Воспитательный потенциал курса литературы в средней школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитательный потенциал курса литературы в средней школе.



Воспитательный потенциал курса литературы связан с особой возможностью формировать систему нравственных ценностей, углублять интеллектуальную, эмоционально-чувственную сферу личности, развивать социальную и культурную компетенции ученика.

Литература является общепризнанным источником нравственного воспитания. Обладая огромной силой воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Одним из путей является формирование умения воспринимать чувства и переживания героев. С этой целью на уроках вместе с учащимися выделяем в художественном произведении эмоциональные эпизоды, в которых героями переживаются те или иные душевные состояния. Школьники выделяют внешние детали, раскрывающие внутреннее состояние героев (действия, жесты, позы, выражение лица, интонацию), которые выступают как своеобразное свидетельство характеристики нравственных особенностей личности героя и переживаемых им в данный момент чувств. Другим путем нравственных качеств учащихся является выявление авторского отношения к героям, которое определяет и наше отношение к герою. Каждый писатель имеет свой взгляд на жизнь, свое понимание человеческих характеров, свои суждения о вопросах нравственности, свое особое отношение к природе и т.д.                                                                                                    Часто учащиеся становятся вместе с героем произведения перед нравственным выбором, рассуждают о том, как поступил бы он в той или иной ситуации, а вместе с тем поддерживает, оправдывает или осуждает героя

В последнее время остро стоит проблема охраны окружающей среды. А отношение человека к природе – это показатель его нравственности. Важный вклад в дело воспитания бережного отношения к природе вносит литература. Рассказы Пришвина, Паустовского, Астафьева в самых незатейливых сюжетах призывают к сочувствию ко всему живому на земле.                                                                                   Виктор Астафьев в романе «Царь-рыба» показал два типа охотников, их отношение к природе и отношение природы к ним. Большой эмоциональный заряд несет в себе рассказ К.Паустовского «Телеграмма». Единственная дочь, молодая, энергичная, преуспевающая девушка, живущая в городе, вдали от матери, с головой уходит в работу, помогает устроить жизнь молодого художника, проявляя заботу о посторонних людях, забывает о своей больной и пожилой матери, которая умирает, так и не дождавшись приезда своей дочери. Умению любить человека учит и рассказ Платонова «Юшка». Герой произведения, внешне неприметный человек, над которым потешаются люди, жестоко мучают его, не озлоблен на них, напротив, он, как выяснится после его смерти, оказался человеком доброй души, он вырастил и выучил сироту, ставшую докторшей.                                                            Ученики учатся на уроках литературы разбираться в людях, отличать истинное от ложного. В их душах происходит очищение, как оно произошло и с героями рассказа «Юшка» Они все пришли проститься с Юшкой. Возможно, чье-то слепое сердце прозрело, пусть ненадолго.                           В наше время людям не хватает отзывчивости, сердечности, сочувствия. Важно, чтобы дети не выросли жестокими, черствыми. Уроки литературы помогают нам воспитывать в них умение оценивать себя и свои поступки. Изучая рассказ Носова «Кукла», мы ведем серьезный разговор о нравственных ценностях. Примером морального обнищания, нравственного падения людей, по мнению ребят, являются те, кто поиздевался над куклой: сожгли волосы, выдавили глаза, сделали дырку на месте носа горящей сигаретой и выбросили в грязный придорожный кювет.                                   А как часто в жизни подобное проделывают с живым человеком! Задача учителя литературы, как и автора, помочь школьникам задуматься о том, для чего дана жизнь, чтобы они проверяли свои поступки сознанием: не причиняют ли они зла людям своими действиями, чтобы они поступали по совести, так, чтобы людям рядом с ними было хорошо.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.004 с.)