Материалы для самопроверки к главе 2 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы для самопроверки к главе 2



Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику основных функций и ролей медсестры.

2. В какой системе координат можно описать профессиональ­ный труд медсестры?

3. Перечислите этапы сестринского процесса. В каких сферах деятельности медсестры его можно использовать?

4. Что понимают под психотерапией упоминаемые в данной гла­ве авторы? Входит ли психотерапия в должностные обязанности медсестры?

5. Кто может стать объектом педагогического труда медсестры? Опишите содержание педагогического труда медсестры.

6. Какие модели взаимоотношений медицинских работников и пациентов вы знаете?

7. Какую информацию необходимо включить в терапевтический договор?

8. В чем трудности использования медсестрами полученных в образовательном учреждении знаний по психологии на рабочем месте?

9. Какие особенности соблюдения конфиденциальности следует обсудить при первой встрече с пациентом?

Заполнить пробелы

1. Труд медсестры можно описать через совокупность трех сто­рон: деятельность, общение,.

2. Отсутствие у медсестры знаний, умений и навыков професси­онального общения делает ее абсолютно     .

3. Успешный руководитель должен обладать умениями, уме­

ниями взаимодействовать с людьми, техническими умениями.

4. Медсестра работает в условиях_____ за жизнь и здоровье

людей.

5. Условием успешной психотерапии является_ отношение к

пациенту и принятие его таким, каков он есть.

6. Эффект плацебо основан на__ пациентов.

7. Руководители всех уровней__ нуждаются в умениях взаимо­

действовать с людьми.


Глава 2. Психологические особенности труда медсестры < 53 Верно или неверно

1. Отношения между медработниками и пациентами по субъекг- объектному типу могут приводить к деформации личности пациента.

2. Выделяют три стороны общения: коммуникативную, перцеп­тивную и интегрированную.

3. Специализация медицинских работников таит в себе некото­рую опасность.

4. Медсестра всегда оказывает воздействие на психику пациента.

5. Личность больного во время болезни изменяется.

6. Менеджеры высшего уровня более нуждаются в технических умениях, чем в концептуальных, в отличие от менеджеров низшего уровня.

Выбрать правильный ответ

1. Управленческие умения взаимодействовать с людьми — это:

а) умение определять цели организации;

б) умение работать с оргтехникой;

в) умение предотвращать и регулировать конфликты;

г) умение осуществлять технологические процессы.

2. Информационная составляющая педагогического труда медсестры:

а) формирование направленности личности пациента на выздоров­ление;

б) формирование у людей ответственности за свое здоровье;

в) сообщение сведений о правах и обязанностях пациента;

г) обучение родственников профилактике пролежней.

3. Мотивационная составляющая педагогического труда медсестры:

а) формирование направленности коллег на личностный рост и развитие;

б) формирование у людей ответственности за свой образ жизни;

в) сообщение пациенту сведений о режиме дня в отделении;

г) обучение младшего медперсонала правилам работы с новыми дезсредствами.

4. Патерналистская модель взаимоотношений между медработни­ками и пациентами характеризуется:

а) сотрудничеством между сторонами;

б) юридически оформленным договором врача и пациента;

в) отсутствием межличностных аспектов взаимодействия;

г) отношениями отцов и детей;

д) принципами взаимного доверия.


Дополнительное задание

1. Предположите, какие модели взаимоотношений медработни­ков и пациентов наиболее предпочтительны для пациентов вашей клинической базы. С помощью опроса проверьте свои гипотезы.

Ответы

Заполнить пробелы

1. личность; 2. профессионально непригодной; 3. концептуаль­ными; 4. повышенной ответственности; 5. безоценочное; 6. внуша­емости; 7. одинаково.

Верно или неверно

1 — верно; 2 — неверно; 3 — верно; 4 — верно; 5 — верно; 6 — неверно.

Выбрать правильный ответ

1. в; 2. в; 3. а; 4. г.


