Конкретно-действенное мышление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкретно-действенное мышление.



· Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

· Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное мышление

· Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

· Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление

· Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

· Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Виды, функции и процессы воображения. Феномен творчества.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

· Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

· Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

· Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

· Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

· Образное представление действительности;

· Регулирование эмоциональных состояний;

· Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

· Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

ü Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

ü Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

ü Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

15. Сущность, виды и функции внимания.

Внимание – э то психическое состояние, которое характеризует динамические особенности познавательной деятельност

Свойства внимания:

 1. Устойчивость – сосредоточение человека на каком-либо одном объекте;

 2. Концентрация – сосредоточение человека на каком-либо одном объекте в течении длительного времени;

 3. Переключаемость – способность человека переводить свое внимание с одного объекта на другой;

 4. Распределение – рассредоточение внимания на нескольких объектах;

 5. Объем – количество предметов, которые человек может держать в поле своего внимания.

Виды внимания:

1. Природное – передается человеку по наследству. Базируется на ориентировочном рефлексе «Что такое?», в ответ на сильный раздражитель внешней среды – безусловный рефлекс.

 2. Социальное – вырабатывается у человека в процессе общения с другими людьми. Приобретается в течении жизни, связан с волей человека, связан с сознанием (делает осознано).

 3. Непроизвольное – близок к природному, не связан с волей и сознанием, тесно связан с подсознанием, но не осознает и не понимает (информация которая запоминается непроизвольно).

 4. Произвольное - ближе к социальному, тесно связан с волей и сознанием. Осуществляется по заранее разработанному плану.

 5. Чувственное – концентрация чувств на объекте или явлении (переживание, обиды).

 6. Интеллектуальное – вид внимания, который управляет мыслями человека, логикой, мышлением в целом.

ü Непосредственное внимание - не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

ü Опосредствованное внимание - регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Нарушение внимания – один из самых важных симптомов патологического состояния мозга, и его исследования может внести важные данные в диагностику мозговых поражений. При массовом поражении глубоких отделов мозга (верхний ствол, стенки третьего желудочка, лимбическая система), все это может нести тяжелое нарушение непроизвольного внимания, которые проявляются в виде общего снижения активности и выраженных нарушений механизмов ориентировочного рефлекса.

 Такие нарушения несут разный характер:

 1. характер выпадения (нарушение – ориентировочный рефлекс нестойкий и быстро угасает);

 2. характер патологического раздражения стволовых и лимбических систем, в результате чего раз появившиеся симптомы ориентировочного рефлекса не угасает в течении длительного времени раздражители продолжают вызывать неугасимые электрофизиологические и вегетативные (сосудистые и двигательные) реакции.

Функции внимания:

ü активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

ü способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,

ü обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

ü определяет точность и детализацию восприятия,

ü определяет прочность, и избирательность памяти,

ü определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

ü является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.

ü выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.

ü для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.

ü в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

ü о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.

ü внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.011 с.)