Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ученик: Куриганова Цырен-Дулма↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ход урока. 1.Организационный момент. Целеполагание. Подготовка рабочего места, концентрация внимания, психологическая подготовка учащихся, знакомство учащихся с содержанием урока и формами работы. 2.Актуализация знаний. Макарова М.А.: Тема нашего урока " В первом круге войны" (Великая Отечественная война 1941-1945 гг.) три круга с датами каждого периода ВОВ СЛАЙД Время неумолимо в своем движении, но каждый год наша Родина отмечает великий праздник – День победы в Великой Отечественной войне. Мы сегодня с вами будем говорить первых годах войны, о человеке в первом круге войны. Ответим на вопрос, почему 1941-1942 годы стали самыми трагическими годами Великой Отечественной. Это годы, когда на советско-германском фронте, по существу решалась, судьба всего человечества, когда многим на Западе казалось, что Советский союз не выдержит и выдержать не может.
Бадашканова О.В.: К 1941 г.фашисты прошли пол - Европы. Советские люди понимали, что будет война. Дух войны витал в воздухе. Особенно остро это чувствовали поэты. И это предчувствие они отразили в своих стихах. Пожалуйста, Катя, Эржена.
Ученик: Егорина Катя Начинающие поэты Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые неизбежно принесет война, в их стихах - мотив жертвенности.
В 1937 году Павел Коган написал тревожное стихотворение «Звезда»: …В поле темень, в поле жуть - Осень над Россией. Понимаюсь. Подхожу К окнам темно-синим. Темень. Глухо. Темень. Тишь. Старая тревога. Научи меня нести Мужество в дороге. Научи меня всегда Цель видать сквозь дали. Утоли, моя звезда, Все мои печали. Темень. Глухо. Поезда Гарь несут полынную. Родина моя. Звезда. Боль моя старинная.
Ученик: Жамбалова Эржена В апреле 1941 года им написаны такие строки: Нам лечь, где лечь, И там не встать, где лечь. И, задохнувшись «Интернационалом», Упасть лицом на высохшие травы. И уж не встать, и не попасть в анналы, И даже близким славы не сыскать. Поэт погиб в 1942 г.
Макарова М.А.: (СЛАЙД-схема) А теперь вспомним основные события первого периода ВОВ, который длился с 22 июня 1941 по 18 ноября 1942 года. Фашистская Германия вела войну на трех направлениях - Ленинградском, Московском и Киевском. Внезапность и мощь удара противника была настолько велика, что через 3 недели после начала войны враг продвинулся вглубь СССР на 350-600 км. 8 сентября 1941 г. началась 900 дневная блокада Ленинграда. На центральном направлении гитлеровцы встретили упорное сопротивление Красной армии под Смоленском, Ельней, на южном направлении под Киевом, Одессой, Севастополем и на многих других участках фронта. Немецкая операция по захвату Москвы получила название "Тайфун" и началась она 30 сентября 1941 года. Зимой-весной 1942 г. были предприняты попытки прорыва блокады Ленинграда в ходе Любаньской операции, но безуспешно. Ржевско-вяземская операция завершила разгром гитлеровцев под Москвой. Рухнул план молниеносной войны Неудачным стало наступление советских войск в Крыму. Оставлена Керчь, Севастополь. Наступательная операция советских войск в районе Харькова потерпела поражение. В окружении оказалось 2 советские армии, 240 тысяч пленных. Фашисты заняли Ростов, Донбасс. Вермахт вышел к Северному Кавказу, Волге. 17 июля 1942 начался оборонительный этап Сталинградской битвы. Битвы. которая обозначила начало коренного перелома в пользу Советского Союза. Япония ведет активные боевые действия на Тихом океане. США вступают в войну 7 декабря 1941 года после нападения японцев на их военно-морскую базу на Гаваях. В июне 1942 г. наши союзники одержали победу в морском сражении у оттолла Мидуэй. В мае 1942 года немецко-итальянские войска капитулировали в Тунисе. В 1941 году началось формирование антигитлеровской коалиции. Открытие же второго фронта в Европе затягивалось.
