Ответственность за оставляемые земли, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность за оставляемые земли,



Долг

Макарова М.А.: Как уже говорилось начале войны советские войска отступали, попадали в окружение, оказывались в плену.Теперь вы выполняете задание 1.

Вопрос: Согласны ли вы с мнением, что плен – это позор, а все военнопленные изменники и предатели? Докажите свою точку зрения фактами.

Читаете документ, смотрим документальные кадры, а потом отвечаете на вопрос.

Задание 1. Прочитайте документ и ответьте на вопрос.

Вопрос: Согласны ли вы с мнением, что плен – это позор, а все военнопленные изменники и предатели? Докажите свою точку зрения фактами. Для ответа используйте данные из таблицы.

Документ. «Из бесед Маршалла Г.К.Жукова с писателем К.М.Симоновым о военнопленных.

…У нас Мехлис (в годы войны зам. Наркома обороны, член военных советов ряда фронтов) додумался до того, что выдвинул формулу: «Каждый, кто попал в плен,- предатель Родины», и обосновывал ее тем, что каждый советский человек, оказавшийся перед угрозой плена, обязан покончить жизнь самоубийством. Больше половины этих людей было замучено немцами в плену, умерло от голода и болезней, но по теории Мехлиса выходило, что даже вернувшийся, пройдя через этот ад, должны были дома встретить такое отношение к себе, чтобы они раскаялись в том, что тогда, в 41, 42 –м. не лишили себя жизни…»


 

Таблица.

Общее число военнопленных 5160000 (либо 5754000)
Бежало  
Осталось в живых  

 

Просмотр документальных кадров: «Об этом не говорилось» № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (на 5 минут)

(предполагаемый ответ: В плен попадали по - разному. Чаще из-за просчетов Верховного командования и неумелых действий командиров. Ни одна война не обходится без пленных.

Многие пленные попадали в лагеря смерти. На Нюрнбергском процессе было сообщено об Освенцимском лагере по уничтожению людей (Польша, Краковское воеводство), который действовал с 1939 по 1945 г. Это был один из самых крупных лагерей смерти, используемых фашистами в годы второй мировой войны. В январе 1945 г. войска Красной Армии освободили 2819 узников лагеря. После освобождения лагеря было установлено, что фашисты истребили в Освенциме свыше 4 миллионов граждан СССР, Польши, Франции. Бельгии. Голландии. Чехословакии, Югославии, Румынии, Венгрии и других стран. В лагере были и газовые камеры, и крематории и хирургические отделения и лаборатории – все это было предназначено для уничтожения людей. При крематориях были специальные газовые камеры для умерщвления людей. Двери камер герметически закрывались, и люди, находившиеся в них, отравлялись газом «циклоном». Смерть наступала через 3 – 5 минут; спустя 20 -30 минут трупы выгружались и направлялись в крематории. С 1943 г. фашисты с целью промышленного использования несгоревших костей стали дробить кости и продавать фирме «Штрем» для переработки на суперфосфат. В лагере найдены документы на отправку этой фирме 112 тонн 600 килограммов костной крошки человеческих трупов.

В немецких лагерях погибло около 3,5 миллионов советских военнопленных. Многие военнопленные держались мужественно в плену. Так отказался от сотрудничества с фашистами и зверски замучен ими в концлагере Маутхаузен генерал инженерных войск Дмитрий Михайлович Карбышев. Пройдя через этот ужас, люди порой попадали под подозрение властей и оказывались в сталинских лагерях.

