Великая Хартия Вольностей. Начало английского парламентаризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Великая Хартия Вольностей. Начало английского парламентаризма



Если говорить об английском парламентаризме 13 века, то начать следует с рассмотрения "Великой Хартии Вольностей" принятой в 1215 году.

Ее принятию предшествовала долгая борьба баронов и духовенства с королевской властью за свои права. Результатом этой борьбы и стало подписание хартии, где был выложен компромиссный вариант решения проблем между королем и британской знатью. Значение этого документа в том, что там выложены основные пункты, которые потом дали Англии конституцию и парламент. О моментах появления последнего, будет рассказано в этом разделе.

В 12-ой и 14-ой статьях хартии, заложены основные принципы формирования законодательного органа, который вскоре появится в Великобритании.

Суть этих статей состоит в том, что в них говорится, о том, что король не может объявлять налоги без согласия на то общего совета при короле.

Так в статье 12 сказано: "Никакой щитовой налог или денежная помощь не могут быть устанавливаемы в нашем королевстве иначе, как по общему совету нашего королевства…". Но для этой статьи все же есть ограничения. Хартия допускает, что при экстренных случаях король может увеличить налог, но лишь для: выкупа рыцаря королевства из плена, "выдачи замуж один раз первородной дочери нашей", и денежная помощь при этом должна быть умеренной.

В статье 14 указано как призывается и кто входит в совет. В совет призываются архиепископы, епископы, аббаты, графы, старшие бароны. Призываются они королем. Письма для призыва отправляются через шерифов и бальифов. Письмо должно быть отправлено за 40 дней до сбора с указанием проблемы собрания и местом его сбора.

Так же следует выделить и 61 статью Хартии. Говориться, что знать и духовенство из своей среды могут выбрать двадцать пять человек, которым дается право все время находится при королевском дворе, наблюдать за соблюдением мира и вольностей. Если хартия будет нарушаться, то у общины появляется право теснить королевскую власть любыми возможными способами (захват земель, владений замков), до тех пор, пока нарушения не будет исправлены. Неприкосновенной при этом есть личность королевы и ее детей.

2. Развитие английского парламентаризма в середине XIII века "Оксфордские провизии", "бешеный парламент"

Еще в 1258 году, появился так называемый "бешеный парламент", вытекающий из "Оксфордских провизий". Эти провизии были попытками баронов и духовенства ограничить власть короля.

11 июня 1258 года вооружённые аристократы - прелаты, графы и около 100 баронов - собрались в Оксфорде и представили королю петицию, в которой жаловались на произвол и дурное управление. Избранный комитет из 24 лиц составил определения, принятые королём, которые и называются Оксфордскими постановлениями. Сущность их сводится к полному ограничению власти короля со стороны баронов.

Вследствие розни партий среди баронов, комитет разделялся на две части: 12 лиц из совета короля и 12 баронов. Они избирали четырех лиц (королевская часть - двух лиц из среды баронов, бароны - двух из королевской), которые в свою очередь избирали 15 королевских советников, для совещания с королём о текущих административных делах. От комитета зависело назначение, на один год, верховного судьи, канцлера, управляющего казначейством и других высших должностных лиц.

Три раза в год должен был собираться парламент, по созыву короля или без его согласия. В каждом собрании должны были присутствовать избранные советники короля, для рассмотрения общегосударственных вопросов. Для этой цели назначались 12 человек, как представители "общин". Эти 12 "честных людей", вместе с королевским советом, должны были обсуждать в парламенте нужды короля и королевства.

Была избрана особая комиссия из 24 лиц (3 епископа, 8 графов и 13 баронов), для обсуждения дел по субсидиям. Реформа церкви была предоставлена прежнему комитету 24-х, финансовые дела - другому комитету 24-х. Король, члены совета и новые сановники клятвенно обещали соблюдать Оксфордские постановления. Они не могли, однако, оказаться прочными, вследствие их олигархического характера, противоречившего традициям Англии.

В 1263 году Людовик IX, по просьбе Генриха III, объявил Оксфордские постановления не имеющими силы. Наступившая реакция опять соединила баронов: в 1263 году началась междоусобная война, и Симон Монфор вывел борьбу из узкой колеи Оксфордских постановлений на всесословную почву. В 1266 году Оксфордские постановления были отменены окончательно "Кенилвортским заключением".

Первый парламент Симона де Монфора, развитие парламента при Эдуарде І

Теперь следует более подробнее коснуться фигуры Симона де Монфора, о котором уже упоминалось выше. Именно он возглавлял восстание против Генриха ІІІ и благодаря ему в Англии появился первый парламент.