Бадашканова О.В.: Многие историки считают, что победа СССР в войне была заложена в первые месяцы войны. А почему? Ведь Это было начало сражений, Сегодня мы с вами постараемся ответить на этот вопрос. Мы составим с вами кластер "Залог победы". Так что же стало залогом победы нашего народа в войне? Первыми встретили врага пограничники. Группа ребят подготовила об этом свой рассказ. (СЛАЙДЫ: Брестская крепость. На их фоне читаются стихи.) Ученик: Бандо Екатерина Они не знали, не узнают точно: И сожжёны почти дотла, Вот новый Стикс, где жизнь в руках у смерти... Не для себя. Для тех, кто бредил жаждой Летел, слабея, позывной: "Я - крепость! Бадашканова О.В.: Так что же стало залогом победы нашего народа в войне?........
(Ответ: в мужестве (начинается составление кластера: "Залог победы": мужество) Пишем: мужество Макарова М.А.: Советские войска отступают. А почему? Ребята подготовили сообщение о причинах отступления Красной Армии в начале войны.
Ученик: Макеева Галина Кластер: "Причины отступления" (в центре) Причинами отступления в начале войны стало - численное превосходство врага, использовавшего ресурсы Европы, обрушившего на СССР 5.5 миллионную армию - незавершенность реорганизации и перевооружения Красной Армии, слабость обороны новых границ -для Сталина нападение германии не было внезапным. Он получал многочисленные данные разведки, но боялся дезинформации, не верил в близкую возможность войны. Войска на границе не были приведены в боевую готовность -Сталин сосредоточил всю полноту власти в своих руках, сковывал инициативу командования, его военная некомпетентность привела к массовым неоправданным жертвам -грубые просчеты руководства страны в оценке реальной военной обстановки - ошибки военно-стратегического характера -репрессии командного состава достигали 40%. Специалистов с высшим образованием насчитывалось лишь 7%, не имели среднего военного образования 37% командиров. Таким образом, в результате репрессий среднее и старшее звено командного состава пополнилось младшими командирами, не успевшими приобрести ни достаточного опыта. ни соответствующей подготовки. Младший комсостав был в основном сформирован за счет досрочных выпусков курсантов военных училищ, а также окончивших краткосрочные курсы младших лейтенантов и курсы командиров запаса. Недостаточная профессиональная подготовка значительной части командных кадров Красной Армии
Бадашканова О.В.: А каково же было отступающему солдату?..........
Ученик: Куриганова Цырен-Дулма Константин Симонов к началу войны был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошел Халхин-Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». Сильное впечатление произвело на читателей стихотворение 1941 года, посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», потому что в этом стихотворении говориться о состоянии души отступающего солдата. Ученик: Бутуханов Александр Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди. Как слезы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!» И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси… Слезами измеренный чаще, чем верстами, Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз: Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась. Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в бога не верящих внуков своих. ……….. Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые», Покуда идите, мы вас подождем». «Мы вас подождем!» - говорили нам пажити. «Мы вас подождем!» - говорили леса. Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется, Что следом за мной их идут голоса……
Бадашканова О.В.: Почему это стихотворение так затронуло души? Каким чувством оно проникнуто? Ученик: Еманова Катя Стихотворение передает боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. Ученик: Янжаева Баирма В стихотворении есть такие слова: «мы вас подождем», «усталые женщины», «деревни, деревни, деревни с погостами» - родные, оставляемые в беде, родные, которые молятся «за в бога не верящих внуков своих». И хотя стихотворение об отступлении, вера в то, что это не навсегда, очень сильна. Ученик: Жамбалова Эржена Солдат понимал, что невозможно оставить на растерзание врагам родную землю. Он обязательно вернется, освободит свою землю.
