Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебная группа как субъект совместной деятельности. Пихологическая структура группы. Роль лидерства и организованности группы в успешности деятельности.
Детерминантой развития личности ребенка и подростка является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее значимой для него группой. Чем содержательнее и привлекательнее для ребенка деятельность группы, тем ее воспитательное воздействие на него сильнее. То есть, развитие группы выступает и фактором развития личности. Детская группа проходит в своем становлении определенные этапы. По мере включения детей в различные виды игровой, учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности и расширения сфер их взаимодействия как внутри группы, так и вне ее, группа начинает функционировать не просто как детская группа, а как качественно новое образование - субъект деятельности и общения. Она превращается в детский воспитывающий коллектив, обладающий возможностями усиливать эффективность воспитательного воздействия. Субъектность группы - это социально психологическая характеристика, определяющая группу как носителя активности, способной действовать целенаправленно на ее членов и на преобразование окружающей действительности. Субъектность группы выступает в различных аспектах, и зависит от тех целей, во имя чего она была сформирована. Так, если группа сложилась для того, чтобы в ней дети вместе проводили время, общались, играли и т.д., то она выступает как субъект общения и познания. Если же группа создана для того, чтобы осуществлять учебную деятельность, то в данном случае субъектность группы может выступать как субъект учебно-познавательной деятельности. Названные компоненты субъектности группы выступают как единое целое в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности между собой. Вместе с тем уровень развития того или иного компонента может быть различным. Например, если в учебной группе преобладают цели ее основной деятельности, во имя чего она была создана, то группа выступает как субъект учебной деятельности. Если же в ней завышается роль общения, а учебная деятельность уходит на второй план, то группа превращается в субъект общения, что в конечном итоге отрицательно сказывается как на уровне развития группы в целом, так и на каждом ее члене в отдельности. Для того чтобы детская группа превратилась в субъект деятельности и воспитательного воздействия, необходимы следующие условия:
1. Группа должна четко определить предмет и цель своей коллективной деятельности. Наличие этих компонентов предполагает предвосхищение результата деятельности, определение способов организации внутригрупповой активности и специфики межличностного взаимодействия, форм контроля действий отдельных индивидов и группы в целом. 2. Группа должна обладать высоким уровнем сплоченности или ценностно-ориентационного единства. В качестве показателя групповой сплоченности выступает степень совпадения мнений, оценок, установок, позиций членов группы по отношению к предмету деятельности. Высокая степень групповой сплоченности создается не в результате коммуникативной практики группы, а является следствием активной совместной групповой деятельности, имеющей общественно полезный характер. 3. Деятельность группы должна быть опосредована единым ценностным содержанием предмета совместной деятельности, что в социальной психологии определяется как предметно-ценностное единство группы (А.И. Донцов) Предметно - ценностное единство группы не является случайным совпадением индивидуальных ценностных устремлений. Оно проявляется в ориентации на законы и нормы объективных общественных отношений, которые в процессе взаимодействия детей друг с другом становятся тем самым законами и нормами деятельности составляющих коллектив индивидов. Группа, согласно исследований Л.И. Уманского, А.С. Чернышёва и др. имеет свою психологическую структуру. В ней выделяют три блока: 1) общественный блок» с подструктурами сорциальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и профессионально-деловую сферы групповой жизнедеятельнсоти; 2) «личностный» блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими три стороны сознания, входящих в группу личностей и соответствующих сфер жизнедеятельнсоти; 3) блок общих качеств – интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интра(внутри)групповая активность, интер(внешне)групповая активность