Глава 3

ОЩУЩЕНИЯ. ВОСПРИЯТИЕ.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Ощущения

Основой знания об окружающем мире являются ощущения. Ощущение — отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Механизмы формирования ощущений. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до ЦНС как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, присутствии в ней биоло­гически значимых факторов. Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из:

• рецепторов, воспринимающих раздражение;

• проводящих центростремительных (афферентных) нервных пу­тей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, пере­дается в соответствующие участки коры головного мозга;

• центральных корковых отделов анализатора, где происходит об­работка нервных сигналов, поступающих от рецепторов.

Виды ощущений. В основе любого психического процесса, в

том числе ощущения, лежат физиологические процессы возбужде­ния и торможения, протекающие в больших полушариях мозга.

1. Экстероцептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды.

Зрительные ощущения формируются с помощью палочек (около

130 млн), являющихся аппаратом сумеречного зрения, и колбочек (около 7 млн), позволяющих различать цвета. Человек способен распознавать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними. Все цветовые тона можно получить с помощью смешения трех основных цветов: красного, синего и зеленого.

Вкусовые ощущения вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или в воде, на вкусовые рецепторы (около 1000), расположенные на поверхности языка, задней повер­хности глотки, нёбе и надгортаннике.


Для возникновения вкусовых ощущений необходимо растворе­ние веществ в слюне (или воде). Вытертый насухо участок языка не дает вкусовых ощущений при воздействии на него твердыми веще­ствами. Вкусовые ощущения разделяются на ощущения сладкого, кислого, горького и соленого. Разные участки языка по-разному чув­ствительны к разным веществам: к сладкому наиболее чувствите­лен кончик языка, к кислому — края языка, к горькому — область корня языка.

Обонятельные ощущения помогают человеку распознавать лету­чие вещества и запахи. Обонятельные рецепторы расположены в каждой половине носовой полости (около 30 млн). До сих пор мало известно, как происходит распознавание. Теоретически различают 7 основных групп запахов: эфирный (ацетон), камфорный (нафта­лин), мускусный (мускус), цветочный (запах розы), ментоловый (мята), острый (уксус), гнилостный (запах тухлого яйца).

Обоняние играет важную роль в оценке потребляемой пищи. При насморке пища может показаться совсем безвкусной, так как при приеме пищи мы всегда пропускаем воздух через полость носа («едим носом»). Помимо этого, нос «участвует» в сексуальных отношениях.

ВЫЛЕЧИТЕ НАСМОРК И БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!

Оказывается, в зарождении любовного влечения большую роль игра­ют особые вещества - феромоны.

Раньше считали, что к рождению феромоновый канал у человека как бы атрофируется и взрослый человек не воспринимает и не испускает феромоны. Однако американские физиологи показали, что в носовой полости человека с обеих сторон носовой перегородки располагаются два углубления, рецепторы которых реагируют только на феромоны.

Особенно важную роль в возникновении влечения между людьми игра­ют 3 группы веществ: вещества, вырабатываемые женскими половыми орга­нами, вещества, содержащиеся в моче мужчин, и компоненты пота. Свежий пот имеет легкий запах, который, к сожалению, довольно быстро портится в результате ферментации, которой способствует ношение одежды.

На Филиппинах любовники, которым предстояла долгая разлука, тра­диционно обменивались ношеной одеждой, чтобы как можно дольше чувствовать запах любимого.

Был проведен ряд экспериментов с альфа-андростенолом - феромо­ном, выделенным из мужского пота. Присутствие этого вещества в возду­хе приводило к тому, что участники эксперимента задерживались в теле­фонных будках дольше, чем обычно, а женщины в залах ожидания или в театре чаще садились на те места, которые были пропитаны этим запахом.

Принятые в обществе гигиенические правила снизили до минимума роль естественных запахов. Однако если внутренняя модель вашего иде­ала, подкрепленная соответствующим феромоном, который вы смогли выделить из всевозможных дезодорантов, идентична действительности, то любовь живет и крепнет. Порой человек либо не встречает, либо у него не хватает терпения дождаться свою «половину». Тогда он женится (выходит замуж), руководствуясь иными факторами: материальным по­ложением, давлением общества, желанием родителей и т.д. Плата быва­ет очень высокой - здоровье, а порой и сама жизнь...

