Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегия и тактика выхода из кризисаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Цели предприятия и критерии их достижения [8] Стратегические цели Увеличить объемы продаж и усилить позиции на рынках Урала, Сибири, Дальнего Востока, стран СНГ и дальнего зарубежья на основе эффективного использования существующего потенциала управления, обновления ассортимента, технологии и, как следствие, обеспечить благосостояние акционеров и сотрудников предприятия. Первоочередные цели Укрепление рыночных позиций, достижение финансовой стабильности, погашение задолженности и повышение заработной платы при сохранении численности сотрудников предприятия. Основные критерии Прирост конечного финансового результата - маржинальной прибыли, снижение затрат и выход на финансово устойчивое функционирование. Целевые установки на 1999 г. 1. Рыночные цели: - увеличение доли рынка по основной продукции с 15,6% до 20%; - увеличение объема продаж с 336 млн. руб. в 1998 г. до 491 млн. руб. в 1999 г. 2. Производственные цели: увеличение объемов производства товарной продукции до уровня 1998 г. на 28%, в том числе: - листового стекла - на 20%; - строительных прокладок - на 7,5%; - силикат-глыбы - на 9%; - триплекса - на 20%; - мебельных зеркал - на 9%; - галантерейных зеркал - на 35%; - стеклотары - на 88%; - светотехнических изделий - на 80%; освоение ее новых видов: - узорчатого стекла "метелица" - 100 тыс. кв. м; - теплоизоляционного стекла - 1000 тыс. кв. м; - электрохимически обработанного - 2500 тыс. кв. м и химически окрашенного - 100 тыс. кв. м; - тонкого номинала - 800 тыс. кв. м; - толстого номинала (1,0 мм) - 100 тыс. кв. м; - стеклотары - 54,4 млн. шт. При сохранении уровня производства остальной продукции: - увеличение выпуска листового стекла марки М1 в цехе № 1 до 60% от общего объема; - увеличение объема выпуска продукции на экспорт в три раза; - повышение качества выпускаемой продукции и снижение количества брака в 1,5 раза. 3. Финансово-экономические цели: - выход из состояния финансовой нестабильности, повышение коэффициента финансовой прочности с 1 до 1,6; - повышение маржинальной прибыли в1,75 разапо основной продукции; - повышение маржинальной рентабельности на 10%; - обеспечение бездефицитности денежных потоков по ежедневному итогу; - прекращение роста кредиторской задолженности; - достижение уровня затрат на рубль товарной продукции - 0,8 руб. 4. Социальные цели: - увеличение уровня жизни работников предприятия в среднем в 2,3 раза; - обеспечение регулярной выплаты текущей заработной платы; - сохранение и развитие персонала. 5. Особо приоритетные меры: - поиск и возврат рынка для создания стабильного финансового благополучия предприятия; - создание действенной структуры управления, способной привести предприятие к намеченной стратегической цели. Оценка потенциала реформирования предприятия Таблица 2.2
Рис. 2.2. Зависимость "затраты-эффективность" для упорядоченных Маркетинговая стратегия предприятия Основные цели 1) увеличение объемов продаж и маржинальной прибыли; 2) увеличение доли "живых денег"; 3) повышение устойчивости и ритмичности работы за счет увеличения доли долгосрочных стратегических партнеров; 4) захват новых рынков; 5) создание и размещение новых конкурентоспособных видов продукции. Главные приоритетные направления изменений 1. Утроение объема экспорта и закрепление на новых зарубежных рынках. Вклад в цели 1, 2, 4. 2. Возврат утерянных и захват новых региональных рынков (Омский, Новосибирский, Томский, Красноярский, Самарский, Татарстан и др. регионы, всего 15) и закрепление в них путем создания долгосрочных региональных представительств и дилерской сети. Вклад в цели 1, 3, 4. 3. Увеличение объема продаж за "живые деньги" с предоплатой за счет изменения ценовой политики и повышения качества. Вклад в цель 2. 4. Изменение ассортиментной политики: а) приведение производственного ассортимента в соответствие со спросом; б) увеличение доли продаж видов продукции с максимальной маржинальной рентабельностью; в) увеличение доли продаж видов продукции, реализуемой за "живые деньги". 5. Повышение качества продукции (в первую очередь для вытеснения с рынков борского стекла). Вклад в цели 3, 4. 