Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мышление как процесс сущностного познания мира. Виды мышления. Роль теоретического мышления в усвоении понятийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процесс познания человеком окружающей действительности осуществляется в единстве и взаимосвязи его ступеней — чувственной и логической. Чувственная форма познания реализуется в ощущениях, восприятиях и представлениях, логическая — в понятиях, суждениях и умозаключениях. Чувственное познание дает человеку сведения о конкретных объектах в их непосредственно познаваемых свойствах. Однако не всякое явление доступно непосредственному чувственному восприятию. К примеру, человек не воспринимает ультрафиолетовых лучей, но он, тем не менее, знает об их существовании и свойствах. Такое познание становится возможным опосредованным путем. Этот путь и есть путь мышления. Мышление — это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Обобщенное отражение действительности, каким является мышление, есть результат переработки не только опыта отдельного человека и его современников, но и предшествовавших поколений. Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, а также закономерности психики людей. Источником и критерием мыслительной действительности, а также областью для применения ее результатов является практика. В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно xapактеризуется нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом (тенденцией связывать все со всем), трансдукцией (переходом частного к частному, минуя общее), отсутствием представления о сохранении количества (С.Рубинштейн). Понятийное мышление развивается постепенно от простого складывания ребенком предметов через установление сходства и различия между ними до собственно понятийного, которое формируется к 16—17 годам. Мыслительный процесс человека осуществляется в двух основных формах: формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений и решение проблем (мыслительных задач). Понятие — это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений, которая выражена словом или группой слов. Например, в понятие "человек" входят такие весьма существенные признаки, как членораздельная речь, трудовая деятельность и производство орудий труда. Понятия принято различать по степени отвлеченности (конкретные и абстрактные) и по объему (единичные и общие). Как структурная единица мысли суждение строится на совокупности понятий. Суждение— это форма мышления,отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками. К примеру, Земля вращается вокруг Солнца. Суждения образуются двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается, и опосредованно — путем умозаключений или рассуждений. Умозаключение — это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К примеру, все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля — планета Солнечной системы, значит, она вращается вокруг Солнца. К умозаключению можно прийти методами индукции, дедукции или аналогии. Индукция — это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему. Дедукция — это логический вывод, отражающий направленность мысли от общего к частному. Аналогия — это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному. Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. В зависимости от стиля умственной деятельности человека и доступности для него содержания задачи ее решение может осуществляться различными способами. Наименее желательным является способ проб и ошибок. Для того чтобы выявить объективные отношения и взаимосвязи между предметами и явлениями в ходе формирования понятий, суждений, умозаключений и решения мыслительных задач человек прибегает к мыслительным операциям — сравнивает, анализирует, обобщает и классифицирует. К ним относятся: анализ — мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы; синтез — воссоединение элементов в целостную структуру; сравнение — установление отношений сходства и различия; обобщение — выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства; абстрагирование — выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют; конкретизация — отвлечение от общих признаков и подчер кивание частного, единичного; систематизация, или классификация — мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам. Все эти операции, по мнению С.Л.Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления — опосредования (т.е. раскрытия все более существенных связей и отношений). Виды мышления. В определении видов мышления существуют различные подходы. По степени развернутости решаемых задач выделяют мышление дискурсивно е (умозаключающее) и интуитивное — мгновенное, характеризующееся минимальной осознанностью. По характеру решаемых задач мышление подразделяют на теоретическое (концептуальное) и практическое, осуществляемое на основе социального опыта и эксперимента. По содержанию решаемых задач выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Внутри этого типа различают следующие виды мышления: теоретическое, практическое, аналитическое, реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Мышление имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов и форм, операций и процедур мыслительной деятельности. Важнейшими качествами мышления являются следующие. Самостоятельность мышления — умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Инициативность — постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи. Глубина — способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности. Широта — способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями. Быстрота — скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей. Оригинальность — способность производить новые идеи, от личные от общепринятых. Пытливость — потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем. Критичност ь — объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения. Торопливость — непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон. Мышление носит потребностно-мотивированный и целенаправленный характер. Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами. Нельзя забывать, что мыслит не мозг сам по себе, а человек. Мышление органично связано с речью и языком. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Реч ь — это язык в действии. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь — индивидуальна. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи. Речь выполняет ряд функций: выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления; выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения; является средством управления поведением других людей. Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления. Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы и правила). Речь активно развивается в ходе обучения и воспитания. Одна из главных задач психологии и педагогики состоит в том, чтобы вскрыть у каждого человека недостаточно используемые им резервы мышления и речи, наметить пути самообучения и саморазвития своего творческого интеллекта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.159.223 (0.007 с.) |