Бадашканова О.В.: значит что мы можемнаписать в кластер "Залог победы": Ученики: совесть, Долг Макарова М.А.: Как уже говорилось начале войны советские войска отступали, попадали в окружение, оказывались в плену.Теперь вы выполняете задание 1. Вопрос: Согласны ли вы с мнением, что плен – это позор, а все военнопленные изменники и предатели? Докажите свою точку зрения фактами. Читаете документ, смотрим документальные кадры, а потом отвечаете на вопрос. Задание 1. Прочитайте документ и ответьте на вопрос. Вопрос: Согласны ли вы с мнением, что плен – это позор, а все военнопленные изменники и предатели? Докажите свою точку зрения фактами. Для ответа используйте данные из таблицы. Документ. «Из бесед Маршалла Г.К.Жукова с писателем К.М.Симоновым о военнопленных. …У нас Мехлис (в годы войны зам. Наркома обороны, член военных советов ряда фронтов) додумался до того, что выдвинул формулу: «Каждый, кто попал в плен,- предатель Родины», и обосновывал ее тем, что каждый советский человек, оказавшийся перед угрозой плена, обязан покончить жизнь самоубийством. Больше половины этих людей было замучено немцами в плену, умерло от голода и болезней, но по теории Мехлиса выходило, что даже вернувшийся, пройдя через этот ад, должны были дома встретить такое отношение к себе, чтобы они раскаялись в том, что тогда, в 41, 42 –м. не лишили себя жизни…»
Таблица.
Просмотр документальных кадров: «Об этом не говорилось» № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (на 5 минут) (предполагаемый ответ: В плен попадали по - разному. Чаще из-за просчетов Верховного командования и неумелых действий командиров. Ни одна война не обходится без пленных. Многие пленные попадали в лагеря смерти. На Нюрнбергском процессе было сообщено об Освенцимском лагере по уничтожению людей (Польша, Краковское воеводство), который действовал с 1939 по 1945 г. Это был один из самых крупных лагерей смерти, используемых фашистами в годы второй мировой войны. В январе 1945 г. войска Красной Армии освободили 2819 узников лагеря. После освобождения лагеря было установлено, что фашисты истребили в Освенциме свыше 4 миллионов граждан СССР, Польши, Франции. Бельгии. Голландии. Чехословакии, Югославии, Румынии, Венгрии и других стран. В лагере были и газовые камеры, и крематории и хирургические отделения и лаборатории – все это было предназначено для уничтожения людей. При крематориях были специальные газовые камеры для умерщвления людей. Двери камер герметически закрывались, и люди, находившиеся в них, отравлялись газом «циклоном». Смерть наступала через 3 – 5 минут; спустя 20 -30 минут трупы выгружались и направлялись в крематории. С 1943 г. фашисты с целью промышленного использования несгоревших костей стали дробить кости и продавать фирме «Штрем» для переработки на суперфосфат. В лагере найдены документы на отправку этой фирме 112 тонн 600 килограммов костной крошки человеческих трупов. В немецких лагерях погибло около 3,5 миллионов советских военнопленных. Многие военнопленные держались мужественно в плену. Так отказался от сотрудничества с фашистами и зверски замучен ими в концлагере Маутхаузен генерал инженерных войск Дмитрий Михайлович Карбышев. Пройдя через этот ужас, люди порой попадали под подозрение властей и оказывались в сталинских лагерях. Многие бежавшие из плена участвовали в партизанском движении, например во Франции. Отряд советских партизан, действующий в одном из восточных районов Франции, 15 февраля пустил под откос воинский эшелон немцев. В день 26 годовщины Красной Армии второй отряд партизан, атаковал немецкий пост противовоздушной обороны. Вся сложная аппаратура была уничтожена, погибли и немецкие солдаты. Эти данные печатались в «Советском патриоте» - органе Центрального комитета советских военнопленных. Создан в конце 1943 г. при участии и помощи ЦК КПФ. Выходил на русском и французском языках. Сражались, бежавшие из концентрационных лагерей красноармейцы в итальянском движении сопротивления. Участник итальянского движения сопротивления Федор Александрович Полетаев награжден посмертно высшей наградой итальянского движения сопротивления – золотой медалью «За военную доблесть». 