Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конкретно-действенное мышление.
· Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. · Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли. Конкретно-образное мышление · Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. · Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы. Абстрактное мышление · Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. · Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль. Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления. Виды, функции и процессы воображения. Феномен творчества.
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Виды воображения · Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. · Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. · Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. · Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Функции воображения: · Образное представление действительности; · Регулирование эмоциональных состояний; · Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; · Формирование внутреннего плана действий. Способы создания образов воображения: ü Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей. ü Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого. ü Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи. Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности. 15. Сущность, виды и функции внимания. Внимание – э то психическое состояние, которое характеризует динамические особенности познавательной деятельност Свойства внимания: 1. Устойчивость – сосредоточение человека на каком-либо одном объекте; 2. Концентрация – сосредоточение человека на каком-либо одном объекте в течении длительного времени; 3. Переключаемость – способность человека переводить свое внимание с одного объекта на другой; 4. Распределение – рассредоточение внимания на нескольких объектах; 5. Объем – количество предметов, которые человек может держать в поле своего внимания. Виды внимания: 1. Природное – передается человеку по наследству. Базируется на ориентировочном рефлексе «Что такое?», в ответ на сильный раздражитель внешней среды – безусловный рефлекс. 2. Социальное – вырабатывается у человека в процессе общения с другими людьми. Приобретается в течении жизни, связан с волей человека, связан с сознанием (делает осознано). 3. Непроизвольное – близок к природному, не связан с волей и сознанием, тесно связан с подсознанием, но не осознает и не понимает (информация которая запоминается непроизвольно). 4. Произвольное - ближе к социальному, тесно связан с волей и сознанием. Осуществляется по заранее разработанному плану. 5. Чувственное – концентрация чувств на объекте или явлении (переживание, обиды).
6. Интеллектуальное – вид внимания, который управляет мыслями человека, логикой, мышлением в целом. ü Непосредственное внимание - не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. ü Опосредствованное внимание - регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. Нарушение внимания – один из самых важных симптомов патологического состояния мозга, и его исследования может внести важные данные в диагностику мозговых поражений. При массовом поражении глубоких отделов мозга (верхний ствол, стенки третьего желудочка, лимбическая система), все это может нести тяжелое нарушение непроизвольного внимания, которые проявляются в виде общего снижения активности и выраженных нарушений механизмов ориентировочного рефлекса. Такие нарушения несут разный характер: 1. характер выпадения (нарушение – ориентировочный рефлекс нестойкий и быстро угасает); 2. характер патологического раздражения стволовых и лимбических систем, в результате чего раз появившиеся симптомы ориентировочного рефлекса не угасает в течении длительного времени раздражители продолжают вызывать неугасимые электрофизиологические и вегетативные (сосудистые и двигательные) реакции. Функции внимания: ü активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, ü способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, ü обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. ü определяет точность и детализацию восприятия, ü определяет прочность, и избирательность памяти, ü определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности. ü является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений. ü выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. ü для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. ü в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. ü о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. ü внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.011 с.) |