Учебная группа как субъект совместной деятельности. Пихологическая структура группы. Роль лидерства и организованности группы в успешности деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебная группа как субъект совместной деятельности. Пихологическая структура группы. Роль лидерства и организованности группы в успешности деятельности.



Детерминантой развития личности ребенка и подростка является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее значимой для него группой. Чем содержательнее и привлекательнее для ребенка деятельность группы, тем ее воспитательное воздействие на него сильнее. То есть, развитие группы выступает и фактором развития личности.

Детская группа проходит в своем становлении определенные этапы. По мере включения детей в различные виды игровой, учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности и расширения сфер их взаимодействия как внутри группы, так и вне ее, группа начинает функционировать не просто как детская группа, а как качественно новое образование - субъект деятельности и общения. Она превращается в детский воспитывающий коллектив, обладающий возможностями усиливать эффективность воспитательного воздействия. Субъектность группы - это социально психологическая характери­стика, определяющая группу как носителя активности, способной действовать целенаправленно на ее членов и на преобразование окружающей действительности. Субъектность группы выступает в различных аспектах, и зависит от тех целей, во имя чего она была сформирована. Так, если группа сложилась для того, чтобы в ней дети вместе проводили время, общались, играли и т.д., то она выступает как субъект общения и познания. Если же группа создана для того, чтобы осуществлять учебную деятельность, то в данном случае субъектность группы может выступать как субъект учебно-познаватель­ной деятельности. Названные компоненты субъектности группы выступают как единое целое в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности между собой. Вместе с тем уровень развития того или иного компонента может быть различным. Например, если в учебной группе преобладают цели ее основной деятельности, во имя чего она была создана, то группа выступает как субъект учебной деятельности. Если же в ней завышается роль общения, а учебная деятельность уходит на второй план, то группа превращается в субъект

общения, что в конечном итоге отрицательно сказывается как на уровне развития группы в целом, так и на каждом ее члене в отдельности.

Для того чтобы детская группа превратилась в субъект деятельности и воспитательного воздействия, необходимы следующие условия:

1. Группа должна четко определить предмет и цель своей коллективной деятельности. Наличие этих компонентов предполагает предвосхищение результата деятельности, определение способов организации внутригрупповой активности и специфики межличностного взаимодействия, форм контроля действий отдельных индивидов и группы в целом.

2. Группа должна обладать высоким уровнем сплоченности или ценностно-ориентационного единства. В качестве показателя групповой сплоченности выступает степень совпадения мнений, оценок, установок, позиций членов группы по отношению к предмету деятельности. Высокая степень групповой сплоченности создается не в результате коммуникативной практики группы, а является следствием активной совместной групповой деятельности, имеющей общественно полезный характер.

3. Деятельность группы должна быть опосредована единым ценностным содержанием предмета совместной деятельности, что в социальной психологии определяется как предметно-ценностное единство группы (А.И. Донцов) Предметно - ценностное единство группы не является случайным совпадением индивидуальных ценностных устремлений. Оно проявляется в ориентации на законы и нормы объективных общественных отношений, которые в процессе взаимодействия детей друг с другом становятся тем самым законами и нормами деятельности составляющих коллектив индивидов.

Группа, согласно исследований Л.И. Уманского, А.С. Чернышёва и др. имеет свою психологическую структуру. В ней выделяют три блока: 1) общественный блок» с подструктурами сорциальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и профессионально-деловую сферы групповой жизнедеятельнсоти; 2) «личностный» блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими три стороны сознания, входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельнсоти; 3) блок общих качеств – интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интра(внутри)групповая активность, интер(внешне)групповая активность

Опираясь на понимание структуры группы, разработана система диагностической оценки уровня развития детских групп, которая широко ис

пользуется в школьной практике. Для того, чтобы определить уровень развития группы, берутся за основу структурные компоненты учебной группы, которые можно изучать и измерять. Такими параметрами (компонентами) группы являются: 1) направленность активности группы; 2) организационное единство, 3) интеллектуальная активность; 4) психологический климат; 5) волевое единство; 6) эффективность деятельности группы. Для того чтобы учебная группа достигла высокого уровня

развития социально-психологической зрелости, определяемого понятием «коллектив» она должна пройти следующие стадии развития: уровень развития диффузной группы, уровень развития группы-ассоциации и группы-кооперации. По результатам исследования строится профиль группы, даётся количественная и качественная характеристика и делается вывод об уровне развития детской группы как субъекта деятельности.