Многие бежавшие из плена участвовали в партизанском движении, например во Франции. Отряд советских партизан, действующий в одном из восточных районов Франции, 15 февраля пустил под откос воинский эшелон немцев. В день 26 годовщины Красной Армии второй отряд партизан, атаковал немецкий пост противовоздушной обороны. Вся сложная аппаратура была уничтожена, погибли и немецкие солдаты. Эти данные печатались в «Советском патриоте» - органе Центрального комитета советских военнопленных. Создан в конце 1943 г. при участии и помощи ЦК КПФ. Выходил на русском и французском языках. Сражались, бежавшие из концентрационных лагерей красноармейцы в итальянском движении сопротивления. Участник итальянского движения сопротивления Федор Александрович Полетаев награжден посмертно высшей наградой итальянского движения сопротивления – золотой медалью «За военную доблесть». 2 февраля 1945 г. одно подразделение немцев, более 100 человек, было атаковано партизанским отрядом, в котором Ф.Полетаев состоял. С группой в 10 человек он атаковал вражескую засаду, которая бросила оружие и разбежалась. В перестрелке Полетаев был убит. Национальная ассоциация партизан Италии в составленной характеристике на погибшего партизана отмечала такие его качества, как самопожертвование, необыкновенную смелость. Заместитель председателя Национального союза участников Сопротивления во Франции Гастон Ларош (в годы войны был уполномоченным Национального фронта по работе среди советских военнопленных) вспоминал, что группы советских партизан, действовавших в районе Нор и Па – де - Кале, пустили под откос 19 вражеских эшелона, лишь один отряд «Парижская коммуна», возглавляемый Валерианом Соломатиным, провел 34 боевые операции. Отряд подорвал 6 воинских эшелонов. Другой отряд «Свобода», которым командовал лейтенант Советской Армии Иван Самарин, в августе 1944 года освободил в Бар – де – Дюк 74 политических заключенных, приговоренных гитлеровцами к смерти. Руководил советскими партизанами на севере Франции лейтенант Советской Армии Василий Порик. До 50 тысяч советских граждан – в основном военнопленные, бежавшие из концлагерей, - принимали активное участие в движении Сопротивления в западноевропейских странах.)

Макарова М.А.:

Вспомните еще один приказ, который всех без разбора военнопленных называл изменниками и предателями?

Ученик: Балдаев Родион

(предполагаемый ответ: Приказ №270 от 16 августа 1941г. В это время советские войска по всему фронту попадали в окружение. Согласно этому приказу окруженным предписывалось сражаться до конца, струсивших - уничтожать, а их семьи арестовывать, лишать поддержки государства).

 

Макарова М.А.: Какие люди смогли выстоять и бороться, находясь в плену?

( Ученики: Сильные духом, несгибаемые.)

составление кластера: "Залог победы":пишем

Несгибаемость, сила духа

 

Макарова М.А.: В начале сентября фашисты прорвались к Ладожскому озеру, отрезав тем самым город с суши. Началась блокада. Выполняем задание 2. Читайте вопрос, документы. Далее смотрим документальные кадры и отвечаем на вопросы.

Вопрос:

1) В зарубежной, да и в российской прессе иногда поднимается проблема о том, что более гуманным со стороны советского руководства было бы решение о сдаче Ленинграда немцам, нежели его оборона ценой неисчислимых жертв. Можно ли согласиться с подобной точкой зрения?

2) В чем причины стойкости, мужества защитников Ленинграда? В каких поступках это проявились особенно ярко?

Просмотр документальных кадров: «Твердыня на Неве» № 5,6,7,8,9,10,11,19 (4 минуты)

Задание 2. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Вопрос 1.: В зарубежной, да и в российской прессе иногда поднимается проблема о том, что более гуманным со стороны советского руководства было бы решение о сдаче Ленинграда немцам, нежели его оборона ценой неисчислимых жертв. Можно ли согласиться с подобной точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

Вопрос 2:

В чем причины стойкости, мужества защитников Ленинграда? В каких поступках это проявились особенно ярко?

 

Из документа немецкого генерального штаба 21 сентября 1941 года.

«Сначала мы блокируем Ленинград… Весной мы проникнем в город, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии»

Из приказа начальника германского военно – морского штаба 29 сентября 1941 г.

Совершенно – секретно.

«Фюрер решил стереть с лица земли Санкт – Петербург. Проблема жизни населения и снабжения его является проблемой. Которая не может и не должна решаться нами. В этой войне… мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города.»

Документ. В дни блокады Ленинграда рабочие Кировского завода обратились с воззванием к защитникам Ленинграда. Они писали: «Воины Красной Армии, знайте, что ни бомбы, ни снаряды, никакие военные испытания и трудности не поколеблют нашей решимости сопротивляться. Ляжем костьми, но преградим дорогу врагу. Мы никогда не были рабами и рабами никогда не будем. Умрем, но Ленинграда не сдадим!»

Факт: 640 тысяч ленинградцев умерло от голода во время блокады.

