Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как не стать человеком толпы
...Основное свойство толпы - ее превращаемость. Превращения могут как происходить спонтанно, так и быть спровоцированы умышленно. На превращаемости строятся приемы манипулирования толпой с теми или иными целями. . Самый элементарный пример спонтанных превращений вспомнит всякий, кто бывал на футбольном матче. С началом игры конвенциональная толпа («толпа по поводу») превращается в экспрессивную. Важнейшая задача организаторов - принять все меры, чтобы по ходу матча или по его окончании предотвратить превращение толпы в агрессивную, в стяжательную (когда тысячи возбужденных болельщиков одновременно устремляются к единственному выходу) или в паническую под влиянием драки, пожара, стрельбы. ...В 1974 г. шел товарищеский матч по хоккею между сборными молодежными командами СССР и Канады, причем один сектор на трибуне крытого стадиона был полностью предоставлен канадским туристам. Когда встреча уже приближалась к концу, из канадского сектора к советским секторам полетели красивые упаковки «жвачки». «Жвачка», в то время атрибут «буржуазного образа жизни», в нашей стране не производилась и не продавалась. Канадцы наверняка знали о высокой ценности дешевой «жвачки» для советских обывателей. Были их действия жестом дружелюбия или намеренной провокацией, осталось неясным (да, похоже, никто и не пытался это выяснить). Последовавшие события оказались позорными и страшными. Наши болельщики, забыв о хоккее, устроили кучу-малу. Тут же над головами канадцев засверкали фотоаппараты (снимки «русских дикарей за железным занавесом», отчаянно сражающихся за упаковки «жвачки», обошли потом западные газеты). Администраторы стадиона в ужасе от происходящего не нашли ничего лучшего, как полностью вырубить освещение в зале. Испуг от внезапной кромешной тьмы стал импульсом для превращения стяжательной толпы в паническую. В возникшей давке погибли люди, многие получили увечья... Назаретян А. Психология толпы // Педология. — 2002, № 7. • педагогическая психология — отрасль психологии, исследующая формирование и изменение психологии людей в условиях обучения; • медицинская психология — отрасль психологии, изучающая особенности возникновения и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечении этих нарушений.
Кроме перечисленных отраслей психологии, есть еще и другие: политическая психология, экономическая психология, военная психология, психология спорта, психология рекламы и т.д. Механизм рекламы базируется на закономерностях восприятия. Наиболее эффективна телевизионная реклама, которая воздействует на зрительные и слуховые рецепторы. Исследования показали, что лучше всего воспринимаются желтый цвет на черном фоне, белый на синем, черный на оранжевом, оранжевый на черном и только на 5-м месте черный на белом. Наиболее эффективна реклама, которая апеллирует к чувствам, а не к разуму. В рекламе используется также обращение к первичным потребностям человека и его инстинктам, реклама вызывает и закрепляет положительные эмоции, связанные с отдыхом на природе или поглощением пищи. Реклама не должна вызывать отрицательные эмоции (реклама сигарет «Филипп Моррис», которые не раздражают горло; чемодан, вываливающийся из самолета при авиакатастрофе). Использование женского тела в роли «катализатора» продажи товаров не раз вызывало споры. Психологические научные дисциплины условно можно разделить на теоретические и практические. Психологи-теоретики заняты поиском новых знаний, они наблюдают явления в естественной обстановке или в лаборатории, интерпретируют полученные результаты, создают схемы, объясняющие поведение. Психологи-практики более многочисленны. Это школьные психологи, медицинские психологи, социальные психологи, психологи-консультанты в организациях и т.д. Методы психологии Психические явления нематериальны, и, следовательно, методы, которые используются в естественных науках, для их изучения не всегда подходят. Это было известно еще в XVIII и XIX веках, когда психические явления изучали методом интроспекции (букв, «смотрение внутрь»), т.е. самонаблюдения. Человек наблюдал за самим собой и описывал выявленные факты. Самонаблюдение — неотъемлемое качество человека. Мы все время анализируем свои действия и чувства, оцениваем свое отношение к другим людям и их отношение к себе. Однако как метод научного исследования интроспекция оказалась весьма ненадежной.
Ведь на основе самонаблюдения мы способны описывать не столько сами чувства, мысли и другие психические состояния, сколько свои воспоминания о них, даже если мы осознаем свой внутренний мир и искренне хотим рассказать о себе правду. Однако мы далеко не все знаем о себе и, даже желая что-то рассказать, не всегда способны это сделать. Наша психика — не замкнутый в себе мир. Наши мысли, чувства, мечты прорываются наружу в виде поступков, дел, доступных внешнему объективному наблюдению. Их можно записывать, снимать на пленку и т.д. Значит, к изучению психики человека можно применить наблюдение. Наблюдение — это метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, значимых для целей исследования. Существует несколько видов наблюдений (рис. 1.3). О внутреннем наблюдении мы говорили выше. Внешнее наблюдение — это наблюдение со стороны. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок и программы, а стандартизованное, напротив, заранее определено и ведется по четкой программе. Включенное наблюдение предполагает личное участие психолога в исследовании, когда он превращается в бомжа, религиозного фаната, наркомана и т.д. Можно также наблюдать человека незаметно. При скрытом наблюдении, которое часто применяется по отношению к детям дошкольного возраста, можно использовать магнитофон, видеокамеру, зеркало Гезелла (стекло, прозрачное только со стороны наблюдателя). Наблюдение широко распространено во многих науках, в том числе в медицине, и имеет плюсы и минусы. Наблюдение проводится в естественных условиях. Его относительная простота сочетается с субъективностью наблюдателя и определенными трудностями при подготовке данных к обработке. Наблюдение позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, а другие методы сбора данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях. Эксперимент — один из основных методов психологии. Это метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность участника эксперимента с целью создания условий для проверки какой-либо гипотезы. Рис. 1.3. Методы психологии.
Эксперимент в психологии всегда предполагает участие людей, что создает дополнительные морально-этические проблемы. Во- первых, над людьми можно экспериментировать только с их согласия. Во-вторых, эксперименты, которые могут нанести вред, вообще нельзя ставить. В-третьих, ход и результаты эксперимента существенно зависят от того, как понята цель участниками, где, когда и кем проводится эксперимент, как ведет себя экспериментатор и т.д. Организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко. В связи с этим его применяют гораздо реже, чем другие методы. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия участников определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях (например, развитие слепоглухонемых детей); констатирующим, когда изучаются психологические явления; формирующим, если в его процессе развиваются определенные психологические качества участников эксперимента.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.006 с.) |