Наемный труд: трактовка природы труда и взаимодействия с капиталом в работах представителей основных школ экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наемный труд: трактовка природы труда и взаимодействия с капиталом в работах представителей основных школ экономической теории



Труд-есть целесообразная деятельность людей, направленная на производство материальных и духовных благ для удовлетворения человеческих потребностей. В процессе труда преобразуются не только материальные ресурсы, но и сам производитель. Совершенствуютс его способности к труду, навыки, растет профессиональное мастерство, развиваются личностные качества человека.

Труд– это любая физическая или интеллектуальная деятельность человека, которая затрачивается для получения определенных благ и услуг. Труд характеризуется интенсивностью и производительностью. Под интенсивностью понимается напряженность труда, характеризуемая степенью расходования рабочей силы в единицу времени.

Классики политической экономии положили труд в основу стоимости товара, а стоимость, в свою очередь, является фундаментальной базой для образования всех стоимостных (денежных) форм - цены, себестоимости, заработной платы, амортизации, прибыли, налогов и ренты в денежной форме, кредитам процента.

К, Маркс развил и поднял на качественно более высокий уровень теорию трудовой стоимости. Он ввёл понятие двойственного характера труда, выделив абстрактный и конкретный труд, обосновал категорию общественно- необходимых затрат труда. По оценке К.Маркса, от учёта двойственного характера труда «зависит понимание политической экономии».6

«Конкретный труд как экономическая категория не представляет сложности для понимания, его полезный характер очевиден, так как потребительная стоимость, создаваемая конкретным трудом, выступает на поверхности явлений».7

Абстрактный труд К.Маркс определил так: «Всякий труд есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, и в этом своём качестве одинакового или абстрактного человеческого, труд образует стоимость товаров».8

В экономической науке стран Запада, труд в качестве экономической категории исследовался в широком диапазоне аспектов. На те из них, которые в наибольшей степени перекликаются с данным исследованием, обратим внимание ниже.

«Свойственный Веблену упор на технику и привычку к труду даёт основание предполагать, что он рассматривал трудовую деятельность населения как основу институциональных преобразований».9

«Оплата рабочего по существу не отличается от оплаты капитала - \\\ деле труд есть форма капитала! В теоретическом плане содержание капитала и приносимого им дохода одно и тоже независимо от конкретной общественной формы», говорил Найт.10

Комментируя теоретические разработки Френка Найта в области капитала и труда, Б. Селигмен пишет: «Инвестор вкладывает не определённое количество капитала, но скорее поток потребительского дохода определённой интенсивности и продолжительности. Л цель - получение равномерного дохода во времени - может быть достигнута достаточно просто, путём инвестирования и дезинвестирования в соответствии с конъюнктурой»."

 

 

13. Сравнительный анализ трактовок собственности в работах представителей основных школ экономической теории (сравнительный анализ 2-3 школ по выбору студента).

 

Неоклассицизм:

Права собственности считаются четко специфицированными, собственность является частной и не меняет своего характера, распределение собственности не оказывает влияния на эффективность экономической деятельности. Индивидуальные потребители имеют в собственности различные ресурсные наборы, которые продают фирмам, использующим их в соответствии со своими различными технологиями для производства. Распределение ресурсов становится Парето - эффективным. Необходимо регулировать лишь четкое соблюдение прав собственности. Эту роль выполняет государство за плату в форме налогов.

Неоклассическая теория строилась на идеях А. Пигу, который обосновывал необходимость государственного вмешательства в экономику для коррекции «провалов рынка» т.е. экстерналий, возникающих, когда индивид пользуется своими правами. Чем теснее социальные связи, тем больше внешние эффекты и сложнее их регулировать. Он выступал за установление налогов на деятельность, вызывающую отрицательные внешние эффекты, и за субсидирование деятельности, сопровождающейся положительными внешними эффектами. Существование экстерналий вызывает расхождения между частными и социальными издержками (по формуле: социальные издержки равны сумме частных и экстернальных, то есть возлагаемых на сторонних лиц).

Теорема Коуза вскрыла несостоятельность такого упрощенного подхода к проблеме экстерналий. В ней утверждается: «если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности». Тем самым предполагается, что в условиях нулевых трансакционных издержек (а именно из них неявно исходила неоклассическая теория) рынок способен справляться с внешними эффектами сам, без всякого вмешательства государства. Когда закон не запрещает заключать сделки по поводу внешних эффектов (т. е. налоги Пигу, компенсации и т.п.), «провалов рынка» не происходит и государство лишается оснований для вмешательства с целью корректировки рыночного механизма.

Если трансакционные издержки равны нулю, то форма институциональной реакции на внешние эффекты с точки зрения эффективности окончательного размещения ресурсов не имеет значения. Спецификация прав собственности с последующим их обменом равноценна установлению налога Пигу, введению количественных ограничений или вертикальной интеграции.

