Вопрос 4. Лишение родительских прав. Отобрание ребенка без лишения родительских прав 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Лишение родительских прав. Отобрание ребенка без лишения родительских прав



 

Родительские права и обязанности являются одной из гарантий поддержания и сохранения брачно-семейных отношений и нормального воспитания детей. Кроме того, родительские права относятся к категории прав, отчуждение, передача или отказ от которых невозможен.

Однако не всегда родительские права и обязанности реализуются в соответствии с их прямым назначением. Зачастую их реализация имеет противоправную основу, а, следовательно – способна искажать характер семейных правоотношений.

В этой связи законодательство Республики Беларусь о браке и семье предусматривает возможность лишения родительских прав.

В соответствии со статьей 80 КоБС, родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если будет установлено, что:

· они уклоняются от выполнения обязанностей родителей;

· они злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с ребенком;

· они ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка;

· они отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком;

· в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка не отпали основания для отобрания у них ребенка, указанные в части 1 статьи 85 прим. 1 КоБС.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

При отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, а также от лиц, у которых ребенок находится на воспитании, в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.

При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

О принятом решении суд уведомляет орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.

Иск о лишении родительских прав вправе предъявить один из родителей, опекун, попечитель ребенка, прокурор, орган опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, инспекция по делам несовершеннолетних, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей. Иск о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 85 прим. 1 КоБС, предъявляется управлением (отделом) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе или учреждением, в котором находится ребенок, не позднее пяти рабочих дней после вынесения соответствующего решения комиссией по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе.

Другие организации, а также граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, должны сообщить об этих нарушениях органам, указанным в ч. 1 ст. 81 КоБС.

Если суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав обнаружит в действиях родителей или одного из них признаки преступления, он сообщает об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе и право на получение содержания от него, право на пенсионное обеспечение после смерти ребенка и право наследования по закону. Родитель, лишенный родительских прав, не может быть опекуном, попечителем или усыновителем.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию детей.

По просьбе родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства могут разрешить им свидание с детьми, если общение с родителями не окажет на детей вредного влияния. Разрешение на свидание оформляется решением органа опеки и попечительства, в котором указываются время, место и продолжительность свидания. Решение органа опеки и попечительства может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии со ст. 85 КоБС, суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него.

В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится. В этих случаях орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить прокурора и в семидневный срок после принятия решения обратиться в суд с иском о лишении родителей или одного из них родительских прав или об отобрании ребенка.

Отобрание детей без лишения родительских прав производится в том же порядке, что и лишение родительских прав.

Суд, по заявлению родителей и исходя из интересов ребенка, выносит решение о возвращении его родителям, если, согласно заключению органа опеки и попечительства, отпали причины, послужившие основанием к отобранию ребенка. При этом должно учитываться желание ребенка, достигшего десяти лет.

В случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем он находится в социально опасном положении, комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка в трехдневный срок принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на государственное обеспечение.

Отобрание ребенка осуществляется в течение дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка. В состав комиссии включаются представители управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, органа внутренних дел и при необходимости главного управления, управления (отдела) здравоохранения областного исполнительного комитета, комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета, а также иных организаций.

Комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка в шестимесячный срок после вынесения решения об отобрании ребенка обязана принять решение о возвращении ребенка родителям, если отпали указанные выше основания для отобрания ребенка либо об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

Исполнение решения суда о передаче или отобрании ребенка от родителей или других лиц производится судебным исполнителем с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства.

В случаях, когда родитель или другое лицо, на попечении которого находится ребенок, препятствует исполнению решения суда, принимаются меры, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ГПК).

Решение суда о передаче или отобрании ребенка подлежит немедленному исполнению, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, может отрицательно сказаться на физическом или психическом здоровье ребенка либо привести к невозможности исполнения решения.

В исключительных случаях, если этого требуют интересы ребенка, суд до вынесения решения может решить вопрос о временном отобрании ребенка у ответчика. Исполнение судебного определения производится в порядке, предусмотренном ГПК.

В соответствии с п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь № 18 от 24 ноября 2006 г. (в ред. от 13.05.2013 г.) «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем, они находятся в социально опасном положении.

Под нахождением детей на государственном обеспечении понимается нахождение детей:

· в детских интернатных учреждениях (домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях и иных учреждениях, обеспечивающих содержание и воспитание детей);

· государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации;

· государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования; детских домах семейного типа;

· детских деревнях (городках); опекунских семьях; приемных семьях.

Родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении в случае:

· отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 851 КоБС);

· отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав (ст. 85 КоБС);

· лишения их родительских прав (ст. 80 КоБС);

· нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;

· отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

Перечисленные категории родителей являются обязанными лицами в соответствии с ч. 1 п. 9 Декрета Президента Республики Беларусь № 18 от 24 ноября 2006 г. (в ред. от 13.05.2013 г.) «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, возмещаются в добровольном порядке либо взыскиваются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ч. 7 ст. 93 КоБС) на основании судебного постановления (ч. 3,5,6 п.9, ч.1,2 п. 112 Декрета № 18) или на основании исполнительной надписи нотариуса (ч. 4 п.9, ч.3 п. 11 Декрета № 18).

Возмещение недобросовестными родителями расходов, затраченных государством на содержание детей, начинается со дня помещения ребенка на государственное обеспечение и прекращается после их полного погашения.

Состав и размеры расходов государства на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, подлежащих возмещению в доход бюджета определяются в соответствии с Приложением 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 26.01.2009 г. № 94 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 20.04.2017 г. № 298).

В соответствии с Декретом № 18 обязанные лица подлежат трудоустройству, если они не работают или работают, но не в полном объеме возмещают в добровольном порядке по заявлению расходы по содержанию детей.

В случае, если обязанное лицо скрывается, органы внутренних дел принимают меры по установлению места его нахождения и при обнаружении вправе применить административное задержание на срок до семидесяти двух часов в соответствии с законодательством. Расходы по розыску возмещаются разыскиваемыми обязанными лицами (п.18 Декрета № 18).

В случае уклонения обязанного лица от возмещения расходов по содержанию детей такие расходы, в соответствии с п. 9 Декрета № 18, взыскиваются с него либо на основании исполнительной надписи нотариуса, либо в порядке приказного производства, либо в порядке искового производства.

Работающие родители в трехдневный срок после помещения ребенка на государственное обеспечение должны добровольно подать заявление по месту работы о возмещении расходов и ежемесячно их компенсировать.

При рассмотрении заявлений о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 13 (в ред. от 28.09.2017 г.) «О взыскания судами расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении» указано на необходимость руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

· Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;

· Законом Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. 17.07.2018 г.);

· Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;

· Положением о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728 (в ред. 28.12.2018 г.).

· Положением о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 2007 г. № 105 (в ред. 18.04.2016 г.);

· постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 2009 г. № 94 (в ред. от 13.09.2019 г.) «О расходах государства на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, подлежащих возмещению в доход бюджета»;

· П. 5 Положения о порядке предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей, утраты этого статуса и возврата таких детей родителям, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728 (в ред. 28.12.2018 г.);

· Ст. 2 Закона Республики Беларусь № 125-Зот 15 июня 2006 г. (в ред. 18.07.2016 г. с изм. от 30.12.2018 г.) «О занятости населения Республики Беларусь»;

· Инструкцией о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 18 июля 2008 г. № 43/210/112/121/57 (в ред. 19.08.2011 г.);

· другими нормативными правовыми актами.

Часть 2 ст. 93 КоБС предусматривает случаи, когда затраченные государством расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, не возмещаются родителями:

· если родители признаны в установленном законом порядке недееспособными;

· если родители по состоянию здоровья не могут выполнять родительские обязанности.

За несовершеннолетних родителей расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, возмещаются родителями, усыновителями этих несовершеннолетних родителей.

При отсутствии родителей, усыновителей, а также в случае непогашения расходов на содержание детей родителями (усыновителями) возмещение указанных расходов, начиная со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, осуществляется несовершеннолетними родителями после достижения совершеннолетия либо с момента приобретения ими до достижения совершеннолетия дееспособности в полном объеме.

Суд вправе в исключительных случаях:

· уменьшить размер подлежащих взысканию расходов по содержанию детей при наличии у обязанного лица на содержании и воспитании несовершеннолетних детей (ребенка);

· освободить обязанное лицо от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей и прекратить исполнительное производство, если этому лицу возвращены дети (ребенок), находившиеся на государственном обеспечении, и взыскание данной задолженности создаст тяжелое материальное положение для этих детей (ребенка) и (или) для других несовершеннолетних детей (ребенка), если таковые имеются на его содержании и воспитании.

В соответствии со ст. 84 КоБС, восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей и если дети не усыновлены. Восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав.

Иски о восстановлении в родительских правах предъявляются к другому родителю, опекуну, попечителю или детскому учреждению, на чьем попечении находится ребенок, и рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.021 с.)