Вкусовая с-ма, ее рецепторы, мех-мы восприятия вкусовых ощущений.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вкусовая с-ма, ее рецепторы, мех-мы восприятия вкусовых ощущений.



В процессе эволюции вкус формировался как механизм выбора или от-вергания пиши. В естественных условиях вкусовые ощущения комбини­руются с обонятельными, тактильными и термическими, также создава­емыми пищей. Важным обстоятельством является то, что предпочтительный выбор пищи отчасти основан на врожденных механизмах, но в значительной мере зависит от связей, выработанных в онтогенезе условнорефлекторным путем. Рецепторы вкуса (вкусовые почки) расположены на языке, задней стен­ке глотки, мягком небе, миндалинах и надгортаннике. Больше всего их на кончике, краях и задней части языка. Каждая из примерно 10 000 вкусо­вых почек человека состоит из нескольких (2—6) рецепторных клеток и, кроме того, из опорных клеток. Вкусовая почка имеет колбовидную фор­му; у человека ее длина и ширина около 70 мкм. Вкусовая почка не дости­гает поверхности слизистой оболочки языка и соединена с полостью рта через вкусовую пору. Вкусовые клетки — наиболее коротко живущие эпителиальные клетки организма. Каждая из ре­цепторных вкусовых клеток име­ет на конце, обращенном в просвет поры, 30—40 тончайших микроворси­нок толщиной 0,1 — 0,2 мкм и длиной 1—2 мкм. Считают, что они играют важную роль в возбуждении рецепторной клетки, воспринимая те или иные химические вещества, адсорбированные в канале почки. В области микроворсинок расположены активные центры — стереоспецифические участки рецептора, избирательно воспринимающие разные адсорбирован­ные вещества. Этапы первичного преобразования химической энергии вкусовых веществ в энергию нервного возбуждения вкусовых рецепторов в деталях еще не известны.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ Д

Память, ее виды, мех-мы формирования.

В формировании и осуществлении высших функций мозга важное зна­чение имеет общебиологическое свойство фиксации, хранения и вос­произведения информации, объединяемое понятием «память».

Память как основа процессов обучения и мышления включает в себя четыре тесно связанных между собой процесса: запоминание, хранение, уз­навание, воспроизведение. Важное значение не только процессов запоминания, но и процесса забывания. Виды памяти классифицируют по форме проявления (образная, эмоци­ональная, логическая, или словесно-логическая), по временной характе­ристике, или продолжительности (мгновенная, краткосрочная, долго­срочная). Образная память проявляется формированием, хранением и воспроизве­дением ранее воспринятого образа реального сигнала, его нервной модели. Под эмоциональной памятью понимают воспроизведение некоторого пере­житого ранее эмоционального состояния при повторном предъявлении сиг­нала, вызвавшем первичное возникновение такого эмоционального состоя­ния. Эмоциональная память характеризуется высокой скоростью и прочно­стью. Логическая (словесно-логическая, семантическая) память — память на словесные сигналы, обозначающие как внешние объ­екты и события, так и вызванные ими ощущения и представления. Мгновенная (иконическая) память заключается в образовании мгновен­ного отпечатка, следа действующего стимула в рецепторной структуре. Этот отпечаток, или соответствующая физико-химическая энграмма внешнего стимула, отличается высокой информативностью, полнотой признаков (отсюда и название «иконическая память», т.е. четко прорабо­танное в деталях отражение) действующего сигнала, но и высокой скоро­стью угасания. При достаточной силе действующего стимула иконическая память пе­реходит в категорию краткосрочной (кратковременная) памяти. Краткосрочная память — оперативная память, обеспечивающая выпол­нение текущих поведенческих и мыслительных операций. В основе ее ле­жит повторная многократная циркуляция импульсных разрядов по круго­вым замкнутым цепям нервных клеток. Кольцевые структуры могут быть образованы и в пределах одного и того же нейрона. Превращение краткосрочной памяти в долгосрочную (консолидация па­мяти) в общем виде обусловлено наступлением стойких изменений синап-тической проводимости как результат повторного возбуждения нервных клеток. По данным нейрофизиологии и нейрохимии, в основе долгосроч­ной памяти лежат процессы синтеза белковых молекул в клетках головно­го мозга. Определенное значение в механизмах долгосрочной памяти имеют из­менения, наблюдающиеся в медиаторных механизмах, обеспечивающих процесс химической передачи возбуждения с одной нервной клетки на другую. Динамика транс­мембранных токов этих ионов делает мембрану более чувствительной к действию медиаторов. Одной из распространенных химических теорий памяти является гипо­теза Хидена о белковой природе памяти. Информация, лежащая в основе долговременной памяти, кодируется, записывается в структуре полинуклеотидной цепи молекулы. Разная структура импульс­ных потенциалов, в которых закодирована определенная сенсорная ин­формация в афферентных нервных проводниках, приводит к разной пере­стройке молекулы РНК, к специфическим для каждого сигнала перемеще­ниям нуклеотидов в их цепи.

