Экспериментальное изучение памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментальное изучение памяти



Основоположником экспериментального изучения памяти счи­тают немецкого психолога Германа Эббингауза (G. Ebbinhaus) (1850— 1909). Опыты он ставил на себе. Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом кривая забывания. Быстро падая, эта кри­вая становится пологой. Оказалось, что наибольшая часть материала (до 60%) забывается в 1-й час после заучивания. Через 6 дней остает­ся менее 20% первоначально выученной информации. Однако кри­вая забывания получена для бессмысленных слов и поэтому не мо­жет выражать общий закон забывания любого материала. Однако она очень показательна для студентов, которые пытаются механи­чески запомнить материал, не пытаясь в нем разобраться. Это еще раз подтверждает истину, что зубрежка в ночь перед экзаменом по­чти всегда направлена на то, чтобы «сдать и забыть». Даже если вы осмысленно учите материал, ему надо отлежаться, отстояться в па­мяти. Закончить подготовку к экзамену необходимо не на пороге экзаменационной аудитории, а на 2—3 дня пораньше.

В современных теоретических и экспериментальных исследова­ниях познавательных процессов все более явно стираются границы


между процессами восприятия, памяти, мышления, намеченные традиционной функциональной психологией.

Забывание

Память — это способность не только к запоминанию, но и к забыванию информации. На забывание влияют следующие факто­ры.

Возраст. Пожилые люди склонны забывать недавние события или то, что им предстоит сделать.

Они могут поражать способностью вспоминать прошлое. На са­мом деле они рассказывают, как правило, о достопримечательных событиях. Такие события столько раз пересказываются самим че­ловеком или его близкими, что навсегда остаются в памяти. Основ­ная часть многих событий, которыми была полна долголетняя жизнь, в основном забыта. Видимо, ослабление памяти часто связано не с нарушением самой памяти, а с неспособностью извлекать из нее информацию.

Когда пожилые люди сталкиваются с новыми обстоятельствами, с непривычными действиями, например в случае госпитализации, им нужно время, чтобы освоить новое. Большую помощь им могут оказать памятки («Как и когда принимать лекарство», «Как пользо­ваться ингалятором», «Как измерить артериальное давление» и т.д.

Неиспользование информации. Интерференция. Сохранению информации в памяти могут мешать предшествующие (проактив­ная интерференция) или последующие (ретроактивная интерферен­ция) события.

Если перед тем как студент начинает готовиться к экзамену, он получит дурные вести, то усвоение материала будет ослаблено. Пред­положим, ваш новый пациент Петрухин Сергей Николаевич очень похож на вашего дядю Петра Сергеевича. Тогда, возможно, вам бу­дет трудно запомнить настоящие фамилию, имя и отчество пациен­та и все время будет хотеться назвать его Петром Сергеевичем.

Ретроактивная интерференция происходит тогда, когда новые знания блокируют воспроизведение старых. Замечено, что если после усвоения материала мы сразу приступаем к новой деятельности (изучаем другой предмет, идем на дискотеку и т.д.), то с воспроиз­ведением старого материала могут быть трудности, поэтому и реко­мендуют учить на ночь.                                '

Вытеснение информации. По мнению Фрейда, вытеснение является способом защиты от тяжелых воспоминаний. Дети, постра­давшие от сексуального насилия, часто боятся рассказать о случив­шемся. Воспоминания об этом бывают столь болезненными, что они вытесняются, но обычно всплывают вновь уже у взрослого человека.

Подавление. В отличие от вытеснения, подавление — это со­знательные усилия, направленные на то, чтобы не думать о каком- либо событии. Мы можем «забыть» заплатить долг, «забыть» о не­приятном нам свидании, несданном экзамене, глупом поступке.

Лекарственные средства. От большинства лекарств память, как правило, ухудшается. Сильное отрицательное действие на па­мять оказывают, например, транквилизаторы. Недавние исследо­вания показали, что диазепам (синонимы: реланиум, седуксен, си- базон, валиум) блокирует работу памяти в течение 6 ч после приема.

