Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постановка первой очереди управленческого учета
Первая очередь управленческого учета связана с получением информации по показателям, необходимым для принятия выгодных плановых финансовых решений по выбору ассортимента и цен и приоритетных мер (это данные маржинального анализа), а также постановка управления на конечный финансовый результат (это реальные финансовые потоки). Для этого определяются перечень объектов учета, перечень показателей, их группировка в рабочие и групповые формы документов; назначаются подразделения, отвечающие за документы, и персональные ответственные за каждый показатель (как за плановые нормативы, так и за своевременное получение фактически достигнутых значений).
Выдержка из матрицы ответственности Пример 4.33 Структура ответственности по бизнес-процессу Руководитель бизнес-процесса: Хайретдинова Людмила Андреевна. Координатор бизнес-процесса: Фетищева Валентина Тимофеевна.
Пример 4.34 Выдержка из финансового плана
4.3.15. Контроль "план-факт" Фактически достигнутые результаты контролируются (приближенно) ежемесячно; итоги по данным бухгалтерского учета подводятся ежеквартально по всем показателям, конкретизирующим целевые установки. 4.3.16. Оценка "цели стадии 2 достигнуты?" По данным контроля фактически достигнутых результатов проводится их сопоставление с критериями достижения цели стадии 2. Для ОАО "Салаватстекло" критериями завершения стадии 3 являлись: 1) выход на безубыточность;
2) доля "живых денег" должна достигнуть минимально необходимого порога (от 11,4% до 35%). Если эти условия не выполняются, то работы стадии 2 продолжаются. Если выполняются, то стадия 2 считается завершенной и подводятся ее итоги. 4.3.17. Корректировка плана, стратегии, целей После подведения итогов делается прогноз внешней и внутренней среды. Если отклонения от плана и изменения среды несущественны, то делается текущее уточнение плана реформирования, и плавно начинается стадия 2. Если отклонения и изменения существенны, то принимается решение о корректировке стратегии, включая и цели. Для этого целесообразно провести семинар-совещание, аналогичный тому, который проводился на первой стадии, но, как правило, короче (два - три дня вместо четырех - пяти). Использование на этом этапе технологий первой стадии отражено на блок-схеме встречными стрелками. На ОАО "Салаватстекло" были проведены двухдневные семинары-совещания после завершения первой стадии (1999 г.) и после завершения третьей стадии (2000 г.). 4.4. Стадия 3. Создание эффективной системы управления [4] 1. Создание системы стратегического управления. 2. Создание полной системы управления финансами. 3. Создание стратегического маркетинга. 4. Реинжиниринг бизнес-процессов. 5. Разработка и освоение комплексной системы управления производством. 6. Разработка и реализация первой очереди программы технического перевооружения компании. 7. Выбор рациональной децентрализации управления (хозрасчет, делегирование ответственности и полномочий, ЦФО и т. п.). 8. Уточнение оргструктуры и функций подразделений. 9. Система управления созданием и продвижением на рынок новых видов продукции. 10. Разработка системы оплаты труда и стимулирования. 11. Разработка должностных инструкций. 12. Создание управленческой команды. 13. Разработка и внедрение контрактной системы. 14. Совершенствование логистической цепочки. 15. Создание системы управления затратами, включая противозатратные механизмы. 16. Постановка процесса подбора, отбора и найма персонала. 17. Программа развития персонала. 18. Контроль "план-факт". 19. Оценка "цели стадии 3 достигнуты?" 20. Корректировка плана, стратегии, целей.
Рис. 4.4. Блок-схема этапов стадии 3
Приложение Пример полного описания части технологии. Опыт и основные результаты реформирования [5] Опишем опыт реформирования на ОАО "Салаватстекло" подробнее. Перечень и примеры документов приведены в Приложениях. В 1998 г. на ОАО "Салаватстекло" совместно с фирмой "РОЭЛ Консалтинг" был разработан план реформирования предприятия, который был поддержан Президентом, Правительством Башкортостана, федерацией товаропроизводителей и администрацией г. Салавата. Эта поддержка проявилась в оформлении налогового инвестиционного кредита для производства стеклотары, подписании соглашения о реструктуризации задолженности по республиканским налогам. Для оздоровления финансов предприятия используются различные формы партнерства с крупнейшим башкирским банком - Башкредитбанком, другими банками и финансовыми компаниями, введен управленческий учет и бизнес-процесс "Финансовое планирование". Когда к началу 2000 г. коллектив достиг значительных успехов, резко возросли цены его акций, которые стали активно скупать западные компании через подставные фирмы. Тогда генеральному директору пригодился опыт взаимодействия с представителями деловых кругов, государственных и общественных организаций. С их помощью и с участием консультантов был укреплен контрольный пакет акций, разрушены сделки по их продаже.