2 февраля 1945 г. одно подразделение немцев, более 100 человек, было атаковано партизанским отрядом, в котором Ф.Полетаев состоял. С группой в 10 человек он атаковал вражескую засаду, которая бросила оружие и разбежалась. В перестрелке Полетаев был убит. Национальная ассоциация партизан Италии в составленной характеристике на погибшего партизана отмечала такие его качества, как самопожертвование, необыкновенную смелость. Заместитель председателя Национального союза участников Сопротивления во Франции Гастон Ларош (в годы войны был уполномоченным Национального фронта по работе среди советских военнопленных) вспоминал, что группы советских партизан, действовавших в районе Нор и Па – де - Кале, пустили под откос 19 вражеских эшелона, лишь один отряд «Парижская коммуна», возглавляемый Валерианом Соломатиным, провел 34 боевые операции. Отряд подорвал 6 воинских эшелонов. Другой отряд «Свобода», которым командовал лейтенант Советской Армии Иван Самарин, в августе 1944 года освободил в Бар – де – Дюк 74 политических заключенных, приговоренных гитлеровцами к смерти. Руководил советскими партизанами на севере Франции лейтенант Советской Армии Василий Порик. До 50 тысяч советских граждан – в основном военнопленные, бежавшие из концлагерей, - принимали активное участие в движении Сопротивления в западноевропейских странах.) Макарова М.А.: Вспомните еще один приказ, который всех без разбора военнопленных называл изменниками и предателями? Ученик: Балдаев Родион (предполагаемый ответ: Приказ №270 от 16 августа 1941г. В это время советские войска по всему фронту попадали в окружение. Согласно этому приказу окруженным предписывалось сражаться до конца, струсивших - уничтожать, а их семьи арестовывать, лишать поддержки государства).
Макарова М.А.: Какие люди смогли выстоять и бороться, находясь в плену? ( Ученики: Сильные духом, несгибаемые.) составление кластера: "Залог победы":пишем Несгибаемость, сила духа
Макарова М.А.: В начале сентября фашисты прорвались к Ладожскому озеру, отрезав тем самым город с суши. Началась блокада. Выполняем задание 2. Читайте вопрос, документы. Далее смотрим документальные кадры и отвечаем на вопросы. Вопрос: 1) В зарубежной, да и в российской прессе иногда поднимается проблема о том, что более гуманным со стороны советского руководства было бы решение о сдаче Ленинграда немцам, нежели его оборона ценой неисчислимых жертв. Можно ли согласиться с подобной точкой зрения? 2) В чем причины стойкости, мужества защитников Ленинграда? В каких поступках это проявились особенно ярко? Просмотр документальных кадров: «Твердыня на Неве» № 5,6,7,8,9,10,11,19 (4 минуты) Задание 2. Прочитайте документ и ответьте на вопросы. Вопрос 1.: В зарубежной, да и в российской прессе иногда поднимается проблема о том, что более гуманным со стороны советского руководства было бы решение о сдаче Ленинграда немцам, нежели его оборона ценой неисчислимых жертв. Можно ли согласиться с подобной точкой зрения? Аргументируйте свой ответ. Вопрос 2: В чем причины стойкости, мужества защитников Ленинграда? В каких поступках это проявились особенно ярко?
Из документа немецкого генерального штаба 21 сентября 1941 года. «Сначала мы блокируем Ленинград… Весной мы проникнем в город, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии» Из приказа начальника германского военно – морского штаба 29 сентября 1941 г. Совершенно – секретно. «Фюрер решил стереть с лица земли Санкт – Петербург. Проблема жизни населения и снабжения его является проблемой. Которая не может и не должна решаться нами. В этой войне… мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города.» Документ. В дни блокады Ленинграда рабочие Кировского завода обратились с воззванием к защитникам Ленинграда. Они писали: «Воины Красной Армии, знайте, что ни бомбы, ни снаряды, никакие военные испытания и трудности не поколеблют нашей решимости сопротивляться. Ляжем костьми, но преградим дорогу врагу. Мы никогда не были рабами и рабами никогда не будем. Умрем, но Ленинграда не сдадим!» Факт: 640 тысяч ленинградцев умерло от голода во время блокады.