Способствуют ухудшению памяти препараты, применяемые при лечении паркинсонизма, антиаритмический препарат мексилетин (си­нонимы: мекситил, мекситилен, мексилен и др.), гипотензивное сред­ство метилдофа (синонимы: допегит, метилдопа и др.) и др.

Медсестре необходимо обратить внимание на пациентов, полу­чающих эти препараты, и напоминать им о распорядке дня, пред­стоящих процедурах устно или письменно.

Нарушения памяти

Наиболее часто встречаемые расстройства: гипомнезия — снижение памяти, амнезия — выпадение (отсутствие памяти) и парамнезия — ошибки памяти.

Гипомнезии бывают при переутомлении, возбуждении, в результа­те перенесенных тяжелых заболеваний, в пожилом возрасте.

Для переноса следов события в долговременную память требует­ся от 15 мин до 1 ч. У человека бывает полная амнезия — выпадение из памяти событий, происходивших в какие-либо отрезки времени (при старческих психозах, тяжелых травмах мозга, отравлении оки­сью углерода). Различают ретроградную (лат. retrogradus — идущий назад) амнезию, при которой утрачивается память на события, пред­шествовавшие заболеванию, и антероградную, при которой забыва­ется то, что было после начала заболевания.

К расстройствам воспроизведения относятся парамнезии — кон- фабуляции и псевдореминисценции.

Конфабуляции иногда называют галлюцинациями памяти. При конфабуляциях пробелы памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности, причем это происходит без желания пациента обмануть, ввести в заблуждение. Этот вид патоло­гии может наблюдаться у больных алкоголизмом при развитии кор- саковского психоза, а также у больных старческим психозом.

Псевдореминисценции — это искаженные воспоминания, или ил­люзии памяти. Это ошибочные воспоминания о событиях, действи­тельно происходивших, но искаженных, неверно соотнесенных во времени или месте.

Среди нарушений памяти особую группу составляют нарушения чувства знакомости. Они могут обнаруживаться как у здоровых, на­пример, при изменении настроения, так и у психически больных. Нарушения чувства знакомости как феномен могут рассматриваться и в рамках патологии восприятия, поскольку нарушается узнавание предметов, и при эмоциональных расстройствах, и в связи с измене­нием сознания.

Выделяют симптом уже увиденного (deja vu — дежа вю) и симп­том никогда не виденного (jamais vu — жамэ вю).

Суть симптома уже увиденного сводится к тому, что первое в жиз­ни восприятие чего-либо сопровождается чувством, будто это уже было когда-то раньше. При этом присутствует понимание ошибочности этого ощущения. Так, впервые приехав в город, человек ходит по его ули­цам с чувством, будто он уже бывал здесь.

Чувство знакомости нередко подводит студентов. Перелистывая дома учебник или тетрадь с конспектами, они узнают то, о чем говорилось на лекции, и им кажется, что они все знают и учить не обязательно. Однако при ответе на следующий день оказывается, что они не знают, а узнают ответ среди другой информации, как узнают знакомого на улице.

Симптом никогда не виденного заключается в том, что что-то хо­рошо знакомое воспринимается как чужое, чуждое, встреченное впер­вые. Критика остается сохранной, т.е. человек понимает, что это ему только кажется.

Практическое занятие

Задание 1. Исследование преобладающего типа памяти. Материалы и оборудование'. 4 набора слов, содержащих разные

понятия, один из наборов выполнен на отдельных карточках, листы бумаги для записи, ручки, секундомер.

Опыт 1. Проверка слуховой памяти.

Экспериментатор четко с интервалом 3 с читает участникам эк­сперимента слова для запоминания. Чтение слов предваряется ин­струкцией: «Я буду читать вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После команды: «Пишите!» на листе бумаги запиши­те то, что вы запомнили. Если нет вопросов, приготовьтесь слу­шать и запоминать».

