступления!!» «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву. В суровых,… трудных условиях наши войска закалялись, мужали, набирались опыта…, из отступающей силы превращались в мощную наступательную силу…Мы все в неоплатном долгу перед ними!»
Вопрос: Как, учитывая приведенные факты, можно объяснить причины победы наших войск под Москвой? Свое мнение докажите фактами.
Задание 4. Документ 1 Прочитайте документ и ответьте на вопросы. Из директивного письма Верховного главнокомандующего военным советам фронтов и армий от 10 января 1942 года. Наша задача состоит в том, чтобы не дать немцам передышки, гнать их на запад без остановки, заставить их израсходовать свои резервы еще до весны, когда у нас будут новые большие резервы. А у немцев не будет больше резервов, и обеспечить таким образом полный разгром гитлеровских войск в 1942 году. Но для осуществления этой задачи необходимо, чтобы наши войска научились взламывать оборонительную линию противника, научились организовывать прорыв обороны противника на всю ее глубину и тем открыли дорогу для продвижения нашей пехоты, наших танков, нашей кавалерии…
Из воспоминаний А. М. Василевского Правильно оценивая к началу 1942 года фронтовую обстановку как благоприятную для продолжения наступления, Верховное Главнокомандование недостаточно точно учло реальные возможности Красной Армии. В результате имевшиеся в распоряжении Ставки девять армий резерва были почти равномерно распределены между всеми стратегическими направлениями. В ходе общего наступления зимой 1942 года советские войска истратили все с таким трудом созданные осенью и в начале зимы резервы. Поставленные задачи не удалось решить.
Из воспоминаний Г. К. Жукова Контрнаступление зимой 1941 – 1942 гг. проходило в сложных условиях, что самое главное….без численного превосходства над противником… К тому же мы не имели в распоряжении фронтов полноценных танковых и механизированных соединений, а без них, как показала практика войны, проводить наступательные операции с решительными целями и большим размахом нельзя… Вопросы: 1. Какие стратегические задачи были поставлены перед советскими войсками в зимней кампании 1942? 2. Реальна ли была победа СССР в 1942 году или И.В. Сталин выдавал желаемое за действительное?
Задание 5. Документ 2 Прочитайте документ и ответьте на вопросы. Из речи Гитлера в Мюнхене 8 ноября 1942 года. …Если герр Сталин, как видно, ожидал. Что мы ударим на центральном участке (Восточного фронта), то я вовсе не пожелал наступать там. И не столько потому, что герр Сталин, вероятно, думал так, а потому, что мне это было не столь уж и важно. Я хотел выйти к Волге, причем именно в определенном месте, у определенного города. Случайно он носит имя самого Сталина. Так что не думайте, что я двигался туда по этим причинам…Я делал это потому, что там находится весьма важный пункт. Ведь там мы отрезаем транспортные пути, по которым перевозятся 30 мил. т. грузов, в том числе 9 мил. т. нефти. Туда стекалась вся пшеница из гигантских областей Украины, Кубани, чтобы затем быть транспортированной на север. Там добывалась марганцевая руда, там находился перевалочный пункт. Вот это все я хотел захватить. Вопросы: 1. Каковы были планы фашистского командования на этот период?
Задание 7.
Документ 3 Из приказа народного комиссара обороны № 227 от 28 июля 1942 года
Территория Советского государства – это не пустыня, а люди - …наши отцы, матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил с стремится захватить враг,- это хлеб, …металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами.. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину… ….Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевых позиций без приказа свыше, являются предателями Родины… …Ни шагу назад! Таким должен быть наш главный призыв…
1. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами: а) безусловно, ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда; б) безусловно, снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования фронтом; в) сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.
2. Военным советам армий и, прежде всего командующим армиями: а) безусловно, снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования армии, и направлять их в военный совет фронта для предания военному суду; б) сформировать в пределах армии 3 -5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной…
3. Командирам и комиссарам корпусов и дивизий: а) безусловно, снимать с постов командиров и комиссаров полков и батальонов, допустивших самовольный отход частей без приказа командира корпуса или дивизии, отбирать у них ордена и медали и направлять их в военные советы фронта для предания военному суду; б) оказывать всяческую помощь и поддержку заградительным отрядам армии в деле укрепления порядка и дисциплины в частях. Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах, штабах.
Нарком обороны И. Сталин
Вопрос: 1. Существуют разные оценки этого приказа. Одни считают, что он сыграл большую положительную роль в моральном плане и в смысле требований воинского устава. Мнение других: приказ слишком суров, рассчитан на страх перед неминуемой карой. В моральном плане его роль нельзя оценить положительно. А что вы думаете по этому поводу?
2. Почему не отступили за Волгу? Задание 6. Почему удалось фашистским войскам прорваться к Сталинграду? Ответьте на вопрос, используя таблицу.
Задание группам. Прочитайте документ и посмотрите документальные кадры времен Великой Отечественной войны о военнопленных. Согласны ли вы с мнением, что плен – это позор, а все военнопленные изменники и предатели? Докажите свою точку зрения фактами. Для ответа используйте данные из таблицы. (для обсуждения ответа дается 1,5 - 2 минуты; ответ на эту проблему дает каждая группа) Документ. «Из бесед Маршалла Г.К.Жукова с писателем К.М.Симоновым о военнопленных. …У нас Мехлис (в годы войны зам. Наркома обороны, член военных советов ряда фронтов) додумался до того, что выдвинул формулу: «Каждый, кто попал в плен,- предатель Родины», и обосновывал ее тем, что каждый советский человек, оказавшийся перед угрозой плена, обязан покончить жизнь самоубийством. Больше половины этих людей было замучено немцами в плену, умерло от голода и болезней, но по теории Мехлиса выходило, что даже вернувшийся, пройдя через этот ад, должны были дома встретить такое отношение к себе, чтобы они раскаялись в том, что тогда, в 41, 42 –м. не лишили себя жизни…» Таблица.
Задание 8. Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы:
4. О каких коренных изменениях на советско-германском фронте свидетельствуют данные таблицы? 5. Какие факторы позволили изменить соотношение сил и средств в пользу СССР? Как советские войска реализовали это преимущество зимой 1943 г.? ПРИЛОЖЕНИЕ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.103.70 (0.013 с.) |