Поиск новых методов управления производством заставил по-новому взглянуть на "хорошо забытое старое". Так, были возвращены экономическое соревнование, доска почета, экономическое и общественное стимулирование, воздействующие на трудовую и технологическую дисциплину, заставляющие повышать качество. Административно-командные методы управления ушли в прошлое, включились экономические, социальные и нравственно-психологические стимулы. В результате реформирования была создана новая структура управления. Теперь важные стратегические решения о развитии производства принимаются не единолично директором, а коллегиальными органами - Ценовым и Бюджетным комитетами, Стратегическим и Техническим советами. Управленческие действия стали значительно эффективнее. Создание Ценового комитета позволило перейти от затратного метода ценообразования к рыночному и повысить долю "живых денег" с 11,4% в 1998 г. до 93,4% - в 2001 г. Комплексная система управления финансами предполагает ежемесячное и подекадное финансовое планирование, систему "план-факт", бюджетную дисциплину. Внедрение маркетинговых технологий и создание дилерской сети также благотворно повлияло на увеличение доли "живых денег", реализацию неликвидов и залежалых остатков готовой продукции. Организована промпереработка стекла в стратегически важных районах страны. Участие в различных республиканских и других программах привело к укреплению утраченных ранее позиций на рынках стран СНГ и Европы. Активная рыночная и производственная политика, снижение затрат на производство, мотивация труда уже дали свои результаты. 2000 г. стал годом устойчивого подъема и финансового оздоровления предприятия. Объем производства в действующих ценах по сравнению с предыдущим годом вырос в 2,1 раза, индекс физического объема при этом составил 141,2%. Объем реализации также вырос в два раза, прибыль от производства увеличилась в 2,8 раза, вдвое выросла заработная плата (конкретные цифры представлены в табл. 1.2).
Таблица 1.2
При увеличении числа работающих на 12% производительность труда увеличилась в два раза. Была ликвидирована задолженность по заработной плате, началась регулярная выплата текущих налогов, при этом обеспечен прирост выплат в бюджеты всех уровней в 1,7 раза. Положительная динамика финансовых показателей и накопление положительных факторов не могло не отразиться на инвестиционной привлекательности предприятия. За последние годы реализовано несколько крупных инвестиционных проектов. В 1998 г. была введена первая очередь производства стеклянной тары - облегченной водочной бутылки европейского качества емкостью 0,5 литра с винтовым горлом; линия оснащена импортным технологическим оборудованием. Через два года вступила в строй вторая такая же линия. В 1999 г. капитально отремонтирована и реконструирована основная линия листового стекла. Улучшилось качество, что привело к увеличению экспорта листового стекла. В 2001 г. на внешнем рынке продано стекла в 1,6 раза больше, чем в 2000 г. Валютные поступления в 2001 г. также в 2,4 раза превысили прошлогодние. Прочные деловые партнерские отношения сложились с фирмами из Турции, Испании, Греции, Ирана, Польши, Казахстана, Чехии, Румынии. В планах - реализация проекта по выпуску стекла с низкоэмиссионным покрытием, защищающим от проникновения теплового и электромагнитного излучений. Безусловно, стекло - материал XXI века. Завод может стать пионером в производстве энергосберегающего стекла. Дух творчества присущ всему коллективу. Весомый вклад в создание и освоение новых машин, механизацию технологических процессов, экономию материалов, улучшение условий труда вносят инженеры, техники, рабочие завода. С 1997 по 2000 г. в рационализаторской и изобретательской работе участвовали 340 человек, подано 358 рационализаторских предложений, 310 - использовано с экономическим эффектом. Рационализаторы получили шесть патентов на изобретения. Инновационная деятельность даст результаты в будущем, но уже в 2001 г. с помощью новых технологий, проведения энергосберегающих мероприятий увеличен объем производства, улучшилось качество, затраты на рубль товарной продукции снизились на 10%, а рентабельность увеличилась с 6% до 23%.
