Как не стать человеком толпы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как не стать человеком толпы



...Основное свойство толпы - ее превращаемость. Превращения мо­гут как происходить спонтанно, так и быть спровоцированы умышленно. На превращаемости строятся приемы манипулирования толпой с теми или иными целями.

. Самый элементарный пример спонтанных превращений вспомнит вся­кий, кто бывал на футбольном матче. С началом игры конвенциональная толпа («толпа по поводу») превращается в экспрессивную. Важнейшая задача организаторов - принять все меры, чтобы по ходу матча или по его окончании предотвратить превращение толпы в агрессивную, в стя­жательную (когда тысячи возбужденных болельщиков одновременно ус­тремляются к единственному выходу) или в паническую под влиянием драки, пожара, стрельбы.

...В 1974 г. шел товарищеский матч по хоккею между сборными моло­дежными командами СССР и Канады, причем один сектор на трибуне крытого стадиона был полностью предоставлен канадским туристам. Когда встреча уже приближалась к концу, из канадского сектора к советским секторам полетели красивые упаковки «жвачки». «Жвачка», в то время атрибут «буржуазного образа жизни», в нашей стране не производилась и не продавалась. Канадцы наверняка знали о высокой ценности деше­вой «жвачки» для советских обывателей. Были их действия жестом дру­желюбия или намеренной провокацией, осталось неясным (да, похоже, никто и не пытался это выяснить). Последовавшие события оказались позорными и страшными.

Наши болельщики, забыв о хоккее, устроили кучу-малу. Тут же над головами канадцев засверкали фотоаппараты (снимки «русских дикарей за железным занавесом», отчаянно сражающихся за упаковки «жвачки», обошли потом западные газеты). Администраторы стадиона в ужасе от происходящего не нашли ничего лучшего, как полностью вырубить осве­щение в зале. Испуг от внезапной кромешной тьмы стал импульсом для превращения стяжательной толпы в паническую. В возникшей давке по­гибли люди, многие получили увечья...

Назаретян А. Психология толпы // Педология. — 2002, № 7.

педагогическая психология — отрасль психологии, исследующая формирование и изменение психологии людей в условиях обу­чения;

медицинская психология — отрасль психологии, изучающая осо­бенности возникновения и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних факторов в патогенезе и лечении этих нарушений.

Кроме перечисленных отраслей психологии, есть еще и другие: политическая психология, экономическая психология, военная психо­логия, психология спорта, психология рекламы и т.д.

Механизм рекламы базируется на закономерностях восприятия. Наиболее эффективна телевизионная реклама, которая воздействует на зрительные и слуховые рецепторы. Исследования показали, что лучше всего воспринимаются желтый цвет на черном фоне, белый на синем, черный на оранжевом, оранжевый на черном и только на 5-м месте черный на белом.

Наиболее эффективна реклама, которая апеллирует к чувствам, а не к разуму. В рекламе используется также обращение к первич­ным потребностям человека и его инстинктам, реклама вызывает и закрепляет положительные эмоции, связанные с отдыхом на при­роде или поглощением пищи. Реклама не должна вызывать отри­цательные эмоции (реклама сигарет «Филипп Моррис», которые не раздражают горло; чемодан, вываливающийся из самолета при авиакатастрофе). Использование женского тела в роли «катализа­тора» продажи товаров не раз вызывало споры.

Психологические научные дисциплины условно можно разде­лить на теоретические и практические.

Психологи-теоретики заняты поиском новых знаний, они на­блюдают явления в естественной обстановке или в лаборатории, интерпретируют полученные результаты, создают схемы, объясня­ющие поведение.

Психологи-практики более многочисленны. Это школьные пси­хологи, медицинские психологи, социальные психологи, психоло­ги-консультанты в организациях и т.д.

Методы психологии

Психические явления нематериальны, и, следовательно, мето­ды, которые используются в естественных науках, для их изучения не всегда подходят. Это было известно еще в XVIII и XIX веках, когда психические явления изучали методом интроспекции (букв, «смотрение внутрь»), т.е. самонаблюдения. Человек наблюдал за самим собой и описывал выявленные факты.

Самонаблюдение — неотъемлемое качество человека. Мы все время анализируем свои действия и чувства, оцениваем свое отно­шение к другим людям и их отношение к себе. Однако как метод научного исследования интроспекция оказалась весьма ненадеж­ной.

Ведь на основе самонаблюдения мы способны описывать не столько сами чувства, мысли и другие психические состояния, сколь­ко свои воспоминания о них, даже если мы осознаем свой внутрен­ний мир и искренне хотим рассказать о себе правду. Однако мы далеко не все знаем о себе и, даже желая что-то рассказать, не всегда способны это сделать.

Наша психика — не замкнутый в себе мир. Наши мысли, чув­ства, мечты прорываются наружу в виде поступков, дел, доступных внешнему объективному наблюдению. Их можно записывать, сни­мать на пленку и т.д. Значит, к изучению психики человека можно применить наблюдение.

Наблюдение — это метод сбора первичной информации об изуча­емом объекте путем непосредственного восприятия и прямой реги­страции фактов, значимых для целей исследования. Существует несколько видов наблюдений (рис. 1.3). О внутреннем наблюдении мы говорили выше. Внешнее наблюдение — это наблюдение со сто­роны. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных ра­мок и программы, а стандартизованное, напротив, заранее опреде­лено и ведется по четкой программе.

Включенное наблюдение предполагает личное участие психолога в исследовании, когда он превращается в бомжа, религиозного фа­ната, наркомана и т.д.

Можно также наблюдать человека незаметно. При скрытом наблюдении, которое часто применяется по отношению к детям дошкольного возраста, можно использовать магнитофон, видеока­меру, зеркало Гезелла (стекло, прозрачное только со стороны на­блюдателя).

Наблюдение широко распространено во многих науках, в том числе в медицине, и имеет плюсы и минусы. Наблюдение прово­дится в естественных условиях. Его относительная простота соче­тается с субъективностью наблюдателя и определенными трудно­стями при подготовке данных к обработке. Наблюдение позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в мо­мент их совершения, а другие методы сбора данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях.

Эксперимент — один из основных методов психологии. Это ме­тод, предполагающий активное вмешательство исследователя в де­ятельность участника эксперимента с целью создания условий для проверки какой-либо гипотезы.

Рис. 1.3. Методы психологии.

 

Эксперимент в психологии всегда предполагает участие людей, что создает дополнительные морально-этические проблемы. Во- первых, над людьми можно экспериментировать только с их согла­сия. Во-вторых, эксперименты, которые могут нанести вред, вооб­ще нельзя ставить. В-третьих, ход и результаты эксперимента существенно зависят от того, как понята цель участниками, где, когда и кем проводится эксперимент, как ведет себя эксперимен­татор и т.д.

Организовать и провести настоящий, отвечающий всем требо­ваниям психологический эксперимент на практике бывает нелег­ко. В связи с этим его применяют гораздо реже, чем другие методы.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия участников оп­ределяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществ­ляется в естественных условиях (например, развитие слепоглухоне­мых детей); констатирующим, когда изучаются психологические явления; формирующим, если в его процессе развиваются опреде­ленные психологические качества участников эксперимента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.006 с.)