Обучение иноязычной лексике с использованием компьютерных программ на базе англоязычных источников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение иноязычной лексике с использованием компьютерных программ на базе англоязычных источников



В настоящее время информационные компьютерные технологии занимают важное место в учебном процессе, так как компьютерные программы активно используются при изучении различных дисциплин. Практика показывает, что компьютерные технологии более интересны обучающимся, чем традиционные методы обучения.

Поэтому одним из способов развития интереса к изучению иностранного языка и повышения эффективности обучения лексическим навыкам является использование компьютерных технологий. Они позволяют учителю использовать традиционную форму обучения иностранным языкам и в то же время предлагают визуализацию, аудио и видео поддержку и контроль. Расширяются возможности применения проектного метода и других нетипичных форм обучения, повышается мотивация студентов к самостоятельной работе.

Например, при семантизации национально-окрашенной лексики, которая часто не имеет аналога на родном языке учащихся, что может привести к затруднениям, использование компьютеров является эффективным, поскольку можно представить в одно и то же время и саму лексическую единицу, и ее произношение, и ее по возможности ее визуальный образ. В режиме обучения можно реализовать принципы индивидуализации обучения и оперативной обратной связи. Например, самые активные и сильные ученики переходят к самостоятельной творческой деятельности, а остальные могут закрепить необходимый минимум с помощью различных упражнений и заданий.

Онлайн-учебные программы можно использовать в классе. Этот вид работы предназначен для: а) введения и активизации лексического материала; б) обучения различным видам речевой деятельности с использованием новых лексических единиц иностранного языка; в) ознакомления с культурой  страны изучаемого языка при овладении лексическими единицами; г) контроля уровня владения лексическими единицами. Мультимедийные образовательные программы, которые синтезируют звуковое сопровождение, видеоизображения и сами тексты, дают возможность в большей мере использовать все виды визуализации в рамках программы и формировать соответствующие культурные концепции у обучающихся [40].

Другой способ использовать компьютер для обучения лексическим единицам - это программы автоматического перевода. Студенты вводят лексические эквиваленты на своем родном или иностранном языке в окно программы перевода и компьютер быстро выдает ответ – вполне адекватный перевод. Правда, если текст для перевода содержит сложные синтаксические конструкции или терминологию, то после автоматического перевода следует редактировать полученный результат. Но, тем менее, в целях получения просто необходимой информации, электронный переводчик – это очень удобное средство дл работы с лексическим материалом. Вы также можете создавать двуязычные сравнительные таблицы в редакторе Word и проанализировать, с какими языковыми трудностями «столкнулась» электронная программа во время перевода и какие ошибки она сделала.

Электронная переписка между носителями изучаемого языка также предлагает большие возможности для ознакомления и дальнейшего  использования новых лексических единиц.

Используя возможности компьютера, вы можете создать графическое изображение слова одновременно с его звуковым и визуальным изображением. На экране появляются лексические единицы и соответствующие им изображения. Благодаря этому одновременно с графическим изображением слов у младших школьников появляется возможность прослушивать произношение лексических единиц. Так возникает звуковой образ слова. Письменная фиксация словарного запаса помогает укрепить словесные связи (языковые, слуховые, визуальные) и, таким образом, способствует их лучшему запоминанию.

Слуховое в зрительное восприятие лексической единицы помогает обучающемуся быстро и осознанно усваивать лексический материал.

В процессе обучения без использования компьютера введение и семантизация лексических единиц обычно происходит во время фронтальной работы со всем классом. При работе с компьютером учитываются индивидуальные особенности каждого ученика: ученики с более развитой слуховой памятью имеют возможность слушать то или иное слово так часто, как это необходимо, а ученики, у которых преобладает зрительная память, уделяют больше внимания графическому изображению слова.

Использование компьютера также удобно для учителя, потому что он не может принести в школу все предметы, которые ему нужны, и требуется много времени, чтобы отобразить их визуально.

Изучение словарного запаса на компьютере также включает выполнение первоначальных действий с лексическими единицами. Благодаря повторяющимся целенаправленным упражнениям автоматизированные действия превращаются в навык. Развитие лексических навыков для дальнейшего включения их в языковую  и речевую деятельность обучающихся – это основная задача в овладении лексическим материалом. Поскольку развитие навыка заключается в многократном выполнении тренировочных упражнений  в рамках речевой деятельности, то лексика - это тот «строительный» материал, с помощью которого и осуществляются операции в речевой деятельности. Следовательно, можно сделать вывод, что владение лексическим материалом приводит к формированию лексических навыков [41].