Слова для запоминания в первом опыте: машина, яблоко, каран­даш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей. После паузы 10 с дается команда: «Пишите!». После написания определя­ется число правильно воспроизведенных слов.

Опыт 2. Проверка зрительной памяти.

Опыт можно проводить через 5 мин после окончания первого опыта. Экспериментатор последовательно предъявляет участникам слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция должна соответ­ствовать длительности чтения слова. Интервал между предъявленья­ми 3 с. Инструкция участникам: «Я буду показывать вам карточки с написанными на них словами. Внимательно их читайте и запоминай­те. После команды: «Пишите!» запишите на листе бумаги то, что вы запомнили. Если нет вопросов, приготовьтесь слушать и запоминать».

Слова для запоминания во втором опыте: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния. После паузы 10 с дается команда: «Пишите!». После написания определяется число правильно воспроизведенных слов.

Опыт 3. Проверка моторно-слуховой памяти.

Опыт можно проводить через 5 мин после окончания 2-го. Уча­стнику эксперимента предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприя­тия материала. Интервал между читаемыми словами 3 с, скорость чтения та же, что и в 1-м опыте. Инструкция участнику: «Я буду читать вам слова. Слушайте их внимательно и, прописывая в воз­духе ручкой, запоминайте. По сигналу: «Пишите!» запишите на листе бумаги то, что вы запомнили. Если нет вопросов, приготовьтесь слушать, прописывать слова и запоминать».

Слова для запоминания в третьем опыте: пароход, слива, линей­ка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь. После паузы 10 с дается команда: «Пишите!». После написания определяется число правильно воспроизведенных слов.

Опыт 4. Проверка комбинированной памяти.

Спустя 10 мин после третьего опыта проводят 4-й. Темп чтения слов и паузы те же, что и в предыдущих опытах. Экспериментатор


читает слова и предлагает участникам вслед за чтением записывать их на отдельном листке бумаги, а после записи последнего, 10-го слова лист переворачивают и по сигналу: «Пишите!» на обратной стороне листа воспроизводят то, что запомнили. Инструкция учас­тникам: «Я буду читать вам слова. Записывайте их на листе и запо­минайте. После чтения последнего слова лист переверните и по моему сигналу «Пишите!» запишите на обратной стороне то, что вы запомнили. Приготовьтесь слушать, записывать и запоминать».

Слова для запоминания в четвертом опыте: поезд, вишня, тет­радь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица. После паузы 10 с дается команда: «Пишите!». После написания определяется число правильно воспроизведенных слов.

Анализ результатов

Полученные в каждом опыте данные заносят в таблицу. Преоб­ладающий тип памяти определяют путем сравнения числа правильно воспроизведенных слов в каждом из 4 опытов. Нормальный объем кратковременной памяти — запоминание 5—9 слов.

Число правильно воспроизведенных

слов

Тип памяти

слуховой зрительный моторно­ слуховой комбинированный
       

 

Если в каком-либо опыте участник запомнил 10 слов, значит, он пользовался какой-то системой для запоминания, о чем его можно попросить рассказать.

Выявление типа памяти, с одной стороны, поможет каждому студенту более эффективно организовать запоминание материала во время самостоятельной работы, а с другой — преподавателю важно знать преобладающий тип памяти у студентов в группе для коррек­ции основных форм предъявления изучаемого материала и разви­тия других типов памяти.

Задание 2. Исследование зависимости запоминания от уста­новок личности.

Материалы и оборудование', ряды слов для запоминания (серии А и Б), листы бумаги для записи, ручки, секундомер.

