Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материалы для самопроверки к главе 2
Вопросы для самопроверки 1. Дайте характеристику основных функций и ролей медсестры. 2. В какой системе координат можно описать профессиональный труд медсестры? 3. Перечислите этапы сестринского процесса. В каких сферах деятельности медсестры его можно использовать? 4. Что понимают под психотерапией упоминаемые в данной главе авторы? Входит ли психотерапия в должностные обязанности медсестры? 5. Кто может стать объектом педагогического труда медсестры? Опишите содержание педагогического труда медсестры. 6. Какие модели взаимоотношений медицинских работников и пациентов вы знаете? 7. Какую информацию необходимо включить в терапевтический договор? 8. В чем трудности использования медсестрами полученных в образовательном учреждении знаний по психологии на рабочем месте? 9. Какие особенности соблюдения конфиденциальности следует обсудить при первой встрече с пациентом? Заполнить пробелы 1. Труд медсестры можно описать через совокупность трех сторон: деятельность, общение,. 2. Отсутствие у медсестры знаний, умений и навыков профессионального общения делает ее абсолютно . 3. Успешный руководитель должен обладать умениями, уме ниями взаимодействовать с людьми, техническими умениями. 4. Медсестра работает в условиях_____ за жизнь и здоровье людей. 5. Условием успешной психотерапии является_ отношение к пациенту и принятие его таким, каков он есть. 6. Эффект плацебо основан на__ пациентов. 7. Руководители всех уровней__ нуждаются в умениях взаимо действовать с людьми. Глава 2. Психологические особенности труда медсестры < 53 Верно или неверно 1. Отношения между медработниками и пациентами по субъекг- объектному типу могут приводить к деформации личности пациента. 2. Выделяют три стороны общения: коммуникативную, перцептивную и интегрированную. 3. Специализация медицинских работников таит в себе некоторую опасность. 4. Медсестра всегда оказывает воздействие на психику пациента. 5. Личность больного во время болезни изменяется. 6. Менеджеры высшего уровня более нуждаются в технических умениях, чем в концептуальных, в отличие от менеджеров низшего уровня. Выбрать правильный ответ 1. Управленческие умения взаимодействовать с людьми — это:
а) умение определять цели организации; б) умение работать с оргтехникой; в) умение предотвращать и регулировать конфликты; г) умение осуществлять технологические процессы. 2. Информационная составляющая педагогического труда медсестры: а) формирование направленности личности пациента на выздоровление; б) формирование у людей ответственности за свое здоровье; в) сообщение сведений о правах и обязанностях пациента; г) обучение родственников профилактике пролежней. 3. Мотивационная составляющая педагогического труда медсестры: а) формирование направленности коллег на личностный рост и развитие; б) формирование у людей ответственности за свой образ жизни; в) сообщение пациенту сведений о режиме дня в отделении; г) обучение младшего медперсонала правилам работы с новыми дезсредствами. 4. Патерналистская модель взаимоотношений между медработниками и пациентами характеризуется: а) сотрудничеством между сторонами; б) юридически оформленным договором врача и пациента; в) отсутствием межличностных аспектов взаимодействия; г) отношениями отцов и детей; д) принципами взаимного доверия. Дополнительное задание 1. Предположите, какие модели взаимоотношений медработников и пациентов наиболее предпочтительны для пациентов вашей клинической базы. С помощью опроса проверьте свои гипотезы. Ответы Заполнить пробелы 1. личность; 2. профессионально непригодной; 3. концептуальными; 4. повышенной ответственности; 5. безоценочное; 6. внушаемости; 7. одинаково. Верно или неверно 1 — верно; 2 — неверно; 3 — верно; 4 — верно; 5 — верно; 6 — неверно. Выбрать правильный ответ 1. в; 2. в; 3. а; 4. г. Глава 3 ОЩУЩЕНИЯ. ВОСПРИЯТИЕ. Ощущения Основой знания об окружающем мире являются ощущения. Ощущение — отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Механизмы формирования ощущений. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до ЦНС как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, присутствии в ней биологически значимых факторов. Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:
• рецепторов, воспринимающих раздражение; • проводящих центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры головного мозга; • центральных корковых отделов анализатора, где происходит обработка нервных сигналов, поступающих от рецепторов. Виды ощущений. В основе любого психического процесса, в том числе ощущения, лежат физиологические процессы возбуждения и торможения, протекающие в больших полушариях мозга. 1. Экстероцептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды. Зрительные ощущения формируются с помощью палочек (около 130 млн), являющихся аппаратом сумеречного зрения, и колбочек (около 7 млн), позволяющих различать цвета. Человек способен распознавать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними. Все цветовые тона можно получить с помощью смешения трех основных цветов: красного, синего и зеленого. Вкусовые ощущения вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или в воде, на вкусовые рецепторы (около 1000), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, нёбе и надгортаннике. Для возникновения вкусовых ощущений необходимо растворение веществ в слюне (или воде). Вытертый насухо участок языка не дает вкусовых ощущений при воздействии на него твердыми веществами. Вкусовые ощущения разделяются на ощущения сладкого, кислого, горького и соленого. Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому — края языка, к горькому — область корня языка. Обонятельные ощущения помогают человеку распознавать летучие вещества и запахи. Обонятельные рецепторы расположены в каждой половине носовой полости (около 30 млн). До сих пор мало известно, как происходит распознавание. Теоретически различают 7 основных групп запахов: эфирный (ацетон), камфорный (нафталин), мускусный (мускус), цветочный (запах розы), ментоловый (мята), острый (уксус), гнилостный (запах тухлого яйца). Обоняние играет важную роль в оценке потребляемой пищи. При насморке пища может показаться совсем безвкусной, так как при приеме пищи мы всегда пропускаем воздух через полость носа («едим носом»). Помимо этого, нос «участвует» в сексуальных отношениях. ВЫЛЕЧИТЕ НАСМОРК И БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ! Оказывается, в зарождении любовного влечения большую роль играют особые вещества - феромоны. Раньше считали, что к рождению феромоновый канал у человека как бы атрофируется и взрослый человек не воспринимает и не испускает феромоны. Однако американские физиологи показали, что в носовой полости человека с обеих сторон носовой перегородки располагаются два углубления, рецепторы которых реагируют только на феромоны. Особенно важную роль в возникновении влечения между людьми играют 3 группы веществ: вещества, вырабатываемые женскими половыми органами, вещества, содержащиеся в моче мужчин, и компоненты пота. Свежий пот имеет легкий запах, который, к сожалению, довольно быстро портится в результате ферментации, которой способствует ношение одежды.
На Филиппинах любовники, которым предстояла долгая разлука, традиционно обменивались ношеной одеждой, чтобы как можно дольше чувствовать запах любимого. Был проведен ряд экспериментов с альфа-андростенолом - феромоном, выделенным из мужского пота. Присутствие этого вещества в воздухе приводило к тому, что участники эксперимента задерживались в телефонных будках дольше, чем обычно, а женщины в залах ожидания или в театре чаще садились на те места, которые были пропитаны этим запахом. Принятые в обществе гигиенические правила снизили до минимума роль естественных запахов. Однако если внутренняя модель вашего идеала, подкрепленная соответствующим феромоном, который вы смогли выделить из всевозможных дезодорантов, идентична действительности, то любовь живет и крепнет. Порой человек либо не встречает, либо у него не хватает терпения дождаться свою «половину». Тогда он женится (выходит замуж), руководствуясь иными факторами: материальным положением, давлением общества, желанием родителей и т.д. Плата бывает очень высокой - здоровье, а порой и сама жизнь... Слуховые ощущения возникают в результате звуковых волн. Громкость звука определяется амплитудой волны, а его высота — частотой колебаний. Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов — их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи. Температурные ощущения — это ощущения тепла и холода в результате активизации температурных рецепторов. Необходимо помнить, что экстероцептивные ощущения холода, громкости, шершавости, солености, пахучести, яркости и т.д. субъективны. 2. Интероцептивные ощущения отражают состояние внутренних органов, информация от которых непрерывным потоком поступает в мозг. В большинстве случаев ощущения (за исключением сытости, голода, жажды, полового удовлетворения) не осознаются. К интероцептивным ощущениям также относятся ощущения равновесия, возникающие в результате деятельности вестибулярного анализатора и обеспечивающие вертикальное положение тела. 3. Проприоцептивные ощущения — это ощущения, отражающие движения нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.д.