Пример. Если фирма загрязняет воздух и имеет право собственности на этот воздух, страдающие жители близлежащей деревни кооперируются и платят фирме за снижение производства до социально оптимального уровня. Если права собственности у жителей – они получают плату от фирмы за право производства на «их» территории.

проблема социальных издержек снимается, государство не нужно.

Иллюстрация теоремы Коуза на коробке Эджуорта.

Рассмотрим катание на мотоцикле по улицам посёлка, которое является благом для юноши, обкатывающего новый мотоцикл и антиблагом для пожилого жителя посёлка (шум двигателя). Две стороны коробки представляют количество часов езды на мотоцикле (вертикальная ось) и деньги на остальные блага для юноши (горизонтальная). На сторонах коробки в перевёрнутом виде – отсутствие мотоциклетного рокота и деньги для жителя.

Пусть точки K и L – исходное количество денег индивидуумов. KL – первоначальный уровень благосостояния. Исходная аллокация была бы однозначно определена, если бы между мотоциклистом и жителем посёлка каким-то образом было распределено право на мотоциклетную езду. Если юноша имеет право ездить на мотоцикле 8 часов в сутки, то исходная аллокация – точка K. L – точка, когда у жителя есть право запретить мотоциклетную езду. Если законодательство таково, что юноша в течение 2-х часов ездит на мотоцикле, а за превышение этого лимита – доплачивает жителю, то исходная аллокация – точка H.

Предположим, юноша катается ещё 2 часа и платит за это LR. Результат – Парето - эффективная аллокация F. Аналогично, при исходной точке K, права у юноши, и житель платит ему KN за то, чтобы он ездил на 2 часа меньше. Результат – Парето – эффективное G.

Если право на производство или запрещение внешних эффектов закреплено за экономическими субъектами, то и при наличии внешних эффектов рынок может обеспечить Парето - эффективное состояние в экономике независимо от того, кому принадлежат эти права.

При этом величина внешнего эффекта и распределение благосостояния зависят от распределения прав собственности. Когда предпочтения индивидуумов квазилинейны, точки касания кривых безразличия находятся на одной прямой, и величина внешнего эффекта одна и та же кому бы ни принадлежали права собственности на внешний эффект – это иллюстрация теоремы Коуза.

 

Неоинституциолизм:

Теория прав собственности.

1) Под системой прав собственности в неоинституциональной теории понимается все множество норм, регулирующих доступ к редким ресурсам. Такие нормы могут устанавливаться и защищаться не только государством, но и другими социальными механизмами - обычаями, моральными установками, религиозными заповедями. Согласно имеющимся определениям, права собственности охватывают как физические объекты, так и объекты бестелесные (скажем, результаты интеллектуальной деятельности). С точки зрения общества права собственности выступают как «правила игры», которые упорядочивают отношения между отдельными агентами. С точки зрения индивидуальных агентов они предстают как «пучки правомочий» на принятие решений по поводу того или иного ресурса. Каждый такой «пучок» может расщепляться, так что одна часть правомочий начинает принадлежать одному человеку, другая - другому и т.д. В 1961 году британский юрист Артур Оноре предложил пучок неразложимых и непересекающихся прав собственности. Институционалисты рассматривают любой обмен благами как обмен правами собственности на них.

 

 

Права собственности имеют поведенческое значение: одни способы действий они поощряют, другие подавляют (через запреты либо повышение издержек) и таким образом влияют на выбор индивидов. К основным элементам пучка прав собственности обычно относят

1) право на исключение из доступа к ресурсу других агентов;

2) право на пользование ресурсом;

3) право на получение от него дохода;

4) право на передачу всех предыдущих правомочий.

 

2) Вклад авторов теории прав собственности в историю экономической мысли.

Р. Коуз: «Если права на совершение определенных действий могут быть куплены или проданы, их, в конце концов, приобретают те, кто выше ценит даруемые им возможности производства или распределения. В этом процессе права будут приобретены, подразделены и скомбинированы таким образом, чтобы допускаемая ими деятельность приносила доход, имеющий наивысшую рыночную ценность». Иными словами, речь идет о так называемом Парето-эффективном распределении ресурсов и благ.

Р. Познер: «Закон не должен быть абстрактным сводом правил, применяемых независимо от того, погибнет мир или нет, а должен помогать наведению разумного порядка в мире».