Слуховые ощущения возникают в результате звуковых волн. Гром­кость звука определяется амплитудой волны, а его высота — часто­той колебаний.

Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными со­ставляют осязание, с помощью которого человек отражает каче­ственные особенности предметов — их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

Температурные ощущения — это ощущения тепла и холода в ре­зультате активизации температурных рецепторов.

Необходимо помнить, что экстероцептивные ощущения холода, громкости, шершавости, солености, пахучести, яркости и т.д. субъек­тивны.

2. Интероцептивные ощущения отражают состояние внутренних органов, информация от которых непрерывным потоком поступает в мозг. В большинстве случаев ощущения (за исключением сытос­ти, голода, жажды, полового удовлетворения) не осознаются.

К интероцептивным ощущениям также относятся ощущения равновесия, возникающие в результате деятельности вестибулярно­го анализатора и обеспечивающие вертикальное положение тела.

3. Проприоцептивные ощущения — это ощущения, отражающие движения нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощу­щений человек получает информацию о положении тела в про­странстве, о взаимном расположении всех его частей, о сокраще­нии, растяжении и расслаблении мышц и т.д.

Восприятие

Восприятие — это форма целостного психического отражения предметов и явлений объективной действительности при их непос­редственном воздействии на органы чувств. Восприятие — результат действия системы анализаторов.

Основные характеристики восприятия:

избирательность — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. В течение 0,001 с головной мозг должен принять и отправить до 4 млн импульсов. При переработке такого количества сигналов на первый план выступает заинтересованность человека, кото­рая и определяет избирательность восприятия. Например, вхо­дит утром медсестра в палату. На ее анализаторы поступает по­ток информации: солнечный свет, прохладный ветерок из приоткрытого окна, шум воды в умывальнике, вопросы пациен­та Иванова о результатах анализа, запах дезодоранта, показатели термометров и т.д. Из всего потока она выделяет запах ацетона, исходящий из мочеприемника Петрова, и вызывает врача;

константность, т.е. относительное постоянство в восприятии. Эта особенность объясняется опытом, приобретенным в про­цессе развития личности, и имеет огромное практическое значе­ние. Если бы восприятие не было константным, то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы бы сталкива­лись с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее;

апперцепция — зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта человека, его индивидуальных личност­ных особенностей. Медсестра должна стремиться регистриро­вать свои негативные реакции. Допустим, ее первый практичес­кий опыт работы в отделении еще во время учебы в медучилище признан неудачным, пациенты, с ее точки зрения, в основном встречались грубые, подозрительные, лечиться не хотели, а только ныли и жаловались. Устройство на работу после окончания учи­лища с подобным «апперцептивным камнем», да еще в то же отделение вряд ли будет на радость всем сторонам;

целостность. Восприятие есть всегда целостный образ предмета. Факторы, влияющие на восприятие. Это ограничения,

связанные с органами чувств; состояния сознания; предшествую­щий опыт; менталитет.

Механизмы восприятия времени. Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми биологическими часа­ми — определенной последовательностью и ритмом биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Наибо­лее вероятными кандидатами на роль биологических часов считают

ЧТО ХОЧУ, ТО И ВИЖУ

Выбор информации, поступающей в мозг из окружающего мира, за­висит от самого человека. Идя по незнакомому городу, голодный легче всего будет замечать вывески ресторанов, а нездоровый будет искать вывеску аптеки.

- Кроме того, мы часто склонны обращать внимание только на детали, отвечающие нашим ожиданиям.

Вот что произошло в 1953 г. с психиатром У. Менделом (W. Mendel) из Вашингтона, где он заведовал отделением для пациентов с враждеб­ным или агрессивным поведением. Некоторых считали столь опасными, что держали в смирительных рубашках, и Мендел посещал их в сопро­вождении двух телохранителей. В это время появился новый транквили­затор - резерпин, который, казалось, давал превосходные результаты. Руководители больницы решили провести у себя его испытания, исполь­зуя двойной слепой метод.

