Нарушения ощущений, восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушения ощущений, восприятия



Нарушения ощущений. Они весьма многообразны. Повы­шенная чувствительность — гиперестезия — часто наблюдается у ас- тенизированных больных. Солнечный свет, обычные звуки, запа­хи, прикосновение одежды к телу кажутся невыносимыми. При гипестезии — пониженной чувствительности — пациент почти не реагирует на инъекцию, но может получить ожог от горчичников или грелки. Выделяют также анестезию — отсутствие чувствитель­ности.

При неврологических расстройствах могут возникать парестезии — ощущения жжения, покалывания, стягивания, ползания насекомых на коже или под кожей и т.д. Постоянные неопределенные непри­ятные ощущения «внутри тела» без точной локализации (чувство «шевеления, переваливания, перекатывания», «постоянные дребез­жащие» боли и т.д.) — сенестопатии.

К этой группе расстройств можно отнести кожный зуд, нередко сопровождающий эмоциональные напряжения, неврозы, заболева­ния обмена веществ, болезни почек и крови, аллергические реак­ции, прием лекарственных препаратов (антибиотики, сульфанила­миды, некоторые наркотики и т.д.) или употребление определенной пищи. Зуд неблагоприятно влияет на психику пациента: человек становится раздражительным, нетерпеливым, злобным. Контакт с такими людьми требует большого терпения.

Боль. Медсестра в практической деятельности чаще всего сталки­вается с болью. Чтобы наилучшим образом помочь пациенту, испыты­вающему боль, надо понимать ее специфические черты. Наиболее употребительным является определение боли, данное Международ­ной ассоциацией по изучению боли (МАИБ): «Боль — это неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, сопровождающееся фак­тическим или возможным повреждением тканей; либо состояние, сло­весное описание которого соответствует подобному повреждению». По этому определению, боль — нечто большее, чем просто ощущение, поскольку обычно сопровождается неприятным аффективным пере­живанием. В связи с этим правильнее говорить о восприятии боли.

Боль является не простым ощущением, а сложным явлением, включающим и физический, и эмоциональный компонент. Это явление чисто субъективное. Объективных методов измерения боли, испытываемой человеком, не существует. На ощущение боли вли­яют личностные и культурные факторы.

ВОСПРИЯТИЕ БОЛИ

На восприятие боли влияют физические, психологические, социальные и духовные факторы.

К физическим факторам относятся симптомы болезни, побочные эф­фекты лечения, другие симптомы, к психологическим - гнев, разочаро­вание, отчаяние, чувство изоляции, ощущение беспомощности из-за от­сутствия интереса у врачей, потеря доверия к врачу вследствие неадекватного лечения, тревожность как результат боязни испытывать

3 - 1918.

боль, страх перед больницами вообще, чувство брошенности и ненуж­ности. Социальные факторы - заниженная самооценка в результате по­тери статуса, тревога о финансовых проблемах, хроническая усталость. Духовные факторы - страх смерти и самого процесса умирания, духов­ные метания, чувство вины, потеря надежды и уверенности в будущем.

Лечение боли включает как лекарственные, так и нелекарственные методы. Последние могут быть физическими (грелки, чрескожная элект­ростимуляция нервов) и психологическими (релаксация, когнитивная, поведенческая, психодинамическая терапия).

Следует помнить, что чувство дискомфорта, бессонница, страх, скука, грусть, заброшенность обостряют восприятие боли. Наоборот, сопере­живание окружающих, хорошее настроение, релаксация, творчество по­вышают устойчивость к восприятию боли.

Для восприятия боли требуются как сохраненное сознание, так и вни­мание. Боль сильнее, если она занимает все внимание человека. Боль можно уменьшить с помощью отвлекающей деятельности.

При уходе за пациентами с болевым синдромом медсестра должна как можно быстрее реагировать на просьбы об обезболивании.

Нельзя даже мысли допускать о том, что медсестре больше, чем боль­ному, известно о степени его страдания. Медсестра должна всегда про­являть сочувствие и желание помочь.

Салмон А. Облегчение боли // Сестринское дело. - 2000, № 1, - С 30-31.

Встречаются люди с полной врожденной нечувствительностью к боли. Такие люди с первых лет жизни постоянно получают серьез­ные травмы или ранят сами себя. Некоторые из них преждевремен­но умирают, например, от заболеваний вроде аппендицита, так как не ощущают болевых симптомов и не обращаются за медицинской помощью.

Многие из нас испытывали психогенную боль (некоторые авторы считают, что половина пациентов, посещающих ЛПУ, жалуются именно на такую боль). Поразительное и типичное свойство такой боли в том, что функция «болящего» органа нисколько не наруша­ется, даже когда пациент сильно страдает. В данном случае суще­ствует неосознаваемый психический конфликт.

Известны так называемые фантомные ощущения (фантомные боли). Это ощущения присутствия утраченной конечности или ее части, которые могут сопровождаться болью.

