Понятие о самосознании и его структуре. Я-концепция и самопознание. Самооценка и уровень притязаний личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о самосознании и его структуре. Я-концепция и самопознание. Самооценка и уровень притязаний личности.



Самосознаниесовокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный <образ Я>. Люди отличаются от всего остального, что создано на планете Земля, важнейшим свойством - самосознанием. Наличие самосознания является обязательным условием сформированной личности. К. Маркс справедливо заметил, что животное абсолютно тождественно со своей жизнедеятельностью, оно просто не отличает себя от своей жизнедеятельности, составляет с ней одно неразделимое целое. Животное, собственно, и есть эта жизнедеятельность, оно как бы живет «вместе с жизнью», не замечая ее: спит, ест, убегает от опасности. Здесь нет восприятия времени, возраста, чувства удовлетворенности. Всем этим движет лишь инстинкт выживания в среде.

Человек же подчиняет свою жизнедеятельность собственной воле и сознанию. Он сам выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, своих действий и поведения. Он субъективно переживает фактор времени, свое прошлое и настоящее, может представлять свое будущее.

Существует взгляд на развитие самосознания как на многоуровневый процесс. Так, иногда здесь выделяют четыре уровня ( по Л. Столяренко):

 - непосредственно-чувственный (уровень простейшего самопознания, обеспечивающего самоощущение процессов в организме, психических состояний);

 - личностный (уровень переживаний о себе как личности, которой присущи сильные и слабые стороны);

 - интеллектуально-аналитический (уровець осознания содержания собственных мыслительных процессов через самонаблюдение и самоанализ);

 - целенаправленно-деятельный (симбиоз предыдущих уровней с выходом на мотивированное поведение чг рез самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение)

В. Мерлин считает, что формирование самосознания осуществляется в четыре этапа:

 - осознание индивидом отличия себя от остального мира;

 - осознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

 - осознание своих психических свойств;

 - социально-нравственная самооценка, самоуважение.

Структура самосознания представляет собой неоднородное архитектурное образование. Как устойчивая установка индивида по отношению к себе она включает в себя три взаимосвязанных компонента:

 - когнитивный, отражающий самопознание индивида;

 - эмоциональный, выражающий его еамоотиошение (самооценку);

 - поведенческий, отражающий саморегуляцию индивида.

К основным функциям самосознания можно отнести:

 - формирование себя как неповторимой личности (приобретение собственного образа «Я»).

 - самозащита своего образа «Я» как фактора устойчивости личности во всех условиях жизнедеятельности.

Самосознание динамично, находится в развитии. Оно есть результат, продукт становления человека как личности».

Я-концепция - Совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Установки, направленные на самого себя, составляют: 1) <образ Я>-представление индивида о самом себе; 2) самооценку - эмоционально окрашенную оценку этого представления; 3) потенциальную поведенческую реакцию-те конкретные действия, которые могут быть вызваны <образом Я> и самооценкой.

Представления человека о самом себе, чаще всего, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд объективные, показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их <Я-концепции>.

Позитивную <Я-концепцию > можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной <Я-концепции> становятся негативное отношение к себе, отрицание себя, ощущение своей неполноценности.

<Я-концепция> играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. <Я-концепция> здесь действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе. <Я-концепция> определяет и ожидания человека, т. е. его представления о том, что должно произойти. Так, например, дети, которым свойственно беспокоиться о своих успехах в школе, часто говорят: <Я знаю, что окажусь полным дураком> или <Я знаю, что плохо напишу эту контрольную>. Иногда с помощью таких суждений ребенок просто пытается себя подбодрить, иногда они отражают его реальную неуверенность. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном счете его представлениями о себе. В <Я-концепции> запрограммировано, каким должно быть поведение человека. <Я-концепция>- это представление о <Я>, которое может быть верным или неверным, искаженным.

Самосознание работает путем постоянного сравнения реального поведения с <Я-концепцией> и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Рассогласование между <Я-концепцией> и реальным поведением порождает страдания. Чем значимей черта, запрограммированная в <Я>, тем сильнее переживается рассогласование.  Слишком жесткая структура <Я-концепции> вначале кажется силой характера, а на поверку часто становится источником мучительных рассогласований, которые могут довести до болезни. С другой стороны, слишком слабая <Я-концепция> делает нас бесхарактерными и непригодными для длительных и напряженных усилий по достижению поставленной цели. Люди могут отличаться друг от друга также тем, как они реагируют на рассогласование между <Я-концепцией> и реальным поведением. Те, кто совершенно не способны его выдержать, очень чувствительны к нему, кажутся людьми сильными, а на поверку жизнь ломает их быстро. Их жесткая структура не может <гнуться> и изменяться под влиянием обстоятельств, и в силу нетерпимости к рассогласованию она ломается; личность переживает кризис, иногда необратимый. В случае комплекса неполноценности, где нарушен процесс сличения между <Я-концепцией> и реальным поведением, эта <Я-концепция> настолько искажена и деформирована, что достижение согласования невозможно. Когда мы говорим о низкой самооценке личности, то под этим подразумеваем то, что рассогласование настолько сильно, что человек потерял всякую возможность достичь согласия с самим собой.

<Образ Я>- одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном <образе Я>: отрицательное отношение к себе, отрицание собственного <Я>, каковы бы ни были его истоки и причины, всегда переживаются болезненно. <Образ Я> ассоциируется с такими специфическими чувствами, как гордость или унижение.

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях.

В структуре самооценки выделяют два компонента:

 - когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;

 - эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Американский психолог У. Джеймс (1842 - 1910) предложил формулу для самооценки : Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что, сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек:

 - приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс двухлетних детей («я лучше всех»); имеет идеализированное представление о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей

 - игнорирует личные неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает все, что мешает сложившемуся представлению о себе;

 - истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;

 - становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не прислушивается к чужому мнению;

 - экстернален, свой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками;

 - к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придиркам и зависти;

 - как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;

- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;

 - ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда -скрытое или явное негативное отношение к нему);

 - подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и невезучий»);

 - прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;

 - имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и устойчивый взгляд, командные нотки в голосе.

При явно заниженной самооценке человек:

 - обладает преимущественно тревожным, застревающим, педантичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;

 - неуверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен; конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу; остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;

- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда - любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем и, прежде всего самому себе, свою значимость, что он чего-то стоит;

 - ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;

 - нередко «уходит» в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;

 - слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;

- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре глаза часто отводит в сторону.

 Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:

 - познавательного, способствующего адекватности;

 - защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.022 с.)