 

Ученик Белеев Баир:

Если бы сдали город, то упал бы моральный дух и в армии и в тылу, сдача города имела бы тяжелые последствия: возникла бы реальная возможность удара на Москву и севера, прямая угроза Москве

Ученик Соболев Никита: кроме того, немцы несли большие потери под Ленинградом и, конечно же, люди, ленинградцы погибли бы все

Ученик Теренчук Максим: Ленинград – колыбель революции, символ революции. Сдача такого города повлияла бы на моральный дух и не в лучшую сторону. Кроме того, Ленинградцы поставляли много вооружения. Об этом говорится и в фильме.

 

(примерный ответ: Город находился в блокаде. Пишет Ганичев Лев Семенович: «И все потребности города, нужды защищающих его армий и флота нужно было удовлетворять своими силами и средствами. 116 предприятий переключены на выпуск снарядов и мин, 60 на изготовление деталей и узлов полковых орудий, на 15 идет производство минометов. Изготовляли в городе даже знаменитые «катюши» и реактивные снаряды к ним. На заводы пошли работать женщины, подростки. Женщины осваивали и такие специальности, которые издавна считались мужскими. Они были и кочегарами, и машинистами паровых молотов. Каждый работал за двоих. Тысячи работниц под огнем вражеской авиации трудились на строительстве оборонительных рубежей. Каждый завод стал крепостью обороны. Многие работники не прерывали ни на один день работы на заводе и пережили в его стенах всю блокаду. «Трудно сказать, что вело нас на завод, вспоминает старейшая работница Александра Ушакова. - Вера ли в то, что без нашего труда невозможна победа, или сознание того, что если перестанешь двигаться, долго не проживешь? Тянуло на люди. Шли с трудом, иногда добирались до работы лишь к часам девяти – десяти. С работы уходить не спешили. Людей было мало, и где в данный момент нужна была рабочая сила, туда и шли. И не роптали. Люди были сплоченными, и эта сплоченность помогала жить.» Публицист Николай Тихонов пишет: «На заводах работают на фронт. Со скрежетом разрывается в цехе снаряд. Мгновение замешательства. Раздается тихий, но твердый голос руководителя: «Товарищи, фронт ждет нашей помощи!» Люди становятся к станкам. Аварийная команда начинает исправлять повреждения.» Люди верили, что своей работой они помогут ушедшим на фронт отстоять Ленинград. «Трудитесь по - фронтовому»,- говорили уходящие на фронт.

Мужественно защищали город, потому что защищали свою свободу, свою Родину. И это мужество проявлялось во всем: в каждодневном труде, в боях.

Пишет Ганичев Лев Семенович: «Многие девушки были бойцами противовоздушной обороны и несли службу в медико – санитарных командах. Часто по сигналам воздушной тревоги они перевязывали раненых во время обстрела и бомбежек. Ослабевших и обессиленных в беде не оставляли. Бойцы бытовой бригады и страховые делегатки ходили по домам, оказывали помощь семьям фронтовиков и одиноким больным, устраивали их в больницы. На улицах и в пустых холодных квартирах девушки подбирали осиротевших ребят, относили их в детские дома.»

Пишет Николай Тихонов: «Дома рушатся от бомб. Бойца аварийной команды вызывают на место падения. Он работает без устали, извлекая детей из – под груд мусора и земли. Пятого он передает молча товарищам, и те чувствуют, что руки его ослабели. На руках лежит его 11 – летняя дочь. Начальник команды предлагает ему уйти. Он говорит: нет, он будет работать. Его дочь умерла, но там, под землей, живые дети, их надо спасти. Людей такого города нельзя сделать рабами.»

Бадашканова О.В.: Ребята, дома вы прочитали очерк Шима Э. и должны были написать сочинение-рассуждение. Сейчас попрошу вас ответить на вопрос: Как удалось сохранить черемуху? Неужто на пороге смерти своей люди заботились о красоте и ждали вот такой весны?

 

Ученики ответы………………………………….

 

 

Бадашканова О.В.: группа ребят получила задание подготовить сообщение о поэтах блокадного Ленинграда.

Ученик: Еманова Катя

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Поэты передают всеобщее чувство - желание сберечь родную землю, свое гнездо. Это чувство обыкновенного человека, понятное всем и близкое каждому.