Восприятие Восприятие — это форма целостного психического отражения предметов и явлений объективной действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие — результат действия системы анализаторов. Основные характеристики восприятия: • избирательность — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. В течение 0,001 с головной мозг должен принять и отправить до 4 млн импульсов. При переработке такого количества сигналов на первый план выступает заинтересованность человека, которая и определяет избирательность восприятия. Например, входит утром медсестра в палату. На ее анализаторы поступает поток информации: солнечный свет, прохладный ветерок из приоткрытого окна, шум воды в умывальнике, вопросы пациента Иванова о результатах анализа, запах дезодоранта, показатели термометров и т.д. Из всего потока она выделяет запах ацетона, исходящий из мочеприемника Петрова, и вызывает врача; • константность, т.е. относительное постоянство в восприятии. Эта особенность объясняется опытом, приобретенным в процессе развития личности, и имеет огромное практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы бы сталкивались с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее; • апперцепция — зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта человека, его индивидуальных личностных особенностей. Медсестра должна стремиться регистрировать свои негативные реакции. Допустим, ее первый практический опыт работы в отделении еще во время учебы в медучилище признан неудачным, пациенты, с ее точки зрения, в основном встречались грубые, подозрительные, лечиться не хотели, а только ныли и жаловались. Устройство на работу после окончания училища с подобным «апперцептивным камнем», да еще в то же отделение вряд ли будет на радость всем сторонам; • целостность. Восприятие есть всегда целостный образ предмета. Факторы, влияющие на восприятие. Это ограничения, связанные с органами чувств; состояния сознания; предшествующий опыт; менталитет. Механизмы восприятия времени. Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми биологическими часами — определенной последовательностью и ритмом биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Наиболее вероятными кандидатами на роль биологических часов считают ЧТО ХОЧУ, ТО И ВИЖУ Выбор информации, поступающей в мозг из окружающего мира, зависит от самого человека. Идя по незнакомому городу, голодный легче всего будет замечать вывески ресторанов, а нездоровый будет искать вывеску аптеки. - Кроме того, мы часто склонны обращать внимание только на детали, отвечающие нашим ожиданиям.
Вот что произошло в 1953 г. с психиатром У. Менделом (W. Mendel) из Вашингтона, где он заведовал отделением для пациентов с враждебным или агрессивным поведением. Некоторых считали столь опасными, что держали в смирительных рубашках, и Мендел посещал их в сопровождении двух телохранителей. В это время появился новый транквилизатор - резерпин, который, казалось, давал превосходные результаты. Руководители больницы решили провести у себя его испытания, используя двойной слепой метод. Эксперимент продолжался несколько месяцев, но очень скоро Мендел пришел к убеждению, что препарат превосходно действует на его пациентов. За несколько дней их агрессивность заметно снизилась. Общение между ними становилось все более дружелюбным. У Мен- дела не оставалось никаких сомнений, что резерпин произведет революцию в лечении таких больных. Он стал ждать результатов из других отделений. Как же он удивился, когда узнал, что его пациенты не получали таблетки резерпина! Анализируя случившееся, Мендел был вынужден признать, что только его поведение было причиной изменений поведения больных. С начала эксперимента Мендел вообразил, что его пациенты получают резерпин и поэтому не могут не стать более смирными. Он стал относиться к ним соответственно, стараясь увидеть в их жестах, взглядах, улыбке признаки улучшения, тогда как раньше обращал внимание только на проявления агрессивности. Больные в ответ на это становились более спокойными просто потому, что к ним стали относиться, как к полноценным людям. Таким образом, их поведение изменилось не от воздействия лекарств, а от того, как с ними стали обращаться. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. Пер. с франц. - М.: Мир, 1996. - С. 126—127, 194. ритм сердечных сокращений и метаболизм. Это частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Например, алкоголь чаще всего замедляет субъективно воспринимаемый ход времени, а кофеин ускоряет его. 60 *0 Раздел I. Обшая психология Субъективное восприятие продолжительности времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой кажется интересная и осмысленная деятельность, и наоборот. При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно. На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает ощущение быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что оно долго не наступает. Один из основных ритмов, которому подчинена наша жизнь, — циркадианный {околосуточный). Суточную периодичность имеют циклы сна и бодрствования (у человека более 100 различных физиологических параметров изменяются с периодом 24 ч). Исследования показывают, что эта периодичность приблизительно сохраняется, даже если человек не получает извне никакой информации о времени суток. Кроме того, американские ученые показали, что существуют ритмы с периодом от 90 до 100 мин, которые проявляются не только во время сна, но и в период бодрствования. В дневное время они влияют на сокращения желудка, а также на продуктивность воображения. Это проявляется в том, что у человека через каждые 1,5 ч может подсознательно возникать желание что-то погрызть, проявить остроумие или предаться мечтам. Ритмы