Накопления, инвестируемые в реконструкцию и модернизацию оборудования, освоение новой продукции, снижение издержек, позволили, поддерживая цены на продукцию ниже цен конкурентов, существенно расширить рынки сбыта. Проведены переговоры с руководителями отраслевых институтов, и получено принципиальное согласие на дальнейшее сотрудничество на постоянной основе. Разработаны инвестиционные проекты (бизнес-планы) на ближайшие 5 - 10 лет: это ввод третьей очереди производства цветной бутылки для пива, винных изделий, шампанского, потребность в которой высока; третья флоат-линия для производства листового стекла толщиной от 2 до 12 мм с различными свойствами и техническими характеристиками, которое в России практически не выпускается. Большие надежды возлагаются на организацию производства новых видов триплекса и сталинита, стеклопакетов для жилья и автотранспорта. Немалые деньги, вложенные в зеркальное и мебельное производства из стекла, в будущем позволят преобразовать завод в предприятие европейского типа. Главной целью управленческих преобразований на ОАО "Cалаватстекло" стало формирование эффективной команды управленцев и повышение благосостояния работников. В первую очередь, это, конечно, достойная заработная плата (она выросла в четыре раза) и выполнение тарифного соглашения. Однако жизнь требует решения и других социальных проблем. Кадровая и социальная политика имеет приоритетное значение в деятельности руководства ОАО "Cалаватстекло". И хотя недешево содержание детского сада, турбазы, общежития, дворца культуры; не приносят видимой прибыли оплата за путевки на лечение и отдых работников, пособия для семей с детьми-инвалидами, многодетных семей, льготное питание занятых в тяжелом производстве, благотворительная помощь пенсионерам предприятия, затраты оправдываются: на предприятии сложилась благоприятная психологическая обстановка, снижаются заболеваемость, текучесть кадров. Особо приветствуется стремление к знаниям, повышению квалификации. В 2000 г. 856 человек повысили свой профессиональный уровень на курсах при бюро подготовки кадров, в учебно-курсовом комбинате. В вузах за счет предприятия учится 41 человек. Двадцатью пятью дипломами и призами всевозможных выставок, ярмарок и конкурсов награждена продукция ОАО "Салаватстекло". Генеральный директор награжден дипломом "Лучший менеджер России". Сегодня в его кабинете на почетном месте красуется переходящий вымпел "За вклад в развитие экономики Республики Башкортостан". Это высокое признание заслуг предприятия. Оно сумело доказать: в сложных условиях переходной экономики можно на самофинансировании обновлять производство, вводить новые мощности, улучшать условия жизни людей, содержать и социальную сферу. Основные результаты совместной работы в 1999 - 2001 гг. менеджмента ОАО "Салаватстекло" и консультантов "РОЭЛ Консалтинг" по улучшению финансово-экономического состояния приведены на рисунках 1.2 - 1.5. Рис. 1.2. Выручка ОАО "Салаватстекло" Финансовые показатели показывают тенденцию к устойчивому росту. Причем темпы роста более чем в два раза выше темпа инфляции. Рис. 1.3. Доля денежной составляющей в выручке Увеличение доли "живых денег" вкупе с ростом выручки привело к многократному увеличению оборотных средств, что позволило не только отказаться от неденежной составляющей заработной платы рабочих, но и существенно увеличить ее. Рис. 1.4. Средняя з/плата Работа по разработке и оптимизации бизнес-процессов позволила увеличить скорость оборачиваемости активов более чем в два раза (см. табл. 1.2). В ходе реформирования предприятию были выделены кредиты, что первоначально привело к снижению коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами, но эффективное использование заемных средств привело в 2001 г. к значительному росту этих показателей. Безусловно, такие результаты стоили больших усилий для всего коллектива завода и консультантов. Только различных документов по реформированию было разработано (и использовано при написании этой книги) более 500. Перечень значительной части их приведен в Приложении 1. Рис. 1.5. Показатели устойчивости