Субъективный характер боли делает ее трудноизмеримым поня­тием. Это особенно актуально для тех, кто затрудняется выразить
свою боль словами: младенцев[IX], пациентов в состоянии изменен­ного сознания, пациентов, которым трудно говорить, пациентов- иностранцев и т.д. Гораздо легче оценить и купировать боль, когда человек либо полностью понимает, о чем его спрашивают, и может ответить, либо у медсестры есть достоверный инструментарий для оценки боли.

Во всем мире достаточно широко используются всевозможные шкалы оценки боли (Pain Rating Scales): описательные (рис. 3.1), числовые (рис. 3.2), аналоговые, визуальные и т.д.

Нет                                  Умеренная                               Очень

боли                                        боль                             сильная боль

         
   


Рис. 3.1. Упрощенная описательная шкала боли.

Выберите число, которое наиболее соответствует уровню испытыва­емой вами боли

01   23456789 10

Нет боли                                                                      Ужасная

боль

Рис. 3.2. Десятибалльная шкала оценки боли.

Для обучения пациентов и семей по использованию числовой шкалы боли (см. рис. 3.2) рекомендуется:

— показать шкалу и объяснить, что ее используют для того, чтобы помочь медработнику понять уровень боли пациента и выбрать способы ее облегчения. Медсестра будет регулярно спрашивать пациента об уровне испытываемой им боли, но и сам пациент должен также сообщать о боли;


0 1 2 3 4 5
Нет боли Немного Больно Больно Сильная Наисиль­
(no hurt) больно немного еще боль нейшая
  (hurts больше больше (hurts боль
  1ittlе (hurts (hurts whole (hurts
  bit) little even lot) worst)
    bit) more)    

Рис. 3.4. Шкала оценки боли Wong-Baker.

 

                         
 
 

Однако гораздо важнее облегчить состояние пациента. Каждый пациент имеет право на снижение боли всеми доступными спосо­бами и средствами[X]. Управление хронической болью — быстро раз­вивающаяся область медицины.


Разрабатываются методы, с помощью которых пациенты могут самостоятельно управлять болью. Одним из простейших нефарма­кологических методов управления болью является релаксация.

К релаксации приводит работа с ментальными образами. На­пример, пациент с использованием нескольких модальностей со­здает образ пляжа с мягким теплым песком, морскими волнами, медленно набегающими на берег, и легким прохладным ветерком, приносящим запах моря. Он представляет, как с каждой волной боль постепенно ослабевает и куда-то уходит. Если пациент скон­центрируется на своем медленном и глубоком дыхании, то он мо­жет представить, что с каждым выдохом боль оставляет тело. Мето­ды расслабления наиболее успешны, когда применяются с учетом индивидуальных предпочтений пациента. Преимущества этих ме­тодов в том, что им легко научиться как персоналу, так и пациен­там, они не требуют специального оборудования.

Нарушения восприятия. Восприятие предметов может быть и ошибочным. К нарушению восприятия относятся иллюзии — ис­каженное, ошибочное восприятие реального объекта. Иллюзии бы­вают и у здоровых людей в состоянии страха, тревожного ожида­ния, при утомлении.

Галлюцинации — восприятие без объекта. Как и иллюзии, галлю­цинации различаются по органам чувств.

Практическое занятие

Можно оценить тип восприятия, используя элементы концеп­ции нейролингвистического программирования (НЛП). Одно из пред­положений данной концепции состоит в том, что человек познает мир преимущественно через зрительный, либо слуховой, либо ки­нестетический[XI] анализатор.

Медработникам полезно знать особенности развития собствен­ных анализаторов и свою ведущую модальность. Желательно, что­бы все модальности были развиты примерно одинаково.

Однако успехи в образовании и профессиональной деятельнос­ти напрямую зависят от визуальных способностей индивида. Пред-


70 < Раздел I. Обшая психология

лагаем упражнения на визуализацию. Рекомендуем проводить ре­гулярную сравнительную оценку представлений, используя следу­ющую шкалу:

5 — представление абсолютно яркое, четкое, чистое, как образ вос­приятия;

4 — представление яркое, четкое, чистое;

3 — представление средней яркости и четкости;

2 — представление неясное, тусклое и смутное;

1 — представления нет вообще: вы только знаете, что вы думаете о предмете.

Упражнения на визуализацию (с. 72) направлены на развитие и других модальностей. Предлагаем попробовать еще ряд упражне­ний.

Для развития слуховой модальности полезно:

• ежедневно дома по 30 мин ходить с завязанными глазами, при этом разговаривать с домашними и пытаться определить по го­лосу их эмоциональное состояние и местоположение;

• «смотреть» телевизор с закрытыми глазами,

• пытаться на слух определить степень готовности пищи и т.д. Для развития кинестетической модальности полезно:

• лежать в ванне с закрытыми глазами и ушами;

• гладить белье и определять степень его выглаженности с закры­тыми глазами;

• сложить в мешочек мелкие предметы из разных материалов и пытаться определить их на ощупь;

• с закрытыми глазами наложить венозный жгут на чье-нибудь плечо и с помощью пальпации определить ширину, глубину залегания вены, ее направление, подвижность, уплотнения стенки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.016 с.)