Следует отметить, что принцип индивидуализации обучения соблюдается именно при ознакомлении с лексикой сидя за монитором компьютера. Одни обучающиеся хуже воспринимают графический образ слова, а другие – звуковой. С помощью компьютера обучающийся имеет возможность выполнять упражнения, которые используются для отработки определенных операций, в зависимости от трудностей, с которыми он сталкивается. Это обеспечивает повышение уровня знаний лексических единиц обучающимся всего класса за более короткое время.

После этапа ознакомления следует этап первичного закрепления, тренировки и включения слов в речевую деятельность. В процессе первичной отработке прорабатываются разные аспекты слова: форма, значение и употребление. Применение компьютера дает возможность учесть все эти аспекты.

В процессе работы с компьютером к каналу зрительного восприятия добавляется и моторный. Возможность смешивать лексические единицы способствует лучшему запоминанию слова, формированию произвольного внимания, повышению внимания и управляемости восприятия у обучающихся. По мнению психологов, обучающиеся изучают и усваивают новый материал намного быстрее, если он напрямую связан с действием, которое они видят или выполняют.

Конечно, дети могут выполнять действия, связанные с предметами, с раздаточными материалами, но в то же время учителю сложно отследить, насколько правильно выполнил задание или действие каждый обучающийся.

Образовательная компьютерная программа, в свою очередь, берет на себя эту задачу и контролирует ход ее выполнения. При обучении с помощью компьютера обучающая и контролируемая деятельность чередуются, благодаря чему обеспечивается хорошая обратная связь и, таким образом, учитель может постоянно осуществлять контроль над образовательным процессом. Учитель с помощью возможностей компьютера может быстро проверить, как лексический материал усвоен каждым  обучающимся.

Компьютер также способствует развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы. Компьютерная программа фиксирует все ошибки, допущенные каждым обучающимся в каждом задании/упражнении. Электронный журнал успеваемости обучающегося предоставляет учителю точную картину процесса формирования лексических навыков конкретного ученика. Тип и количество ошибок, отраженных в электронном журнале, позволяет учителю подготовить для обучающегося серию конкретных упражнений для работы с проблемными аспектами, то есть задания, в которых он допустил ошибки [42].

Изучая словарный запас, вы можете использовать компьютер для создания комбинаций упражнений. Это серия упражнений, которые заменяют друг друга на экране компьютера. Учитель может составить комбинированное упражнение для каждого ученика после анализа его результатов при работе с лексикой.

Компьютер помогает организовать и контролировать процесс овладения лексикой на всех этапах курса. При выполнении обучающих лексических упражнений на компьютере, дети делают упражнения одновременно, при этом каждый обучающийся сразу может увидеть результат. Без использования компьютера учителю очень сложно контролировать выполнение всех упражнений всеми учениками одновременно из-за нехватки времени в классе. Поэтому учитель предполагает, что ученик, который смог успешно выполнить операцию над лексическим материалом, то он сможет выполнить и аналогичную операцию в других упражнениях. На основании индивидуальных ответов обучающихся педагог может сделать вывод об уровне сформированности лексических навыков не только для отдельных учащихся, но и у всех детей в классе.

Контроль со стороны учителя состоит в осуществлении непосредственного наблюдения за выполнением упражнений. Кроме того, учитель может попросить отдельных обучающихся проверить, верно или неверно были выполнены задания других учеников. При обучении на компьютере, контроль происходит на всех этапах изучения лексического материала. Таким образом, решается проблема обратной связи.

Таким образом, компьютер создает условия для индивидуализации и интенсификации процесса изучения словарного запаса и обеспечивает одновременное выполнение всеми обучающимися одинаково сложных упражнений.

Итак, суммировав все вышеизложенное, можно сказать, что обучение лексике с помощью компьютерных программ имеет ряд особенностей, а именно:

а) возможность индивидуального двустороннего общения между обучающимися и учителями, между самими обучающимися;

б) широкий доступ к огромному объему и разнообразию лингвистических языковых и неязыковых источников информации.

Для повышения мотивации к изучению иностранного языка и овладению качественной лексикой в ​​классе вы можете использовать следующие цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные презентации Power Point (PP), мультимедийные курсы, готовые мультимедийные продукты и обучение программы на CD-ROM, электронные словари, видеоресурсы, образовательные Интернет-ресурсы.