В Приложении 2 приведены некоторые статьи (из более чем 50) из многотиражной заводской газеты "Салаватское стекло", которые дают общее представление о стиле, атмосфере и ходе работ первого года реформирования (1999 г.) и совместной работе заводчан и консультантов. Практически применявшиеся технологии реформирования описаны ниже в главе 4, а также в книгах "Библиотеки РОЭЛ Консалтинг", Библиотеки технологий управления и в статьях консультантов [4 - 7, 14, 18, 22, 23 - 26, 29, 37, 38, 39, 41, 52, 59, 60, 62, 63, 67, 69, 70]. Наиболее полное их изложение дано в последней книге [6]. Глава 2. Процесс реформирования [6] 2.1. Разработка и реализация стратегии выхода на финансово стабильное функционирование и развитие на самофинансировании [7] Мозговой штурм Ухудшение в течение нескольких лет финансового состояния и возникновение угрозы банкротства потребовали нестандартных предложений и решений, существенно изменяющих стиль и методы управления. Для формирования и проработки таких предложений совместно с консультантами "РОЭЛ Консалтинг" был проведен пятидневный семинар- совещание верхнего звена управления и ведущих специалистов (48 чел.) с полным отрывом от "текучки" и 12 - 13-часовым рабочим днем. Перечень рассматриваемых вопросов и технологии их решения с иллюстрациями на примере ОАО "Салаватстекло" описаны ниже в разделе 4.1 и в Приложении 2.1. Здесь отметим лишь, что работа семинара шла в режиме активной групповой работы и "мозгового штурма": анализировался перечень проблем, формулировались цели и, главное, возможные пути их решения, которые в проектных группах прорабатывались более детально. Именно перечень возможных видов деятельности (производство и продажа различных видов продукции, меры, проекты и т. п. с оценкой их влияния на улучшение результата) и определяет потенциал организации по достижению поставленных целей. Одновременно оцениваются требуемые затраты и степень реализуемости каждого предложенного проекта. Ранжирование проектов по эффективности (отдаче на рубль затрат) помогает выделить приоритетные направления деятельности, которые могут дать наибольший вклад в улучшение результата (в данном случае - финансового) при ограниченных ресурсах. В результате "мозгового штурма" было определено "поле проблем", поле проектов (предложений) по их решению, и они были упорядочены в форме следующей таблицы: Таблица 2.1
Рис. 2.1. Зависимость "затраты-эффективность" Видно, что наиболее эффективны управленческие меры (в первых рядах таблицы), рентабельность которых в десятки раз выше, чем у производственно-технических мер. Причем затраты на них в сотни раз ниже, а сроки - в несколько раз короче. В связи с этим именно они были включены в первую очередь работ, а средства, быстро заработанные на них, вкладывались затем в основные производственно-технические меры. В целом оценка потенциала показала, что основной финансовый результат (маржинальная прибыль) может быть за год удвоен, а затем и учетверен, что и было реализовано в 1999 - 2001гг. Вот как описывает свои впечатления о семинаре-совещании одна из участниц - В.П. Зайцева (начальник отдела труда). "Сам факт приглашения консультантов для работы совместно со специалистами ОАО "Салаватстекло" был большим событием в жизни завода. Все испытывали смешанные чувства, но преобладал, пожалуй, интерес. Кто такие консультанты, чему они могут научить, как могут помочь? Конечно же, большой интерес вызывала и форма проведения совместной работы - 5-дневный семинар c отрывом от производства. Такое было всем заводчанам, участвующим в семинаре, в новинку. Сначала всех смутил объявленный ведущим семинара, профессором Ириковым, распорядок работы - с 9 утра до 10 вечера, а в последние сутки - до победного конца. Нужно сказать, что так и получилось: группы работали далеко за полночь. Но даже после окончания работы на семинаре обсуждение продолжалось и по дороге домой! Главное, что семинар помог лишний раз убедиться в том, что все проблемы - решаемы, а на заводе есть команда единомышленников, готовых решать эти проблемы. Технологии, используемые в работе на семинаре, тоже были очень интересными: создание проектных групп и работа в них помогли понять, что такое работа на результат, что такое команда, как влияет твое личное участие на результат работы группы. По результатам работы семинара были созданы восемь временных целевых групп (ВЦГ)". Более подробное описание семинара-совещания приведено в Приложении 2.1.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.107 (0.054 с.) |