Психологические аспекты труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические аспекты труда



Медсестры-руководителя

В нашей стране медсестре-руководителю, медсестре-менеджеру приходится действовать в сложных условиях нестабильности, де­фицита ресурсов и ограниченных возможностей персонала. Оче­видно, что для успешного выполнения этих ролей медсестре недо­статочно только знаний по уходу за пациентами.

Профессор менеджмента Макгильского университета в Монреа­ле Генри Минцберг (Н. Mintzberg) в своей работе «Природа управ­ленческого труда» выделил и описал 10 управленческих ролей[V], которые в различной степени, по его мнению, принимают на себя руководители в разные периоды своего труда. Все роли он разделил на 3 большие группы.

Первая группа — межличностные роли, или роли при работе с людьми. Первая роль — лицо организации, ее глава (figurehead). Выпол­няя ее, менеджер представляет организацию в официальных сферах, служит своеобразным символом организации. Вторая роль — связной (liaison). Менеджер выступает как информационно-коммуникаци­онный центр при осуществлении внутренних и внешних контак­тов. Третья роль — лидер (leader), осуществляющий руководство внутри организации.

Вторая группа — информационные роли, или роли при работе с информацией. Здесь руководитель бывает в роли получателя ин­формации (приемник) для контроля за деятельностью организации (as monitor); в роли передатчика информации (disseminator) внутри организации; в роли представителя (spokesman), передающего ин­формацию за пределы организации.


Третья группа — роли, связанные с принятием решений. Это роль предпринимателя (improver/ changer) — человека, принимающего решения, направленные на развитие организации; роль стабилиза­тора (disturbance handler) — умение предотвращать проблемы; роль распределителя ресурсов (resource allocator) — временных, финансо­вых, кадровых; роль человека, принимающего важнейшие решения во время переговоров с другими организациями (negotiator).

Для результативного исполнения этих ролей медсестре желательно обладать определенными личностными качествами, ей необходи­мы знания, умения, навыки. Согласно схеме управленческих уме­ний менеджеров Роберта Каца (R. Katz) (рис. 2.2), успешный ру­ководитель должен обладать концептуальными умениями, умениями взаимодействовать с людьми, техническими умениями.

 

Концептуальные умения — умения работать с идеями: стратеги­чески определять цели организации, выявлять и создавать условия для ее развития.

Умения взаимодействовать с людьми предполагают умения со­здавать и поддерживать команду, предотвращать и регулировать конфликты, проводить совещания, собеседования, обучать, кон­сультировать, советовать, аттестовывать своих сотрудников и в це­лом способствовать развитию персонала.

Технические умения — умения работать с оргтехникой, с плана­ми, графиками, отчетами, документацией, ресурсами, знание тех­нологических процессов, осуществляемых на подведомственном участке.

Как видно на рис. 2.2., эти умения необходимы менеджерам всех уровней: низшего (старшая медсестра отделения), среднего (главная


46 -О Раздел I. Общая психология

медсестра лечебно-профилактического учреждения — Л ПУ), выс­шего (главный врач или директор Л ПУ), но в разной степени. Ме­неджеры высшего уровня более нуждаются в концептуальных уме­ниях, чем в технических, в отличие от менеджеров низшего уровня. Однако руководители всех уровней одинаково нуждаются в умении взаимодействовать с людьми. Любому руководителю жизненно не­обходимы знания по психологии личности и психологии общения как для организации деятельности коллектива, так и для самоорга­низации.

Психологические аспекты труда

Медсестры-преподавателя

В новой концепции сестринского дела медсестре отводится роль не только исполнителя, но и педагога-воспитателя. Последняя фун­кция определяется как обучение пациентов и их родственников, персонала лечебно-профилактических учреждений, студентов и школьников. Эта роль так же, как и описанные выше, подразуме­вает знания основ психологии личности, психологии общения, пе­дагогической психологии, возрастной психологии, андрогогики.

Педагогические усилия медсестры направляются на:

пациента и его ближайшее окружение. Очень важно научить па­циента и/или его родственников частично или полностью само­стоятельно удовлетворять нарушенные потребности путем фор­мирования адекватной окружающей среды;

коллег медсестры, особенно если у нее есть подчиненные. Мед­сестра оказывает помощь в профессиональной деятельности, организует контроль знаний и умений, побуждает к личностно­му и профессиональному саморазвитию;

студентов и школьников. Медсестра всегда оказывает педагоги­ческое воздействие на практикантов, даже не вступая с ними в непосредственный контакт. Она должна осознавать, что своим поведением формирует у студентов восприятие будущей профес­сии;

родственников, друзей, знакомых, соседей медсестры. С одной сто­роны, эти люди всегда стремятся получить информацию о про­блемах, связанных со здоровьем. С другой стороны, поведение медсестры способствует формированию определенного отноше­ния к собственному здоровью и образу жизни.


По отношению ко всем перечисленным категориям можно вы­делить следующие составляющие педагогического[VI] труда медсес­тры:

информационную. Это сообщаемые медсестрой сведения о пра­вах и обязанностях индивида, о методиках лечения и оздоровле­ния, о распорядке дня в отделении, о назначаемых процедурах и подготовке к ним, о правилах приема лекарственных препара­тов и т.д.;

мотивационную. Это действия медсестры, направленные на фор­мирование личности пациента на выздоровление; личности кол­лег — на профессиональный рост и развитие и т.д.;

воспитательную. Это действия медсестры, направленные на фор­мирование у людей ответственности за свое здоровье и необхо­димости пересмотреть свой образ жизни. Перед проведением этой работы медсестра должна критически оценить свой образ жизни (соответствует ли ее внешний вид и поведение предлагаемым рекомендациям);

операциональную. Это обучение различным алгоритмам действий. Например:

• пациента и/или его родственников медсестра может обучать вве­дению инсулина, измерению АД, пользованию ингалятором, профилактике пролежней, запоров, бессонницы, дыхательной гимнастике и т.д.;

• студентов — разведению антибиотиков, соблюдению санитарно­противоэпидемического режима и т.д.;

• школьников — правилам переворачивания пациента, обработке кожных покровов и т.д.;

• медсестер — новым методикам, обеспечивающим безопасность медсестры на рабочем месте и т.д.;

• старших медсестер — правилам учета наркотических и сильно- действующих препаратов и т.д.

Такой педагогический труд медсестры в совокупности со всеми другими его видами (управленческий, исследовательский, по ухо­ду) формирует у населения правильное отношение к здоровью, к медицине в целом и к медицинским работникам в частности.


48 > Раздел I. Обшая психология



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.008 с.)