Многосторонние универсальные международные договоры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многосторонние универсальные международные договоры



Перечень многосторонних универсальных международных договоров, реализация которых осуществляется Министерством охраны окружающей среды Республики Казахстан приведен в таблице 1.

В настоящее время в Казахстане наиболее успешно реализуются 3 основных международных конвенций ООН по окружающей среде, в т.ч. по изменению климата, о биологическом разнообразии и борьбе с опустыниванием.

В рамках Рамочной конвенции ООН по изменению климата ведется работа, направленная на обеспечение энергетической безопасности страны, как на национальном, так и глобальном уровнях, адаптацию к изменению климата и смягчению их последствий для устойчивого развития Казахстана. В рамках реализации Конвенции ООН о борьбе с опустыниванием в Казахстане ведется огромная работа по предотвращению и сокращению масштабов опустынивания и негативного воздействия засухи, восстановлению деградированных земель и плодородия почв, разработке и внедрению экономических механизмов устойчивого землепользования. Ведется успешная работа по реализации положений Конвенции ООН о биоразнообразии.

Также Казахстан выполняет конвенции Европейской экономической организации ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, о трансграничном воздействий промышленных аварий, по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. В рамках выполнения данных конвенций ведется эффективное сотрудничество Казахстана по вопросам управления опасными отходами производства и потребления, решению проблем рационального использования и охраны водных ресурсов, выработке двусторонних и многосторонних мероприятий по предотвращению промышленных аварий, обеспечению готовности к ним и ликвидации их воздействия, взаимной помощи при ликвидации промышленных аварий, вопросам борьбы с загрязнением воздуха и переносом загрязнителей воздуха на большие расстояния и налаживание международного сотрудничества с государствами подверженными вредному воздействию трансграничных проблем.

В декабре 2005 года Закон РК № 97-III ратифицирована Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, которая станет реальным инструментом сохранения уникального биоразнообразия Каспийского моря, а также гарантом того, что с Каспийским морем не произойдет та трагедия, которая произошла с Аралом. Ратификация Тегеранской конвенции Казахстаном еще раз продемонстрировало всему мировому сообществу стремление нашей страны к достижению целей экономического развития с учетом интересов окружающей среды.

Также в декабре 2005 года Закон РК № 94-III ратифицирована Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц. К настоящему времени в Казахстане зарегистрировано в период гнездования, линьки, сезонных миграций и зимовки более 130 видов птиц. Ежегодная численность гнездящихся видов птиц достигает 10 млн., 2-3 млн. птиц прилетают сюда на линьку, а около 50 млн. перелетных птиц останавливаются на наших водоемах в период весенних и осенних миграций. Данная Конвенция создаст основу подхода к сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия и минимизации/ликвидации основных угроз на трех приоритетных территориях глобально значимых водно-болотных угодий, обеспечит доступ к новейшей информации и консультациям по принятию международных согласованных стандартов, изложенных в Рамсарской конвенции, и обеспечит возможность для поддержки проектов по водно-болотным угодьям, финансированием из Рамсарского фонда.

Кроме того, планируется ратификация Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, Роттердамской конвенции по применению процедуры предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН по изменению климата.

Реализации механизмов Киотского протокола позволит привлечь инвестиций в сферу энергетики и новых, наиболее современных технологий, развивать альтернативные источники энергии и привлечь дополнительные средства международных проектов и «зеленых инвестиций», которые будут вложены в новые экологически чистые и энергосберегающие технологии. При ратификации Стокгольмской конвенции Казахстан получит доступ к международным финансовым, информационным и технологическим ресурсам для решения вопросов по стойким органическим загрязнителям.

Роттердамская конвенция позволит развивающимся странам избежать многих ошибок, сделанных в промышленно-развитых странах, в которых злоупотребление химическими веществами и пестицидами часто приводило к заболеваниям и смерти людей и наносило ущерб окружающей среде. Таким образом, все страны смогут пользоваться преимуществами использования химических веществ и пестицидов, не нанося ущерба устойчивому развитию и экологической ситуации. Роттердамская конвенция позволит улучшить систему контроля и управления химическими веществами в Казахстане.

В целом, анализируя участие Казахстана в вышеуказанных международных природоохранных конвенциях можно констатировать, что участие в них дает свои положительные результаты и способствует привлечению дополнительных средств и новых технологий в охрану окружающей среды.