 

Эмоции, их биологическая роль.

Эмоция — специфическое состояние психической сферы, одна из форм целостной поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологиче­ские системы и обусловленная как потребностями организма, так и уровнем возможного их удовлетворения. Субъективность категории эмоции проявляется в переживании челове­ком его отношения к окружающей действительности. Эмоции — рефлек­торные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, харак­теризующиеся ярко выраженной субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности. Эмоции не имеют биологической и физиологической ценности, если организм располагает достаточной информацией для удовлетворения сво­их желаний, основных своих потребностей.

Эмоциональное возбуждение как результат определенной мотивацион-ной деятельности теснейшим образом связано с удовлетворением потреб­ностей человека: пищевой, защитной и половой.

Эмоции проявляются при недостатке точных сведений и путей дости­жения жизненных потребностей. Такое представление о природе эмоции позволяет формировать ее информационную природу в следующей форме (П. В. Симонов): Э = П (Н — С), где Э — эмоция, П – жизненно важная потребность орг-ма, Н — информа­ция, необходимая для достижения цели, удовлетворения данной потребно­сти; С — информация, которой владеет организм и которая может быть использована для организации целенаправленных действий.

Дальнейшее развитие эта концепция получила в трудах Г. И. Косицко-го, который'предложил оценивать величину эмоционального напряжения по формуле:

СН = Ц(ИННН- ИССС),

где СН — состояние напряжения, Ц — цель, Ин, Вн, Эн — необходимые информация, время и энергия, Ис, ВС) Эс — существующие у организма информация, время и энергия. Первая стадия напряжения (CHI) — состояние внимания, мобилизация активности, повышение работоспособности. Вторая стадия напряжения (CHII) характеризуется максимальным уве­личением энергетических ресурсов организма, повышением артериального давления, увеличением частоты сердцебиений, дыхания. Третья стадия возб – астеническая отрицательная реакция, характеризующаяся истощением ресурсов организма и находящая свое психологическое выражение в состоянии ужаса, страха, тоски. Четвертая стадия возб-я – стадия невроза.

 

Сон, его виды и стадии.

Сон — жизненно необходимое периодическое функциональное состоя­ние, характеризующееся специфическими электрофизиологическими, соматическими и вегетативными проявлениями.

Биологической целью сна является отдых. Гуморальная концепция основную причину наступления сна объясняет накоплением продуктов метаболизма во время периода бодрствования. Большую роль в индуцировании сна имеют специфические пептиды, на­пример пептид «дельта-сна». Теория информационного дефицита основной причиной наступления сна полагает ограничение сенсорного притока.

Оказалось, что сон представляет собой совокупность двух чередующихся фаз: «медленного», или «ортодоксаль­ного», сна и «быстрого», или «парадоксального», сна. Название этих фаз сна обусловлено характерными особенностями ЭЭГ: во время «медленно- го» сна регистрируются преимущественно медленные волны, а во время «быстрого» сна — быстрый бета-ритм, характерный для бодрствования человека, что и дало основание называть эту фазу «парадоксальным» сном. Стадия I — дремота, процесс погружения в сон. Для этой стадии харак­терна полиморфная ЭЭГ, исчезновение альфа-ритма. В течение ночного сна эта стадия обычно непродолжительна (1—7 мин). Иногда можно на­блюдать медленные движения глазных яблок, при этом быстрые их дви­жения полностью отсутствуют. Стадия II характеризуется появлением на ЭЭГ так называемых сонных веретен (12— 18 в 1 с) и вертекс-потенциалов, двухфазовых волн с ампли­тудой около 200 мкВ на общем фоне электрической активности амплиту­дой 50—75 мкВ, а также К-комплексов (вертекс-потенциал с последую­щим «сонным веретеном»). Эта стадия является наиболее продолжитель­ной из всех; она может занимать около 50 % времени всего ночного сна. Движения глаз не наблюдаются. Стадия III характеризуется наличием К-комплексов и ритмической ак­тивностью (5—9 в 1 с) и появлением медленных, или дельта-волн (0,5—4 в I с) с амплитудой выше 75 мкВ. Суммарная продолжительность дель­та-волн в этой стадии занимает от 20 до 50 % от всей III стадии. Отсутст­вуют движения глаз. Довольно часто эту стадию сна называют дель­та-сном. Стадия IV — стадия «быстрого», или «парадоксального», сна характери­зуется наличием десинхронизированной смешанной активности на ЭЭГ: быстрые низкоамплитудные ритмы (по этим проявлениям напоминает стадию I и активное бодрствование — бета-ритм), которые могут чередо­ваться с низкоамплитудными медленными и с короткими вспышками альфа-ритма, пилообразными разрядами, БДГ при закрытых веках. Продолжительность «медленного» сна составляет 75—85 %, а «парадок­сального» — 15—25 % от общей продолжительности ночного сна. Функц-е значение отд-х стадий снаразлично. Во сне происходит восстановление объемов кратковременной памя­ти, эмоционального равновесия, нарушенной системы психологических защит.