Экспериментатор четко с интервалом 3 с читает испытуемым слова серии А для запоминания. Чтение слов предваряется инст­рукцией: «Я буду читать вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. По окончании чтения запишите слова одно под дру-

СЕРИЯ А

СЕРИЯ Б

мера туча нива суша
вода нога кожа доза
чаша зима дача луна
гора рота соха роза
дума шуба рука губа
коза мода пора поза
пила река каша лапа
роса зола сова ноша

 

гим независимо от их порядка в ряду. Если есть вопросы, задавайте их сейчас. Во время опыта на ваши вопросы я отвечать не буду. Приготовьтесь слушать и запоминать».

После записи слов экспериментатор читает слова серии А снова, участники отмечают правильно воспроизведенные.

Далее экспериментатор сообщает инструкцию для выполнения следующего опыта: «Я буду читать вам слова. Слушайте их внима­тельно и запоминайте. По окончании чтения молча запишите сло­ва, содержащие букву О».

Экспериментатор читает слова, но по окончании чтения просит, кроме слов, содержащих букву О, записать также все запомнивши­еся слова только что прочитанного ряда.

Анализ результатов

После проверки подсчитывают, сколько слов с буквой О и без нее участники эксперимента запомнили в сериях А и Б и на сколь­ко слов больше запомнилось при установке на запоминание и без нее. Результаты заносят в таблицу.

 

Число правильно воспроизведенных слов

всего слов с буквой О без буквы О
Серия А      
Серия Б      

 

Этот опыт показывает, что запоминание зависит от установки студентов. Необходимо давать установку на длительное запомина­ние материала с последующим его воспроизведением в профессио­нальной обстановке.

Задание 3. Исследование влияния комбинированного типа па­мяти на запоминание.

Материалы: стихотворение О. Григорьева «Бабушка».


Инструкция'. «Я прочитаю вам 2 раза детский стишок. Первый раз вы внимательно слушаете и визуализируете ситуацию, о кото­рой идет речь. Во время второго прочтения вы слушаете, представ­ляете себе, что происходит (можно даже закрыть глаза), пытаетесь с помощью органов речевой артикуляции (без голосовых связок) вместе со мной «произносить» слова, регистрируете испытываемые вами эмоции. После прочтения по моей команде мы все вместе хором повторим этот стишок и увидим, как у нас здорово получи­лось».

Старая, слабая бабушка

Оставила дома ключик.

Звонила старая бабушка,

Но не открыл ей внучек.

Старая бабушка ухнула,

В дверь кулаком бахнула,

Дубовая дверь рухнула,

Соседка на кухне ахнула,

Качнулся сосед на стуле,

Свалился с кровати внучек,

Упала с полки кастрюля

И бабушкин маленький ключик.

Задание 4. Исследование влияния мнемических приемов на запоминание.

Материалы'. 3 набора по 10 слов, листы бумаги для записи, ручки.

Опыт 1.

Экспериментатор четко с интервалом 3 с читает испытуемым слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией: «Проставьте в столбик числа от 1 до 10. Я буду читать вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте в том же порядке. По окончании чтения запишите слова одно под другим в столбик ря­дом с его номером. Вместо несохранившихся слов ставьте прочерк. Если нет вопросов, приготовьтесь слушать и запоминать».

Слова для запоминания в первом опыте: 1. лак, 2. вермишель,

3. майор, 4. зеркало, 5. мебель, 6. театр, 7. символ, 8. акварель, 9. дерево, 10. вечер. После написания определяют число правильно воспроизведенных слов как соответствие их порядковому номеру.

Опыт 2.

Участникам объясняют, что одним из простейших приемов орга­низации запоминания является создание образов и связывание их либо в мультфильм, либо в рассказ. Например, необходимо запом­нить порядок следующих слов: 1. врач, 2. небо, 3. память, 4. отчет,

5. корабль, 6. мечты, 7. пекарь, 8. дорога, 9. сумка, 10. день. Можно составить следующий рассказ: Врач посмотрел в небо и вспомнил о том, что ему надо писать отчет о плавании на корабле «Мечты» вместе с пекарем, который шел по дороге с сумкой, на которой было написано «День».

Опыт 3. Воспроизведение слов с помощью мнемических при­емов.