Таблица 1 Перечень многосторонних универсальных международных договоров

 

№ пп Наименование конвенции, соглашения Документ РК о присоединении (ратификации) Выгоды для Республики Казахстан
  Конвенция Всемирной метеорологической организации, 11 октября 1947 г. Постановление ВС РК о присоединении от 18.12.1992г. №1791-XII - всемирное сотрудничество в проведении метеорологических, гидрологических и геофизических наблюдений; - оперативный обмен метеорологической информацией; - применение метеорологии в авиации, судоходстве, при решении водных проблем, в сельском хозяйстве
  Конвенция о биологическом разнообразии. Рио-де-Женейро, июнь 1992 г. Постановление КМ РК об одобрении от 19.08.1994г. №918 - разработка национальной стратегии и плана действий по сохранению биоразнообразия. - сохранение и сбалансированное использование биологического разнообразия; - создание особо охраняемых природных территорий как наиболее эффективная мера сохранения редких и исчезающих видов растений и животных, уникальных эталонных участков, природных и историко-культурных комплексов; - законодательное закрепление охраны редких и исчезающих видов; - проведение мониторинга биоразнообразия, создание банков информации.
  Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду Постановление ВС о присоединении от 20.02.1995 от N 301-XIII  
  Рамочная конвенция ООН об изменении климата (UNFCC). Рио-де-Женейро, 11 июня 1992 г. Указ Президента РК о ратификации от 04.05.1995г. № 2260 - привлечение инвестиций в энергетическую и иные отрасли промышленности; - модернизация производств, технологическое развитие и повышение энергоэффективности производства; - ускорение экономического роста путем экономии энергоресурсов; - уменьшение нагрузки на окружающую среду; - сокращение выбросов парниковых газов и повышение имиджа страны как полноценного участника мирового сообщества.
  Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Монреаль, 16 сентября 1987 г. Закон РК о присоединении от 30.10.1997г. №176 - сокращение озонового слоя Земли; - сотрудничество в области научных исследований и мониторинга озона; -воздействие деятельности человека на озоновый слой; -последствия изменения состояния озонового слоя для здоровья человека и окружающей среды; -меры регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ; -поэтапное прекращение производства и потребления озоноразрушающих веществ.
  Венская конвенция об охране озонового слоя. Вена, 22 марта 1985 г. Закон РК о присоединении от 30.10.1997г. №177-I - сокращение озонового слоя Земли; - сотрудничество в области научных исследований и мониторинга озона; -воздействие деятельности человека на озоновый слой; -последствия изменения состояния озонового слоя для здоровья человека и окружающей среды; -меры регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ; -поэтапное прекращение производства и потребления озоноразрушающих веществ.
  Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Эспо (Финляндия), 25 февраля 1991 г. Закон РК о присоединении от 21.10.2000г. № 86-II - налаживание международного сотрудничества с государствами, подверженными вредному воздействию трансграничными проблем; - возможность решения экологических проблем совместно с приграничными государствами; - возможность выработки совместных превентивных мер; - возможность своевременного предотвращения вредного воздействия на окружающую среду, способствует устойчивому развитию, способствует выработке политике, направленной на предотвращение, уменьшение и мониторинг значительных вредных видов воздействий на окружающую среду.
  Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Женева, 10 ноября 1979 г. Закон РК о присоединении от 23.10.2000г. № 89-II -укрепление связи с Европейской экономической комиссией ООН; - налаживание сотрудничества по вопросам борьбы с загрязнением воздуха и переносом загрязнителей воздуха на большие расстояния; -способствует реализации Заключительного акта Совещания по безопасности сотрудничеству в Европе; - способствует реализации принципа 21 Декларации Конференции ООН по проблеме окружающей человека среды; - возможность предотвращения отрицательных последствий загрязнения воздуха; -возможность обмена информацией об уровне выбросов загрязнителей воздуха, имеющих трансграничный характер; -возможность налаживания научного сотрудничества по разработке чистых производств и очистных сооружений; -способствует совместной выработке решений по предотвращению переноса загрязнителей воздуха на большие расстояния.
  Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий Закон РК о присоединении от 23.10.2000г. № 91-II - координация деятельности по обеспечению защиты людей и окружающей среды от воздействия промышленных аварий; - стимулирование рационального, экономически целесообразного и эффективного использования мероприятий по предотвращению аварий; - налаживание международного сотрудничества по предотвращению воздействия промышленных аварий; - выработка двусторонних и многосторонних мероприятий по предотвращению промышленных аварий, обеспечению готовности к ним и ликвидации их воздействия; - оказание взаимной помощи при ликвидации промышленных аварий.
  Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды Закон РК о ратификации от 23.10.2000г. № 92-II - обеспечение доступа к экологической информации; - повышение уровня информированности общественности об экологических проблемах; -укрепление экологического законодательства при соблюдении экологических норм.
  Поправка к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, Лондон, 27-29 июня 1990г. Закон РК о присоединении от 07.05.2001г. №191-II  
  Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Базель, 20-22 марта 1989 г. Закон РК о присоединении от 10.02.2003г. №389-II Реализация позволит всем странам объективно оценивать ситуацию в регионе и оградить нашу страну от возможных необоснованных обвинений в значительном загрязнении морской среды и в нарушении равновесия экосистемы. Она станет реальным инструментом сохранения уникального биоразнообразия Каспийского моря, а также гарантом того, что с Каспийским морем не произойдет та трагедия, которая произошла с Аралом. Ратификация Тегеранской конвенции Казахстаном еще раз продемонстрировало всему мировому сообществу стремление нашей страны к достижению целей экономического развития с учетом интересов окружающей среды.
  Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием. Закон РК о ратификации от 07.07.1997г. № 149-1 - планирование и осуществление деятельности по борьбе с опустыниванием и деградацией земель; - предотвращение деградации природных экосистем; - поэтапное восстановление естественного потенциала опустыненных территорий; -стратегия и приоритеты по борьбе с опустыниванием и смягчение последствий засухи в рамках политики по устойчивому развитию
  Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве места обитания водоплавающих птиц (с поправками, внесенными в нее Парижским протоколом от 3 декабря 1982 года, и поправками, внесенными в Режине 28 мая 1987 года) Закон РК о присоединении от 13.12.2005г. № 94-III. - создать основу подхода к сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия и минимизации/ликвидации основных угроз на трех приоритетных территориях глобально значимых водно-болотных угодий. - обеспечить доступ к новейшей информации и консультациям по принятию международных согласованных стандартов, изложенных в Рамсарской конвенции, таких как классификация типов водно-болотных угодий, критерии определения водно-болотных угодий международного значения, руководящие принципы в отношении применения концепции разумного использования, управления и планирования на водно-болотных угодьях; - обеспечить возможность для поддержки проектов по водно-болотным угодьям, финансированием из Рамсарского фонда
  Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеран, 4 ноября 2003года) Законом РК о ратификации от 13 декабря 2005 года № 97-III.  
  Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях. Стокгольм, 22 мая 2001 года Подписана 2 мая 2001 года. Ратифицирована ЗРК от 2007 года -финансовым механизмом Конвенции о стойких органических загрязнителях выступает Глобальный экологический фонд. Чтобы получить право на финансирование в рамках финансового механизма страна должна быть развивающейся страной или страной с переходной экономикой и ратифицировать настоящую Конвенцию; - доступ к международным финансовым, информационным и технологическим ресурсам, поскольку согласно статьям 12 и 13 Конвенции, Стороны конвенции, являющиеся развитыми, предоставляют новые и дополнительные финансовые ресурсы
  Роттердамская конвенция по применению процедуры предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле Ратифицирована ЗРК от 2007 года - присоединение к процессу принятия решения о том, какие вещества необходимо вносить в список ППОС веществ. Таким образом, Казахстан получит право голоса при решении данных вопросов и возможность отстаивать свои как экологические, так экономические интересы; - информационный обмен с другими странами-участницами в части управления использованием химических веществ; - доступ к технической помощи в рамках Роттердамской конвенции для улучшения системы контроля и управления химическими веществами. Роттердамская конвенция является мощным инструментом по мониторингу и контролю за рисками при использовании особо опасных химических веществ и пестицидов. Казахстан получит доступ к информации о таких веществах, их влиянии на здоровье человека и окружающую среду. Используя эти данные, страна сможет выстраивать собственную политику по использованию, запрещению или ограничению его использовании