Во время «дельта»-сна происходит организация информации, поступив­шей в период бодрствования с учетом степени ее значимости. Предполага­ют, что во время «дельта»-сна происходит восстановление физической и умственной работоспособности, что сопровождается мышечной релакса­цией и приятными переживаниями; важным компонентом этой компенса­торной функции является синтез белковых макромолекул, в том числе в ЦНС, которые в дальнейшем используются во время «быстрого» сна. Сон и психическая деятельность, сновидения. При засыпании утрачивается волевой контроль за мыслями, нарушается контакт с реальностью и формируется так называемое регрессивное мышление. Оно возникает при уменьшении сенсорного притока и характеризуется наличием фантастиче­ских представлений, диссоциацией мыслей и образов, отрывочных сцен. Возникают гипнагогические галлюцинации, которые представляют собой серии зрительных застывших образов (типа слайдов); при этом субъектив­но время течет значительно быстрее, чем в реальном мире. В «дельта»-сне возможны разговоры во сне. Напряженная творческая деятельность резко увеличивает продолжительность «быстрого» сна. Первоначально было установлено, что сновидения возникают в фазе «быстрого» сна. Позднее было показано, что сновидения характерны и для «медленного» сна, особенно для стадии «дельта»-сна. Физиологическое значение сновидений заключается в том, что в снови­дениях используется механизм образного мышления для решения проб­лем, которые не удалось решить в бодрствовании с помощью логического мышления.

 

Гипноз, теории гипноза.

Гипноз — особое состояние человека, вызываемое искусственно, с по­мощью внушения и отличающееся избирательностью реагирования, повы­шенной восприимчивостью к психологическому воздействию гипнотизи­рующего и к понижению восприимчивости к другим влияниям.

Различают несколько стадий гипноза.

1)Стадия гипноидности сопровождается мышечным и психическим рас­слаблением, миганием и закрыванием глаз.

2)Стадия легкого транса, для которой характерна каталепсия конечностей, т.е. конечности могут длительное время находиться в необычном поло­жении.

3)Стадия среднего транса, при которой возникают амнезия, изменения личности; возможны простые гипнотические внушения.

4)Стадия глубокого транса характеризуется полным сомнамбулизмом, фантастическими внушениями.

Теории гипноза. Согласно теории частичного сна, созданной школой И.П. Павлова, гипноз рассматривают как искусственно вызванный частичный сон. Согласно этой теории, гипнотическое состояние подразделяется на три фазы: 1) уравнительную, в которую все раздражители независимо от их интенсивности действуют одинаково; 2) парадоксальную, когда слабый раздражитель оказывает эффект, в то время как сильный раздражитель не действует; 3) ультрапарадоксальную, когда возникает ответ на дейст­вие стимулов, на которые организм в состоянии бодрствования не реаги­рует. Теория психоанализа, предложенная школой 3. Фрейда, во главу угла ставит взаимоотношения гипнотизера и гипнотизируемого («сумасше­ствие вдвоем»). Гипнотизер играет роль всемогущего родителя; «гипно­тизер бессознательно желает магической власти и господства над па­циентом». У гипнотизера возникает парадоксальная ситуация: одно­временная потребность в близости и ощущение необходимости в дистан­ции.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.011 с.)