Ученик Белеев Баир: Если бы сдали город, то упал бы моральный дух и в армии и в тылу, сдача города имела бы тяжелые последствия: возникла бы реальная возможность удара на Москву и севера, прямая угроза Москве Ученик Соболев Никита: кроме того, немцы несли большие потери под Ленинградом и, конечно же, люди, ленинградцы погибли бы все Ученик Теренчук Максим: Ленинград – колыбель революции, символ революции. Сдача такого города повлияла бы на моральный дух и не в лучшую сторону. Кроме того, Ленинградцы поставляли много вооружения. Об этом говорится и в фильме.
(примерный ответ: Город находился в блокаде. Пишет Ганичев Лев Семенович: «И все потребности города, нужды защищающих его армий и флота нужно было удовлетворять своими силами и средствами. 116 предприятий переключены на выпуск снарядов и мин, 60 на изготовление деталей и узлов полковых орудий, на 15 идет производство минометов. Изготовляли в городе даже знаменитые «катюши» и реактивные снаряды к ним. На заводы пошли работать женщины, подростки. Женщины осваивали и такие специальности, которые издавна считались мужскими. Они были и кочегарами, и машинистами паровых молотов. Каждый работал за двоих. Тысячи работниц под огнем вражеской авиации трудились на строительстве оборонительных рубежей. Каждый завод стал крепостью обороны. Многие работники не прерывали ни на один день работы на заводе и пережили в его стенах всю блокаду. «Трудно сказать, что вело нас на завод, вспоминает старейшая работница Александра Ушакова. - Вера ли в то, что без нашего труда невозможна победа, или сознание того, что если перестанешь двигаться, долго не проживешь? Тянуло на люди. Шли с трудом, иногда добирались до работы лишь к часам девяти – десяти. С работы уходить не спешили. Людей было мало, и где в данный момент нужна была рабочая сила, туда и шли. И не роптали. Люди были сплоченными, и эта сплоченность помогала жить.» Публицист Николай Тихонов пишет: «На заводах работают на фронт. Со скрежетом разрывается в цехе снаряд. Мгновение замешательства. Раздается тихий, но твердый голос руководителя: «Товарищи, фронт ждет нашей помощи!» Люди становятся к станкам. Аварийная команда начинает исправлять повреждения.» Люди верили, что своей работой они помогут ушедшим на фронт отстоять Ленинград. «Трудитесь по - фронтовому»,- говорили уходящие на фронт. Мужественно защищали город, потому что защищали свою свободу, свою Родину. И это мужество проявлялось во всем: в каждодневном труде, в боях. Пишет Ганичев Лев Семенович: «Многие девушки были бойцами противовоздушной обороны и несли службу в медико – санитарных командах. Часто по сигналам воздушной тревоги они перевязывали раненых во время обстрела и бомбежек. Ослабевших и обессиленных в беде не оставляли. Бойцы бытовой бригады и страховые делегатки ходили по домам, оказывали помощь семьям фронтовиков и одиноким больным, устраивали их в больницы. На улицах и в пустых холодных квартирах девушки подбирали осиротевших ребят, относили их в детские дома.» Пишет Николай Тихонов: «Дома рушатся от бомб. Бойца аварийной команды вызывают на место падения. Он работает без устали, извлекая детей из – под груд мусора и земли. Пятого он передает молча товарищам, и те чувствуют, что руки его ослабели. На руках лежит его 11 – летняя дочь. Начальник команды предлагает ему уйти. Он говорит: нет, он будет работать. Его дочь умерла, но там, под землей, живые дети, их надо спасти. Людей такого города нельзя сделать рабами.» Бадашканова О.В.: Ребята, дома вы прочитали очерк Шима Э. и должны были написать сочинение-рассуждение. Сейчас попрошу вас ответить на вопрос: Как удалось сохранить черемуху? Неужто на пороге смерти своей люди заботились о красоте и ждали вот такой весны?
