Непосредственные (прямые) причины болезни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Непосредственные (прямые) причины болезни



Больное тело

 

Происхождение болезни

 

Для понимания разницы между первой и второй ветвями первого корня древа медицины или перехода от первой ветви ко второй проводится следующая аналогия: «В здоровом состоянии тело подобно воде, в больном состоянии тело подобно льду».

 

Посредством этого сравнения демонстрируется, что гармоничный поток сбалансированных основных телесных составляющих, телесных выделений и телесных энергий нарушился. Сравнение со льдом лучше всего подходит к «холодной» или хронической болезни, когда наблюдаются застойные состояния. В случае «горячей» или острой болезни можно воспользоваться сравнением с водой и сказать, что вода обращается в пар. Каковы причины подобной дисгармонии?

 

Основная причина всех страданий, а значит и всех болезней состоит в искаженном взгляде на реальность. Это означает, что тело и разум связываются с предположительно независимым «эго» (или «Я»), которое воспринимается как самодостаточное и существующее как «вещь в себе».

 

Наверняка вам захочется узнать, каково

местонахождение этого «эго» в теле, так как ни йоги, ни нейрохирурги не в состоянии были его обнаружить. И насколько действительно независимо это «эго»? Возможно ли, что это «эго» существует только во взаимосвязи, в синхронности и резонансе со всеми другими «эго» или элементами нашей Вселенной?

 

Для ответа на этот вопрос (и многие другие) тантрическая наука разработала четкие инструкции по экспериментированию в рамках индивидуального континуума тело—разум. Посредством медитативных упражнений каждый человек способен самостоятельно приступить к поиску ответа на указанный вопрос.

 

В тибетском духовном учении эти корреляции классически иллюстрируются на примере радуги. Фундаментальной причиной этого природного феномена является солнце со своими лучами, а «запускающими условиями» служат дождевые капли. Поскольку дождевые капли падают в направлении, противоположном движению солнечных лучей, они могут подвергаться преломлению и следовательно отражать свет определенным образом, что и приводит к появлению радуги. Это мимолетное проявление исчезает, как только солнце скрывается за облаками или дождь прекращается. Только что такая «реальная», радуга исчезает в мгновение ока. Это означает, что радуга не является независимой и не существует сама по себе.

 

Точно так же «эго» является феноменом, который не способен существовать независимо. Его появление в материальном мире имеет свои причины и механизмы, приводящие его в действие. Это могут быть, к примеру, очень сильные чувства, глубоко укоренившиеся привычки, мысли и т. п. В конечном счете по своей природе «эго» является чистейшей пустотой, причем «пустоту» ни в коей мере не следует уравнивать с «ничем». В тибетском буддизме пустота приравнивается к бесконечному пространству без центра и границ. Это пространство ассоциируется также с «сияющим знанием» (knowing radiance). Глубочайшее понимание и интернализация факта о не существующем в основе своей «эго» приводит к такому «сияющему знанию», другими словами, к просветлению.

Болезнь тоже есть то, что не существует само по себе, независимо. Проявления болезней зависят прежде всего от невежества. Более того, исходными причинами, приводящими к болезням, являются привязанности, отрицание и апатия, а также непосредственно благоприятствующие их аккумуляции условия, связанные с временем года, неправильным питанием, неправильным образом жизни и т. д.

Фундаментальное невежество приводит к образованию 84 тысяч болезнетворных эмоций. Они, в свою очередь, соответствуют 84 тысячам различных болезней. Эти болезни можно объединить в 1616 болезней, а те, в свою очередь, свести к 404 болезням. Эти 404 болезни можно окончательно сократить до 101 первичной болезни, исходя из дисбалансов телесных энергий.

Тибетцы — мастера в области идеальных классификаций. В классических текстах нарушения подразделяются в соответствии с множеством различных аспектов. Преимущество такого подхода состоит в том, что болезнь можно рассматривать не только схематичным и односторонним образом, но также со многих различных точек зрения.

