Характеристика перцептивной стороны общения.    


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика перцептивной стороны общения.   



Перцептивная сторона общения подразумевает, что в нем должно обязательно быть взаимопонимание между участниками. Речь идет об осознании установок, мотивов и целей своего партнера, а также их принятии и разделении. Только в этом случае появляется восприятие одного человека другим и можно говорить о наличии межличностного понимания.

Перцептивная сторона общения имеет следующие функции:

Ø формирует содержание межличностного восприятия;

Ø содействует установлению взаимопонимания;

Ø обеспечивает влияние партнеров по общению друг на друга.

Все это возможно благодаря "работе" конкретных механизмов. К ним можно отнести следующие.

Во-первых, аттракция, эмпатия и идентификация, которые способствуют познанию и пониманию друг друга людьми.

Во-вторых, рефлексия, которая помогает познанию самого себя в общении.

В-третьих, каузальная атрибуция, которая будет способствовать прогнозированию поведения в процессе общения каждого партнера.

Перцептивная сторона общения должна обязательно включать в себя работу всех этих механизмов. Идентификация - это механизм познания друг другом людьми, когда мнение о внутреннем состоянии другого человека будет строиться на основании попытки себя поставить на место партнера.

Эмпатия подразумевает наличие эмоционального сопереживания ему.

Привлечение или аттракция представляет собой форму познания собеседника, которая основана на формировании позитивного устойчивого чувства к нему.

Перцептивная сторона общения будет зависеть во многом от того, насколько хорошо развиты эти механизмы, помогающие понять другого человека. Помимо этого, необходима рефлексия и каузальная атрибуция.

Рефлексия представляет собой механизм, при помощи которого происходит самопознание в общении. В его основе лежат способность представлять то, каким образом он воспринимается своим партнером.

Каузальная атрибуция подразумевает интерпретацию поступков и чувств другого человека, когда имеется намерение выяснить причины его поведения.

Когда изучалась перцептивная сторона общения учеными, то были выделены интересные закономерности:

Ø причина успеха людьми приписывается всегда себе, а вот неудач - обстоятельствам или другим людям;

Ø человек, который отрицательно относится к своему собеседнику, всегда будет характеризоваться последним более негативно;

Ø партнер по общению воспринимается обычно через призму "первого впечатления" и его ошибок.

Обычно при оценке незнакомого человека на пятьдесят процентов мнение будет правильным, а на остальные же пятьдесят - ошибочным. Это происходит из-за трех факторов, которые и были выделены, когда изучалась перцептивная сторона общения. Психология человека гласит, что на него, вне зависимости от опыта, пола и возраста, всегда будут влиять:

Ошибка превосходства. Человека, который нас превосходит по каким-либо параметрам, мы всегда будет оценивать, как более умного и талантливого. В противном же случае, наоборот.

Ошибка отношения к нам. Человеку, который относится к нам доброжелательно и уважительно, всегда будут приписываться положительные черты характера.

Ошибка привлекательности. Человек, который нам нравится внешне, либо же по индивидуальным качествам, будет восприниматься совсем иначе. Ему будут приписываться даже несуществующие качества личности.

Итак, обобщая сказанное: перцептивная сторона общения - это необходимый его компонент. Она должна включать в себя:

Ø самопознание в процессе общения;

Ø понимание и познание собеседника;

Ø прогнозирование поведения своего партнера.

 

10. Понятие и механизмы социальной перцепции.

Социальная перцепция — это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.

Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических) особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, результате которой у субъекта социальной перцепции складывается сонкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп. В зависимости от этих представлений субъект социальной перцепции прогнозирует и свои отношения, и поведение в различных ситуациях взаимодействия и общения с другими людьми.

Результатом межличностного восприятия становится образ другого человека, на основе которого прогнозируется собственное поведение и поведение партнера. Одном из традиционных является исследование закономерностей формирования первого впечатления о другом человеке. Именно при изучении этой закономерности в СП были открыты эффекты межличностного восприятия:

 1. Эффект ореола (галло эффект) – склонен преувеличивать однородность личности партнера и впечатления о каком-то одном качестве человека, переносится на личность в целом.

2. Эффект первичности и новизны. Эффект первичности возникает в отношении незнакомых людей, если человек незнаком, то наиболее значимой становится первая информация, полученная об этом человеке. Эффект новизны возникает в отношении знакомых людей, при восприятии знакомых людей наиболее значимой становится новая ранее не известная информация об этом человеке.

3. Эффект проекции, воспринимающий склонен приписывать другому человеку собственные негативные качества.

4. При формировании первого впечатления явление стереотипизации.

При восприятии другого человека мы ориентируемся на социальные стереотипы. Социальные стереотипы – устойчивые представления о каких-либо явлениях или людях, свойственны представителям той или иной группы. Социальные стереотипы создаются группой, члены которой усваивают и принимают. Индивидуальные различия определены личным опытом контактов с представителями той группы, к которой относятся стереотипы. Если такой опыт контакта есть, то он становится более дифференцирован. Если опыта нет – то в зависимости от характера отношений с данной группой – полярный. Содержание стереотипов меняется, по содержанию можно судить об отношениях между группами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.005 с.)