Экспериментатор четко с интервалом 3 с читает участникам слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией: «Про­ставьте в столбик числа от 1 до 10. Я буду читать вам слова. Слу­шайте их внимательно и запоминайте в том же порядке, связывая их между собой. По окончании чтения запишите слова одно под другим в столбик рядом с его номером. Вместо несохранившихся слов ставьте прочерк. Если нет вопросов, приготовьтесь слушать и запоминать».

Слова для запоминания в третьем опыте: 1. море, 2. кактус, 3. диа­гональ, 4. доклад, 5. шарнир, 6. поле, 7. кран, 8. летчик, 9. абажур, 10. радость. После написания определяют число правильно вос­произведенных слов как соответствие их порядковому номеру.

Анализ результатов

Сравните результаты 1-го и 3-го опытов. Можно попросить уча­стников поделиться своими системами запоминания[XII].

Задание 5. Исследование зависимости запоминания от осо­бенностей личности.

Экспериментатор четко с интервалом 3 с читает участникам слова для запоминания. Чтение слов предваряется инструкцией: «Я буду читать вам слова. Слушайте их внимательно и запоминайте. После окончания чтения на листе бумаги запишите то, что вы запомнили. Если нет вопросов, приготовьтесь слушать и запоминать».

Слова для запоминания: сессия, мыло, любовь, носки, анатомия, экзамены, винт, стена, труба, стипендия, память, спички, пиво, сви­дание, капуста, болезнь, каникулы, расписание, дискета, ложка. После написания определяют число правильно воспроизведенных слов и подсчитывают воспроизведения каждого из 20 слов.

Анализ результатов

При анализе обращают внимание на то, какие слова запомни­лись большему числу участников. Опыт показывает, что не все сло­ва запоминаются одинаково хорошо. Материал, эмоционально ок­рашенный или значимый, запоминается лучше.

Задание 6. Исследование словесно-логической памяти.

Словесно-логическая память позволяет человеку быстро и точ­но запоминать смысл событий, читаемого текста, логику рассужде­ний. Для исследования важности словесно-логической памяти про­водится следующее упражнение. Несколько испытуемых[XIII] выходят за дверь и по приглашению входят в класс по одному. Для остав­шихся можно еще раз провести упражнение, используя другой текст.

Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили телефонограмму, содержание которой надо передать следующему участнику. Текст телефонограммы сейчас зачитают, его можно не передавать дословно, главное — как можно точнее отра­зить содержание».

Затем ведущий зачитывает текст телефонограммы первому учас­тнику группы, он должен передать его следующему вошедшему, тот — следующему и т.д.

Телефонограмма составляется таким образом:

• 3—4 сложных предложения;

• цифры, имена, указания на время и место, значимые и незначи­мые детали.

Примеры телефонограмм:

«Звонила Нина Николаевна. Она просила передать, что задер­живается у Виктора Дмитриевича, так как там она договаривается о получении новых учебных пособий и фантомов для кабинета по сестринскому делу. Она должна вернуться к 15.30, к началу педсо­вета, но если она не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание занятий в 23-й группе на понедельник и втор­ник, вставив туда дополнительно первой парой 2 ч по анатомии».

«Звонила главная медсестра. Она просила передать старшей, что 11 и 12 мая начинается практика у студентов 3-го курса нашего медучилища, но посылать их в ЦСО, как было решено ранее, не нужно, так как туда пойдут студентки из Пушкинского медучили­ща, у которых практика заканчивается. Наших необходимо отпра­вить в 1-ю и 2-ю гинекологию помочь привести отделения в поря­док после ремонта. Пусть старшая перезвонит Надежде Романовне до 12 ч».

После проведения упражнения проводят обсуждение и выявля­ют ошибки (упражнение называется «Испорченный телефон»). Можно записать упражнение на магнитофон или видеомагнито­фон для просмотра и анализа во время обсуждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.066 с.)