 

Отдаленные (то есть первичные, исходные) причины болезни

 

Первоочередную важность представляют следующие три фундаментальных ментальных яда: привязанность (жадность), гнев (ненависть) и апатия (забывчивость, равнодушие).

 

Эти три умственных «яда» являются прямыми причинами образования трех соответствующих телесных энергий: Lung (ветер), Tripa (желчь) и Peken (слизь). Вот почему их называют исходными или первостепенными причинами для возникновения болезней. Для формирования индивидуального типа конституции важность имеют образ жизни и питание матери во время беременности, а также качество спермы и яйцеклеток.

 

Эти факторы не обязательно являются причиной образования кармических болезней. Однако латентная базовая схема (модель), формирующаяся в уме человека, приводит к резонансу соответствующей телесной энергии. Следовательно, создается предрасположенность к болезни на физическом уровне.

Однако для развития этого потенциала обычно требуются дополнительные условия. В физически-эмоционально-ментальном плане можно оказывать влияние на то, на каком уровне и насколько сильно проявятся эти находящиеся в латентном состоянии факторы.

 

В учениях и медитационных схемах тибетской медицины thangkas («тхангкас») три исходные причины болезней символизируются тремя животными:

 

Lung/ ветер Красный петух

Tripa /желчь Зеленая змея

Peken /слизь Черная свинья

 

В других учениях используется символ пары, предающейся физической любви, которая приводит к созданию энергии Lung/ветер. Символом Tripa являются два дерущихся мужчины, а символом энергии Peken — спящий человек.

 

Образование телесных энергий под действием трех основных ментальных ядов:

 

Телесная энергияФормируется под действием следующих эмоций:

Lung /ветер желание, привязанность (страсть)

Triра /желчь раздражение, гнев, ярость, ненависть

Peken /слпзъ апатия, ограниченность (узколобость)

 

Фундаментальные факторы для развития болезней и противостояния им

 

Каждая из трех телесных энергий имеет специфическое место локализации в теле. Lung/ветер в основном располагается в области ниже пупка. Tripa/желчь прежде всего размещается между пупком и диафрагмой, а Peken/слизь — в области над диафрагмой.

 

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ LUNG, TRIPA И PEKEN

 

Существуют фундаментальные факторы, способствующие повышению каждой из трех энергий, проявлениям их соответствующих дисбалансов, а также проявлению болезни или, напротив, ее устранению. Все эти факторы можно связать с моделями поведения и привычками питания, а также с возможными схемами лечения, как внутренними, так и наружными.

 

Причины повышения энергий:

 

• Lung (ветер): (в основном) легкие и грубые активные силы.

• Tripa (желчь): (в основном) горячие, маслянистые активные силы со слегка неприятным запахом.

• Peken (слизь): (в основном) тяжелые, мягкие, статические, маслянистые, адгезивно-липкие активные силы.

 

Указанные факторы совпадают с соответствующими телесными энергиями. Помимо этого, существуют следующие дополнительные условия:

 

• Энергия Lung (ветер): в соединении с теплом.

• Энергия Tripa (желчь): в соединении с холодом.

• Энергия Peken (слизь): в соединении с прохладой.

 

Условия, способствующие проявлению:

 

• Lung (ветер): холод.

• Tripa (желчь): жара, теплота.

• Peken (слизь): тепло (влага).

 

Возможности для успокоения:

 

• Lung (ветер): маслянистая и теплая.

• Tripa (желчь): притупленная и прохладная.

• Peken (слизь): грубая (шероховатая), гибкая, легкая, горячая.

Эти факторы приходят в состояние гармонии с противоположными факторами, соответствующими телесным энергиям.

 

Сезонные изменения

 

Тибетский год подразделяется исходя из различных принципов. Прежде всего тибетский год — это лунный год, то есть в нем принято деление на основе лунных фаз. Для компенсации тех дней, которые теряются каждые несколько лет, эти дни складывают и раз в три или четыре года прибавляют к одному месяцу.