Контрольные вопросы

1. Перечислите конвенции, касающиеся вопросов охраны воздушной среды.

2. Перечислите конвенции, касающиеся вопросов охраны водной среды.

3. Перечислите конвенции, касающиеся вопросов биоразнообразия.

4. Перечислите конвенции, касающиеся вопросов охраны земельных ресурсов.

Рекомендуемая литература

1. http://www.nature.kz

2. Шилов И.А. Экология. – Москва: Высшая школа, 2006. – 512с.

3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 560с.

4. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек-экономика-биота-среда. – Москва: ЮНИТИ, 2007. – 495с.

Задания для СРС

1. Приведите перечень многосторонних универсальных международных договоров, относящихся к компетенции государственных органов, регулирующие вопросы охраны окружающей среды, кроме Министерства охраны окружающей среды и их выгоды для Казахстана

2. Приведите перечень многосторонних универсальных международных договоров, требующих проведения внутригосударственных процедур и их выгоды для Казахстана

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7

ТЕМА: Заповедные территории Республики Казахстан

ЦЕЛЬ: Изучение особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан

C 1994 года Республика Казахстан является стороной Конвенции о сохранении биоразнообразия, обеспечивая сохранение природных объектов на своей территории. Подготовлены Национальный Доклад и Стратегия по сохранению биоразнообразия, осуществляются национальные и региональные проекты, организуются новые объекты природно-заповедного фонда.

Особо охраняемые природные территории – участки земель, вод, лесов и недр с правовым режимом особой охраны либо регулируемым режимом хозяйственной деятельности, обеспечивающие сохранение и восстановление государственного природно-заповедного фонда.

В настоящее время в Республике Казахстан официально зарегистрировано:

- 7 государственный национальных природных парков («Алтын-Эмель», Баянаульский, Иле-Алатауский, Каракаралинский, Катон-Карагайский, «Кокшетау», Чарынский);

- 10 государственных природных заповедников (Аксу-Жабаглинский, Алакольский, Алматинский, Барсакельмесский, Западно-Алтайский, Каратауский, Коргалжинский,

Маркакольский, Наурзумский, Устюртский);

- 2 государственных природных резервата («Семей орманы», «Ертис орманы»);

- 2 государственных природных парка («Буйратау», «Медео»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.211.141 (0.078 с.)