Ученики ответы………………………………….
Бадашканова О.В.: группа ребят получила задание подготовить сообщение о поэтах блокадного Ленинграда. Ученик: Еманова Катя Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Поэты передают всеобщее чувство - желание сберечь родную землю, свое гнездо. Это чувство обыкновенного человека, понятное всем и близкое каждому. Это чувство объединяло разных людей, разных поэтов, независимо Ученик: Чирков Слава Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах. И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь. Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! 1942 г. Ученик: Санданова Диана У Ольги Берггольц, так же, как у Анны Ахматовой, был свой счет к советской власти, принесшей ей много горя: «проработки», «исключения», тюрьму. В голодном блокадном Ленинграде Берггольц страшной зимой 1942 года писала свой «Февральский дневник»: Был день как день. Ко мне пришла подруга, не плача, рассказала, что вчера единственного схоронила друга, и мы молчали с нею до утра. Какие ж я могла найти слова, я тоже ленинградская вдова. Как чувства выражены в этих строках?
Ученик: Тюнякова Ксения Бергольц пишет скупо, короткими предложениями, внешне не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замерзшие, замершие в душе. Но тот, кто не жил с нами, - Не поверит, Что в сотни раз почетней и трудней В блокаде, в окруженье палачей Не превратиться в оборотня, в зверя... Я никогда героем не была. Не жаждала ни славы, ни награды. Дыша одним дыханьем с Ленинградом, я не геройствовала, а жила. Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая.
Бадашканова О.В.: Продолжим разговор о поэзии. Почему поэзия оказалась необходима людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу? Ученик: Синюкова Ксения Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой. В стихотворении Владислава Занадворова (1914-1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, - неприкрашенная война: Ученик: Халзанов Алдар Ты не знаешь, мой сын, что такое война! Это вовсе не дымное поле сраженья, Это даже не смерть и отвага. Она В каждой капле находит свое выраженье. Это - изо дня в день лишь блиндажный песок Да слепящие вспышки ночного обстрела; Это - боль головная, что ломит висок; Это - юность моя, что в окопах истлела; Это - грязных, разбитых дорог колеи; Бесприютные звезды окопных ночевок; Это - кровью омытые письма мои, Что написаны криво на ложе винтовок; Это - в жизни короткой последний рассвет Над разрытой землей. И лишь как завершенье – Под разрывы снарядов, под вспышки гранат – Беззаветная гибель на поле сраженья. 1942 г.
Ученик: Соболев Павел Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных были мысли фронтовиков. Автор этого стихотворения Иосиф Уткин. Из письма. Когда я вижу, как убитый Сосед мой падает в бою, Я помню не его обиды, Я помню про его семью. Мне представляется невольно Его обманчивый уют. ...Он мертв уже. Ему не больно, А их еще...письмом убьют!