 

Определение даты празднования тибетского Нового года (тиб. Losar) само по себе является целой наукой. Этим занимается специальный штат астрологов Тибетского медицинского и астроинститута. Этот институт также публикует календари на каждый год. Вниманию западных читателей можно предложить календарь Rigpa (Ригпа), разработанный организацией Sogyal Rinpoche («Согьял Ринпоче»). В следующем разделе мы будем исходить из следующих сезонов:

• Весна.

• Лето (сезон муссонов по тибетскому календарю).

• Осень.

• Зима.

• А также четыре фазы между сезонами.

 

Каждый из сезонов, но не промежуточные фазы, подразделяется в свою очередь на раннюю фазу (первая половина) и позднюю фазу (вторая половина). Каждый сезон составляет 72 дня. Между каждым из двух основных сезонов существуют фазы по 18 дней каждая. Это разделение можно сопоставить с сезонными циклами Европы или Северной Америки. Середина тибетской весны соответствует началу весны по западному календарю, а середина тибетской осени — началу осени по западному календарю. Середина тибетского лета соответствует западному летнему солнцестоянию, а середина зимы — соответственно зимнему солнцестоянию.

 

Поскольку каждому сезону на Тибете присуще специфическое сочетание элементов, которые согласуются с определенными телесными энергиями, схемами питания и поведения, легко понять, что в каждое время года аккумулируются определенные элементы, а значит и соответствующие телесные энергии. Это способно приводить к избытку энергий, а следовательно и к дисбалансу естественной гармонии тела, (см. главу «Пульс телесных энергий» о распределении элементов в разные сезоны и главу о распределении элементов в различных схемах поведения и питания). Как указывалось выше, нарушение или дисбаланс, телесных энергий всегда происходит, если соответствующий сезон является:

• Неадекватным (например, слишком холодное лето).

• Избыточным (например, слишком жаркое лето).

• Неестественным (например, совершенно бесснежная зима).

 

Нарушения баланса телесных энергий могут быть вызваны неправильным питанием и образом жизни. Примерами может служить ношение летом теплой зимней одежды или постоянное потребление чрезвычайно острой пищи (см. более подробно в главе «Схемы поведения питания»).

 

Энергия

 

Lung Ранее лето Позднее лето Поздняя осень Осень

Tripa Лето Позднее лето Ранняя зима

Позднее лето Осень

Peken Конец зимы Весна Раннее лето

(начало лета)

 

Личные знаки Зодиака

 

Большая часть тибетской астрологии касается первоэлементов. Астрологические расчеты направлены на то, чтобы привести индивидальное распределение элементов (таких, как описанная выше Ла, жизненная сила или так называемый «конь-ветер» и т. д.) в гармоничное соотношение с планетарными силами. Используются два метода расчетов с разными циклами (12-летний и 60-летний циклы), а также одна форма вычерчивания диаграмм.

 

Однако внимание концентрируется на взаимосвязи человека с многими разнообразными невидимыми силами и уровнями, которые оказывают влияние на здоровье и болезни человека. Поскольку невозможно описать в этой книге все индивидуальные аспекты астрологических расчетов и т. п., предлагаемая ниже схема предоставляет возможность рассчитать благоприятные и неблагоприятные дни недели. Для этого следует найти в первой таблице свой знак зодиака. Затем вы сумеете с помощью второй таблицы определить соответствующие дни для разных видов деятельности, операций и пр.

 

Просим запомнить, что тибетский Новый год (Losar) начинается в одну из фаз новолуния в период между концом января и началом марта.

