Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицина в средневековой руси. Медицина в древнерусском государстве (ix—XIV вв. ) киевская русь, халифаты.

Поиск

Русь

Развитие врачеваний

Врачевание существовало в 3 формах: 1- народное врачевание (кудесничество и знахарство), 2 – монастырская медицина(развивалась после принятия христианства) и 3- светская медицина.

Народная медицина. Развивалась издавна и была неотъемлемой частью языческой культуры. Вплоть до 19 столетия была единственным доступным средством поддержания здоровья. Объединяло реальные знания целебных сил природы и веру в чудодейственные тайны. Врачеванием занималось языческое жреческое сословие(ведуны, ведьмы и т д) в сферу их деятельности входили: общественные магические действия, знахарство, гадание и т д. Позднее Народных врачевателей называли лечцами. О них говорится в «Русской Правде» — древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение. Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений. Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.

Применялись средства минерального происхождения. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды. Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников.

 

Монастырская медицина стала развиваться после принятия христианства. Болезнь воспринималась как наказание или вселение бесов, а выздоровление это духовной прощение. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры—первого русского монастыря. Со всей Руси ходили в Киево-Печерскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление. Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Среди них наиболее известны Антоний, Алимпий, который излечивал прокаженных и Агапит. Агапит бесплатно лечил обитателей монастыря, сам готовил лекарства и ухаживал за больными, исцелил князя Владимира Всеволодовича (послал ему зелье)Таким образом, «Киево-Печерский патерик» содержит первые конкретные сведения о врачебной этике в древней Руси: лечец должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования, ради больного выполнять даже самые черные работы, быть терпимым и т д.

Некоторые, древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи

Одной из самых популярных книг XI в. был «Изборник».Цель его – связать общественные отношения на Руси с нормами христианской морали.

В «Изборнике» говорится о лечцах-резалниках (хирургах), которые умели «разрезать ткани», ампутировать конечности, другие больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа, лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны ножи для рассечения и врачебные точила. Вместе с тем в «Изборнике» приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильна.

В древнерусской литературе XII в. имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.

 

Светская медицина У князей и боярслужилисветскиелечцыкакрусские, такииноземные. Так, придвореВладимира' Мономахаслужиллечец-армянин. Он умел определять болезни по пульсу и внешнему виду больного.

Между различными направлениями врачевания шла упорная борьба.

 

Санитарное дело

По уровню развития санитарное дело опережало страны Западной Европы. На территории древнего Новгорода открыты и изучены многоярусные (до 30 настилов) деревянные мостовые, созданные в X—XI вв., более 2100 построек с находящимися в них предметами гигиенического обихода, вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы — одни из древнейших в Северной Европе Неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня, которая издавна считалась замечательным средством врачевания. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и «накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.

В русских летописях приведены ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли «мором». Население прибегало к мерам ограничения зараженных мест – на дорогах к городам, захваченным болезнями ставились заставы а в лесах засеки. Однако хоронили умерших при церквях что способствовало распространению заразы. Сохранялось мнения что причиной мора служат сверхъестественные причины. Недопонимание того, что причиной болезней являются нищета и грязь усиливали эпидемии.

 

Халифаты

Арабоязычная культура и медицина

Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им. Цивилизаций.

В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о четырех стихиях и четырех телесных соках. Согласно представлениям арабов, каждая из стихий и жидкостей участвует в создании четырех качеств: тепло, холод, сухость и влажность, которые определяют темперамент каждого человека. Он может быть нормальным, в случае сбалансированности всех составляющих, или «неуравновешенным. Когда равновесие нарушено, задача врача — восстановить первоначальное состояние.

При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима и только потом применялись лекарства.

Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи. Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт. Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Ар-Рази. Ар-Рази составил первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине «Всеобъемлющая книга по медицине» в 25 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы. Другой энциклопедический труд Ар-Рази «Медицинская книга» в 10 томах обобщила знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний.

Среди многочисленных сочинений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори». В нем Ар-Рази четко сформулировал идею заразности этих заболеваний и описал их дифференциальную диагностику, лечение, питание больного, меры защиты от заражения, уход за кожей заболевшего.

Исламские традиции не допускают вскрытия человеческого тела.но внесли существенный вклад в развитие отдельных областей анатомии и хирургии. Особенно ярко это проявилось в офтальмологии. Исследуя строение глаза животных, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал названия его частям, выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз.

К плеяде замечательных арабских окулистов принадлежит и Аммар ибн Али ал-Маусили. Разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы имела большой успех и получила название «операция Аммара».

