Высшие чувства. Роль настроения в освоении учебной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высшие чувства. Роль настроения в освоении учебной деятельности.



Особую форму переживания представляют собой высшие чувс тва, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, э стетические, интеллектуальные.

Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, он знает, что нужно считать хорошим, а что плохим; что добрым, а что злым; что справед­ливым, а что нет. Нравственные нормы складываются и изме­няются в процессе исторического развития общества в зависи­мости от его традиций, обычаев, религии, господствующей иде­ологии и т.д.

К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т.д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.

Одной из важнейших особенностей нравственных чувств яв­ляется их действе

нный характер. Нравственные чувства высту­пают как побудительные силы многих героических дел и по­ступков. Основной задачей школы является формирование нравственных чувств подрастающего поколения таким образом, чтобы соблюдение требований и правил общественной морали стало для него жизненной потребностью. Нарушение этих тре­бований и правил должно вызывать моральную неудовлетво­ренность, переживание обиды, стыда, гнева.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, воз­никающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуаль­ные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельно­сти вызывает в человеке целую гамму переживаний. Интеллек­туальные чувства не только сопровождают познавательную дея­тельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в

правильности доказательства и п р. — является ярким свидетельством взаимосвязи интеллек­туальных и эмоциональных моментов. Чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового. Оно выражается в постоянном поиске и борьбе за но­вое, прогрессивное как в области познания, так и в практической деятельности.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное от­ношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления дей­ствительности, человек может испытывать особое чувство вос­хищения их красотой. Особенно глубокие переживания чело­век испытывает при восприятии лучших произведений художе­ственной литературы, музыкального, изобразительного, драма­тического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные и интеллектуальные, праксические (эмоциональный отклик на богатство человече­ской деятельности) чувства.

Эстетическое чувство у человека может быть вызвано созерцанием даже самого простого пред­мета или его отдельного свойства. Эстетические чувства вклю­чают в себя чувство героического возвышенного, трагического, комического, они проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах, внешних реакциях и т.д.

Обычно чувства, испытываемые челове­ком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество ученого — это своеобраз­ный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с преобладанием интеллектуальных, а творчество художника — это тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических. Различия в чувственной сфере накладывают глубо­кий отпечаток на весь строй духовной жизни человека.

Индивидуальные различия проявляются так­же в некоторых социальных качествах личности, и в частности в том, насколько открыт в своих чувствах человек для окружаю­щих. В этом плане можно выделить натуры открытые, для ко­торых характерна откровенность, желание поделиться с други­ми своими, даже очень интимными переживаниями, и людей скрытных, маскирующих свои чувства под маской внешнего спо­койствия, из-за болезни, насмешки или равнодушия.

Личностные особенности эмоциональной сферы связывают также с таким качеством, как отзывчивость. Отзывчивыми счи­тают людей,, которые эмоционально откликаются на события в жизни других людей как на свои собственные. Противополож­ным качеством является черствость (или эмоциональная тупость). Такие люди не понимают, что

означает сочувствие другому, без­различны к окружающим. Жизнь только для себя, только свои­ми интересами ведет к появлению такого свойства личности, как жесткость. Весьма важны также различия в направленности и содержа­нии чувств. У разных людей можно заметить преобладание того или иного настроения, склонность к определенным чувствам, что позволяет говорить о них, как о ведущих. Эта особенность обычно связана с мировоззрением, жизненными интересами, убеждениями личности.

Чувства не могут существовать вне конкретной личности, они не имеют своей истории, а образуют совместно со всеми структурами лич­ности сложную систему, психический облик человека.

Эмоциональные переживания и, в первую очередь такое эмоциональное состояние, как настроение существенно влияет на учебную деятельность школьников. Под настроением понимают общее эмоциональное состоя­ние, окрашивающее в течение длительного времени все пове­дение человека. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д.

На­строение является эмоциональной реакцией не на непосредст­венные последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Оно зависит от общего состояния здо­ровья, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настрое­ния не всегда ясны, но они всегда есть и может быть определена. Их ус­тойчивость зависит от возраста, индивидуальных особенностей его характера и темпе­рамента и т.д. Настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особен­ность настроения подразумевают некоторые люди, деля окру­жающих на оптимистов и пессимистов,.

Настроение накладывает существенный отпечаток на пове­дение, стимулирует или подавляет деятельность человека. Человек не должен быть рабом своего настроения и, как заметил один известный герой: «хоро­шее настроение никто не поднесет на блюдечке, о нем следует самому позаботиться». При господстве положительного, жизнерадостного настроения человек легко переживает и вре­менные неудачи и огорчения.

Отсюда, чтобы школьники чувствовали себя комфортно и психологически защищёнными, необходимо заботиться о создании для каждого школьника благоприятного социально-психологического климата, развивать у них положительную мотивацию на учение, такие потребности как потребность в достижении и одобрении. В этих широко использовать методы психологической поддержки, создание ситуаций успеха,

добиваться, чтобы школьник, находясь в группе, получал положительные эмоциональные переживания, чувствовал себя равноправным членом, с которым считаются все остальные члены группы.

Воля, понятие, сущность «свободы воли». Механизмы волевой регуляции преодоления трудностей при достижении цели деятельности. Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений. Воля выполняет две функции: побудительную (симулирующую) и тормозящую. Основными признаками волевого акта являются: а)приложение усилий для волевого акта; б) наличие придуманного плана осуществления поведенческого акта; г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Основным физиологическим механизмом волевых действия является вторая сигнальная система. В волевых действиях человек сознаёт как сами действия, так и условия, в которых ему приходится действовать, а это возможно лишь с помощью речи.

Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, концентрацией его активности в необходимом направлении. Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижния цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это – первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасные для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как во

левые, но и как характерологические.

К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными: ответсвенность(качества характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т.д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т.е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т.д.

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;

в) с выработкой волевых качеств личности;

г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени. Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее – к третичным качествам.

Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в психологическом плане – это, прежде всего, свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуют в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности. Более того, человек – это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить

им «да».

Человек не свободен от социальных условий, Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обуславливают его полностью. От него – в пределах его ограничений – зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям. В этом плане свобода – это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или уступить злу.

Однако свобода – это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого – быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности. (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности, Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство на «объективные условия» – несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей, в которых они выросли, и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.017 с.)