 

ТАБЛИЦА ЛИЧНЫХ ЗНАКОВ ЗОДИАКА (60-ЛЕТНИЙ ЦИКЛ)

 

Огонь/заяц 1867 1927 1987

Земля/дракон 1868 1928 1988

Земля/змея 1869 1929 1989

Металл/лошадь 1870 1930 1990

Металл/овца 1871 1931 1991

Вода/обезьяна 1872 1932 1992

Вода/птица 1873 1933 1993

Дерево/собака 1874 1934 1994

Дерево/свинья 1875 1935 1995

Огонь/крыса 1876 1936 1996

Огонь/бык 1877 1937 1997

Земля/тигр 1878 1938 1998

Земля/заяц 1879 1939 1999

Металл/дракон 1880 1940 2000

Металл/змея 1881 1941 2001

Вода/лошадь 1882 1942 2002

Вода/овца 1883 1943 2003

Дерево/обезьяна 1884 1944 2004

Дерево/птица 1885 1945 2005

Огонь/собака 1886 1946 2006

Огонь/свинья 1887 1947 2007

Земля/крыса 1888 1948 2008

Земля/бык 1889 1949 2009

Металл/тигр 1890 1950 2010

Металл/заяц 1891 1951 2011

Вода/дракон 1892 1952 2012

Вода/змея 1893 1953 2013

Дерево/лошадь 1894 1954 2014

Дерево/овца 1895 1955 2015

Огонь/обезьяна 1896 1956 2016

Огонь/птица 1897 1957 2017

Земля/собака 1898 1958 2018

Земля/свинья 1899 1959 2019

Металл/крыса 1900 1960 2020

Металл/бык 1901 1961 2021

Вода/тигр 1902 1962 2022

Вода/заяц 1903 1963 2023

Дерево/дракон 1904 1964 2024

Дерево/змея 1905 1965 2025

Огонь/лошадь 1906 1966 2026

Огонь/овца 1907 1967 2027

Земля/обезьяна 1908 1968 2028

Земля/птица 1909 1969 2029

Металл/собака 1910 1970 2030

Металл/свинья 1911 1971 2031

Вода/крыса 1912 1972 2032

Вода/бык 1913 1973 2033

Дерево/тигр 1914 1974 2034

Дерево/заяц 1915 1975 2035

Огонь/дракон 1916 1976 2036

Огонь/змея 1917 1977 2037

Земля/лошадь 1918 1978 2038

Земля/овца 1919 1979 2039

Металл/обезьяна 1920 1980 2040

Металл/птица 1921 1981 2041

Вода/собака 1922 1982 2042

Вода/свинья 1923 1983 2043

Дерево/крыса 1924 1984 2044

Дерево/бык 1925 1985 2045

Огонь/тигр, 1926 1986 2046

 

Вы можете определить личный тибетский знак зодиака в сочетании с личным первоолементом. Для определения благоприятных и неблагоприятных дней вам потребуется только знак зодиака.

 

Таким образом вы сумеете, к примеру, определить, в какой день вам лучше начинать работу над новым проектом и т. д. В тибетской медицине очень важно знать самое благоприятное время для постановки диагноза и/или лечения. Этот наилучший день естественно является днем, когда энергии в вашем теле наиболее гармонично сочетаются с космическими энергиями. Следующую таблицу можно использовать для определения таких дней

 

Больное тело

 

Происхождение болезни

 

Для понимания разницы между первой и второй ветвями первого корня древа медицины или перехода от первой ветви ко второй проводится следующая аналогия: «В здоровом состоянии тело подобно воде, в больном состоянии тело подобно льду».

 

Посредством этого сравнения демонстрируется, что гармоничный поток сбалансированных основных телесных составляющих, телесных выделений и телесных энергий нарушился. Сравнение со льдом лучше всего подходит к «холодной» или хронической болезни, когда наблюдаются застойные состояния. В случае «горячей» или острой болезни можно воспользоваться сравнением с водой и сказать, что вода обращается в пар. Каковы причины подобной дисгармонии?

 

Основная причина всех страданий, а значит и всех болезней состоит в искаженном взгляде на реальность. Это означает, что тело и разум связываются с предположительно независимым «эго» (или «Я»), которое воспринимается как самодостаточное и существующее как «вещь в себе».