Большой вклад в развитие учения о глазных болезнях внес Али ибн Иса. Написал книгу «Меморандум для окулистов».Первая часть книги посвящена описанию глаза и его строения, вторая — болезням глаза, которые ощущаются органами чувств, третья— болезням глаза, которые незаметны для больного.

Лечение глазных болезней явилось той областью медицины, в которой влияние арабской школы ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в.

 

К выдающимся достижениям арабов в области анатомии относится описание легочного кровообращения.

Хирургия в средневековом арабоязычном мире была скорее ремеслом т к ислам запрещал вскрытия трупов.

Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается аз-Захрави. Аз-Захрави блестяще оперировал. К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шов с литкой и двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе; он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением костей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты.

Организация больничного дела получила в халифатах значительное развитие. Изначально учреждение больниц было делом светским. Больницы, основанные мусульманами, были трех видов.

К первому виду относились больницы, учрежденные халифами или известными мусульманскими деятелями и рассчитанные на широкие слои населения. Они финансировались государством, имели штат врачей и обслуживающего персонала. При больницах создавались библиотеки и медицинские школы. Обучение было теоретическим и практическим: учащиеся сопровождали учителя во время его обхода в больнице и посещали вместе с ним больных на дому.

Больницы второго вида финансировались известными врачами и религиозными деятелями и были небольшими.

Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения. Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях. Во время военных походов наряду с врачами-мужчинами воинов сопровождали и женщины-врачи, которые ухаживали за ранеными.

Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний. Запрет производить вскрытия, с одной стороны, ограничил исследования строения тела и его функций, а с другой— направил усилия врачей на поиск иных путей: сохранения здоровья и привел к разработке рациональных мероприятий гигиенического характера. Многие из них закреплены в «Коране».

Медицинское образование осуществлялось:

1 – самообразование, 2- обучение у своих родителей-врачей, 3 – обучение у известных врачей, 4- обучение в медицинских школах.

 

ГИСТОЛОГИЯ

Гистология — наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей живых организмов.

Становление гистологии тесно связано с развитием микроскопической техники и микроскопических исследований, созданием клеточной теории строения организмов и учения о клетке.В истории учения о тканях и микроскопическом строении органов выделяют два периода: 1) домикроскопический и 2) микроскопический.

Эмпирический период

В этот весьма продолжительный период (вплоть до XVIII в.) первые представления о тканях складывались на основании анатомических исследований трупов, а первые научные обобщения делались без применения микроскопа.В то же время именно в этот период зарождалась и создавалась микроскопическая техника Термин микроскоп' появился лишь в 1625 г. Первое его применение в естествознании связано с именем Роберта Гука.

Большое значение для становления гистологии, эмбриологии и ботаники имели работы Марчелло Мальпиги — итальянского врача, анатома и натуралиста. Ему принадлежит открытие капилляров.

Значительный вклад в развитие микроскопии внес голландский натуралист-самоучка Антоны ван Левенгук.он впервые увидел и зарисовал эритроциты, сперматозоиды, бактерии, а также простейших и отдельные растительные и животные клетки. Эти разрозненные наблюдения над клетками не сопровождались обобщениями и еще не привели к созданию науки.

Первая.попытка систематизации тканей организма (без применения микроскопа) была предпринята французским врачом Мари Франсуа Ксавье Биша, который считается основоположником гистологии как науки. Наряду с хрящевой, костной и другими тканевыми «системами» он различал волосяную, венозную, кровеносную, которые (как это известно сегодня) являются структурами органного характера, а не тканевого.

МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Период систематических микроскопических исследований тканей открывается клеточной теорией строения организмов. Теория была сформулирована в трудах Шванна и Шлейдена

По оценке Ф. Энгельса создание клеточной теории явилось одним из главнейших научных достижений эпохи, которое выявило тождественность процессов, происходящих во всех многоклеточных организмах.

Одним из основоположников учения о клеточном строении был Ян Эвангелист Пуркине — чешский естествоиспытатель и общественный деятель, основатель пражской гистологической школы.первым увидел нервные клетки в сером веществе головного мозга, описал элементы нейроглии, открыл волокна проводящей системы сердца (волокна Пуркине) и т. д..

В гистологическую практику были введены водные и масляные иммерсионные объективы, изобретен микротом, применены новые фиксаторы.

В России гистология развивалась в тесной связи с достижениями мировой науки. В 40-х годах XIX в. гистология была включена в программу преподавания смежных дисциплин — анатомии и физиологии.

 

Общая патология.Периоды



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 3531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.113.164 (0.011 с.)