Эксперимент продолжался несколько месяцев, но очень скоро Мен­дел пришел к убеждению, что препарат превосходно действует на его пациентов. За несколько дней их агрессивность заметно снизилась.

Общение между ними становилось все более дружелюбным. У Мен- дела не оставалось никаких сомнений, что резерпин произведет револю­цию в лечении таких больных. Он стал ждать результатов из других от­делений. Как же он удивился, когда узнал, что его пациенты не получали таблетки резерпина!

Анализируя случившееся, Мендел был вынужден признать, что толь­ко его поведение было причиной изменений поведения больных. С на­чала эксперимента Мендел вообразил, что его пациенты получают резер­пин и поэтому не могут не стать более смирными. Он стал относиться к ним соответственно, стараясь увидеть в их жестах, взглядах, улыбке при­знаки улучшения, тогда как раньше обращал внимание только на прояв­ления агрессивности. Больные в ответ на это становились более спокой­ными просто потому, что к ним стали относиться, как к полноценным людям. Таким образом, их поведение изменилось не от воздействия ле­карств, а от того, как с ними стали обращаться.

Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. Пер. с франц. - М.: Мир, 1996. - С. 126—127, 194.

ритм сердечных сокращений и метаболизм. Это частично подтвер­ждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на ско­рость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Например, алкоголь чаще всего замедляет субъективно восприни­маемый ход времени, а кофеин ускоряет его.


60 *0 Раздел I. Обшая психология

Субъективное восприятие продолжительности времени частич­но зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой кажется интересная и осмысленная деятельность, и наоборот. При хоро­шем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно.

На оценке времени сказывается также установка личности. Ожи­дание неприятных событий вызывает ощущение быстро текущего вре­мени. При ожидании приятного кажется, что оно долго не наступает.

Один из основных ритмов, которому подчинена наша жизнь, — циркадианный {околосуточный). Суточную периодичность имеют циклы сна и бодрствования (у человека более 100 различных физи­ологических параметров изменяются с периодом 24 ч). Исследова­ния показывают, что эта периодичность приблизительно сохраня­ется, даже если человек не получает извне никакой информации о времени суток. Кроме того, американские ученые показали, что существуют ритмы с периодом от 90 до 100 мин, которые проявля­ются не только во время сна, но и в период бодрствования. В днев­ное время они влияют на сокращения желудка, а также на продук­тивность воображения. Это проявляется в том, что у человека через каждые 1,5 ч может подсознательно возникать желание что-то по­грызть, проявить остроумие или предаться мечтам.

Ритмы в деятельности медсестры. Специфика труда се­стринского персонала предполагает сменную работу и работу в ноч­ную смену. Люди по-разному приспосабливаются к подобной ра­боте. Исследования показывают, что примерно 20% людей не могут приспособиться к сменному графику работы, а у остальных полная адаптация наступает только после продолжительного периода смен­ного труда. Наиболее серьезные проблемы у работающих в разные смены возникают вследствие неадекватного (как количественно, так и качественно) сна, неудовлетворительного питания (по соста­ву и времени приема пищи), а также отрыва от семьи.

Исследования деятельности медсестер выявили, что в вечерние и ночные смены увеличено количество ошибок, несчастных случа­ев, снижена работоспособность, происходят различные нарушения сна. Сменная работа коррелирует с неудовлетворенностью медсес­трами своей работой, стрессами, синдромом «психического выго­рания». Для снижения выраженности этих реакций предложено:

• пересмотреть графики работы;

• стремиться как можно реже вносить изменения в график работы;

• сохранять график постоянным, насколько это возможно;

• обучить персонал самопланированию в соответствии с циркади­анными ритмами;


• выявить людей, наиболее приспособленных к работе в вечерние и ночные смены;

• привлекать к работе в вечерние и ночные смены более молодых медсестер, так как с возрастом снижается работоспособность в вечерние и ночные смены;

• побуждать сотрудников к занятиям физическими упражнения­ми для снижения негативных последствий при сменой работе;

• увеличивать искусственное освещение;

• увеличивать естественное освещение в помещениях как для па­циентов, так и для персонала;

• обеспечить возможности для сотрудников, работающих в вечер­нее и ночное время, участвовать в мероприятиях и встречах, за­ниматься самообразованием и развитием личности;

• поддерживать все усилия персонала, направленные на адапта­цию к сменной работе.