 

Наверняка вам захочется узнать, каково

местонахождение этого «эго» в теле, так как ни йоги, ни нейрохирурги не в состоянии были его обнаружить. И насколько действительно независимо это «эго»? Возможно ли, что это «эго» существует только во взаимосвязи, в синхронности и резонансе со всеми другими «эго» или элементами нашей Вселенной?

 

Для ответа на этот вопрос (и многие другие) тантрическая наука разработала четкие инструкции по экспериментированию в рамках индивидуального континуума тело—разум. Посредством медитативных упражнений каждый человек способен самостоятельно приступить к поиску ответа на указанный вопрос.

 

В тибетском духовном учении эти корреляции классически иллюстрируются на примере радуги. Фундаментальной причиной этого природного феномена является солнце со своими лучами, а «запускающими условиями» служат дождевые капли. Поскольку дождевые капли падают в направлении, противоположном движению солнечных лучей, они могут подвергаться преломлению и следовательно отражать свет определенным образом, что и приводит к появлению радуги. Это мимолетное проявление исчезает, как только солнце скрывается за облаками или дождь прекращается. Только что такая «реальная», радуга исчезает в мгновение ока. Это означает, что радуга не является независимой и не существует сама по себе.

 

Точно так же «эго» является феноменом, который не способен существовать независимо. Его появление в материальном мире имеет свои причины и механизмы, приводящие его в действие. Это могут быть, к примеру, очень сильные чувства, глубоко укоренившиеся привычки, мысли и т. п. В конечном счете по своей природе «эго» является чистейшей пустотой, причем «пустоту» ни в коей мере не следует уравнивать с «ничем». В тибетском буддизме пустота приравнивается к бесконечному пространству без центра и границ. Это пространство ассоциируется также с «сияющим знанием» (knowing radiance). Глубочайшее понимание и интернализация факта о не существующем в основе своей «эго» приводит к такому «сияющему знанию», другими словами, к просветлению.

Болезнь тоже есть то, что не существует само по себе, независимо. Проявления болезней зависят прежде всего от невежества. Более того, исходными причинами, приводящими к болезням, являются привязанности, отрицание и апатия, а также непосредственно благоприятствующие их аккумуляции условия, связанные с временем года, неправильным питанием, неправильным образом жизни и т. д.

Фундаментальное невежество приводит к образованию 84 тысяч болезнетворных эмоций. Они, в свою очередь, соответствуют 84 тысячам различных болезней. Эти болезни можно объединить в 1616 болезней, а те, в свою очередь, свести к 404 болезням. Эти 404 болезни можно окончательно сократить до 101 первичной болезни, исходя из дисбалансов телесных энергий.

Тибетцы — мастера в области идеальных классификаций. В классических текстах нарушения подразделяются в соответствии с множеством различных аспектов. Преимущество такого подхода состоит в том, что болезнь можно рассматривать не только схематичным и односторонним образом, но также со многих различных точек зрения.

 

Отдаленные (то есть первичные, исходные) причины болезни

 

Первоочередную важность представляют следующие три фундаментальных ментальных яда: привязанность (жадность), гнев (ненависть) и апатия (забывчивость, равнодушие).

 

Эти три умственных «яда» являются прямыми причинами образования трех соответствующих телесных энергий: Lung (ветер), Tripa (желчь) и Peken (слизь). Вот почему их называют исходными или первостепенными причинами для возникновения болезней. Для формирования индивидуального типа конституции важность имеют образ жизни и питание матери во время беременности, а также качество спермы и яйцеклеток.

 

Эти факторы не обязательно являются причиной образования кармических болезней. Однако латентная базовая схема (модель), формирующаяся в уме человека, приводит к резонансу соответствующей телесной энергии. Следовательно, создается предрасположенность к болезни на физическом уровне.

Однако для развития этого потенциала обычно требуются дополнительные условия. В физически-эмоционально-ментальном плане можно оказывать влияние на то, на каком уровне и насколько сильно проявятся эти находящиеся в латентном состоянии факторы.