6. Снижение цен (в первую очередь для вытеснения саратовского стекла) за счет снижения стоимости закупок (тендеры и др.), постоянных затрат и гибкой шкалы выгодных скидок. Вклад в цели 1, 2, 3, 4. 7. Обеспечение надежного выполнения заказов приоритетных покупателей (экспорт, стратегические партнеры) по срокам, объемам и ассортименту за счет создания системы управления производством "под заказ", управление по "продуктовым цепочкам" (бизнес-процессам) и др. Вклад в цели 2, 3, 4. 8. Разработка и активное продвижение на рынок с целью увеличения объемов производства выгодных новых видов продукции (листовое стекло 10 мм, 2,2 мм, стекло с силановым покрытием, бутылка и др.). Вклад в цели 1, 4, 5. 9. Обеспечение рыночной ориентации всех подразделений предприятия (внутренний маркетинг: улучшение обслуживания потребителей, безусловное выполнение производством требований потребителей). Организационные меры Для обеспечения реализации этих направлений необходимо выполнение следующих первоочередных мер: 1. Внести необходимые коррективы в штатное расписание отдела маркетинга, доукомплектовать его, разработать новые должностные инструкции с четким разграничением зон ответственности. 2. Определить перечень типовых форм, таблиц и диаграмм представления отделом маркетинга отчетов о работе по видам деятельности, включая структуру ежеквартального конъюнктурного обзора. 3. Определить критерии оценки эффективности труда специалистов отдела с учетом не только роста объемов продаж, но и решения вопросов по анализу конъюнктуры рынка, разработки прогнозов сбыта, формирования положительного имиджа предприятия. 4. Определить и утвердить порядок принятия решений по ассортиментной политике, планированию объемов производства и стратегии ценообразования с непосредственным участием отдела маркетинга. 5. Дооснастить отделы маркетинга и сбыта компьютерной техникой и обеспечить единый учет за взаимоотношениями с потребителями, возложив общий контроль за их правильным ведением на отдел маркетинга. 6. Разработать структуры матриц баз данных "Потребители", "Поставщики", "Дилеры", "Коммерческие агенты" и "Неудовлетворенный спрос". Вести оперативное их сопровождение и представление аналитических материалов по запросам. Установить порядок, при котором учет размеров недополученной маржинальной прибыли с указанием конкретных причин доводится до структурных подразделений ежемесячно. 7. Провести анализ причин потери значимых для предприятия потребителей за последние 1 - 1,5 года и разработать комплекс мероприятий по их устранению. 8. Разработать принципы и критерии для отбора будущих дилеров. Определить перечень первоочередных регионов для открытия дилерских центров. Разработать типовой дилерский договор и систему скидок для дилеров. 9. Пересмотреть порядок взаимодействия с коммерческими агентами и разработать более эффективную схему стимулирования их труда. 10. Разработать и утвердить планы работ в сфере маркетинга, рекламы и PR на 1999 г. и организовать оперативный контроль за их исполнением. Особое внимание уделить планам по директ-маркетингу и формированию корпоративной культуры на предприятии. 11. Определить и утвердить порядок информационного взаимодействия отдела маркетинга с другими структурными подразделениями предприятия, в последующем разработав его в виде стандарта предприятия в сфере маркетинга (СТП). 12. Упростить, сократив до разумного числа, количество подписей при оформлении документов на отпуск готовой продукции и при заключении договоров на поставку. 13. Проанализировать практику проведения рекламных мероприятий и провести анализ их эффективности. 14. Разработать новые формы стимулирования труда специалистов отдела маркетинга. 