Важнейшим фактором формирования личности ребенка, включенного в межличностные отношения, является деятельностное опосредование, выступающее как стимулирующий признак коллектива. Основными опосредующими факторами межличностных отношений выступают:

- форма организации совместной деятельности детей. Чем выше степень совместимости деятельности детей в группе, тем рельефнее проявляются отношения взаимной согласованности, сотрудничества;

- мотивация совместной деятельности детей, выступающая в виде отрицательного или положительного побуждения, стимулирования-наказания или награды членов группы за успехи и неудачи совместной деятельности;

- содержательные характеристики совместной деятельности, т.е. то ради чего, во имя каких ценностей она совершается. По форме организации совместную деятельность подраз­деляют: на регламентированную и нерегламентированную.

Регламентированная совместная деятельность -это деятельность детей в детских садах, школах, временных детских коллективах по самообслуживанию, выполнению посильных форм общественно-полезного труда, продуктивной совместной деятельности, представляющей собой творческую активность в художественно-изобразительной, технической и конструктивной жизнедеятельности общества. Все виды регламентированной деятельности в значительной степени задаются, контролируются и оцениваются взрослыми. Нерегламентированная совместная деятельность - это творчество самих детей. К ней относят игровую деятельность и СА

модеятельную организацию сферы досуга и общения.

Основными признаками совместной деятельности являются:

- единство всех членов группы по месту, времени и действию;

- совпадение индивидуальных целей с групповой целью, либо групповая цель становится целью каждого члена группы;

- наличие связей, взаимозависимости в процессе деятельности; - наличие совместных переживаний, благодаря которым в детской группе особой силы достигают социально- психологические эффекты подражания взрослым и сверстникам, уподобление себя им и их себе.

Совместная деятельность обладает своей динамикой. В своём развитии она проходит несколько этапов.

Первый этап - младенчество. В озникает эмоциональная совместимость в диаде «взрослый-ребенок» Вторая стадия - ранний дошкольный возраст Деятельность детей в группе образует лишь формальное единство по месту, времени и действию. Это стадия предсотрудничества со сверстниками. Третья стадия развития совместной деятельности - средний дошкольный возраст Появляются предпосылки к совместным действиям в виде сотрудничества, в объединении детей на основе взаимного интереса к игре, в появлении избирательного отношения симпатий-антипатий.

Четвертая стадия развития - старший дошкольный и младший школьный возраст. П оявляются «играющие коллективы», в которых существует общность требований, согласованность действий, единство «общественного мнения» по поводу тех или иных аспектов сотрудничества в игре. Пятая стадия приходится на подростковый возраст. Формирующаяся деятельность в этом возрасте приобретает характер развитого сотрудничества на основе самостоятельной постановки цели деятельности, выработки ее плана, общей расстановки сил и предвосхищении ее результатов. Шестая стадия - юношеский возраст. Повышается социальная значимость целей и содержания совместной деятельности, расширяется кругозор юношей и девушек, потребность в самовыражении.

В совместной деятельности важное значение имеют проявления лидерства тем или иным школьником. Под лидерством понимается степень влияния личности - члена группы – на группу в целом. Лидирующая личность всегда занимает активную жизненную позицию, она авторитетна для членов группы, с ней они идентифицируются. Существует много видов лидерства: лидер организатор, лидер-эрудит, лидер –

умелец и др. Лидер в школьной может иметь как положительную, так и отрицательную направленность. В одном случае они могут выполнять организующую роль, в другом – дезорганизующую. Через лидерство, как подчёркивал Л.И. Уманский, срабатывает один из механизмов самовыражения, самоопределения, раскрытия оргигинальности и творческих потенциалов личности и прежде всего это происходит в группе высокой социально-психологической зрелости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.154.234 (0.009 с.)