Такое не забыть. Военные годы врезались в души навсегда. Люди отдавали этой страшной войне все, что могли. (видео авиаобстрела 5 мин)
Бадашканова О.В.: Вопросы: 1) Как вы считаете, может быть, война заставляет человека привыкнуть к смерти, сделать человеческую жизнь не такой уж значимой и ценной, огрубляет бойца, делает его бесчувственным? Ответ на этот вопрос мы попросили вас продумать до урока. Ученик 1. Белеев Баир Война - это жизнь перед лицом смерти. Конечно, военная обстановка влияет на характеры людей, выявляет те скрытые черты, которые неявны в мирной жизни. Одни оказываются тверже и решительнее, третьи - терпимее, другие оказываются трусами и приспособленцами. Ученик 2. Балдаев Родион На войне опасность становится частью быта, повседневности. Если бы человек думал постоянно о смерти, что его убьют, то он просто бы не выдержал......физически.... Ученик 3. Есаджанянц Олег Само отношение к смерти на войне иное, чем в мирное время. Люди видят смерть постоянно. Для такого человека смерть становится привычной повседневностью. Здесь, я думаю, играет большую роль некоторое притупление способности нервной системы реагировать на впечатления. Это просто защитная реакция организма, нервной системы, которая на войне и без того напряжена до предела. Ученик 4. Листенко Юлия У человека на фронте множество всяких дел. Ему просто некогда постоянно думать об опасности и часто он не успевает думать и о своей безопасности. Поэтому чувство страха притупляется на фронте. Я не думаю, что война делает человека бесчувственным. Наоборот экстремальные условия обостряют до предела человеческие чувства, требуют принимать немедленные решения...
Бадашканова О.В.: 2) Да на сколько страшна война! Как люди могли такое выдержать? Ответы: Ученик 1 Асадова Елена я думаю, что велико желание сберечь родную землю,
Ученик 2 Тюнякова Ксения сохранение человечности, доброты, Ученик 3 Солдатенок Юлия сохранение чувства красоты... Бадашканова О.В.: Продолжим составление кластера "Залог победы": пишем Ученик: Синюкова Ксения Демьян Бедный. Мы отразим врагов. Я верю в свой народ Несокрушимою тысячелетней верой. ....За всю историю суровую свою Какую стойкую он выявил живучесть, Какую в грозный час он показал могучесть, Громя лихих врагов в решающем бою....
Бадашканова О.В.: Что мы можем написать в кластер? составление кластера "Залог победы. пишем Задание 5. Вопросы: 1. Прочтите документ, используйте данные схемы о работе тыла в 1941 – 1942г. и определите, какие стратегические планы были у советского командования на 1942г. Почему они были именно такими? Документы. Из директивного письма Верховного главнокомандующего военным советам фронтов и армий от 10 января 1942 года. Наша задача состоит в том, чтобы не дать немцам передышки, гнать их на запад без остановки, заставить их израсходовать свои резервы еще до весны, когда у нас будут новые большие резервы. А у немцев не будет больше резервов, и обеспечить, таким образом, полный разгром гитлеровских войск в 1942 году. Но для осуществления этой задачи необходимо, чтобы наши войска научились взламывать оборонительную линию противника, научились организовывать прорыв обороны противника на всю ее глубину и тем открыли дорогу для продвижения нашей пехоты, наших танков, нашей кавалерии…
Из воспоминаний А. М. Василевского Правильно оценивая к началу 1942 года фронтовую обстановку как благоприятную для продолжения наступления, Верховное Главнокомандование недостаточно точно учло реальные возможности Красной Армии. В результате имевшиеся в распоряжении Ставки девять армий резерва были почти равномерно распределены между всеми стратегическими направлениями. В ходе общего наступления зимой 1942 года советские войска истратили все с таким трудом созданные осенью и в начале зимы резервы. Поставленные задачи не удалось решить.
Из воспоминаний Г. К. Жукова Контрнаступление зимой 1941 – 1942 гг. проходило в сложных условиях, что самое главное….без численного превосходства над противником… К тому же мы не имели в распоряжении фронтов полноценных танковых и механизированных соединений, а без них, как показала практика войны, проводить наступательные операции с решительными целями и большим размахом нельзя…
Макарова М.А.: Выполняем задание 6.