Когда в 1258 году был созван так называемый "бешеный парламент", Монфор принял участие в составлении "Оксфордских провизий", ограничивших власть короля. Популярность Монфора в это время была громадная. Когда началась междоусобная война (1263), Монфор торжественно вступил в Лондон, разбил короля при Льюисе, взял его в плен и был признан лордом-протектором государства. Однако власть нового правительства была очень шатка. Новый папа Климент IV осудил "Оксфордские провизии". Жена короля и его сын Эдмунд собирались высадиться с большим войском в Англию; многие бароны отпали от Монфора. Тогда Монфор решил созвать новый парламент, к участию в котором были приглашены представители от всех графств, по два представителя от городов и по 4 выборных от пяти портов Англии. Таким образом, Монфор стал основателем английской Палаты общин.

В начале 1265 г., являясь фактическим диктатором Англии, Монфор впервые в истории страны созвал парламент не из числа одних только магнатов; кроме них, были приглашены по два представителя от графств (т.е. рыцари) и от городов (т.е. городская верхушка). После поражения Монфора Генрих III, а затем и Эдуард I (1272-1307) в течение 30 лет созывали парламенты в прежнем баронском составе. Но в 1295 г. Эдуард I вновь собирает парламент с участием рыцарей и горожан, и с тех пор этот порядок уже не нарушается. Поэтому парламент 1295 г. назвали "образцовым парламентом", хотя сам он был сформирован по образцу парламента 1265 г. Английская монархия стала феодальной монархией с сословным представительством.

Парламентские отношения в XIV в.

К середине 14 в. сложилось разделение парламента на две палаты - верхнюю и нижнюю, палату лордов и палату общин. Эти названия вошли в широкое употребление позднее, в 16в. Верхняя палата включала представителей светской и церковной аристократии, входивших и в Большой королевский совет. Лордам рассылались именные приглашения на сессии за подписью короля. В теории монарх мог и не приглашать того или иного магната; в действительности же случай, когда главы знатных фамилий не приглашались в парламент, стали к 15в. редкостью. Сложившаяся в Англии система прецедентного права давала основание лорду, получившему однажды такое приглашение, считать себя постоянным членом верхней палаты.

Число лордов было невелико. Даже если все приглашенные приезжали на сессию, а такого в 14-15вв. почти никогда не случалось, редко собиралось более ста человек. Заседание палаты лордов обычно проводилось в Белом зале Вестминстерского дворца.

английский парламент хартия вольность

Ситуация с палатой общин была иной. Как отдельная парламентская структура эта палата оформилась постепенно, в течение второй половины 14в. Название нижней палаты происходит от слова commons (общины). В 14в. оно обозначало особую социальную группу, включавшую рыцарства и горожан. Таким образом, общинами стала называться та часть свободного населения, которая обладала полнотой прав, определенным достатком и добрым именем. Постепенно оформилось право каждого принадлежавшего к этой категории подданных избирать и быть избранным в нижнюю палату парламента (сегодня мы называем такие права политическими). К концу столетия возникла должность спикера, который избирался депутатами из своих рядов и представлял палату (отнюдь не возглавляя ее) на переговорах с лордами и королем. Появление этой фигуры характерно для специфики нижней палаты, которая была, прежде всего, собранием, т.е. коллективной организацией. Депутаты избирались на местах по тому же принципу, который действовал со времени первого парламента Монфора: по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от наиболее значимых городов. Перечень таких городов не оставался неизменным; соответственно менялось и число членов нижней палаты. В среднем оно составляло в середине 14в. двести человек (к началу 18в. представителей общин было уже более пятисот). Члены нижней палаты - в отличие от лордов - получали денежное довольствие: рыцари графств - по четыре шиллинга, горожане - по два шиллинга за каждый день сессии.

С 1330г. парламент собирался не реже одного раза в год (фактически чаще - до четырех раз на протяжении года, когда это требовала политическая ситуация). Заседания, за вычетом времени переездов, праздников и прочих перерывов, продолжались в среднем от двух до пяти недель. Так как парламент открывался по приглашению короля, то его участники собирались в том месте, где в данный момент находился королевский двор. Как правило, это было Вестминстерское аббатство. Языком парламентской документации, особенно протоколов совместных заседаний палат, был французский. Некоторые записи, в основном служебные или относящиеся к делам Церкви, велись на латыни. В устной парламентской речи в основном также использовался французский, но с 1363г. речи депутатов иногда произносились и на английском языке. В 14-15вв. в обществе складывается представление и о статусе депутата. Это понятие равно касалось членов обеих палат и включало ряд юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность.

