Сущность учения и его закономерности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность учения и его закономерности.



Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания граж­данской зрелости. В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направ­ленность, волевые черты характера, способность и т. д.

Учение — это целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике. 

 Обучение зависит от трех факторов: от того, чему обучают, от того, кто и как обучает, и от того, кого обучают. Во-первых, характер учения зависит от материала, который подлежит усвоить, от его содержания и системы, в которой он подается. Во-вторых, характер учения зависит от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей, от конкретной методики обучения, которую учитель применяет в каждом отдельном случае. Наконец, процесс учения зависит в немалой степени и от особенностей ученика — индивидуальных характеристик его психического развития (умственного, эмоционального, волевого), от сложившегося у него отношения к учению, его склонностей и интересов. Иначе говоря, процесс обучения опосредуется индивидуально-психологическими особенностями ученика, а не есть простое и однозначное следствие того, чему и как обучают ученика, т. е. условий, задаваемых извне.

 Основные стороны процесса обучения сводятся к следующему: 1) формирование у учащихся положительного отношения к учению, общественных мотивов учения; 2) усвоение системы знаний; 3) формирование способов (приемов) выполнения соответствующей деятельности — умений и навыков; 4) умственное развитие учащихся — формирование у них потребности и умения самостоятельно пополнять и совершенствовать знания, развитие активного, самостоятельного, творческого мышления; 5) воспитание в процессе обучения — формирование у учащихся убеждений, диалектико-материалистического мировоззрения, некоторых нравственных качеств, положительных мотивов поведения в процессе пре-подавания различных учебных предметов.

 Мотивы учения. Положительное отношение к учению, высокая общественная мотивация его — совершенно необходимые условия полноценного усвоения учебного материала. Условия формирования мотивов учения и возрастные особенности мотивации рас-смотрены выше. Исследования показали, что наиболее существенную роль здесь играют следующие факторы: 1) идейно-научная содержательность учебного материала; 2) понимание учащимися практической значимости получаемых ими знаний, осознание их полезности для практической деятельности; 3) эмоциональный характер изложения нового материала учителем и усвоения его учащимися. Учение должно давать учащимся радость и удовлетворение от самого сознания, что они узнают новое, интересное, полезное. Радость познания рождает и потребность в знаниях; 4) организация поисковой познавательной деятельности учащихся, дающей им возможность перешивать радость самостоятельных открытий; 5) вооружение учащихся рациональными приемами учебной работы, которые освобождали бы их от пустой траты времени, излишних усилий, малопроизводительной работы.

 Внимание учащихся — обязательное условие успешной учебной работы. Обычные причины невнимательности школьников — усталость, отсутствие интереса к предмету, сухость и неясность изложения. Основные средства возбуждения внимания учащихся — динамичное ведение занятий с применением разнообразных приемов организации активности учащихся, живость наложения, переключение учащихся с одного вида деятельности на другой, устранение отвлекающих раздражителей, а также постепенное формирование способности противостоять им, бороться с их отвлекающим действием (легкий рабочий шум в классе, шум в коридоре или на улице, наличие в классе не имеющих отношения к уроку новых для учеников предметов, экспонатов, присутствие новых людей и т. д.). Иначе образуется изнеженное, избалованное внимание — привычка работать только в абсолютно благоприятных условиях.

 Другая форма выражения положительных мотивов учения — наличие учебных интересов. Учебные интересы, как правило, избирательны, лишь у самых младших школьников они могут принимать форму интересов к учению вообще. Учебный интерес зависит от того, насколько ясно ученику значение изучаемого им материала, насколько связан материал с внеучебными интересами, насколько ясно и понятно излагает материал учитель, насколько активны и разнообразны методы обучения. Интерес может быть и косвенным, опосредованным, когда он определяется не просто занимательностью, а глубоким осознанием значения предмета, жизненной важности тех или иных сведений.

 Усвоение знаний. Усвоение как организованная познавательная деятельность ученика включает деятельность восприятия, памяти, мышления, воображения.

 Выделяют четыре основных звена процесса усвоения: 1) непосредственное восприятие, наблюдение (получение информации); 2) осмысление материала, мыслительная его обработка (переработка полученной информации); 3) запоминание и сохранение материала (хранение полученной и обработанной информации); 4) применение знаний на практике (применение информации).

Полученные и переработанные сведения должны быть сохранены в памяти, чтобы в любой момент можно было извлечь их и применить па практике. Наиболее эффективное запоминание происходит в активной деятельности с изучаемым материалом. Эта же эффективность существенным образом зависит от установок — установки на запоминание вообще и установок более частного характера: на длительное сохранение в памяти, на точное воспроизведение или воспроизведение своими словами и т. д. Роль учителя заключается в том, чтобы создавать у учащихся соответствующую установку, указывая на то, что нужно запомнить на время, что — навсегда, а что и вовсе не следует запоминать, достаточно просто понять и т. д.