Презентации используют почти все учителя. Базовые навыки работы с компьютером позволяют создавать интересные учебные материалы, которые будут привлекать, мотивировать и вовлекать обучающихся в учебный процесс для достижения хороших результатов. Именно обучающие образовательные презентации чаще всего используются на уроках английского языка. Их можно классифицировать по типу речевой деятельности (обучение чтению, письму, разговорной речи или аудированию); по аспектам речи (обучении лексике, грамматике или фонетике); по типам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная). Вы можете предложить следующие варианты использования презентации в классе:

 - презентация проецируется на большой экран, учащиеся следят за ходом презентации со своих мест, такую ​​презентацию можно использовать на любом этапе урока (для представления нового материала и работы с ним в тренировочных упражнениях);

 - обучающиеся видят презентацию на экранах своих компьютеров, преподаватель дает пояснения (на мониторе или большом экране);

 - обучающиеся самостоятельно знакомятся с презентацией (во внеучебное время, дома); презентация используется как электронный раздаточный материал (выполнение тестов, справочный материал, закрепление пройденного материала);

Таким образом, мы можем сказать, что программа Power Point позволяет учителю создавать высококачественные учебные материалы для конкретных целей обучения. Преимущество мультимедийной презентации заключается в сочетании различных текстовых аудио и видео визуализаций; в возможности использовать для презентации интерактивную мультимедийную доску, которая позволит более четко осмысливать новый лексический, грамматический и даже фонетический материал. Кроме этого, с помощью презентаций Power Point (PP) можно осуществлять все виды языковой деятельности, используя отдельные слайды как раздаточные материалы (документы, таблицы, диаграммы, графики, диаграммы), задействовав обучающихся всего класса. Также достоинством использования презентаций является обеспечение эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала при экономии учебного времени, обучение мультимедийным компьютерным навыкам, как обучающихся, так и самих учителей, развитие их творческих способностей при организации педагогической работы.

Как уже упоминалось ранее, важным аспектом использования компьютерных технологий для обучения лексике на уроках иностранного языка является использование электронных словарей. Электронный словарь - это компьютерная база данных, с помощью которой вы можете быстро искать нужные слова, словосочетания (целые приложения) и изменять язык перевода (например, русский-английский или англо-русский). Примеры электронных словарей: Multitran, PROMT.VER, Free Online Dictionary, FreeDict и другие. Эти электронные словари используются для изучения и пополнения лексического запаса обучающихся.

Использование готовых мультимедийных продуктов и обучающих программ на CD-ROM наиболее распространено в сфере обучения иностранным языкам. Учебные программы основаны на использовании разработанных мультимедийных обучающих программ, которые предлагают упражнения для углубления изученного фонетического, грамматического и лексического материала. Материал в этих учебниках представлен в форме интерактивных упражнений и, как правило, включает в себя теоретические и практические разделы по различным лексическим аспектам, которые являются частью обязательного минимального содержания преподавания английского языка. Эту часть программы можно использовать как дополнительную работу в классе. Программа также может обеспечивать обратную связь, когда пользователь выполняет определенные операции: во время выполнения заданий обучающимся учитель отмечает его прогресс, а если у того возникают сложности, то дает консультацию, подсказку для правильного выполнения задания /упражнения. Программы компьютерного обучения рекомендуются для всех уровней подготовки, чтобы развивать и совершенствовать грамматические, фонетические и лексические навыки. Однако, как показал анализ существующих программных продуктов, большинство из них малоэффективны, так как многие виды упражнений ограничиваются простым выбором правильного ответа и заполнением пропусков.

Еще одним существенным недостатком таких программ является невозможность изменения содержания курса, обновления и расширения базы данных обучающими текстами, тестами, добавления и изменения лексических упражнений с учетом уровня знаний обучающихся, или в соответствии с учебной программой конкретного учебного заведения или конкретного учителя. Поэтому полноценное и постоянное использование компьютерных обучающих программ в рамках занятий иностранного языка в общеобразовательной школе не всегда возможно. Учителя имеют возможность использовать на определенных этапах урока только фрагменты программы по некоторым темам, которые лишь частично соответствуют материалу, предложенному в учебнике. Сегодня наиболее востребованными являются такие программы, как мультимедийная ообучающая программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента», «Английский. Путь к совершенству»,  «Bridge to English».

В данных курсах содержатся упражнения по разным аспектам языка: фонетика, лексика и грамматика. Они объединены в единую обучающую программу, с которой не сложно работать.