Сенсорный голод. Сенсорная адаптация. Вся инфор­мация от органов чувств поступает в мозг. Нехватка каждого вида информации вызывает свой вариант голода. Хочется на что-нибудь поглядеть, что-то понюхать, пожевать, послушать, пощупать.

Сенсорный голод (сенсорная депривация) как недостаток или от­сутствие внешних раздражителей особенно опасен в детском воз­расте. Без раннего сенсорного опыта может произойти атрофия клеток в сенсорных системах. Слух и зрение функционируют уже у семимесячного плода.

Сенсорный голод испытывают и животные. Широко известен опыт с 3 группами крысят. Все они содержались в одинаковых ус­ловиях, но крысят 1-й группы ежедневно поглаживали, крысят 2-й группы не поглаживали, а крысят 3-й группы ежедневно подверга­ли болезненному удару электрическим током. К концу экспери­мента показатели роста, массы тела, иммунитета и даже интеллекта оказались различными.

Сенсорный голод в обычных условиях чаще всего возникает в результате адаптации (приспособления) органа чувств к внешнему раздражителю. Из-за адаптации быстро перестают ощущаться как самые изысканные духи, так и неприятные запахи урологического отделения. Точно так же постепенно мы можем перейти от соленой пищи к несоленой, и наоборот.

Существует эмоциональная адаптация. Вчера все было радостно, восторженно, ослепительно красиво и пахло весной, а сегодня все грустно, равнодушно, безобразно и воняет плесенью.


62 < Раздел I. Обшая психология

В последние годы заговорили и о социально-психологической адап­тации. Человек в новом коллективе тоже должен перестроиться, приспособиться, прижиться. От этого зависит, как сложатся меж­личностные взаимоотношения.

Представления

Представление (вторичный образ) — это воспроизведенный субъектом образ предмета, основанный на прошлом опыте этого субъекта и возникающий при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.

По сравнению с тем, что происходит при непосредственном вос­приятии, представление бывшего восприятия — это не его копия. Обращают на себя внимание неполнота, фрагментарность, расплыв­чатость, бледность, неустойчивость образа представления по срав­нению с образом восприятия. Эти признаки действительно прису­щи представлению, но не они передают существенное в нем. Сущность представления состоит в том, что оно — обобщенный об­раз, сохраняющий важные для личности особенности окружающе­го мира. «Представления — исходные данные для оперирования в сознании “слепками” действительности».

Различают представления памяти и представления воображения. Представления являются образами памяти, если в образе воспроиз­водится прежде воспринятое и если субъект осознает взаимосвязь образа и прошлого. Если представление формируется безотноси­тельно к прежде воспринятому, хотя и с его использованием, то представление является образом воображения.

Представления всегда в достаточной степени индивидуальны, во многом зависят от особенностей личности, ее установок, прошлого опыта, степени развития интеллектуальных способностей. С одной стороны, представления — это итог познания человеком окружаю­щего мира, а с другой — это исходная точка развития и развертыва­ния психической жизни личности.

Способность действовать по представлениям, т.е. свободно опе­рировать ими, рассматривается психологами как одно из важных качеств, необходимых для овладения многими современными про­фессиями. Мы полагаем, что сестринскому персоналу необходимо в первую очередь формировать адекватное представление о себе и о своей профессии. Следует осознавать особенности своего обобщен-


ного представления о пациентах, а также достаточно легко опери­ровать единичными представлениями о том, как конкретный па­циент воспринимает себя и свое заболевание, медицинских работ­ников, назначенное лечение, прогноз и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.043 с.)