Опираясь на понимание структуры группы, разработана система диагностической оценки уровня развития детских групп, которая широко ис пользуется в школьной практике. Для того, чтобы определить уровень развития группы, берутся за основу структурные компоненты учебной группы, которые можно изучать и измерять. Такими параметрами (компонентами) группы являются: 1) направленность активности группы; 2) организационное единство, 3) интеллектуальная активность; 4) психологический климат; 5) волевое единство; 6) эффективность деятельности группы. Для того чтобы учебная группа достигла высокого уровня развития социально-психологической зрелости, определяемого понятием «коллектив» она должна пройти следующие стадии развития: уровень развития диффузной группы, уровень развития группы-ассоциации и группы-кооперации. По результатам исследования строится профиль группы, даётся количественная и качественная характеристика и делается вывод об уровне развития детской группы как субъекта деятельности. Важнейшим фактором формирования личности ребенка, включенного в межличностные отношения, является деятельностное опосредование, выступающее как стимулирующий признак коллектива. Основными опосредующими факторами межличностных отношений выступают: - форма организации совместной деятельности детей. Чем выше степень совместимости деятельности детей в группе, тем рельефнее проявляются отношения взаимной согласованности, сотрудничества; - мотивация совместной деятельности детей, выступающая в виде отрицательного или положительного побуждения, стимулирования-наказания или награды членов группы за успехи и неудачи совместной деятельности; - содержательные характеристики совместной деятельности, т.е. то ради чего, во имя каких ценностей она совершается. По форме организации совместную деятельность подразделяют: на регламентированную и нерегламентированную. Регламентированная совместная деятельность -это деятельность детей в детских садах, школах, временных детских коллективах по самообслуживанию, выполнению посильных форм общественно-полезного труда, продуктивной совместной деятельности, представляющей собой творческую активность в художественно-изобразительной, технической и конструктивной жизнедеятельности общества. Все виды регламентированной деятельности в значительной степени задаются, контролируются и оцениваются взрослыми. Нерегламентированная совместная деятельность - это творчество самих детей. К ней относят игровую деятельность и СА модеятельную организацию сферы досуга и общения. Основными признаками совместной деятельности являются: - единство всех членов группы по месту, времени и действию; - совпадение индивидуальных целей с групповой целью, либо групповая цель становится целью каждого члена группы; - наличие связей, взаимозависимости в процессе деятельности; - наличие совместных переживаний, благодаря которым в детской группе особой силы достигают социально- психологические эффекты подражания взрослым и сверстникам, уподобление себя им и их себе. Совместная деятельность обладает своей динамикой. В своём развитии она проходит несколько этапов.
Первый этап - младенчество. В озникает эмоциональная совместимость в диаде «взрослый-ребенок» Вторая стадия - ранний дошкольный возраст Деятельность детей в группе образует лишь формальное единство по месту, времени и действию. Это стадия предсотрудничества со сверстниками. Третья стадия развития совместной деятельности - средний дошкольный возраст Появляются предпосылки к совместным действиям в виде сотрудничества, в объединении детей на основе взаимного интереса к игре, в появлении избирательного отношения симпатий-антипатий. Четвертая стадия развития - старший дошкольный и младший школьный возраст. П оявляются «играющие коллективы», в которых существует общность требований, согласованность действий, единство «общественного мнения» по поводу тех или иных аспектов сотрудничества в игре. Пятая стадия приходится на подростковый возраст. Формирующаяся деятельность в этом возрасте приобретает характер развитого сотрудничества на основе самостоятельной постановки цели деятельности, выработки ее плана, общей расстановки сил и предвосхищении ее результатов. Шестая стадия - юношеский возраст. Повышается социальная значимость целей и содержания совместной деятельности, расширяется кругозор юношей и девушек, потребность в самовыражении. В совместной деятельности важное значение имеют проявления лидерства тем или иным школьником. Под лидерством понимается степень влияния личности - члена группы – на группу в целом. Лидирующая личность всегда занимает активную жизненную позицию, она авторитетна для членов группы, с ней они идентифицируются. Существует много видов лидерства: лидер организатор, лидер-эрудит, лидер – умелец и др. Лидер в школьной может иметь как положительную, так и отрицательную направленность. В одном случае они могут выполнять организующую роль, в другом – дезорганизующую. Через лидерство, как подчёркивал Л.И. Уманский, срабатывает один из механизмов самовыражения, самоопределения, раскрытия оргигинальности и творческих потенциалов личности и прежде всего это происходит в группе высокой социально-психологической зрелости.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.154.234 (0.009 с.) |