А. Алчиан и Г. Демсец: «Города можно рассматривать как рынки, находящиеся в общественной собственности или никому не принадлежащие, фирму можно рассматривать как рынок, находящийся в частной собственности. Следовательно, фирму и обычный рынок можно рассматривать как конкуренцию между рынком в частной собственности и общественными рынками. А рынок при этом страдает от дефектов общественных прав собственности в организации и использовании ценных ресурсов»

Из теории прав собственности вытекает ряд важных выводов: во-первых, чем более размытые и нечеткие права собственности, тем больше трансакционные издержки; во-вторых, незащищенные права собственности порождают проблему внешних эффектов; в-третьих, чем шире набор правомочий, закрепленных за ресурсом, чем более полноценными являются права собственности, тем выше их ценность. Данные выводы оказывают существенное влияние на эффективное использование ресурсов. Заслуженный экономист России профессор Г.В. Горланов отмечает, что «собственность – многомерное явление, включающее в себя не только экономическую и правовую, но еще целый ряд составляющих исторического, экологического, политического, социального, духовного, психологического и другого подобного характера».

 

14. Трактовка экономической природы государства в работах представителей основных школ экономической теории (сравнительный анализ 2-3 школ по выбору студента).

Неоклассицизм:

Ближе к 70-м годам стала проявляться новая теория. Открывались новые рыночные системы, рынок преобразовывался, и стало увеличение государственного влияния на рыночную экономику больше. Стали появляться новые правила, требования.

В 70-е гг. кейнсианский подход к оценке роли государства в рыночной экономике был подвергнут критике. Последователи Адама Смита, неоклассики, доказывали, что государство, так же как и рынок, имеет свои «провалы». Из теории общественного выбора нам известно, что государственные органы порой принимают неоптимальные решения, т.е. не всегда эффективные с точки зрения общества.

Неоклассики утверждали, что рыночный механизм способен обеспечивать общую сбалансированность экономики без управления из центра. А роль государства должна сводиться к косвенному воздействию на развитие экономики через проведение разумной денежно - кредитной политики.

Теоретической основой неконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция увеличивает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средства для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаризмов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит, и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности. Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирование. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы.

Таким образом, в неконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

 

Институционализм:

Общество не будет жизнеспособным,если в нем не удается уменьшить свободный путь к ресурсам. Свободный путь к ресурсам приводит к уменьшению богатства общества.Ограничения свободного пути можно разделить на четыре основные группы:

1. ограничение использование ресурсов,с последствием угрозы применения силы;

2. правила которые влияют на побуждения людей и понижают издержки исключения;

3. правила в обществах например:обычаи,которые действовали, пока не существовало государство

4. правила которые установило само государство, и оно берет на себя обязанность защиты прав собственности, представляющая значительная экономия от масштаба.

Существуют два теоретических подхода к термину государ-

ства: теория общественного договора и теория эксплуатации.

Первая теория связана с теорией Джона Локка и идеями Руссо, второй с суждениями Томаса Гоббса. Различия в этих теориях заключается в том,что различаются взгляды на природу человека и на «естественное состояние»,которое возникло еще до сложилось государство.Теория общественного договора Локка,рассматривает возникновения государства как первоначальный контракт,что права человека на определенные ресурсы принадлежат другим участникам договора в обмен на отказ от требования на ресурсы других лиц.Люди условились уважать права друг друга на определенные ресурсы. Роль государства в этой теории сводится к тому, что оно выступает кактретья сторона, которая гарантирует соблюдение условия договора.Следовательно эта теория государства возникает для получения экономии от масштаба, основание государства дает возможность человеку использоватьмалое количество ресурсов на защиту собственной собственности и тем самым увеличивает богатство общества.

Например Калифорнии возникла неформальная конструкция прав соб-

ственности, не укрепленная власть государства. Вся террито-

рия Калифорнии оказалась разбитой на пятьсот регионов(дистриктов), каждый

из них имея свою систему прав собственности. Изучив сложившиеся правасобственности,формирование этих систем соответствовало логике первоначального общественного договора.

Золотоискателем удалось отойти от этой системы и установить исключительные права на золотоносные участки,и при этом издержки были низки.Золотоискателям давали одинаковое оружие,они были одинаково сильными людьми и из них никто не пользовался охранников. Золотоискатели вступая в договор,получали не меньше прав,чем если бы не приняли насилие в индивидуальном порядке были решающими факторами при распределении прав собственности. Распределение участков подобало предсказанием контракта,они получали маленький по площади участок,если он был более золотоносными илион был расположен близко к реке, и большие по площади, если он был дальше от реки.