Задание 6. Прочтите документ и ответьте на вопросы: 1. Каковы были планы фашистского командования на этот период? Документ Из речи Гитлера в Мюнхене 8 ноября 1942 года. …Если герр Сталин, как видно, ожидал, что мы ударим на центральном участке (Восточного фронта), то я вовсе не пожелал наступать там. И не столько потому, что герр Сталин, вероятно, думал так, а потому, что мне это было не столь уж и важно. Я хотел выйти к Волге, причем именно в определенном месте, у определенного города. Случайно он носит имя самого Сталина. Так что не думайте, что я двигался туда по этим причинам…Я делал это потому, что там находится весьма важный пункт. Ведь там мы отрезаем транспортные пути, по которым перевозятся 30 мил. т. грузов, в том числе 9 мил. т. нефти. Туда стекалась вся пшеница из гигантских областей Украины, Кубани, чтобы затем быть транспортированной на север. Там добывалась марганцевая руда, там находился перевалочный пункт. Вот это все я хотел захватить. (примерный вариант ответа: стратегические планы на лето 1942 г. – ведение активных оборонительных боев с последующим переходом в контрнаступление на всех решающих направлениях. Сталин настаивал на проведении наступательных операций, на разгроме Германии в 1942г. Сталин был уверен, что Гитлер летом начнет наступление на Москву. Стянуты к ней дополнительные силы. Хорошо поработала немецкая разведка. Генеральный штаб фашистской Германии провел операцию с кодовым названием «Кремль». Была подготовлена дезинформация для советского руководства с тем, чтобы создать впечатление о подготовке наступления на Москву летом 1942г. Кроме этого успех под Москвой породил эти иллюзии. возможный вариант ответа: нет, ведь завершена перестройка экономики на военный лад к середине 1942г., а лишь в конце 1942г. СССР превзошел Германию по выпуску военной продукции. В живой силе СССР уступал. В результате репрессий среднее и старшее звенья командного состава пополнились младшими командирами без хорошего опыта. 22 июня 1941г. была 5 мил. армия, а к концу 1941г. число пленных 4 мил. Победить не могли, но добиться коренного перелома могли, если бы не были допущены серьезные стратегические просчеты, если бы советское командование правильно выбрало направление главного удара. Гитлер предполагал нанести главный удар на юге. Цель: Кавказ (сырье), Нижняя Волга (хлеб), прежде захватить Крым, а затем наступать на Москву)
Макарова М.А: 17 июля начался оборонительный этап Сталинградской битвы. Почему удалось фашистским войскам прорваться к Сталинграду? Ответьте на вопрос, используя таблицу. Задание 7.
Задание 7. Почему удалось фашистским войскам прорваться к Сталинграду? Ответьте на вопрос, используя таблицу.
(предполагаемый ответ: соотношение сил не в пользу СССР, фашисты имели численное превосходство и господство в воздухе. Советское командование ошибочно полагало, что московское направление снова будет главным, поэтому усилились войска Западного и Брянского фронтов. Эти просчеты в оценке замыслов немецко - фашистского командования отрицательно повлияли на ход действий 1942 г.) Макарова М.А: Сталинград был практически разрушен. Бои шли за каждую улицу, за каждый дом. Сталинград стал символом массового героизма советских солдат. В ходе оборонительных боев под Сталинградом фашисты вынуждены были перейти к обороне. В этой тяжелой обстановке Сталин подписывает приказ №227 28.07.1942г., получившего название «Ни шагу назад». Прочитайте документ - задание 8. Оцените роль приказа. Почему советские войска не отошли за Волгу?
Задание 9. Прочитайте документ и ответьте на вопросы. Вопрос: 1. Существуют разные оценки этого приказа. Одни считают, что он сыграл большую положительную роль в моральном плане и в смысле требований воинского устава. Мнение других: приказ слишком суров, рассчитан на страх перед неминуемой карой. В моральном плане его роль нельзя оценить положительно. А что вы думаете по этому поводу? Итог урока. Оцеки. 5.Домашнее задание. Подготовить материал для пополнения школьного музея: Вопрос 1: Л.Толстой считал, что решает участь сражения не количество пушек, а та неуловимая сила, которая называется духом воюющих. Так действительно ли главную роль в поражении фашистов под Москвой сыграла погода? Каково ваше
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.240 (0.019 с.) |