в деятельности медсестры. Специфика труда сестринского персонала предполагает сменную работу и работу в ночную смену. Люди по-разному приспосабливаются к подобной работе. Исследования показывают, что примерно 20% людей не могут приспособиться к сменному графику работы, а у остальных полная адаптация наступает только после продолжительного периода сменного труда. Наиболее серьезные проблемы у работающих в разные смены возникают вследствие неадекватного (как количественно, так и качественно) сна, неудовлетворительного питания (по составу и времени приема пищи), а также отрыва от семьи. Исследования деятельности медсестер выявили, что в вечерние и ночные смены увеличено количество ошибок, несчастных случаев, снижена работоспособность, происходят различные нарушения сна. Сменная работа коррелирует с неудовлетворенностью медсестрами своей работой, стрессами, синдромом «психического выгорания». Для снижения выраженности этих реакций предложено: • пересмотреть графики работы; • стремиться как можно реже вносить изменения в график работы; • сохранять график постоянным, насколько это возможно; • обучить персонал самопланированию в соответствии с циркадианными ритмами; • выявить людей, наиболее приспособленных к работе в вечерние и ночные смены; • привлекать к работе в вечерние и ночные смены более молодых медсестер, так как с возрастом снижается работоспособность в вечерние и ночные смены; • побуждать сотрудников к занятиям физическими упражнениями для снижения негативных последствий при сменой работе; • увеличивать искусственное освещение; • увеличивать естественное освещение в помещениях как для пациентов, так и для персонала; • обеспечить возможности для сотрудников, работающих в вечернее и ночное время, участвовать в мероприятиях и встречах, заниматься самообразованием и развитием личности; • поддерживать все усилия персонала, направленные на адаптацию к сменной работе. Сенсорный голод. Сенсорная адаптация. Вся информация от органов чувств поступает в мозг. Нехватка каждого вида информации вызывает свой вариант голода. Хочется на что-нибудь поглядеть, что-то понюхать, пожевать, послушать, пощупать. Сенсорный голод (сенсорная депривация) как недостаток или отсутствие внешних раздражителей особенно опасен в детском возрасте. Без раннего сенсорного опыта может произойти атрофия клеток в сенсорных системах. Слух и зрение функционируют уже у семимесячного плода. Сенсорный голод испытывают и животные. Широко известен опыт с 3 группами крысят. Все они содержались в одинаковых условиях, но крысят 1-й группы ежедневно поглаживали, крысят 2-й группы не поглаживали, а крысят 3-й группы ежедневно подвергали болезненному удару электрическим током. К концу эксперимента показатели роста, массы тела, иммунитета и даже интеллекта оказались различными. Сенсорный голод в обычных условиях чаще всего возникает в результате адаптации (приспособления) органа чувств к внешнему раздражителю. Из-за адаптации быстро перестают ощущаться как самые изысканные духи, так и неприятные запахи урологического отделения. Точно так же постепенно мы можем перейти от соленой пищи к несоленой, и наоборот. Существует эмоциональная адаптация. Вчера все было радостно, восторженно, ослепительно красиво и пахло весной, а сегодня все грустно, равнодушно, безобразно и воняет плесенью. 62 < Раздел I. Обшая психология В последние годы заговорили и о социально-психологической адаптации. Человек в новом коллективе тоже должен перестроиться, приспособиться, прижиться. От этого зависит, как сложатся межличностные взаимоотношения. Представления Представление (вторичный образ) — это воспроизведенный субъектом образ предмета, основанный на прошлом опыте этого субъекта и возникающий при отсутствии воздействия предмета на органы чувств. По сравнению с тем, что происходит при непосредственном восприятии, представление бывшего восприятия — это не его копия. Обращают на себя внимание неполнота, фрагментарность, расплывчатость, бледность, неустойчивость образа представления по сравнению с образом восприятия. Эти признаки действительно присущи представлению, но не они передают существенное в нем. Сущность представления состоит в том, что оно — обобщенный образ, сохраняющий важные для личности особенности окружающего мира. «Представления — исходные данные для оперирования в сознании “слепками” действительности». Различают представления памяти и представления воображения. Представления являются образами памяти, если в образе воспроизводится прежде воспринятое и если субъект осознает взаимосвязь образа и прошлого. Если представление формируется безотносительно к прежде воспринятому, хотя и с его использованием, то представление является образом воображения. Представления всегда в достаточной степени индивидуальны, во многом зависят от особенностей личности, ее установок, прошлого опыта, степени развития интеллектуальных способностей. С одной стороны, представления — это итог познания человеком окружающего мира, а с другой — это исходная точка развития и развертывания психической жизни личности. Способность действовать по представлениям, т.е. свободно оперировать ими, рассматривается психологами как одно из важных качеств, необходимых для овладения многими современными профессиями. Мы полагаем, что сестринскому персоналу необходимо в первую очередь формировать адекватное представление о себе и о своей профессии. Следует осознавать особенности своего обобщен- ного представления о пациентах, а также достаточно легко оперировать единичными представлениями о том, как конкретный пациент воспринимает себя и свое заболевание, медицинских работников, назначенное лечение, прогноз и т.д.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.043 с.) |