Рассматривая возможные мультимедийные курсы, компьютерный курс «Learn to Speak English» («Учимся говорить по-английски») заслуживает особого упоминания, так как именно он предлагает различные типы и виды упражнений для работы по формированию лексических навыков обучающихся. Например: VOCABULARY (словарь) - это базовый аспект обучения. Он содержит все слова, встречающиеся в теме, в алфавитном порядке. Цель данного курса состоит в том, чтобы расширить активный словарный запас в рамках изучаемой темы. Для того, чтобы успешно овладеть словарным запасом, нужно внимательно изучить словарь, прочитать комментарии, предложенные к словам, прослушать аудируемый образ слова и произнести каждое слово отдельно и повторить его в контексте предложения. После этого несколько раз произнести это слово отдельно и в контексте и добиться похожего произношения, затем уточнить значение слова в англо-русском словаре. В качестве полезной опоры при обучении устной речи на иностранном языке могут наиболее эффективно использоваться видеоматериалы. Содержание учебной деятельности обучаемых в данной программе основывается на информации, представленной в видеоматериалах. Видео от экспертов и обычных пользователей можно найти в Интернете на сайте www.digthink.com. В качестве  приглашенных выступают профессора, бизнесмены, активисты общественных организаций, политики, чиновники. Каждому из них задают вопрос, на который они отвечают в течение нескольких минут. Пользователи могут задавать свои вопросы, добавлять свои комментарии, видео, аудиоклипы или изображения [39].

Подобные проекты есть и на сайте www.ted.com, где каждую неделю публикуется видеотрансляция с презентацией или интервью с ученым, политиком, бизнесменом о новых тенденциях и идеях.

Сегодня учитель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться во множестве интернет-ресурсов, которые обеспечивают усвоение иностранного языка в единстве с культурой страны изучаемого языка, т.е. его носителей, что значительно облегчает работу самого учителя, эффективность и качество обучения иностранного языка.

Примером могут служить известные телевикторины Jeopardy (в русскоязычной версии "Своя игры"), Weel Of Fortune (русское "Поле чудес"), Bookworm, Super Text Twist, Word Slinger; Интернет-версии произведений известных английских и американских писателей; тексты для коммуникации по разным темам, онлайн-тесты разного уровня.

Таким образом, современные информационные средства обучения дают возможность обучающимся усваивать знания на достаточно высоком уровне. Информационные учебные пособия позволяют широко использовать различные пособия, в которых обучающиеся могут добавлять, рисовать и дополнять в процессе усвоения информации или ее обобщения. С помощью множества технических средств обучающиеся могут формулировать свои вопросы, обращаться за помощью к компьютеру, сами определять оптимальный темп обучения и получать доступ к тому, что они изучили, так часто и столько раз, сколько им требуется.

В рамках учебных занятий по иностранному языку обучающийся должен не просто овладеть знаниями, в данном случае - в области лексики, но и научиться реализовать полученные знания. То есть, он должен уметь воспринимать иноязычную речь, анализировать и воспроизводить ее и эту проблему успешно решают экранные аудиоуроки. Образный материал, представленный в фильме, в компьютерной программе копирует действительность, служит образцом и дает представление о реальной жизни и языковых особенностях иноязычного носителя с разной степенью точности. Знания, полученные с помощью экранных звуковых образов, обеспечивают дальнейший переход на более высокий уровень знаний - концепций и теоретических выводов. Следует отметить, что наличие качественной компьютерной программы совсем не облегчает работу учителя, а делает ее более эффективной. При работе с компьютером обучающиеся погружаются в суть темы, у них развивается интерес к теме, они используют более активную учебную и специализированную литературу. Графические материалы, музыкальные фрагменты или фоновая музыка снимают напряжение и способствуют эстетическому воспитанию. Работа с компьютером развивает у обучающихся способность планировать свою деятельность и принимать ответственные решения.

Обобщая опыт использования компьютеров и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время, мы можем сделать вывод:

 • мультимедийные технологии способствуют ускорению процесса обучения;

 • они способствуют значительному повышению интереса обучающихся к предмету;

 • повышение качество усвоения материала;

 • позволяют индивидуализировать процесс обучения;

 • позволяют избежать выставления субъективных оценок.

Программы, созданные самим учителем, предназначены не для какого-либо абстрактного ученика, а для конкретных детей, которых обучает учитель.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации учебного процесса. Они позволяют применять на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического приобретения знаний к овладению способностями к получению новых знаний самостоятельно. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, поддержанию и развитию личностных качеств обучаемого [9].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.029 с.)