 Умения и навыки. Обучаясь в школе, учащиеся приобретают разнообразные умения и навыки путем упражнений и тренировки. Упражнение как необходимое условие формирования и закрепления навыков должно удовлетворять следующим условиям: 1) следует точно знать цель упражнения, каких результатов нужно добиться; 2) необходимо специально следить за точностью выполнения упражнения, чтобы не закреплять ошибки, если они возникают, следить за результатами упражнений, сравнивать свои действия с эталоном, осознавать, какие успехи уже достигнуты и па каких недостатках следует фиксировать внимание, чтобы их устранить; 3) упражнения не должны быть случайным набором однотипных действии; в основе их должна лежать определенная система, необходимо планировать правильную последовательность их, в частности постепенно усложнять; 4) упражнения не должны прерываться на сколько-нибудь длительное время, так как в этих условиях навык образуется медленно.

 Обучаемость школьников. Уже отмечалось, что успех обучения в известной степени зависит и от индивидуально-психологических особенностей учащихся. Одна из таких особенностей — различие в обучаемости каждого ученика. Обучаемость — это общая умственная способность к усвоению основ наук, или, иначе говоря, восприимчивость к обучению. Всякий нормальный в психическом отношении и здоровый школьник, безусловно, способен к обучению в школе и к получению среднего образования. Но конкретные условия жизни каждого ученика своеобразны и неповторимы. Какова обстановка в семье, взаимоотношения членов семьи, единственный ли ребенок в семье, каково состояние его здоровья, каковы особенности его памяти, мышления и воли — все сказывается на обучаемости школьника. Обучаемость - это система интеллектуальных свойств человека, от которых при всех прочих равных условиях зависит успешность обучения. Эта система представляет единство таких качеств, как обобщенность мыслительной деятельности (полнота абстрагирования существенных признаков), самостоятельность мышления, гибкость мыслительной деятельности (легкость ее перестройки в соответствии с изменившимися условиями), смысловая память, характер связи наглядно-образных и отвлеченных компонентов мышления.

3. Учебная деятельность и её структура.

Учебная деятельность — ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.

учебная деятельность является:

v общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством);

v общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой);

v общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами).

Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов. В конце 50-х гг. XX в. Д.Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении УД, о её значении в психическом развитии ребёнка. По его мнению, в структуру УД входят:

v учебная цель;

v учебные действия;

v действия контроля процесса усвоения;

v действия оценки степени усвоения.

В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят:

v учебные ситуации (или задачи);

v учебные действия;

v действия контроля и оценки

Более подробно остановимся на точке зрения В.В. Давыдова. По его мнению, одним из важнейших компонентов учебной деятельности является понимание школьником учебных задач (УЗ). Учебная задача тесно связана с содержательным (теоретическим) обобщением, она подводит ученика к овладению обобщенными отношениями в изучаемой области знаний, к овладению новыми способами действия. Принятие школьниками УЗ "для себя" и самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъекта деятельности. Следующий компонент - осуществление школьником учебных действий. При правильной организации учения учебные действия школьника направлены на выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, ключевых идей данной области знаний, на моделирование этих отношений, на овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно, способами перехода от модели к объекту и обратно и т.д.

Не менее важное значение, по мнению В.В. Давыдова, имеет выполнение самим учеником действия контроля и оценки. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Характеристика компонентов УД: в структуре УД выделяются

v потребность;

v учебная задача;

v мотивы учебной деятельности;

v учебные действия и операции.

Потребностью УД является стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области (эти знания отражают закономерности происхождения, становления и развития предметов соответствующей области; эмпирико-утилитарные знания в отличие от теоретических фиксируют лишь признаки уже ставших предметов).

 Учебная задача. Специфика учебной задачи состоит в том, что при её решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач. Поставить перед учащимися учебную задачу - значит ввести их в проблемную ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных условиях. Учебная задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.

Мотивы учебной деятельности. В мотивах учебных действий конкретизируется потребность УД, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций. Для того чтобы учащиеся овладели способами выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия. При этом эти операции должны вначале выполняться либо материально с помощью каких-то предметов, либо материализованно с помощью их знаковых заменителей, изображений. Лишь постепенно, по мере отработки тех или иных операций, процесс выполнения действия свертывается и в конце концов выполняется сразу как единое действие.

 

4. Цели обучения и уровни обученности.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ — сознательно планируемые его результаты, которые оказывают усваиваемые знания, навыки, умения, развитие творческого мышления, человечности и других качеств, необходимых личности как субъекту общественной, трудовой и семейной жизни. Гуманистическая психология главной целью обучения считает формирование самоактуализирующихся личностей. А.Маслоу выделил следующие их характеристики: более адекватное восприятие действительности и более благоприятное отношение к ней; уважительное отношение к себе и другим; направленность на совершенствование себя и окружения; мотивация скорее внутренняя, чем внешняя; их поведение не эгоцентрично; они ориентированы на решение проблем на основе чувства ответственности; высокая нравственность.

Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки.

v Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что ученик может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.

v Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.

v Третий уровень обученности – понимание. Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.

v Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных). Он характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.

v Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда учащиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.018 с.)