 

В учениях и медитационных схемах тибетской медицины thangkas («тхангкас») три исходные причины болезней символизируются тремя животными:

 

Lung/ ветер Красный петух

Tripa /желчь Зеленая змея

Peken /слизь Черная свинья

 

В других учениях используется символ пары, предающейся физической любви, которая приводит к созданию энергии Lung/ветер. Символом Tripa являются два дерущихся мужчины, а символом энергии Peken — спящий человек.

 

Образование телесных энергий под действием трех основных ментальных ядов:

 

Телесная энергияФормируется под действием следующих эмоций:

Lung /ветер желание, привязанность (страсть)

Triра /желчь раздражение, гнев, ярость, ненависть

Peken /слпзъ апатия, ограниченность (узколобость)

 

Непосредственные (прямые) причины болезни

 

Ниже указывается то, что рассматривается как непосредственные (прямые) причины или дополнительные факторы, «запускающие» болезнь. Эти факторы касаются как кармических болезней, так и болезней, приобретенных в этой жизни в результате нарушения баланса телесных энергий:

• сезонные изменения

• схемы питания и поведения, а также

• так называемые невидимые силы.

Каждый из трех указанных факторов может быть:

• слишком сильным

• слишким слабым или

• иметь неестественное проявление

и в результате приводить к нарушениям или дисбалансам в организме человека. Примерами поведенческих моделей могут служить: слишком большое количество впечатлений в результате избыточного просмотра телепрограмм, оказывающих неблагоприятное влияние на организм, или дисбаланс телесных энергий, вызванный тем, что человек часто слушает громкую музыку. Что касается питания, то неестественное пристрастие к сладостям или острой пище и т. п. может приводить к соответствующему дисбалансу (см. главы «Общие модели поведения» и «Привычки питания»).

 

Накопление (аккумулирование) телесной энергии всегда происходит в определенном месте. Это естественный процесс, согласующийся с природой элементов в преобладающих энергиях и с соответствующей конституцией тела. Только в том случае, когда какое-то вместилище полностью заполняется соответствующей телесной энергией, она начинает перетекать в место, предназначенное для другой телесной энергии.

 

Для того, чтобы этот процесс начался, необходимы дополнительные факторы, например, тепло или холод. В этой точке (по крайней мере в этой временной точке) перетекание энергии представляет собой нарушение гуморов или проявление заболевания. В случае возникновения таких дисбалансов тело проявляет естественную тенденцию к восстановлению баланса путем изменения привычек питания и образа жизни. Внутренняя мудрость тела — по крайней мере до развития болезни - - позволяет выбрать такие принципы питания и стиль жизни, которые дают организму возможность успешно противостоять болезни (см. также «Сезонные изменения»).

 

Однако такая инстинктивная мудрость тела, естественно присущая всем живым существам, в настоящее время все больше сходит на нет. Причиной этого являются укоренившиеся неправильные питание и образ жизни (например, избыточное потребление сахара, деликатесов или постоянное сидение перед телевизором). Более того, дети, выросшие в подобной неестественной обстановке, не в состоянии позже выработать здоровые привычки. С точки зрения тибетской медицины, такие дети непрерывно подвергаются избыточному воздействию определенных вкусов, чувственных впечатлений и т. д. Если своевременно не применить необходимые контрмеры, неизбежно разовьются заболевания. Хотя потребность в сладком можно считать естественной потребностью организма, большое значение имеет то, как человек удовлетворяет эту потребность: съедает ложку прополиса, меда и т. п. или большими порциями поглощает мороженое.

 

Если вы хотите оставаться здоровым, не давайте возможности вредным воздействиям аккумулироваться, обеспечивая необходимый баланс энергий посредством правильных жизненных привычек и питания. Если избыточная аккумуляция уже произошла, проявления болезни можно облегчить с помощью соответствующих контрмер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.134 с.)