12. Причины возвышения Москвы
Существуют различные точки зрения на причины возвышения Москвы.
Иловаиский находит следующие причины возвышения Московского государства, роста Москвы:
Географическое положение, дающее политические и торговые выгоды;
Личности московских князей и их политику (князья самих татар сделали оружием для возвышения власти, что видно из борьбы между Тверью и Москвой);
Определенная в пользу Москвы политика татар;
Сочувствие боярства и духовенства;
Правильность престолонаследия в Москве.
С.Ф. Платонов выделяет следующие причины: 1. Географическое положение, давшее Московскому княжеству население и средства; 2. Личные способности первых московских князей, их политическая ловкость и хозяйственность, умение пользоваться обстоятельствами, чего на имели тверские князья, несмотря на одинаковое выгодное положение Тверского княжества и Московского.
Главное условие возвышения Москвы, по мнению Соловьева, - срединность ее положения, дававшая политические, торговые и церковные преимущества.
Географическое положение
Московское княжество занимало довольно выгодное центральное положение по отношению к другим русским землям. Проходившие по его территории речные и сухопутные пути придавали Москве значение важнейшего узла торговых и иных связей между русскими землями.
Москва стала в ХIV в. крупным торгово-ремесленным центром. Московские ремесленники приобрели известность как искусные мастера литейного, кузнечного и ювелирного дела. Именно в Москве зародилась и получила боевое крещение русская артиллерия.
Торговые связи московских купцов "сурожан" и "суконников" протянулись далеко за пределы русских земель. Прикрытые с северо-запада от Литвы Тверским княжеством, а с востока и юго-востока от Золотой Орды другими русскими землями, Московское княжество в меньшей степени подвергалось внезапным разорительным набегам золотоорцынцев. Это позволяло московским князьям собирать и копить силы, создавать постепенно превосходство в материальных и людских ресурсах, что6ы выступить организаторами и руководителями объединительного процесса и освободительной борьбы. Географическое положение Московского княжества предопределило и его роль этнического ядра формировавшейся великорусской народности. Все это в соединении с целенаправленной и гибкой политикой московских князей во взаимоотношениях с Золотой Ордой и другими русскими землями и обусловило, в конечном счете, победу Москвы за роль руководителя и политического центра формирования единого Русского государства.
Экономический фактор.
1. Упрочнение связи между городом и деревней. Развитие товарно-денежных отношений.
В начале в XIV в., начинается интенсивное развитие сельского хозяйства. Сельскохозяйственное производство характеризуется в данный период все большим распространением пашенной системы, которая требует постоянной обработки земли.
Но подъем сельского хозяйства был обусловлен не столько развитием орудий труда, сколько расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель.
Поскольку крестьянин всегда имеет дело только с одним участком, который отдыхает от посева лишь через год (двухпольная система) или через два (трехполье), то возникает необходимость в удобрении полей.
Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону.
Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимое развитие ремесла. В результате идет все глубже процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Он влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, то есть между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается. На базе обмена создаются местные рынки. Естественное разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установление данных связей способствовало также развитию внешней торговли. Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, то есть создания централизованного государства. В этом были заинтересованы дворяне, купцы, ремесленники.
2. укрепление экономических связей
В XIV-XV веках русская экономика переживает подъем. Укрепление экономических связей требовало и политического объединения русских земель. Однако в отличии от Запада, где данный фактор был решающим, здесь он таковым не был (единый всероссийский рынок сложился лишь в XVII веке).
Политический фактор.
Другим фактором, обусловившим объединение русских земель, было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Причем феодалы стремятся не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их.
Подобная политика вызвала естественное сопротивление крестьянства, приобретающее различные формы. Крестьяне убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения. Такая участь постигает нередко не только светских, но и духовных феодалов - монастыри. Формой классовой борьбы выступал иногда и разбой, направленный против господ. Определенные масштабы принимает бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от помещиков земли.
В таких условиях перед феодалами встает задача удержать в узде крестьянство и довести до конца закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством.
Особенность образования русского централизованного государства.
Указанные две причины играли ведущую роль в объединении Руси. Без них процесс централизации не смог бы достигнуть сколько-нибудь значительных успехов. Вместе с тем само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV -XVI вв. еще не смогло бы привести к образованию централизованного государства.
Хотя экономические связи в данный период и достигли существенного развития, они все же не были достаточно широки, глубоки и сильны, чтобы связать воедино всю страну. В этом состоит одна из отличий образования Русского централизованного государства от аналогичных процессов в Западной Европе. Там централизованные государства создавались в ходе развития капиталистических отношений. На Руси же в XIV- XVI вв. еще не могло быть и речи о возникновении капитализма, буржуазных отношений.
То же следует сказать о развитии классовых отношений, классовой борьбы. Как ни велик был ее размах данный период, все же эта борьба не приобрела таких форм, какие она уже имела на Западе или в более позднее время в России (крестьянская война под руководством Болотникова, Разина в XVII в.). Даже для начала XVI в. характерно преимущественно внешне незаметное, подспудное накопление классовых противоречий.
Идеологический фактор.
Русская церковь была носителем национально-православной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущественной Руси. Чтобы построить независимое государство и ввести инородцев в ограду христианской церкви, для этого русскому обществу должно было укрепить свои нравственные силы. Этому посвятил свою жизнь Сергий. Он строит троичный храм, видя в нём призыв к единству земли Русской, во имя высшей реальности.
Внешнеполитический фактор.
В конце ХIV - начале XV. международное положение Руси значительно осложнялось усилением опасности со стороны Орды и других азиатских завоевателей, а также возросшим давлением на русские земли со стороны Великого княжества Литовского. В связи с этим было понятно желание прогрессивных людей того времени объединятся в единое мощное государство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.014 с.)