Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мышление как процесс сущностного познания мира. Виды мышления. Роль теоретического мышления в усвоении понятий

Поиск

Процесс познания человеком окружающей действительности осуществляется в единстве и взаимосвязи его ступеней — чув­ственной и логической. Чувственная форма познания реализуется в ощущениях, вос­приятиях и представлениях, логическая — в понятиях, суждениях и умозаключениях. Чувственное познание дает человеку сведения о конкретных объектах в их непосредственно познаваемых свой­ствах. Однако не всякое явление доступно непосредственному чув­ственному восприятию. К примеру, человек не воспринимает уль­трафиолетовых лучей, но он, тем не менее, знает об их существо­вании и свойствах. Такое познание становится возможным опос­редованным путем. Этот путь и есть путь мышления.

Мышление — это обобщенное и опосредованное отражение чело­веком действительности в ее существенных связях и отношениях. Обобщенное отражение действительности, каким является мыш­ление, есть результат переработки не только опыта отдельного человека и его современников, но и предшествовавших поколе­ний. Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, а также закономерности психики людей. Источником и критерием мыслительной действительности, а также областью для применения ее результатов является практика.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно xapактеризуется нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом (тенденцией связывать все со всем), трансдукцией (переходом частного к частному, минуя общее), отсутствием представления о сохранении количества (С.Рубинштейн).

Понятийное мышление развивается постепенно от простого складывания ребенком предметов через установление сходства и различия между ними до собственно понятийного, которое формируется к 16—17 годам.

Мыслительный процесс человека осуществляется в двух основных формах: формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений и решение проблем (мыслительных задач).

Понятие — это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений, которая выражена словом или группой слов. Например, в понятие "человек" входят такие весьма существенные признаки, как членораздельная

речь, трудовая деятельность и производство орудий труда.

Понятия принято различать по степени отвлеченности (конкретные и абстрактные) и по объему (единичные и общие).

Как структурная единица мысли суждение строится на сово­купности понятий.

Суждение— это форма мышления,отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свой­ствами и признаками. К примеру, Земля вращается вокруг Солнца. Суждения образуются двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается, и опосредованно — пу­тем умозаключений или рассуждений.

Умозаключение — это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К примеру, все планеты Сол­нечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля — планета Сол­нечной системы, значит, она вращается вокруг Солнца.

К умозаключению можно прийти методами индукции, дедук­ции или аналогии. Индукция это логический вывод, отражаю­щий направленность мысли от частного к общему. Дедукция это логический вывод, отражающий направленность мысли от обще­го к частному. Аналогия — это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному.

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практи­ческой деятельности человека. В зависимости от стиля умственной деятельности человека и доступности для него содержания задачи ее решение может осуществляться различными способами. Наи­менее желательным является способ проб и ошибок.

Для того чтобы выявить объективные отношения и взаимосвязи между предметами и явлениями в ходе формирования поня­тий, суждений, умозаключений и решения мыслительных задач человек прибегает к мыслительным операциям — сравнивает, ана­лизирует, обобщает и классифицирует. К ним относятся: анализ — мысленное расчленение целостной структуры объек­та отражения на составляющие элементы; синтез воссоединение элементов в целостную структуру; сравнение установление отношений сходства и различия; обобщение — выделение общих признаков на основе объедине­ния сущностных свойств или сходства;

абстрагирование — выделение какой-либо стороны или аспек­та явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют; конкретизация — отвлечение от общих признаков и подчер

ки­вание частного, единичного; систематизация, или классификация мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.

Все эти операции, по мнению С.Л.Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления — опосредования (т.е. раскрытия все более существенных связей и отношений).

Виды мышления. В определении видов мышления существуют различные подходы.

По степени развернутости решаемых задач выделяют мышле­ние дискурсивно е (умозаключающее) и интуитивное — мгновен­ное, характеризующееся минимальной осознанностью.

По характеру решаемых задач мышление подразделяют на тео­ретическое (концептуальное) и практическое, осуществляемое на основе социального опыта и эксперимента.

По содержанию решаемых задач выделяют предметно-действен­ное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в про­цессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление характе­ризуется опорой на представления и образы. Словесно-логическое мыш­ление осуществляется при помощи логических операций с понятия­ми. Внутри этого типа различают следующие виды мышления: тео­ретическое, практическое, аналитическое, реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное и про­извольное.

Мышление имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов и форм,

операций и процедур мыслительной деятельности. Важнейшими качествами мышления являются следующие.

Самостоятельность мышления умение выдвигать новые зада­чи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Инициативность постоянное стремление самому искать и на­ходить пути и средства разрешения задачи.

Глубина способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности. Широта — способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями.

Быстрота скорость решения задач, легкость в воспроизве­дении идей.

Оригинальность — способность производить новые идеи, от­

личные от общепринятых.

Пытливость — потребность всегда находить наилучшее реше­ние поставленных задач и проблем.

Критичност ь — объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.

Торопливость — непродуманность аспектов всестороннего ис­следования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сто­рон.

Мышление носит потребностно-мотивированный и целена­правленный характер. Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами. Нельзя забывать, что мыслит не мозг сам по себе, а человек.

Мышление органично связано с речью и языком. Язык это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей опре­деленные значение и смысл. Реч ьэто язык в действии. Язык един для всех людей, пользующихся им, речьиндиви­дуальна. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь выполняет ряд функций: выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления; выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения; является средством управления поведением других людей. Главная функция речи у человека состоит в том, что она явля­ется инструментом мышления.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информа­цию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые яв­ления, законы и правила).

Речь активно развивается в ходе обучения и воспитания. Одна из главных задач психологии и педагогики состоит в том, чтобы вскрыть у каждого человека недостаточно используемые им резервы мышления и речи, наметить пути самообучения и само­развития своего творческого интеллекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.159.223 (0.007 с.)