15. Обеспечить постоянное обучение специалистов отдела новым технологиям в сфере маркетинга, а также знакомство их с опытом работы в этой сфере на других предприятиях. Финансовая политика реформирования (правила принятия финансовых решений) В свете первоочередной цели - обеспечения безубыточного функционирования предприятия – приоритетными, безусловно, являются финансовые цели, то есть прирост величины маржинальной прибыли. Поэтому разрабатываемый план реформирования предприятия должен, в первую очередь, оцениваться по критерию увеличения маржинальной прибыли. Оценка мероприятий плана по основному критерию - маржинальной прибыли - определяет правила принятия финансовых решений. Каждое мероприятие оценивается по двум критериям: маржинальной рентабельности (маржинальной прибыли на единицу переменных затрат) и степени реализуемости (высокая, средняя, низкая). Сначала рассматривается группа мероприятий с высокой степенью реализуемости, в порядке приоритетности мероприятия, определяемой по показателю маржинальной рентабельности. Если отобранный набор мероприятий обеспечивает достижение первоочередной цели, то процесс заканчивается. В противном случае рассматриваются мероприятия со средней степенью реализуемости. Для этих мероприятий разрабатываются компенсирующие меры, повышающие степень реализуемости до первой группы (высокая степень реализуемости). Окончательная проверка достижения поставленной цели проводится при разработке финансового плана развития предприятия на 1999 г., в котором проводится расчет движения финансовых потоков с учетом сроков оборачиваемости и постоянных издержек. Общая схема "пускового" финансового механизма реализации плана реформирования предприятия выглядит следующим образом: 1) организуется Фонд реформирования в форме субсчета или отдельной строки в сводном бюджете; 2) на счет Фонда отчисляется аванс, который используется, в первую очередь, для ускорения работы групп пополнения оборотных средств и сокращения затрат; 3) не менее половины полученных в результате работы этих групп дополнительных оборотных средств используется целевым образом для финансирования следующих по отдаче на рубль вложений мероприятий плана реформирования; 4) не менее половины средств, получаемых от реализации данных мероприятий, снова направляется целевым образом на выполнение следующих по приоритетности мероприятий (в том числе - на увеличение объема продаж основной продукции и т. п.), а также на материальное стимулирование участников целевых групп от полученного результата. Остальные средства, полученные в результате реализации мероприятий плана реформирования, используются для решения текущих вопросов (погашения задолженностей и т. п.). Первоочередные меры реализации финансовой политики реформирования следующие: - увеличение доли "живых денег" за реализованную продукцию; - снижение дебиторской задолженности; - снижение объема запасов готовой продукции; - реализация сверхнормативных запасов и неликвидов. Производственно-техническая политика Основными целями реализации производственно-технической политики на ОАО "Салаватстекло" являются: 1) обеспечение потребностей рынка в срок, в требуемом объеме и ассортименте; 2) обеспечение конкурентоспособного качества продукции (выше характеристик продукции Борского стекольного завода и других конкурентов); 3) снижение затрат для достижения себестоимости производства, обеспечивающего уровень цен ниже цен Саратовского стекольного завода и других конкурентов; 4) создание новых технологий производства конкурентоспособных видов продукции; 5) поддержание производственных фондов в состоянии, обеспечивающем качественное и своевременное выполнение бизнес-плана. Главные приоритетные направления изменений 1. Повышение технологической дисциплины и ответственности за выпуск брака и срывы сроков плановых заданий. Вклад в цели 1, 2, 3. 2. Внедрение на предприятии системы управления затратами. Вклад в цель 3. 3. Замена неиспользуемого оборудования на необходимое для освоения новых видов продукции и новых технологий. Вклад в цель 5. 4. Выпуск новых видов продукции: - узорчатого стекла "метелица" - 100 тыс. кв. м; - теплоизоляционного стекла - 1000 тыс. кв. м; - электрохимически обработанного - 2500 тыс. кв. м и химокрашенного - 100 тыс. кв. м; - тонкого номинала - 800 тыс. кв. м; - толстого номинала (1,0 мм) - 100 тыс. кв. м; - стеклотары - 54,4 млн. шт. Вклад в цели 1, 4. 5. Увеличение выпуска листового стекла марки М1 в цехе № 1 до 60% от общего объема. Повышение качества выпускаемой продукции и снижение количества брака в 1,5 раза. Вклады в цель 2. Таблица 2.3
К этой укрупненной программе прилагаются детальные календарные планы работ на каждый квартал (пример приведен в табл. 2.4).