Это чувство объединяло разных людей, разных поэтов, независимо
от их отношений с властями. Главным было стремление сохранить и
охранить Родину. Вспомним стихотворение Анны Ахматовой «Мужество», в котором символом родины выступает «русская речь, великое русское слово».

Ученик: Чирков Слава

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь.

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

1942 г.

Ученик: Санданова Диана

У Ольги Берггольц, так же, как у Анны Ахматовой, был свой счет к советской власти, принесшей ей много горя: «проработки», «исключения», тюрьму. В голодном блокадном Ленинграде Берггольц страшной зимой 1942 года писала свой «Февральский дневник»:

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

не плача, рассказала, что вчера

единственного схоронила друга,

и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова, я тоже ленинградская вдова.

Как чувства выражены в этих строках?

 

Ученик: Тюнякова Ксения

Бергольц пишет скупо, короткими предложениями, внешне не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замерзшие, замершие в душе.

Но тот, кто не жил с нами, -

Не поверит,

Что в сотни раз почетней и трудней

В блокаде, в окруженье палачей

Не превратиться в оборотня, в зверя...

Я никогда героем не была.

Не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

я не геройствовала, а жила.

Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая.

 

Бадашканова О.В.: Продолжим разговор о поэзии. Почему поэзия оказалась необходима людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

Ученик: Синюкова Ксения

Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой.

В стихотворении Владислава Занадворова (1914-1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, - неприкрашенная война:

Ученик: Халзанов Алдар

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое выраженье.

Это - изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это - боль головная, что ломит висок;

Это - юность моя, что в окопах истлела;

Это - грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звезды окопных ночевок;

Это - кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это - в жизни короткой последний рассвет

Над разрытой землей.

И лишь как завершенье –

Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –

Беззаветная гибель на поле сраженья.

1942 г.

 

Ученик: Соболев Павел

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных были мысли фронтовиков. Автор этого стихотворения Иосиф Уткин.

Из письма.

Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,

Я помню не его обиды,

Я помню про его семью.

Мне представляется невольно

Его обманчивый уют.

...Он мертв уже. Ему не больно,

А их еще...письмом убьют!
1942

 

Такое не забыть. Военные годы врезались в души навсегда. Люди отдавали этой страшной войне все, что могли.

(видео авиаобстрела 5 мин)

 

Бадашканова О.В.:

Вопросы:

1) Как вы считаете, может быть, война заставляет человека привыкнуть к смерти, сделать человеческую жизнь не такой уж значимой и ценной, огрубляет бойца, делает его бесчувственным? Ответ на этот вопрос мы попросили вас продумать до урока.

Ученик 1. Белеев Баир Война - это жизнь перед лицом смерти. Конечно, военная обстановка влияет на характеры людей, выявляет те скрытые черты, которые неявны в мирной жизни. Одни оказываются тверже и решительнее, третьи - терпимее, другие оказываются трусами и приспособленцами.

Ученик 2. Балдаев Родион На войне опасность становится частью быта, повседневности. Если бы человек думал постоянно о смерти, что его убьют, то он просто бы не выдержал......физически....

Ученик 3. Есаджанянц Олег Само отношение к смерти на войне иное, чем в мирное время. Люди видят смерть постоянно. Для такого человека смерть становится привычной повседневностью. Здесь, я думаю, играет большую роль некоторое притупление способности нервной системы реагировать на впечатления. Это просто защитная реакция организма, нервной системы, которая на войне и без того напряжена до предела.

Ученик 4. Листенко Юлия У человека на фронте множество всяких дел. Ему просто некогда постоянно думать об опасности и часто он не успевает думать и о своей безопасности. Поэтому чувство страха притупляется на фронте. Я не думаю, что война делает человека бесчувственным. Наоборот экстремальные условия обостряют до предела человеческие чувства, требуют принимать немедленные решения...

 

Бадашканова О.В.:

2) Да на сколько страшна война! Как люди могли такое выдержать?

Ответы:

Ученик 1 Асадова Елена я думаю, что велико желание сберечь родную землю,

 

Ученик 2 Тюнякова Ксения сохранение человечности, доброты,

Ученик 3 Солдатенок Юлия сохранение чувства красоты...

Бадашканова О.В.:

Продолжим составление кластера "Залог победы": пишем



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.062 с.)