Теория эксплуатации Гоббса, наблюдал состояние людей как ситуацию типа «дилеммы заключенных», войны всех против друг друга. Государство в этой теории появляется для того, чтобы общество не деградировало в состояние

войны. Эти теории считаются в государстве возникновения группы или класса. Основная функция государства цель которой заключается в том, чтобы получитьмаксимальный доход путем перераспределения от граждан государства в пользу правящей группы или класса. Права собственности,которая устанавливает эта группа,обращены не на повышение благосостояние людей,а на достижение максимальной прибыли в пользу лиц,находящийся у власти. Следовательно контрактный подход объясняет почему государство может предоставить условия для экономии ресурсов и способствовать росту общественного благосостояния.Теория государства выполняет функцию: выполняет условия для роста общественного благосостояния. Выгоды связанные с заключением договора не рассматривает то что люди будут стремится к собственному благосостоянию и перераспределению богатства в пользу своей группы. Теория эксплуатации, не придает значения максимальным выгодам,уделяя внимание вынимая ренты у людей,лицами которые контролируют государство.Контрактная теорияосновывается на равное распределение потенциала насилия, а теория эксплуатации предполагает обратное,его неравное распределение. Уточнимпонятия «насилие»,оно тесно связано с проблемой власти.Насилие можнопризнать как ограничение физических возможностей, доступное одному человеку(или группе), воздействовать на способность реализовывать принимаемые решения. Насилие возникает проявлением власти. Человек, обладающий властью, имеет возможность получить желаемый результат, влияя на поведение других людей,у которых отсутствует эта власть выбрали бы другой результат. Таким образом, люди заключают вынужденный контракт. Насилие может иметьвстречный характер, и в этом случае может возникнуть противоборствоперераспределения деятельности, в результате этого она может быть ограничена или и вовсе невозможна.

 

Кейнсианство (на всякий случай):

Анализируя экономические процессы конца 20-х- начала 30-х г.г. ХХ века и закладывая основы макроэкономической теории, Дж. Кейнс попытался доказать иллюзорность идеи самокорректирующейся экономики капитализма. Революционный характер имели 2 его основные идеи (развитые в дальнейшем неокейнсианцами и посткейнсианцами):

  1. Рыночная экономика не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования. Процессы приспособления в ней протекают медленно, с неторопливым изменением цен, в условиях несовершенной информации и сохранением социальных привычек населения. Поэтому не случайно при определенных условиях - когда отсутствует возможность быстрого уравновешивания рынков - она оказывается в состоянии глубоко кризисной стагнации, из которой одни лишь стихийные силы рынка ее вывести не могут. Отсюда выводится необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики, подправляющего "сбои" ее чисто рыночного развития. В соответствии с кейнсианской теорией "регулируемого капитализма" государство должно решительно отойти от роли "ночного сторожа", как это и было, например, сделано в 30-е гг. в США в рамках так называемого "курса Рузвельта".
  2. Выдвижение в качестве определяющего направления государственного регулирования экономики стимулирования спроса. Основной фактор развития экономики по Кейнсу - наличие "эффективного спроса", состоящего из личного потребления и производственного потребления (инвестирования). Личное потребление зависит прежде всего от уровня занятости, а потому безработица оказывается главным препятствием формирования эффективного спроса. Уровень занятости зависит от склонности к потреблению и инвестиций. Основной психологический закон: потребление растет медленнее, чем доход, так как с ростом дохода повышается предельная склонность к сбережению. Чтобы нейтрализовать негативное влияние основного психологического закона на уровень производства и занятости, государство должно стимулировать инвестиции. Прирост же инвестиций зависит от ожидаемых прибылей и уровня банковского процента. Отсюда выводится набор инструментов регулирования инвестиционного спроса - мягкая бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика.

Стимулирование активной инвестиционной деятельности требует увеличения государственных расходов (с их мультипликативным эффектом) и перераспределения национального дохода через повышение налогов для наиболее обеспеченных слоев населения. Путем повышения государственных расходов оказалось возможным повернуть ход экономического развития в нужном направлении. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, обеспечивая тем самым и прибыль предпринимателям. Доказывалась необходимость бюджетного финансирования (даже с возможным дефицитом), перевода в собственность государства нерентабельных отраслей промышленности, коммунального хозяйства, выплаты социальных пособий, организации общественных работ.

Таким образом, главные черты кейнсианской модели макроэкономической политики:

  • высокая доля национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;
  • создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных (а также смешанных) предприятий;
  • выдвижение в качестве главных целей стабилизации экономического цикла и достижение высокого уровня занятости - "полного" или, позднее, "неинфляционного";
  • первенство бюджетно-налоговой политики. При этом особо важное значение придавалось управлению бюджетным дефицитом в целях расширения или сокращения совокупного спроса. Кредитно-денежная политика в этой макроэкономической "смеси" призвана была лишь приспосабливаться к бюджетной, подкрепляя бюджетную экспансию расширением кредитно-денежного предложения, а бюджетное сдерживание - ограничениями последнего. Главная цель этой согласованной кредитно-денежной политики - поддержание устойчивых или снижающихся в долговременном плане процентных ставок.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.036 с.)