Таблица 2.4
Организация реализации программы Реализация мероприятий программы работ на ОАО "Салаватстекло" предполагается с использованием элементов матричной структуры управления. Такая структура предполагает распределение прав и ответственности внутри существующей иерархической структуры (делегирование полномочий) и создание рабочих групп (временных целевых групп), в обязанность которых должна входить разработка положений и организационных решений выполнения отдельных мероприятий или групп однородных, тесно связанных мероприятий, а, в некоторых случаях, и решение ключевых проблем. С целью реформирования ОАО "Салаватстекло" необходимо: 1. Перевести предприятие на новую согласованную структуру управления, предполагающую делегирование и расширение полномочий в принятии решений (в соответствии с разрабатываемыми должностными инструкциями). 2. Утвердить приказом по предприятию положение о группе консультантов. 3. Издать приказ по предприятию о создании Службы стратегического развития с непосредственным подчинением ее генеральному директору. 4. Создать Фонд развития предприятия и делегировать полномочия в его управлении в заданных рамках руководителю Службы стратегического развития. 5. Издать положение о материальном стимулировании работников предприятия и временных целевых групп. 6. Приказом определить управленческие ставки оплаты труда, которые начнут действовать с III квартала при достижении определенных результатов. 7. Провести в коллективе разъяснительную работу по программе реформирования предприятия (силами отдела кадров), донести ее до каждого рабочего места для адекватного восприятия. 8. Приказом по предприятию сформировать дополнительно к существующим следующие временные целевые группы по: 1) разработке системы ценообразования и шкалы закупочных и отпускных цен; 2) организации эффективной работы с потребителями и поставщиками; 3) внедрению системы планирования реализации и оптимизации использования оборотных средств, а также по внедрению системы управления запасами; 4) инвентаризации и продаже излишнего оборудования и материалов, а также по организации мероприятий по реализации "неликвидов"; 5) внедрению системы управления качеством, снижению производственного брака, ужесточению норм расхода материалов и запасов сырья и материалов; 6) экономии энергоресурсов и топлива; 7) изменению учетной политики и налоговому планированию; 8) взысканию дебиторской задолженности и поиску дешевых денежных ресурсов; 9) созданию Центров Финансовой Ответственности и Учета; 10) созданию системы стимулирования и мотивации труда. План-график работ временных целевых групп разрабатывается ими под руководством Службы стратегического развития и утверждается генеральным директором. Работа ВЦГ и подразделений предприятия осуществляется при непосредственном участии сотрудников фирмы "РОЭЛ Консалтинг". Режим совместной работы: - встречи консультантов со специалистами предприятия в соответствии с графиком работ, совместная работа, подведение итогов и распределение обязанностей до следующей рабочей встречи; - работа на местах специалистов предприятия и консультантов в соответствии с намеченными или скорректированными в процессе рабочих встреч планами. Работы "РОЭЛ Консалтинг" и специалистов предприятия в рамках реализации программы реформирования ОАО "Салаватстекло" производятся в соответствии с программой реформирования, а также в соответствии с календарными планами совместных работ. Примеры документов по ВЦГ приведены в Приложении 4. 2.1.4. Организация работы по оптимизации После этапа формирования стратегии развития предприятия необходимо организовать и провести достаточно длительный и ответственный этап оптимизации ключевых бизнес-процессов (процедур механизмов управления) предприятия, посредством выполнения которых оно движется к достижению намеченных стратегических ориентиров. Проект оптимизации бизнес-процессов на ОАО "Салаватстекло" состоял из нескольких стадий: формирование перечня ключевых бизнес-процессов; изменение регламентов и внедрение оптимизированных бизнес-процессов. Методика работы по проекту оптимизации бизнес-процессов Бизнес-процессы - совокупность различных видов деятельности на предприятии, результатом которой является создание некоторой потребительской ценности. Или более конкретно: бизнес-процессы - потоки работ на предприятии, переходящие от одного исполнителя к другому, пронизывающие различные подразделения предприятия, выполняемые для достижения наиболее эффективных результатов бизнеса предприятия. Процессы на предприятии разделяются на основные и вспомогательные. Основные процессы организации - те виды деятельности, которые производят "выходы", получаемые внешними клиентами. Вспомогательные процессы - процессы, "выход" которых востребован другими подразделениями предприятия. Процедура управления бизнес-процессами является основой для координации и выработки регламента работы предприятия. Реализация этой процедуры обеспечивает разработку и реализацию наиболее выгодного (по степени достижения цели) варианта функционирования и развития предприятия. 1. Проведение семинара по формированию перечня Проведение подобного семинара наиболее целесообразно на этапе экспресс-диагностики состояния предприятия, так как именно на этом этапе решается задача описания миссии предприятия и выделения приоритетных направлений его деятельности, после чего возможно проведение работ по описанию бизнес-процессов. Задачи семинара: 1. Описание схемы существующих и вновь проектируемых бизнес-процессов на предприятии, необходимых для достижения выделенных целей. 2. Ранжирование процессов по важности и эффективности с точки зрения достижения целей. 3. Определение групп исполнителей и сроков внедрения бизнес-процессов, выбранных для перепроектирования. Результат работы семинара: схема (список) бизнес-процессов на предприятии, проранжированных по важности и эффективности, и график создания, перепроектирования и внедрения бизнес-процессов с указанием ответственных исполнителей. Описание общей схемы бизнес-процессов на предприятии должно проводиться обязательно при участии высшего управленческого звена, так как для успешного проведения работ по проектированию новых и перепроектированию существующих процессов необходима поддержка высшего руководства предприятия. При описании процессов необходимо ответить на два вопроса: 1) как должен протекать процесс; 2) какой цели это поможет достигнуть. Целесообразно формулировать название процесса так, чтобы с
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.83 (0.015 с.) |